Как наш поезд сошел с рельсов: по Дарджилингской Гималайской железной дороге

11 April 2016 // Автор:

Места: Гхум, Дарджилинг, Западная Бенгалия, Индия, Курсеонг, Силигури

Tags: , , ,

Однажды в 2009 году мы уже ездили на узкоколейном паровозе по Гималайской железной дороге и написали об этом репортаж. С тех пор произошли масштабные горные обвалы, после которых железная дорога несколько лет была разделена на нижний и верхний участки, работавшие автономно. В прошлом году ее восстановили, и мы не смогли отказать себе в удовольствии проехаться еще раз, теперь уже втроем, и более подробно изучить эту дорогу и ее историю. Приключение вышло — первый сорт!

Начало нашего пути в Siliguri Junction. Ждем утреннего поезда. Узкоколейная платформа — самая аккуратная из всех. Не спят, завернувшись в пледы, неприкаянные пассажиры третьего класса, которые не могут заплатить за койко-место в здании вокзала. Не сидят бездомные, как на других платформах. Гранитная облицовка, и для равнинной Индии необычно чисто.
Узкоколейная платформа Силигури Siliguri Junction

Силигури стоит на равнине и, конечно, каждое утро нужно подметать все вокруг, включая и рельсы. А еще отгонять коров (на фото не видно).
станция Силигури Siliguri Junction Дарджилингская Гималайская железная дорога

На пустой платформе можно играть в салочки
Узкоколейная платформа Силигури Siliguri Junction Дарджилингская Гималайская железная дорога

Сейчас на Дарджилингской Гималайской железной дороге (DHR) работает три-четыре узкоколейных паровоза и несколько тепловозов. Рейсовые поезда — все тепловозные. Экскурсионные бывают и паровозными (подороже), и тепловозными (подешевле).

Рейсовые поезда:
1. Нью-Джалпайгури — Дарджилинг (и обратно) — раз в два дня
2. Курсеонг — Дарджилинг (и обратно) — два раза в день

Во втором классе билет от Курсеонга до Дарджилинга стоит 60 рупий (меньше доллара). Но купить билеты через интернет можно только в первый класс, где мы в этот раз и поедем.

Экскурсионные:
1. Силигури — Рангтонг — Силигури (Jungle Safari) — раз в день, большая часть маршрута по равнине — на паровозе. Билеты в одну сторону не продаются.
2. Дарджилинг — Гхум — Дарджилинг (Joy Ride) много раз в день, маршрут всего 6 км в одну сторону — и паровозные и тепловозные. Билеты в одну сторону не продаются.
3. Дарджилинг — Курсеонг (и обратно) (Red Panda) — раз в два дня. Мне он кажется самым интересным из оставшихся паровозных маршрутов. Он переделан из пассажирского путем отмены остановок на промежуточных станциях и отцепкой вагона второго класса. В прошлый раз мы ехали на нем как на пассажирском во втором классе.

Сначала приехал паровоз с туристами на «сафари»
Узкоколейный паровоз DHR class B Дарджилингская Гималайская железная дорога

Все работающие сегодня паровозы — из одной серии DHR class B. Это паровозы с парораспределительным механизмом Вальсхарта (1844) — одним из первых и незамысловатых. Его использовали в маломощных паровозах почти до конца паровозного века (2004 г., см ниже).

устройство парораспределительного механизма Вальсхарта

Их выпускают с конца 19 века. За все время существования железной дороги их сделали целых 34. К счастью, паровоз — это не айфон, многие из этой серии прожили без всяких апгрейдов больше века. Они используются и сейчас, причем не только на Дарджилингской ЖД. Последний паровоз класса B выпущен ни много ни мало в 2004 году. Правда, его сделали на дизельном топливе, а не на угле. Впоследствии опыт этой инновации признан неудачным, и тот паровоз ждет переделки обратно на уголь.

Нашего поезда еще нет, а туристы очень любят фотографировать и фотографироваться
Узкоколейная платформа Силигури Siliguri Junction Дарджилингская Гималайская железная дорога

Следующий — наш рейсовый поезд. Тепловозом управляет позитивный машинист
Узкоколейный тепловоз Дарджилингская Гималайская железная дорога

Наш вагон первого, в индийском понимании, класса
вагон первого класса Дарджилингская Гималайская железная дорога

Большие окна и кресла прямо как у директора вокзала
вагон первого класса Дарджилингская Гималайская железная дорога

Половина бригады нашего поезда. Инструктаж перед отправлением. В синих рубашках — машинист и помощник.
бригада узкоколейного поезда Дарджилингская Гималайская железная дорога

Вторая половина бригады. Тормозные кондукторы – по одному на каждый вагон.
тормозные кондукторы Гималайская железная дорога

Инструмент работы тормозного кондуктора — вагонный тормоз.
вагонный тормоз Дарджилингская Гималайская железная дорога

Отправляемся
в узкоколейном поезде Дарджилингская Гималайская железная дорога

Начало пути — по равнине, по обочине автодороги. Пешие рикши в Индии почти не сохранились, а вот велосипедных — предостаточно. «Куда везти, сэр?»
путь по равнине в районе Силигури Дарджилингская Гималайская железная дорога

Электро-мото-рикша
путь по равнине в районе Силигури Дарджилингская Гималайская железная дорога

Но лучший транспорт на селе — это велосипед старой английской разработки — синглспид марки «Герой» (рикши тоже переделывают из таких велосипедов)
путь по равнине в районе Силигури Дарджилингская Гималайская железная дорога

В XIX веке до строительства железной дороги путь от Силигури до Дарджилинга составлял неделю (!). Немалая часть этого времени тратилась на переправы через реки с перегрузкой багажа и сопутствующей индийской суетой. Едем по мосту.  
мост в районе Силигури Дарджилингская Гималайская железная дорога

Станция Сукна, последняя на равнине
станция Сукна Дарджилингская Гималайская железная дорога

Станционные удобства строго регламентированы: количество тенистых деревьев, мест на лавках, кранов с питьевой водой и туалетов. Обязательно на станции должны быть и такие необходимые сервисы как фонарь, часы и доска для записи расписания поездов. Все прозрачно и вывешено для публики, чтобы все знали.
станция Сукна Дарджилингская Гималайская железная дорога

Кран с питьевой водой, одна штука. Количество соответствует
питьевая вода на станции Сукна Дарджилингская Гималайская железная дорога

Путь продолжается по равнинному лесу. Путь в этом месте на паровозе называется «сафари в джунглях»
сафари в джунглях Дарджилингская Гималайская железная дорога

сафари в джунглях Дарджилингская Гималайская железная дорога

В Рангтонге паровоз «сафари в джунглях» поедет с туристами обратно, а наш дизель — дальше вперед
тепловоз обгоняет паровоз Дарджилингская Гималайская железная дорога

Реверсами взбираемся на крутой склон. Один из кондукторов выбегает, переводит стрелки, а потом догоняет неспешный поезд. Кондуктор последнего вагона передает сигналы машинисту красным и зеленым флагами.
подъем реверсами на крутой склон Дарджилингская Гималайская железная дорога

Можно высунуться из окна вагона и срывать с земли бенгальские травы и цветы. На железной дороге используются деревянные и стальные шпалы.
подъем реверсами на крутой склон Дарджилингская Гималайская железная дорога

Около станции Рангтонг. Рюкзак, конечно, нести удобнее, чем сундук. Но во влажном и жарком климате сундук служит дольше: натуральные ткани ветшают буквально за один сезон. Кроме того, ящик с замком уберегает вещи от воров. Поэтому головные сундуки используются до сих пор.
путь около станции Рангтонг Дарджилингская Гималайская железная дорога

Станции Дарджилингской железной дороги старинные, чистые, а люди на них приветливые и сильно отличаются внешне от равнинных индийцев. Станция Гаябари. На промежуточных станциях можно выходить и гулять. Вокруг красиво. Но следующий поезд – через два дня, и так практически никто не делает.
станция Гаябари Дарджилингская Гималайская железная дорога

Дорога идет по крутому склону горы. По историческим документам ее сооружение в конце XIX века стоило (в нынешних ценах) 100 000 USD за километр. В этом месте уже в 2012 году произошел оползень, из-за чего на несколько лет дорога оказалась разорванной. Новое полотно через осыпь построили лишь в прошлом году.
оползень 2012 года Дарджилингская Гималайская железная дорога

Фотографии оползня 2012 года на этом месте

Наш поезд почти проезжает место обвала, но что-то идет не так
Поезд сошел с рельсов Дарджилингская Гималайская железная дорога

«Поезд сошел с рельсов!» — говорит кондуктор и закручивает свой тормоз. Общение кондукторов с машинистом происходит с помощью красных, желтых и зеленых флагов. Сейчас сзади поезда машут красным. Локомотив останавливают в нескольких шагах от неогороженного обрыва.
Поезд сошел с рельсов Дарджилингская Гималайская железная дорога

Задний вагон сошел с рельсов. «Чтобы поставить его обратно, нужно много рабочих, будем ждать». Сколько ждать, никто не знает, а уехать отсюда на автобусе нереально, потому что машины по этой разбитой дороге почти не ездят. И как они, интересно, будут звать сюда подмогу?
Поезд сошел с рельсов Дарджилингская Гималайская железная дорога

Видимо, поезд не впервые сходит здесь с рельсов, и бригада уже знает, что делать. От последнего вагона отцепляют остальные, затем локомотив отцепляют от поезда и он уезжает. Возвращается с подмогой, шпалами и длинным рельсом — рычагом. Подкладывают шпалы. Двухфутовая (61 см) колея выглядит почти игрушечной. Сам локомотив и вагоны существенно шире колеи. Колеса не по бокам, а внизу-внутри. Кажется, что вагоны легкие и вдесятером можно руками поднять и поставить на рельсы.
как вручную вернуть на рельсы сошедший вагон Дарджилингская Гималайская железная дорога

Вставляют рычаг. На самом деле, вагон не такой легкий.
как вручную вернуть на рельсы сошедший вагон Дарджилингская Гималайская железная дорога

Интересно, сколько людей должны повиснуть на рельсе, чтобы поднять вагон?
как вручную вернуть на рельсы сошедший вагон Дарджилингская Гималайская железная дорога

Первая попытка
как вручную вернуть на рельсы сошедший вагон Дарджилингская Гималайская железная дорога

Вторая. Мощно, разом, дружно!
как вручную вернуть на рельсы сошедший вагон Дарджилингская Гималайская железная дорога

Одну колесную пару вернули на рельсы. Правее виден глубокий след — положение вагона до исправления
как вручную вернуть на рельсы сошедший вагон Дарджилингская Гималайская железная дорога

То же самое повторяется со второй колесной парой
как вручную вернуть на рельсы сошедший вагон Дарджилингская Гималайская железная дорога

как вручную вернуть на рельсы сошедший вагон Дарджилингская Гималайская железная дорога

Но ничего не помогает
как вручную вернуть на рельсы сошедший вагон Дарджилингская Гималайская железная дорога

Подцепляют локомотив и он непонятным образом затаскивает заднюю колесную пару на рельсы.
как вручную вернуть на рельсы сошедший вагон Дарджилингская Гималайская железная дорога

Уже вечером подъезжаем к Курсеонгу. С опозданием всего на 2 часа (плюс к пяти часам пути). На маршрутке мы уложились бы в 2 часа.
Курсеонг Дарджилингская Гималайская железная дорога

На самом деле, большую часть поездки просто сидишь в вагоне и, кроме пейзажей, фотографировать особенно нечего. Зато на вокзале Дарджилинга есть место, где припаркованы старинные паровозы. Некоторые из них работают на ежедневных туристических рейсах в Гхум. Паровоз — совсем не как автомобиль, он не может просто завестись и поехать. Каждая поездка — это как минимум пара часов подготовки, разведение паров, техобслуживание. И еще пара часов после. Не говоря уже о чистке передней части топки от золы, которая тоже происходит довольно часто.

В один из следующих дней мы идем смотреть паровозы в действии на вокзал Дарджилинга и в Гхум — конечный пункт туристической поездки Joy Ride, где также находится и музей DHR. До Гхума около 6 км и можно прогуляться пешком по мелким дорожкам. По узкой главной дороге, которая называется Hill Cart Road (Дорога горных повозок) лучше не ходить из-за оживленного движения.

В музее стоит самый первый паровоз на этой железной дороге — Baby Sivok (1881). К паровозу прицеплен и раритетный пассажирский вагон: половина его — первый класс, другая половина — второй. Сейчас на линии таких вагонов не осталось.
Раритетный паровоз Baby Sivok Дарджилингская Гималайская железная дорога

В 1999 его косметически отремонтировали, но сам ездить он не может. Все органы управления у него сняты.
Раритетный паровоз Baby Sivok Дарджилингская Гималайская железная дорога

Зато он покрашен в яркие цвета, и это нравится Лёве
Раритетный паровоз Baby Sivok Дарджилингская Гималайская железная дорога

Мы с малышом ощупываем и обсуждаем назначение разных частей паровоза. Это дренажная труба котла. Из нее иногда выливается кипяток.
Раритетный паровоз Baby Sivok Дарджилингская Гималайская железная дорога

Интересно, что до середины XX века все паровозы и вагоны DHR строили зеленого цвета, в конце Второй мировой войны их перекрасили в черный, потом — в красный, а сегодня они — голубые.
Раритетный паровоз Baby Sivok Дарджилингская Гималайская железная дорога

Генератор питает фару паровоза и освещение в вагонах
Раритетный паровоз Baby Sivok Дарджилингская Гималайская железная дорога

Парораспределитель Вальсхарта и цилиндр.
Раритетный паровоз Baby Sivok. Механизм Вальсхарта Дарджилингская Гималайская железная дорога

Раритетный паровоз Baby Sivok Дарджилингская Гималайская железная дорога

Котел (черный), бак с водой (синий справа), бункер для угля (синий слева)
Раритетный паровоз Baby Sivok. Котел. Дарджилингская Гималайская железная дорога

В начале железную дорогу в основном использовали для перевозки грузов. Сейчас товарные вагоны остались лишь в музее.
Старинные товарные вагоны Гималайская железная дорога

Старинные товарные вагоны Дарджилингская Гималайская железная дорога

Тем временем на станцию, свистя на все улицы, прибывают сразу две экскурсии друг за другом: дешевая на тепловозе и дорогая на паровозе.

Клапаны в парораспределителе выкручивают и снова закручивают на каждой остановке. Еще, пока туристы гуляют по станции, из зольника кочергами выгребают горячую золу.
Паровоз DHR class B, обслуживание, Дарджилингская Гималайская железная дорога

Органы управления паровозом. Викторианский промышленный дизайн
Паровоз DHR class B, панель управления, Дарджилингская Гималайская железная дорога

Уровни воды в кабине паровоза
Узкоколейный паровоз DHR class B, уровни воды, Дарджилингская Гималайская железная дорога

Для сравнения — панель управления тепловоза
Узкоколейный тепловоз, панель управления, Дарджилингская Гималайская железная дорога

Тепловоз уезжает обратно в Дарджилинг. Улочки Гхума такие узкие, что поезд едет прямо рядом с фасадами домов, чуть не задевая мешки и ящики овощного магазина 
Узкоколейный тепловоз едет по узкой улочке Дарджилингская Гималайская железная дорога

За ним, подбрасывая угольную пыль высоко в воздух, поспевает паровоз. Свисток паровоза по звуку не похож ни на один из современных гудков. Протяжный, громкий и немного жалобный привет из прошлого.
Паровоз DHR class B едет по узкой улочке Гхум Дарджилингская Гималайская железная дорога

После него все крыши и балконы быстро покрываются чернотой. И овощи тоже
Паровоз DHR class B едет по узкой улочке Гхум Дарджилингская Гималайская железная дорога

До того, как проехал паровоз
какие овощи продаются на рынке в Индии

У вокзала в Дарджилинге обслуживают паровозы: заливают воду, разводят пары, чистят зольную решетку, обильно смазывают маслом тяги и протирают до блеска латунные органы управления. Я думаю, люди, с молодости работающие с этими паровозами, считают их немного своими, а не «государственными».
Стимпанк, Steampunk, Паровозы DHR class B, Дарджилингская Гималайская железная дорога

И, конечно же, еще раз выкручивают тот же самый клапан, который требует внимания на каждой остановке.
Паровоз DHR class B, обслуживание, Дарджилингская Гималайская железная дорога

Паровоз DHR class B, обслуживание, Дарджилингская Гималайская железная дорога

Переднюю дверцу топки тоже иногда открывают. Оттуда выметут кучу мелкой золы, которая с дымом проходит через топку, но не вылетает в трубу.
Паровоз DHR class B, обслуживание, Дарджилингская Гималайская железная дорога

Раньше для разворота паровозов в Дарджилинге работал разворотный круг. Современные паровозы (DHR class B) ездят кабиной в любую сторону, поэтому на конечной станции они не разворачиваются, а только перецепляются к нужному концу состава. Вниз паровоз едет кабиной вперед, вверх — кабиной назад. На круге просто паркуют вагоны.
Старинный разворотный круг в Дарджилинге, Гималайская железная дорога

Здание на станции стоит на «курьих ножках». Но не падает. Проектировали англичане хорошо.
Вокзал на курьих ножках в Дарджилинге, Гималайская железная дорога

Вагоны старые
Вокзал в Дарджилинге, узкоколейные пассажирские вагоны,Гималайская железная дорога

Вокзал в Дарджилинге, узкоколейные пассажирские вагоны,Гималайская железная дорога

И новые
Вокзал в Дарджилинге, узкоколейные пассажирские вагоны, Гималайская железная дорога

Дарджилингская дорога раньше не заканчивалась вокзалом, а шла дальше, на пакгаузы нижнего рынка в Дарджилинге, где в товарные вагоны грузили мешки с чаем и кардамоном. Сейчас эти рельсы заброшены и уходят под асфальт дороги, а в некоторых местах прямо поверх них построены дома.

На индийской железной дороге сейчас продают билеты с помощью компьютеров. Нет интернета — нет билетов. Это случается часто, даже специальная табличка заготовлена. За неделю в Дарджилинге кассы не заработали ни разу. В Индии формулировка: «outside problem» — проблема на стороне — универсальная отговорка, благодаря которой можно не работать, не решать проблему, а пить чай с коллегами до конца рабочего дня. Ведь торопиться некуда: жизнь никогда не закончится. Впереди еще бесчисленные перерождения.

Табличка «нет связи» в кассе Дарджилинга. Сверху кассы предупреждение: «опасайтесь зазывал» (то есть посредников, через которых сейчас единственно и можно купить билет в этом городе).
Вокзал в Дарджилинге, билетные кассы, Гималайская железная дорога

Наряду с Дарджилингской ЖД с 1915 существовала отдельная узкоколейка по долине реки Тиста из Силигури в сторону Калимпонга. В 1950 году после наводнения она была разрушена и не восстанавливалась. Остатки ее инфраструктуры можно увидеть до сих пор, но это уже совсем другой рассказ. Некоторые места этой дороги можно посмотреть на сохранившихся исторических фотографиях 

11 April 2016 // Автор:

Места: Гхум, Дарджилинг, Западная Бенгалия, Индия, Курсеонг, Силигури

Tags: , , ,

16 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только собирают косточки на […]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. avatar Михалыч says:

    Ммм.... как вкусно. Обязательно надо будет запробовать, пока это чудо еще живо

    • Туристические паровозы будут еще долго — дорога в списке Юнеско. Все-таки один из двух паровозных участков Индии. А во рейсовые не выдерживают давления маршруток, которые проезжают путь в 2-3 раза быстрее.

  2. avatar Dusty says:

    Регламентированные тенистые деревья — это прекрасно :)

    А англичане еще на немцев наезжают, что у тех сплошной орднунг и ни шагу в сторону...

  3. avatar Сергей says:

    Хорошо, что все обошлось!

  4. avatar Сергей says:

    Мы с женой были в Дарджилинге в ноябре 2015, проездом в Сикким. Добирались, правда, из Силигури в Дарджилинг и далее в Гангток на джипе-маршрутке. Сначала хотели прокатиться на «игрушечном поезде», потом решили, что слишком долго. Но видели такие составы уже в городе. Занятные! И, действительно, игрушечные. :)

    Отчет прочитал с интересом. Спасибо за возможность поностальгировать по прекрасной Индии. :) Мы там были в первый раз и, похоже, влюбились. :)

    • Мы в этот раз тоже были проездом в Сикким, медленным таким проездом :)

      • avatar Сергей says:

        «Медленный поезд» в Индии — понятие относительное... :) Я не смог через интернет купить билет из Варанаси в Дарджилинг, купил из New Jalpaiguri в Siliguri. Мы ждали свой поезд на грязном вокзале до 1 часу ночи, он опоздал в New Jalpaiguri на 6 часов, в Силигури пришел с опозданием на 9 часов.

        Пока болтались на станции Джалпайгури, познакомились с иностранцами — они купили билет на поезд до Дарджилинга... Только опаздывал он больше, чем на 12 часов... Все относительно. :)

        • Меня еще больше радует, что маршрутка может за 4 часа проехать 70 км)) В Индии надо думать о душе, а не о том, как побыстрее до куда-то добраться :)

  5. avatar Дмитрий says:

    Это вы откуда и куда в этот раз путешествовали? Билеты непосредственно в Силигури покупали?

  6. avatar astat says:

    А наш сошёл с рельс на обратном пути, недалеко от Курсеонга, на спуске отказали тормоза, сам поезд вылетел с железной дороги, прихватив за собой один из вагонов.

  7. avatar Дарья says:

    Добрый день! Подскажите, где можно взять билеты на Дарджилингскую железную дорогу! Буду очень благодарна за помощь!

    • Билеты с местами можно купить в кассах индийской железной дороги или по интернету на cleartrip. В процессе покупки билета на cleartrip также придется пройти регистрацию на сайте индийской железной дороги irctc (для этого понадобится индийский номер телефона или запрос в службу поддержки irctc, которые потом запросят копию паспорта).

      Билеты во 2 класс (без резервирования мест) продаются в кассе на станции отправления. Можно ли их купить в другой кассе я не знаю, но так как билеты все равно без мест, то заранее их покупать смысла нет.

  8. Сход поезда с рельсов это обычное дело на УЖД в России. И никаких рабочих вызывать не нужно: поездная бригада (а чаще всего это машинист хорошо когда с кондуктором) плюс все пассажиры самостоятельно ставят вагон на рельсы!

Leave a Reply for astat

*