На велосипеде по закрытой дороге из Казы на перевал Ротанг

23 Июнь 2011 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Батал, Индия, Кунзум, Лахул, Ротанг, Химачал-Прадеш, Чатру

Метки: , ,

В середине мая перед самым началом нашего велопутешествия по Химачал-Прадешу мы размышляли, начать ли с Киннаура и затем ехать в Спити и Лахул, или наоборот. Очень уж заманчиво было за несколько дней преодолеть два серьезных перевала и потом целый месяц ехать под горку. Задавали вопросы местным: «Открыт ли уже перевал Ротанг? Нет еще? Через несколько дней? Только пешком можно пройти? … А Кунзум как? Даже пешком еще не ходят?…». Узнав, что на Ротанге (3978 м) и Кунзуме (4551 м) нас поджидают еще не расчищенные бульдозером снежники в пару-тройку человеческих ростов высотой и догадавшись, что дорога под ними почти не отличима на вид от крутого склона, который был там до ее постройки, да еще со снегом, мы испугались и решили начать с теплого Киннаура (хоть и ехать весь месяц в горку).

Через три недели, 10 июня, мы проехали перевал Кунзум и спустились в Лахул. Перевал был уже официально открыт, но дорога – как проселок осенью в средней полосе России: текущая вода, вымывающая ложбины и оставляющая выпуклые валуны на нашем пути, мокрый вязкий песок, острые камни осыпи, которые немного разгреб бульдозер. Что же там было месяц назад?! Однако про Кунзум в другой раз, а сейчас про самое интересное – про то, что началось после спуска.

В Батале («крупном» населенном пункте, который целиком поместился на этой фотографии) нам сказали, что следующие 20 км – дорога закрыта, много снега, каменные завалы – бульдозер расчищает, на машине не проехать. Но нам-то что до машин? Пешком можно пройти, значит, и мы проедем. Даже обрадовались: не будет громких гудков над ухом и навязчивых вопросов «Куда вы едете? А из какой вы страны?». Заглянули в пропитанную густым запахом дала столовку, купили три луковицы (других овощей там не держат, а печенье давно надоело)…
Батал, Лахул, Batal, Lahaul

… и покатили по закрытой дороге. Паша сразу вырвался вперед.
дорога в Лахуле, road in Lahaul

В километре от Батала притаился первый перекрывший дорогу снежник. В объезд него шла тракторная колея, по которой можно было проехать и на машине. Заметили забавную в снежном контексте надпись «Safety every turn», я уселась на камень и сделала вид, что кручу руль автобуса или грузовика.
дорога в Лахуле, road in Lahaul

Если не брать во внимание сезонные препятствия, дорога – хорошая грунтовка. Одно «но»: ее очистили от снежных завалов чуть ли не вчера, поэтому снега и воды очень много. Постоянные лужи (снежники тают) и полноводные ручьи, текущие по «проезжей части». Иногда в потоках попадались целые льдины! Валяются камни: и мелкие, и крупные, и всякие разные – кое-где ехать из-за них было неудобно, приходилось идти пешком.
дорога в Лахуле, road in Lahaul

Сверху – временная дорога, снизу – еще не готовая к употреблению постоянная. По колеям текут ручьи.
дорога в Лахуле, road in Lahaul

И ни души! (кроме нас, конечно)
дорога в Лахуле, road in Lahaul

Вот и первая работающая техника. Заметив нас, бульдозерист спустился и помог перетащить велосипеды через снежную кашу (ее видно справа от машины).
бульдозер в Лахуле, bulldozer in Lahaul

Ноги промокли, из сандалей пришлось вытряхивать снег.
дорога в Лахуле, road in Lahaul

Напротив впечатляющего ледника Шигри (длиной около двух десятков километров!), стекающего по глубокой долине, разрывая крутой гималайский хребет Пир-Панджал, мы остановились ночевать. Нижнюю часть ледника видно на выходе из ущелья посередине фотографии. Может быть, в будущем удастся походить там пешкомприхватив каски, кошки, веревки, ледорубы и ледобуры…. При клике открывается картинка побольше.
На велосипеде по закрытой дороге из Казы на перевал Ротанг

На следующий день, утром, когда мы навьючивали наших двухколесных осликов, я оглянулась на дорогу и вскрикнула. Паша решил, что ни больше ни меньше – подкрался снежный барс и уже было полез в кофр за фотоаппаратом. Знаете, что я увидела? Велосипедистку. Женщину лет 60-ти. В одиночку!!! Она шла пешком, хотя дорога была под горку, и ехать нетрудно. Мы дождались ее и предложили помощь (мало ли, почему идет, а не едет). Но она, как нам показалось, с презрением фыркнула: «Помощь? Может, хотите довезти мой багаж?». Что ж, не хочет общаться, значит, не надо.
дорога в Лахуле, road in Lahaul

Чем дальше от Батала, тем дорога хуже. Много снега, много камней, много льда и снежной каши. Сначала все-таки можно было проехать на машине. В таком стиле примерно:
дорога в Лахуле, road in Lahaul

Потом начались снежники, через которые приходилось катить велосипед: бульдозер там к работе еще не приступал.
дорога в Лахуле, road in Lahaul

Кое-где торчали километровые столбики, и мы смеялись, что это зимняя разметка: сколько осталось снежных препятствий.
дорога в Лахуле, road in Lahaul

Снег-снег, а вот – вуаля! – начинается дорога.
дорога в Лахуле, road in Lahaul

Потом мы подобрались к самому сложному препятствию. Поворот реки Чандра, прижим, а над ним – крутой склон со снежником. Обрыв, бурная ледяная вода, которая грузовик может унести, не то, что человека. И – представьте – по снежнику хаотично перемещаются человек 40 индийцев. Грязные, тощие, неловкие, головы замотаны ветхим тряпьем. Это был трудный и на самом деле опасный участок, но они не придерживались одной тропы, не шли друг за другом, не выбивали носками ботинков ступеней, как обычно делают в таких местах. Каждый шел по своему пути по тонкому слою подтаявшего снега, лежащего на крутом и твердом фирне. Рискуя сорваться над тем местом, где снежный склон оканчивался обрывом над бурлящей ледяной рекой, смеясь и покрякивая, на попах они скатывались вниз на дорогу. Мы уже несколько дней встречали такие «интеллигентного вида» группы, идущие нам навстречу, в Спити через перевал Кунзум и сочли их за сезонных рабочих, которые спешат поскорее занять вакантные места. Вот один из них, пожалуй, наиболее прилично выглядящий.
дорога в Лахуле, road in Lahaul

Нам предстояло преодолеть этот крутой снежник (или скатиться по нему в ледяную воду Чандры). Причем, если у индийцев был один легкий пакетик с вещами на троих, а у нас – два велосипеда с двумя велорюкзаками. «Ой-ой-ой, не пройдете с велосипедами», – один из индийцев покрутил правой рукой. Это в Индии аналог русского жеста «нет»: мы крутим туда-сюда головой, а они так же вертят ладонью. Но не будем же мы возвращаться в Спити!

Метрах в десяти над дорогой снежник был шириной около 20 метров и потом виден глиняный склон. Мы подождали, пока толпа схлынет, поднялись по надежной осыпи, осмотрели место. Выбрали путь по снегу и решили, что нужно выбить хорошие ступени. Ледорубов и тяжелых ботинок у нас не было, поэтому мы вооружились плоскими камнями: полчаса трудов – и через 20-метровый снежник можно пройти хоть в балетных тапочках.

Поднять велосипед по осыпи просто: выталкиваешь его наверх, зажимаешь задний тормоз, подходишь сам, опираясь на него, дальше выталкиваешь. Через снежник идешь по ступеням, а велосипед ведешь по снегу выше, с наклоном на себя, так, чтобы велосипед катился. Паша вел руль, а я поддерживала за багажник, чтобы заднее колесо не съезжало юзом вниз. Велорюкзаки перенесли отдельным «рейсом».

Добрались до осыпи, а там за перегибом… еще более крутой склон, снизу которого снежник. Через некоторое время снежник становится более пологим, а осыпь наоборот, более крутой, почти непроходимой (туда, как ни странно, и ведут следы индийских рабочих). Мы решили, что нам нужно идти чуть выше границы снега по склону, а, когда снежник станет достаточно пологим, спуститься на него. Действовали так: я катила / перетаскивала велосипед по склону за руль, а Паша контролировал его за заднее колесо с помощью четырехметровой стропы, привязанной к подседельному штырю. Он шел сзади выше по склону и удерживал велосипед от съезжания вниз-вперед. Передвигались очень медленно, поочередно (Паша когда стоял, выдавал стропу). Мы были слишком заняты, чтобы фотографировать, поэтому на этой карточке вид на «второй этап» (когда тащили велосипеды по границе склона и снега). На фото я иду по тому же маршруту, а на снегу видны велосипедные следы.
велосипед в Лахул, cycling in Lahaul

После препятствия мы сделали обед. «Ланчем» в химачальских придорожных столовых – «дабах» принято называть момо (пельмени), чоумин (жареную лапшу), тукпу (суп с лапшой) и изредка дал (рис с бобовой подливкой) – ничего больше просто нет. У нас на ланч имелись кукурузные хлопья, которые мы заливали сладким чаем. Вкусно кстати, вы не подумайте.

Сидим, обедаем. Видим, по снежнику перебирается невежливая велосипедистка без велосипеда, и к нам. «Вы, – говорит, – помощь предлагали? Помогите, пожалуйста, велосипед перенести через этот кошмар». Мы не отказались, пошли обратно к снежнику. Ее велосипед перетащили минут за 10 – вот что значит отработанная технология! Женщина оказалась из Англии, едет по этой дороге уже четвертый раз. Велосипед дорогой и легкий, а вот резина дорожная и уже на три четверти лысая. На переднем колесе висит два баула велорюкзака, которые мешают маневрировать, и в итоге по каменистой дороге, где мы спокойно едем, она катит свой велосипед рядом с собой. Рассказала, что по Индии путешествует исключительно на велосипеде, даже по пыльной и жаркой равнине, вот это героизм!

Остальные снежники (всего их было штук 20) мы преодолели без проблем, а Паша некоторые даже проехал на велосипеде. Пару раз помогали друг другу: перевозили каждый велосипед вдвоем, для страховки. До чего ж хороша эта дорога, когда на ней нет машин! Хоть и приходилось иногда идти пешком.

Ночевать остановились в километре от села Чатру. В самом селе видели ночлежку, вроде гаража с койками. Там же находится «даба» (на выбор рис с далом или дал с рисом) и два-три магазинчика с чипсами-газиривкой. Мы по традиции купили лук – единственный доступный в продаже овощ. 30 рупий за килограмм, пока что это рекорд, в Спити везде был по 20:)

Большую часть похода мы страдали от недостатка овощей. Еще дома, в долине Куллу, мы насушили морковки перед электрообогревателем и купили сушеных яблок, а из Таиланда привезли сухой жареный лук. Но все это быстро закончилось. В Спити с овощами-фруктами плохо, они продаются, по сути, только в Казе и Табо. В остальных деревушках, которые встречаются редко (если едешь на велосипеде), в лучшем случае можно купить лук и картошку. Правда в Гью нам повезло: за полчаса перед нами прибыла разъездная лавка с овощами, и Паша «отхватил» три килограмма «дефицита» – прекрасных манго. Но если не считать этих неожиданных подарков судьбы, то в качестве овощей-фруктов мы всю дорогу ели изюм (50 грамм утром в кашу) и разводные супчики (придавали ими вкус вечерним супам).

Находясь в состоянии «не могу терпеть – хочу манго», мы купили лука и отправились искать место для стоянки. Нашли отличный зеленый луг, заросший травами и цветами, – от такого мы уже отвыкли. О, а что это растет под ногами? Морковка? Или петрушка? Срываю, нюхаю, пробую. Поднимаю глаза на Пашу, а у него на зубах тоже что-то зеленое (как оказалось – щавель), и напряженное выражение на лице, пытается понять, можно ли это есть. Когда хочется свежих овощей, все идет в ход. Набрали щавеля, нарезали, добавили вечером в суп – вкусно!

Когда стемнело, деревня Чатру выделялась вдали из темноты электрическим светом. Горели ровно две лампочки.

Утром из палатки нос было противно вытащить: туман, дождь, серые насупленные облака. А нам как раз предстояло подниматься на перевал Ротанг! Повезло, нечего сказать… Скрипя зубами, собираемся и выезжаем. На часах около 7 утра. Хорошо еще, что после Чатру дорогу уже почистили: не нужно перетаскивать велосипеды через снежники. Но холодные броды с каменистым дном через каждые пару километров… бррр!
дорога в Лахуле, road in Lahaul

Поселок Грамфу на развилке на Казу и Кейлонг состоит ровно из одной столовой, но упомянут как в топографических картах, так и на километровых столбах. Мы подъехали к нему около 10 утра. Асфальт!!! А вместе с ним – грузовики, туристические джипы и «визитная карточка иностранца» мотоциклы «Энфилд». Их не так уж много, но, по сравнению с пустой дорогой, это уже совсем другое.

Сфотографировалась на ротанг-бульдозере. Такие агрегаты без кабины чистят дорогу через перевал Ротанг от зимнего снега (весной) и обвалов (круглый год).
бульдозер на перевале Ротанг, Rohtang pass bulldozer

До перевала Ротанг мы добрались к часу дня и не сказать, чтобы смертельно уставшими. Дорога, в целом, довольно хорошая, большая часть – по асфальту. Вот он, вид сверху Ротанга. Солнышко выглянуло!
перевал Ротанг, Rohtang pass

Со стороны Лахула с придорожного снежника катались как с горки несколько индийских семей в смешных комбинезонах – уморительное зрелище. Дорога на седловине перевала – как будто едешь по Тверской – прекрасная, ровная, широкая. Там же, где индотуристы расчехляют фотокамеры и позируют на фоне необычного для них снега (многие видят его здесь первый раз в жизни), пастух-лахулец гнал стадо коз. Все в жизни перемешано: и новое, и старое.
перевал Ротанг, Rohtang pass

А потом… мы увидели, что творится на перевале со стороны долины Куллу. Ребята, это нечто инфернальное. Как на пляже в Сочи. Тысячи индийцев в арендованных на день комбинезонах в стиле «гибрид шино-человека Мишлен с телепузиком», палаточный город (магазинчики и столовые), картинные яки для фотографирования, деревянные санки и, пардон, запах сортира. Вся обочина забита припаркованными машинами. В Лахуле мне понравилось больше…
перевал Ротанг, Rohtang pass

Отвлечемся и посмотрим вниз, на зеленую долину Куллу. Если зажать нос, то глаз радуется.
долина Куллу, Kullu valley

Просидели на перевале целый час, чтобы не упустить сеть и дозвониться-таки Лене и Андрею [info]onaion, в Вашишт. Дозвонившись и договорившись встретиться вечером, мы быстро-быстро покатились вниз. Правда, сначала вышло медленно-медленно, потому что дорога от Ротанга до Мархи (следующей туристической агломерации столовых и сувенирных лавок) плохая. В самом плохом месте – однополосная глиняная колея. Ее каждый день перемешивают тысячами машин с индийцами, приезжающими посмотреть на настоящий снег. Попали в пробку – тридцать машин туда, тридцать обратно, одна колея. Пришлось обходить по краю, под приветственные гудки, фотографирование из каждой второй машины и крики «How it’s possible cycle to Rohtang la? What’s your country???».

А вот дорогой от Мархи вниз, я считаю, Индия может гордиться. Она идеальна. Едешь вниз, и не надо крутить педали, только придерживай руль и тормози.
дорога с перевала Ротанг в Манали, road from Rohtang pass to Manali

На спуске с Пашей случился казус: оторвались три стропы у сандалии. Пришлось приматывать подошву скотчем к ступне, чтобы хоть как-то дотянуть до Вашишта. К 6 вечера, измученные больше плотным невежливым трафиком (почему-то в Спити водители были куда деликатнее) и постоянным звуком клаксона, чем физическими нагрузками, мы притащились в Вашишт. Лена и Андрей, спасибо вам большое за теплоту, уют и дружескую встречу. Это очень-очень важно, когда возвращаешься из похода, думаю, вы понимаете, о чем я.

Вот и все, наше велопутешествие по Киннауру и Спити закончилось:) Теперь будем потихоньку рассказывать о том, как это было, и готовиться к следующей поездке – в Ладакх и Занскар. Это ничего, что я начала с конца?))

Все статьи из серии Гималайское велокольцо:
1. Из Куллу в Киннаур через перевал Джалори
2. Вверх по Сатледжу: из Рампура до Санглы
3. Две киннаурские деревни: Сангла и Кальпа
4. В гостях у деревенских учителей
5. Тибетская деревня Нако высоко в горах
6. По следам тибетских караванов
7. Долина Спити – индийский Тибет
8. Ярмарка овощей в селе Гью в Спити (интермедия)
9. Монастырь Табо: тибетский буддизм 1000 лет назад
10. Озеро Сопона, волк и две тибетские деревни
11. Данкар – монастырь под облаками
12. Долина Пин – к снежным Гималаям
13. Монастырь Ки и переправа с велосипедами через пропасть
14. На велосипедах через перевал Кунзум
15. Лунное озеро Чандра Тал
16. По закрытой дороге из Казы на перевал Ротанг

А также: Как подготовиться к велопоходу в Гималаях и содержимое велорюкзака
и итоговый отчет: Велопоход 4 категории сложности в индийских Гималаях (в нем обобщена полезная информация: логика маршрута, описание района, бытовые и технические детали, раскладка и снаряжение, карта маршрута).

23 Июнь 2011 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Батал, Индия, Кунзум, Лахул, Ротанг, Химачал-Прадеш, Чатру

Метки: , ,

24 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только [...]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. alladin_lj alladin_lj:

    Очень здорово, молодцы. А фотографии претерпели качественное улучшение, мне кажется =)

  2. homushka homushka:

    А как там с безопасностью если идти или ехать самостоятельно (девушке)?

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Англичанка, видать, нормально себя чувствует. И я знаю девушку, которая одна ездила. Я бы тоже без лишних заморочек поехала бы одна, если бы не было компании. Только нужно держать в уме, что индийцы довольно любопытные ребята, да к тому же неравнодушны к белым барышням. Это не значит, что они будут приставать. Но даже если они просто будут рассматривать, то это все равно неприятно.

    • При закрытой дороге основная опасность – снежный/фирновый склон снежников, который надо пересекать. Кое-где он обрывается в реку, из которой не выплывешь.

      При открытой дороге, возможно, нужно опасаться больших грузовиков. Говорят, иногда они так прижимают на каменистую обочину при обгоне и встречном разъезде, что можно упасть. Впрочем, встреченные нами автомобили на открытых участках дороги в Спити/Лахуле вели себя очень культурно и аккуратно. А вот туристические машины на южной стороне перевала Ротанг действительно ни в грош не ставят безопасность велосипедиста на дороге – там действительно надо быть очень аккуратной.

      Что касается людей, то неприятностей от них можно ожидать где угодно, только не в Лахуле. Об опасностях речи вообще нет.

  3. Класс, класс, класс! Тоня, я давно вас читаю с огромным интересом, но теперь, когда вы еще и на велосипеде, я от вас просто в восторге!
    Какой же у вас суммарный набор высоты был за этот поход?

    • Antonina Zakharova Tonic :

      :) Спасибо. Я от себя даже и не ожидала такой прыти, думала, на Ротанг пешком пойду. Ничего, заехала и даже без проблем:)

      Набор высоты мы еще не считали, если честно. Думаю, мы сделаем технический пост на эту тему отдельно. Где ночевали, какая дорога, набор высоты и тд.

    • Если не особенно дотошно считать, то за весь поход:
      1. пер Джалори 500 спуск (дол. Куллу) – 2000 подъем – 2000 спуск
      2. пер на дороге Кибер-Ханса около 700 м подъем и спуск
      3. пер Кунзум 300 спуск (Нако-Чамдо) – 2500 подъем (суммарно от с. Лухри на Сатледже, растянут на 3 недели) – 500 спуск
      4. оз Чандра Тал 250 подъем – 250 спуск
      5. пер Ротанг 1000 спуск (дол. р. Чандра) – 750 подъем – 2250 спуск (дол. Куллу)

      • Antonina Zakharova Tonic :

        Ну, это если совсем не дотошно считать:))

        • Учтены самые главные подъемы. Высоты, конечно, надо уточнить, но методика в целом правильная. Микроподъемы/спуски можно посчитать только если все время записывать трек и то потом придется как-то отделять шум gps по высоте от мелких подъемов/спусков. В общем, если я не ошибаюсь, велосипедные туристы не заморачиваются мелочью и считают только большие и очевидные подъемы.

          Впрочем, я забыл еще два пункта:
          6. Кальпа подъем 500 – спуск 500
          7. Сангла подъем 600 – спуск 600

  4. Zalk Zalk:

    Дааа…. Везде есть «отдыхающие»…
    Потрясающие виды!!!

  5. Это странно, что начала с конца. У меня так и не уложилось в голове, откуда тут куда и почему ))) Но все равно интересно.

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Я подумала, что про Лахул более актуально, поэтому с конца и начала. Вдруг туда кто завтра поедет:)

      Ехали так: долина Куллу – река Сатледж – Киннаур – Спити – Лахул. Вот:) А можно было ехать наоборот. Точнее, идти, потому что Ротанг и Кунзум были еще закрыты.

      • Конечно, да и интереснее писать и читать о ярком опыте. А что хронологии нет, так это не беда, у нас ведь не «повесть временных лет» правда?

  6. Аня Аня :

    Неужели на Земле еще есть такие безлюдные и красивые места? Только вот вспоминая переходы через ручьи с ледяной водой, промокшие ноги и обжигающий ледяной ветер, чувствую себя пока не готовой к подвигу, подобному вашему. Но, честно говоря, когда дети подрастут, очень хочется совершить «прогулку» по настоящим горам. Спасибо за вдохновение! Теперь я точно знаю, что это возможно, осталось только пересилить своего внутреннего лентяя, чтобы по-настоящему порадоваться жизни.

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Самое сложное (и главное) – начать. А в процессе все уже не кажется таким сложным. Ветер, конечно, холодный, да и вода ледяная, зато как вокруг красиво!

  7. ребята это просто супер!!! возьмите с собой!!!

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Опс, Олег, сорри, пропустили комментарий. На очереди у нас Пакистан и Китай. Весной-летом:)

  8. Александр Леснянский Александр Леснянский:

    А мы спускались с Ротанга в дождь (снег с дождем) и задолго до начала асфальта стерли полностью колодки, так что едва добрались до низу

    • Antonina Zakharova Tonic :

      У вас были дисковые тормоза? Я уже слышала истории о том, что на спуске с Ротанга народ меняет по две пары колодок, но не могу понять, как это возможно. Я за 3 месяца почти непрерывного педалирования в Киннауре-Спити, а потом в Ладакхе и Занскаре сменила колодки только один раз. При этом в Киннауре-Спити у нас было 4 серьезных перевала, а в Ладакхе-Занскаре – 16.

      • У нас вибрейки. Там какие-то очень абразивные породы и грязь (суспензия) моментально приводит к истиранию…
        Мы ехали из Леха в Манали. И нигде не было проблем, ни на одном перевале, как на Ротанге
        Тут отчет: http://www.gobike.ru/index.php?c=20090123_1

        • Tonic Tonic :

          Я читала ваш отчет, когда готовилась к поездке. В очередной раз удивляюсь, какими близкими тропами ходят путешественники.

          У нас по Ладакху-Занскару был длинный маршрут. Примерно так:
          1) Нагар – Манали – Ротанг – Дарча – перевал Шинго Ла (пешком) – Падум
          2) Занскар, в том числе по «закрытой» дороге в сторону Занглы до упора
          3) Каргил – Лех не по главному шоссе, а через Дха
          4) Лех – Кардунг Ла – долина Нубра – Шайок (и река, и поселок)
          5) озеро Пангонг-Цо
          6) озера Цо-Морири и Цо-Кар
          7) обратно в Нагар по шоссе Лех – Манали

Оставить комментарий

*