Буддийский монастырь Бардан-гомпа в Занскаре. Гималаи, Ладакх, Каракорум

26 Июнь 2012 // Автор: Pavel Borisov

Места: Бардан, Джамму и Кашмир, Занскар, Индия, Книга "Гималаи. Ладакх. Каракорум", Царап-Чу

Метки: , , , ,

Монастырь Бардан построен в 17 веке. Он стоит на вершине небольшого, но крутого холма, одной стороной выходя на плоскую террасу. Другая сторона прилегает к обрыву над рекой Царап-Чу. Высокий холм несколько улучшает оборону, но нельзя назвать это место крепостью: чтобы защитить монастырь, потребовалось бы очень большое войско. Только удаленность спасала Занскар от воинственных соседей, да и то не всегда.

Монастырь Бардан на карте

Буддийский монастырь Бардан
Буддийский монастырь в Муне, Занскар

Стены сложены из не обожженных глиняных кирпичей и обмазаны сверху все той же глиной, а затем побелены. Редкие в этих местах дожди не разрушают стены. Побелка постепенно смывается, поэтому если в Тибете здание побелено – значит, оно жилое, хозяева присматривают за ним.

Буддийский монастырь в Муне, Занскар

К монастырю ведет лестница, на которой паломники, поднимаясь, крутят молитвенные барабаны из красной кожи. Это стандартное действие, которое делает каждый тибетец. В барабанах находятся свитки с мантрами, которые при вращении «прочитываются». Не сделать это считается невежливым, а крутить против часовой стрелки – вредным. Для иностранцев и индийцев, не знакомых с традицией, иногда делают стрелочки, в какую сторону нужно вращать барабаны.

Буддийский монастырь в Муне, Занскар

На крышах тибетских храмов часто присутствует трезубец. Этот воинственный символ позаимствован из индуизма, где трезубец ассоциируется с Шивой. В буддизме Махаяны тришула (санскр.) становится грозным оружием, охраняющим учение Будды.

Буддийский монастырь в Муне, Занскар

Самый ценный строительный материал – дерево. Его привозят из долин и используют для устройства перекрытий, колонн и оконных рам. Очень широко используют тонкие жерди, и пол верхних этажей часто «дышит» под ногами.

Буддийский монастырь в Муне, Занскар

В общий двор выходят несколько храмов. Одну из них полностью занимает большой молитвенный барабан, который в одиночку и сдвинуть с места сложно. Когда его раскручивают, периодически звенит колокольчик, прикрепленный на потолке. У входа в другой на стене – фреска, изображающая символическое устройство вселенной в виде колеса, в центре которого – гора Меру. Узкие и темные коридорчики, где сложно пройти, не пригнувшись, ведут к кельям и к святилищу, устроенному в естественном гроте под скалой. Возможно, это самое старое помещение, которое использовалось для медитаций и пожертвований задолго до строительства.

Буддийский монастырь в Муне, Занскар

Рядом с древней караванной тропой, которая сегодня расширена до автомобильной дороги, огибающей подножие холма, построены несколько буддийских ступ. Пространство между ними заполнено стеной из камней с выбитыми на них мантрами, которые в знак уважения приносили и укладывали паломники: занскарские крестьяне, караванщики, монахи.

Буддийский монастырь в Муне, Занскар

Значительные ценности монастыря охраняет цепной пес – щенок с повязанными на шею ленточками то ли в знак благословения, то ли просто для красоты.

Буддийский монастырь в Муне, Занскар

Книга «Гималаи, Ладакх, Каракорум»

Глава 1. С низкого старта из Манали в Лахул,
в которой мы собираем чемоданы, сгибаем в бараний рог велосипедную спицу по колено в грязи под перевалом Ротанг, беседуем в Лахуле с пьяным индусом и доезжаем до конца асфальтовой дороги.

Глава 2. Акробатика и тяжелая атлетика: с велосипедом через Шинго-Ла,
в которой мы чудом избегаем возвращения в Манали, индийский сварщик приобретает абсолютно новый опыт, в которой мы заносим велосипеды на Гималайский хребет, а нас обгоняют лошади с навьюченными сундуками.

Глава 3. Человек с железным конем,
в которой мы приносим велосипеды в Занскар, знакомимся с феодальными обычаями и совершаем визит в ассоциацию женщин села Каргьяк.

Глава 4. Самое отдаленное княжество в Индии,
в которой мы изо всех сил стараемся охладиться, перестаем катить велосипеды и снова едем на них, показываем юным монахам, как ставить заплатку на колесо, попадаем в центральный город Занскара и находим новый путь в Лех.

Глава 5. Новая дорога в никуда,
в которой инженеры рискуют жизнью, из долины реки Занскар исчезают люди, мы находим погребенный под скалой бульдозер и узнаем, какая в Индии система мер и весов.

Приложение 2. Деревня Сани: 1000 лет в тибетской глуши

Глава 6. Выбираясь из песков Занскара, или Вверх, на Пенси-Ла,
в которой мы боремся с песком и ветром, покупаем походные продукты там, где их нет, идем в гости к тибетцам и гималайским суркам и забрасываем велосипеды на крышу пастушьего дома.

Глава 7. Массив Кун-Нун: на четырех ногах, на четырех колесах,
в которой мы лезем в ледяную воду, испытываем сандалии для хождения по леднику и оставляем следы снежного человека в цветочной долине.

Глава 8. Вода, разделяющая мировые религии,
в которой мы выезжаем из Тибета, разгрызаем мягкие булочки, а на нашу единственную ручку для записей появляется огромное количество претендентов.

Глава 9. Неспокойный Каргил,
в которой мы попадаем в область международного конфликта, ищем подходящий караван-сарай и знакомимся с чеширским тандыром.

Глава 10. Пыль военных дорог,
в которой мы не пересекаем границу с Пакистаном, но заглядываем туда, в которой нам приходится побывать в музее боевой славы, в которой мы встречаем истинных ариев и выясняем, сколько абрикосов в состоянии съесть человек.

Глава 11. Наперегонки со строителями, или Снова по закрытой дороге из Леха в Падум,
в которой мы заполняем белое пятно в атласе, дорога обваливается в пропасть, и мы разоблачаем тибетскую антигравитацию.

Приложение 3. Лех: город на перекрестке

Глава 12. На хвосте у верблюда,
в которой велосипеды скачут по Шелковому пути, а мы поднимаемся на хребет Ладакх, разоблачаем индийских топографов и зарываем еду в песок.

Глава 13. Река государственной важности,
в которой мы разгадываем бюрократические загадки, находим пустыню в горах, встречаем военного альпиниста-австопощика и снова не попадаем в Пакистан.

26 Июнь 2012 // Автор: Pavel Borisov

Места: Бардан, Джамму и Кашмир, Занскар, Индия, Книга "Гималаи. Ладакх. Каракорум", Царап-Чу

Метки: , , , ,

4 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только [...]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. Здорово!

    Не похоже, что собака-улыбака что-то охраняет = )

  2. Aywa Aywa :

    Какие красивые ступы! Особенно старый очень необычно смотрятся.
    Пес, небось, воплощение гневных йидамов :) И почему ни одного человека нет?

  3. издалека монастырь похож на тюрьму для особо опасных.

  4. Красивое и величественное место! Веет чем-то значительным и даже космическим.

Оставить комментарий

*