Чайна туристо облико морале

13 Декабрь 2010 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Китай, Экспедиция в Тибет - 2010

Метки:

Китайские туристы – такой же бич, как российские и индийские. Их много и с каждым днем становится все больше. Потихоньку образуются туристические гетто, где ни шагу ступить, не толкнув кого-нибудь плечом. Чаще всего они ездят организованными группами и покидают автобусы только под присмотром гида, который идет впереди и машет флажком. Посмотрите направо, посмотрите налево, туалет за углом, обедать будем в ресторане «Счастливая утка», сувениры покупать только у официальных производителей народных изделий. Привычки «организованных» китайских туристов – как и у любого нормального китайца среднего класса и ниже. Чавкать погромче (наши детсадовские воспитатели умерли бы немедленно, если бы дети во время еды издавали такие звуки), объедки выплевывать на пол, лапшу всасывать как можно громче, мусор кидать куда попало, лишь бы с собственных глаз долой, фотоаппарат с «хоботом» – прямо в лицо представителям нацменьшинств. И обязательно с собой бутылка с водой и шляпа с полями. Есть и плюсы: не пьют (или делают это по-тихому), не буянят, общественного порядка не нарушают, а скорее наоборот, по местности не разбредаются (а вдруг что?), в общем, ведут себя мирно. Отдыхают люди, вот и хорошо.

Чтобы не быть голословной, покажу фотографии автобусных туристов в Дали (провинция Юньнань). Поочередно фотографируются на фоне пагод
Чайна туристо облико морале

Все на одном и том же месте
Чайна туристо облико морале

Неподалеку торговцы окучивают тех, кто только что выпал из автобусов. Продают безвкусные побрякушки, «народные» изделия, фрукты и овощи (огурцы, редис, помидоры)
Чайна туристо облико морале

Токарь-расточник Нижневартовского автомобильного завода ест очищенный огурец сорта зозуля
Чайна туристо облико морале

Бывают и другие китайские туристы. Во-первых, бекпекеры, прямо как русские самостоятельные путешественники, только китайцы. Сами ищут гостиницы, сами гуляют по городам, сами планируют маршрут поездки. Нормальные ребята. Во-вторых, джиперы, это довольно многочисленная и удивительная группа. Не знаю, как в других провинциях, но в Сычуани и Юньнани в отдаленных горных районах, куда ох как трудно добраться, много туристов на джипах. В России развит автотуризм, но, кажется, до таких высот еще не дошел. А тут, в какой-нибудь долине, где про асфальтовую дорогу слыхом не слыхивали, раз-два и показались китайцы с фотоаппаратами и на джипах. К чему я клоню? Я как раз хочу рассказать случай про джиперов, который существенно расширил наши представления о туризме в Китае и о китайцах в целом.

Как это обычно с нами бывает, занесло нас с Пашей в самую глушь Сычуани, на дорогу из Байюйя в Батанг. Дорога – точь-в-точь как в России из села Морозово в село Верхние Львы. Асфальта нет, ямы, лужи с топкой глиной, четырехтысячный перевал (хоть этого в России не бывает). Мы, наивные, надеялись на автостоп, но куда там, за весь день не было ни одной машины, зато с неба не переставало лить. Несколько часов мы пешком плелись в перевал, наконец, преодолели его и уже в сумерках принялись спускаться. Начался мокрый снегопад с порывами ветра, идти было мерзко и холодно. Внезапно со стороны перевала показался свет фар. Машина! Подъехал джип, из которого вылез китаец лет тридцати в фирменной флисовой курточке и мембранных штанах. «Вас двое? – он говорил по-английски, – У нас две машины; ты поедешь в первой, а ты – во второй». Через минуту подоспел микроавтобус, расселись, поехали.

Я поместилась в микроавтобусе, составив компанию двум мужчинам и девушке. Один из мужчин был постарше, с пробивающейся сединой в волосах, подтянутый, в хорошо сидящей спортивной одежде. Он руководил процессом. Водитель был гораздо моложе, с частично выбритой бородой на европейский манер, слегка раздолбайского расслабленного вида. Девушка очень приятная, интеллигентная, с тонким голосом, она активно помогала мужчинам. В джипе (в который усадили Пашу) ехали две дамы лет сорока, ухоженные и хорошо выглядящие, тоже одетые по-туристически: на них были пуховые куртки, треккинговые штаны и ботинки. Водитель с Пашей одного роста, выше среднего по китайским меркам, и тоже выглядел весьма прилично. Ему помогал тот, что согласился нас подвезти, кстати, он единственный говорил по-английски. К сожалению, у нас нет ни одной фотографии из этой поездки.

Минут через десять встретили на пути глубокую лужу, все вышли из машин, чтобы те проехали налегке. Микроавтобус (я до сих пор не понимаю, как он вообще туда добрался) завяз. Все бросились толкать. Выбрался. Через пять минут опять вышли – появилось следующее препятствие. Так продолжалось около часа: чуточку едем, потому все выходят и либо после брода / ямы / лужи снова садятся, либо сначала выталкивают автомобили. Причем, все происходило очень позитивно, без ругани, с улыбками. Попала грязь на светлые брюки? Не беда!

Подъехали к серьезному броду: резкий спуск к речке, потом такой же подъем. Джипы быстренько проскочили, а микроавтобус, пока прилаживался, каким-то образом очутился брюхом на бровке дороги. Толкать не выходит, срывать бровку нечем (ножами получилось плохо). Паша, хоть по-китайски и не очень, объяснил, что нужен домкрат, стали его извлекать из специального места под капотом, но без европейской смекалки справиться не смогли, пришлось Паше прийти им на помощь. Правда, с помощью домкрата тоже делу не помогли. При этом все делали вместе: толкали (как в России: «раз, два, три, пошел!»), копали, обсуждали, придумывали выход. В итоге, так как уже было темно, часов девять вечера, решили там и ночевать. Оперативно поставили две палатки, притащили спальники, газовую горелку, металлический экран для нее, кастрюлю, чайник, пластиковую посуду. Сварили рис и добавили к нему соленья из вакуумных упаковок. Говорили тихо, к нам в палатку не заглядывали, быстро легли спать и главное – собрали и сложили в пакетик весь мусор. Не оставили ни бумажки!

Утром поднялись как по команде в семь утра. Мужчины вытаскивали микроавтобус тросом, а женщины в это время собирали вещи и готовили завтрак. Тихо, аккуратно, не чавкая и не выкинув ни одного фантика, наши джиперы поели (нас тоже приглашали, но мы к тому времени уже были сыты) и тронулись в путь. Дорога и дальше была очень плохой. Женщины безропотно, а местами даже с боевым задором толкали машины, залезая по щиколотку в холодную воду, и таскали бревна для уменьшения глубины луж. Когда, наконец, участок плохой дороги закончился, выяснилось, что у каждого – свой фотоаппарат, от мыльниц до зеркалок. Снимали горы и «традиционные» деревни и явно наслаждались окружающим видом. По дороге девушка почистила яблоко (шкурки – в пакетик, а не в окно) маленьким швейцарским ножичком, разделила на всех. Трогательно кормили друг друга печеньем, смеялись. Выясняя дорогу у местных жителей, всех приветствовали по-тибетски: «Таши Деле!», много раз благодарили и, отъезжая, махали руками.

В общем, это была приятная поездка в компании с хорошими интеллигентными людьми.

Если немножко обобщить, то итог такой. Жители Китая сильно отличаются друг от друга. Народ попроще, не задумываясь, швыряет мусор в окно, ходит в брюках не по размеру и плохого покроя, стряхивает, пардон, сопли на пол и неимоверно громко чавкает. Образованные, интеллигентные люди умеют наслаждаться красотой мира, хорошо выглядят, не разбрасывают пластиковый мусор и вообще держат себя так, что рядом с ними приятно находиться. И ведь такая же картина не только в Китае, хоть и с другими национальными особенностями. Остается одно – вести себя так, как мы хотели бы, чтобы вели себя люди рядом с нами.

13 Декабрь 2010 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Китай, Экспедиция в Тибет - 2010

Метки:

48 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только [...]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. Zalk Zalk:

    Собственно, ожидаемо :) Быдло есть везде :)

  2. sibumi sibumi :

    все же странно путешествовать по чужой стране и беситься от жителей этой страны.

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Ты прочел пост до конца? Я рассказываю о том, что есть две грани, одна приятная, вторая нет, причем не для меня лично. Я говорю просто про общественную тенденцию. Китайцы меня не бесят.

      • sibumi sibumi :

        прочел. но бантик в конце не очень то украшает кучку какашек, которыми китайцев и китайских туристов в их же стране их закидывает гость =) как то не очень вежливо, знаете ли.

        это как зайти в гости и начать говорить хозяевам: ой, чо то грязновато у вас тут, не убираетесь что ли? вон даже сидеть у вас не хочется. а вот вы чай налили, а чашка с жирными разводами, сами пейте такой чай! да и телевизор то старенький, ламповый, толком не посмотришь, новый покупайте! а чо у вас ребенок то чумазый бегает, босиком, да еще сопливый, плохие вы родители!

        и в финале добавить: но вы не обижайтесь, вон у вас глаза добрые, да и хрусталь в серванте красивый, побуду я у вас еще в гостях, потерплю еще чуток, ага =)))

        • Antonina Zakharova Tonic :

          Я считаю, что вежливость не состоит в обязательном скрывании правды.
          Мы ни разу ни одного чавкающего или харкающего китайца не поправили, но делать вид, будто в мире только цветочки и бабочки – это ханжеская позиция

          • sibumi sibumi :

            я говорю о том, что люди очень разные и интерпретировать и оценивать те или иные действия через призму своего воспитания и взглядов не очень продуктивно.

            не смеяться за спиной: хаха, такие убогие люди! толпой ходят только! в одинаковых позах фоткаются, фантазии не хватает! в смешных шляпах еще! и так много их, так много, не пройти даже честному, нормальному самостоятельному путешественнику, не задев плечом китайца-другого. понаехали китайцы в китай! вон за долгое путешествие встретили только парочку нормальных, которые как мы, европейского воспитания, даже одежда похожая, брендовая, а не из домотканного полотна, и не в хард-ситах за последние деньги едут сутками, а на красивых джипах, комфортных. даже нормальный язык знают, английский, а не только свой, оказывается, даже могут беседу поддержать! единственное, что выдает в них китайских китайцев – кожа не того цвета, да глаз разрез, а так почти нормальные люди, есть же оказывается в китае люди, а не китайцы.

            разве путешествия многочисленные, разные страны, знакомства с людьми разных культур, вас не привели к состоянию, когда просто принимаешь разные народы, людей, такими какие они есть, не осуждая, не пытаясь утверждать, что верно и правильно только то, что вы считаете верным и правильным?

            • Antonina Zakharova Tonic :

              Даже если мы относимся к каким-то явлениям без эмоций (или стараемся их скрыть), то все равно отмечаем для себя, где люди ведут себя хорошо и где – не очень. И то, что не очень, не просто не соответствует европейским ожиданиям (типа брендовой одежды, джипов и тд), это видно, ведет ли себя человек деликатно или бесцеремонно.

              Насчет джипов, английского языка и брендовой одежды – ты хватил через край. Для меня ни в коем случае не является показателем развития человека наличие чего бы то ни было из вышеперечисленного.

              • sibumi sibumi :

                ну так из поста такой вывод и делается же, это-то меня и задело: «мембранные штаны, джипы, английский, европеизированность = хороший китаец», который редкий луч света в тёмном царстве и «брюки не по размеру, бедность, простота вкусов, азиатскость = плохой китаец», которых надо терпеть, скрепя сердце, чтобы любоваться на красоты китая, которых предостаточно =)

                • Antonina Zakharova Tonic :

                  Не знаю, может, я там так написала, что это не считывается, но я не хотела сказать, что атрибуты «хорошего китайца» – те, что ты назвал выше. Но почему-то так получается, что европеизированность совпадает с культурностью: китайцы на джипах в лесу не мусорят. При этом лично для меня джип или брендовая курта по сути никакого значения не имеют, но я отношусь к человеку гораздо лучше, когда вижу, что он уважает природу и людей вокруг себя.

                  Страшные вещи ты пишешь в предыдущем комментарии.

                  Насчет обобщений – ты прав. Обычно мы стараемся не обобщать и описывать только свой опыт. В этом посте я действительно довольно сильно обобщила, но, кажется, после полугода в Китае (3 месяца в первый раз и 3 месяца сейчас) я имею право на выводы.

                  Также я не хочу сказать, что все китайцы такие. Но таких действительно очень много.

                  • sibumi sibumi :

                    я и сам 3 раза был в китае, в разных его частях =) и могу сказать тоже с полным правом, что уверен – китайцев воспитанных сотни и сотни миллионов, но и невоспитанных тоже – сотни и сотни миллионов =) но за свои путешествия от силы встретил всего несколько сотен китайцев и не могу с легким сердцем раздавать ярлыки для жителей целой полутормиллиардной страны =) был и негативный, и позитивный опыт, отличные и противные люди, как и в любой стране. но в целом ощущения позитивные =)

                    а про «европеизированность=культурность», тут я думаю все же скорее «достаток и образованность=культурность». акцент вроде незначительно смещен, но общее впечатление совсем другое, более корректное получается.

                    • Antonina Zakharova Tonic :

                      Видимо, когда я писала эту статью, то была настроена довольно скептически, а может, просто был наплыв язвительности. У меня от Китая в целом тоже позитивное впечатление и, в частности, от людей. Они чаще всего открытые, всегда рады помочь, сообразительные (без негатива, я не знаю, как это назвать получше, сообразительные – слегка уничижительно, но я не могу подобрать более подходящего слова) – это прекрасные качества, которые я ценю. Чавкают, плюются и тд… ну да, это действительно есть, о чем я и написала, но это не отменяет их человеческих качеств. Просто в статье сделан акцент на негативных моментах, и это, вероятно, не лучший вариант.

        • Ты приехал в Новгород и местные гопники тебе наваляли. Но ты не забывай, что ты там гость. И писать о «хозяевах» плохое за спиной совсем не comme il faut.

          И вообще писать абстрактно о категории «гость» по отношению к стране – бесполезно. Страна – это просто кусочек большой планеты ограниченный условными границами. Если я вижу хамство или неделикатность – я считаю себя вправе писать об этом и в России и в Индонезии, где угодно.

          • sibumi sibumi :

            я еще не приезжал в новгород, и там не валяли гопники, но подобных и реальных историй со мной приключалось просто навалом, из-за того, что я россиянин, но не русский, а вполне даже себе азиат, да еще такой азиат, который у себя в азии не сидит, а активно ездит, в том числе и по своей родине необъятной =)

            и будь то заявления от пьяных мужиков в вагоне ресторане поезда иркутск-красноярск, что пусть джеки чан покажет наконец свои приемчики или убирается, чтобы не портить вид, когда тут люди культурно отдыхает. или более радикальные удары ногами по животу и лицу, а также плевки от вполне себе трезвых парней, только потому что не повезло оказаться не славянином в москве, столице моей необъятной родины. или вполне себе интеллигентного вида сотрудник таможни в благовещенске кричит, ударяя в грудь: куда, собака, полез! не видишь, русские стоят, иди, жди, киты идут, когда русские пройдут! или когда еду в плацкарте хабаровск-сковородино и меня тошнит от стоящей человеческой вони, потому что мы, азиаты, не сильно по сути пахнем, и я не привык к такому, я не начинаю кричать, что русские грубияны и хамло, необразованные и фашиствующие националисты, не понимают, что живут в огромной многонациональной стране, где, нас, чурок, треть.

            нет, я никогда не делаю так, потому что я никогда не переношу действия, физиологические, поведенческие особенности отдельных людей на целый народ или нацию, на религиозную конфессию или другую группу людей.

            мне не нравится конкретно вот этот пьяный мужик, вот этот гопник в дурацкой шапочке, вот этот пограничник рябой, вот этот мой попутчик, что меняет носки только на водку, без относительности к расе, нации или вероисповеданию.

            и после гипотетического нападения гопников в новгороде (свят-свят), я напишу в блоге не то, что новгородские в массе своей гопники, с редкими вкраплениями интеллигентных и нормальных людей, что не ездите в новгород, а то, что город классный (а я слышал, что он действительно интересный), но не стоит гулять вечерами в неблагополучном районе Н и светить там дорогой зеркалкой, и что я еле живой тому пример =)

    • Oxanna Oxanna :

      Каждый имеет право путешествовать где угодно, куда его пустят, и беситься там от всего, что только его душенька возжелает, и никто ему в этом не указ! ;)

      (от лица человека который люто бешено ненавидит индусов и из года в год опять едет в индию)

      • sibumi sibumi :

        т.е нравится в индии культура, искусство, историческое наследие, но в отрыве от самих носителей и авторов всего этого? или только природа нравится?

        и идеальный вариант – нейтронная бомба, которая оставит все, что нравится и испарит всех этих грязных, вонючих, бедных, больных, приставучих индийцев и оставит в долгожданном одиночестве любоваться красотами?

      • Pavel Borisov Tonic :

        «Путешествовать где угодно, куда его пустят»))
        Мы как раз только что это обсуждали и сошлись во мнении, что мы имеем не меньше прав на передвижение по Китаю, чем китайцы, единственно что срок нашего пребывания там ограничен визой (которой мы окупаем то, что китайское правительство «следит» за гражданами-некитайцами).

  3. оля оля :

    Да, у нас в России похожая картина с туристами)

  4. Статья в тему моим мыслям – вылезли вчера до магазина в час ночи – прошли мимо Петалинга (В Куале главная китайская улица). Такая гора мусора, что я пожалел, что не взял фотик. Вся улица буквально завалена пакетиками, бумагой хламом… Вкупе со статьей ещё раз доказывает – китайцы разные бывают

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Вообще люди разные бывают, не только китайцы. Надеюсь, я сама не делаю ничего такого, за что меня надо было бы фотографировать и выкладывать в блогах с подписью «руссо туристо».

      • А почему тебе не хочется быть руссо туристо? Разве быть названным «руссо туристо», разве руссо туристо обязательно amorale?
        Самое главное это equilibrio morale и не важно кто какой ярлык повесит на другого

        • исправлено *Разве руссо туристо обязательно amorale?*

          • Нет, конечно. Вся эта статья – слишком большое обобщение, я это уже поняла. Мне самой еще расти и расти по множеству вопросов, так что зачем я сейчас ищу бревна в чужих глазах?

  5. «Judge not
    Before you judge yourself.
    Judge not
    If you’re not ready for judgement.»

    Конечно нельзя оценить всю нацию, народ или племя даже по половине его представителей, только это ведь не повод быть на стороне «плохой» половины.
    В последней книге А И Кобзева говорится о китайской философии как предельной альтернативе европейской.
    И ведь действительно, индийская и арабская мысль гораздо ближе европейской. И, не смотря на стремительно поглощающую мир глобализация, китайская культура действительно остается «предельной альтернативе» европейской.
    «Слушая музыку далеких эпох и чужих стран, человек, воспитанный на принципиально иных эстетических традициях, чаще всего будет воспринимать ее как бессмысленный, варварский шум. То же самое может происходить и с восприятием чужой культуры в целом.Но есть некий моральный духовный долг, который обязывает и обуждает нас открыть иную красоту, дать ей место в своей душе, услышать внутреннюю гармонию этого «шума».»

  6. Да ладно – ребята чего вы все накинулись – вот все имеют право на свое мнение. И на свой минталитет. И в сообществе жж ру-китай – уже давно подкасты слушаю про жизнь наших в Китае. Там все по другому. )).

    Между прочим китайцы белых воспринимают почти как белых обезьян ))).

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Я вот не могу понять, разве мое мнение столь радикально отличается от мнения многих других людей? Разве китайцы действительно не чавкают, не говорят очень громко, не ходят толпами и не суют камеру прямо в лицо? Это реальность, а не мое мнение. Я, конечно, переборщила с язвительностью в этой статье, но если смотреть только на факты, то мое мнение идентично мнению многих людей, которые были в Китае.

      И, ура, это первый позитивный комментарий)) Thx!

    • То есть они стараются не думать о БЕЛЫХ ОБЕЗЬЯНАХ?

  7. чавкают -громко говорят и еще много приколов – не заморачивайся просто. Лучше правду писать )

  8. Сергей Глухов Сергей Глухов:

    Полностью согласен по поводу быдло китайцев с Пашей.

    Все таки их повадки настолько мерзкие, что об этом надо говорить – чтобы хоть народ предупреждать при поездках в Китай.

    Я даже был удивлен историей с джиперами – абсолютно другой уровень понимания как себя надо вести.

    Индусов не навижу – уроды они внутрене – уроды =(

    • Так же, как и в России и везде – человек на дорогой машине будет говорить о высоких материях и класть мусор в пепельницу, а человек в электричке вполне может бросать засаленную курице газету на пол и ругаться матом. Естественно дело не в дорогой машине, просто можно видеть этих людий принадлежащими номинально одному народу, а можно – разным социальным слоям, которые внутри нации бывает не так уж и контактируют, имеют свои ценности, свои цели, свое сознание.

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Индийцев%)
      А чем они тебе не нравятся?

      • Мне лично с ними бывает некомфортно так как они шумные, чрезмерно до фамильярности открытые и оставляют мне гораздо меньше личного пространства, чем я привык иметь (в толпе например)

    • После ваших слов становится совершенно очевидно ваше собственно уродство

  9. Сергей Глухов Сергей Глухов:

    Ну если урод то урод, что уж поделать.

    Но могу рассказать две истории как 1) индусы толпой на меня напали и камнями меня кидались – причина поставил мотобайк 50 см передним колесом на территории сраной лавочки продающей колу — где то правда в 10 метрах от нее, но на признаю чуть чуть мой байк загораживал вид на эту х****** лавочку. При возвращении кстати колеса были спущены у мото. При замечании что это п****** и мне отсюда теперь не выбрацо получил камнями. Полиция нихера не смогла сделать, кроме как помочь найти транспорт для байка – до ближайшего города 5 км. При этом в полиции четко объяснили, что торговцы заняли всю парковку абсолютно незаконно и что они там творят это требует из явного вмешательства. После показом пальцем на тех, кто камнями кидал, начала на меня и полицаев толпою идти – сразу же ретировались все вместе.
    2) как напали на меня на улице с палками толпа индусов, за то что я потребовал вернуть залог за мото. Залог просто зажали – мото вернул в идеальном состоянии, вовремя, с полным баком, ничего не нарушив. Залог не возвращали, потому что я якобы выехал за территорию рента, хотя я не выезжал и доказательств у них никаких естественно не было – даже на уровне «рамшан видел». Полиция посадила 4 чуваков в тюрягу из за этого (Без шуток, ибо ребята напали среди бела дня на улица с криками I will kill you). Залог вернули через 2 дня е*** мозга. Владелец рент шопа даже не извинился, и потребовал от меня, чтобы я подписал кучу бумаг о том, что после нападения никаких юридических взысканий от меня не будет. Заметь только через 2 дня вернули мне мои деньги, которые как они думали они успешно спи******.

    Вот скажи почему я все таки урод? И почему с другими нациями, такого не бывает, а только с индусами? Может они подсознательно чувствуют, что во мне говна много, и стараются меня камнями да палками убить побыстрее? Как думаешь? Или может ты считаешь, что пара случаев нападения это х****, а 99% индусов добрые и пушистые как тяйчеки?

    Так я и сам скажу, что да среди индусов было много приятных, держащих свое слово людей. Но мерим, то мы не так – мерим, то мы по уровню говна – много таких говнистых как я – хреновая нация, а мало – хорошая.

    Но на самом деле признаюсь дело наверное в религии – на Бали тоже у меня один раз спустили колесо из-за того что запарковался на 10 минут напротив входа в из гребаный ресторан, потом пришлось 20 минут его тащить до механика. Причем что в этой истории интересно – спускать колесо минут 8 надо, так что решение приняли быстро за пару минут и посадили мальчика на ниппель давить – возможно, там такая процедура на потоке. Так что, наверное дело не в индусах, а в религии – религия -******* и судя по всему поощряет такие приятные злодеяния.

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Удивительное дело, у нас в Индии ни разу не было случаев агрессии. Какой-то кошмар ты рассказал((

  10. Lyova Lyova:

    Кроме «ковбойских» шляп, еще, как мне показалось, весьма популярны шляпы в виде панды – прикольные такие, с ушками (или, может, это только в Сычуани; по крайней мере, в таких раскрученных местах, как Цзючжайгоу и Хуанлун, в пандошляпах очень много народу ходило).

Оставить комментарий

*