По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

13 Декабрь 2009 // Автор: Pavel Borisov

Места: Дарджилинг, Западная Бенгалия, Индия, Курсеонг, Силигури

Метки: ,

Eще в середине 19 века в горный Дарджилинг (2134 м) из равнинного Нью Джалпаигури проложили узкоколейную (60 см) железную дорогу. И сегодня по ней ежедневно ездит два игрушечного размера дизель-поезда из трех вагонов.

Мы решили проехать по этой знаменитой железной дороге и купили электронный билет до Курсеонга, где можно пересесть на другой поезд до Дарджилинга, который везет самый настоящий паровоз. В строю 14 паровозов, выпущенных с 1926 до 2007 года (да, и по сей день паровозы продолжают зачем-то выпускать на Тиручирапальском паравозостроительном заводе). Каждый день используется 2 паровоза – один для пассажирского рейса из Курсеонга в Дарджилинг и еще один для экскурсионного рейса из Дарджилинга в Гхум.

К 9 часам утра мы стали искать на какую платформу прибывает наш поезд. Номер платформы никто сказать нам не смог, вместо этого все говорили, что toy-train (игрушечный поезд) останавливается на narrow-gauge (узкоколейной) платформе. Мы пришли на эту платформу. Путь такой узкий, что можно сесть в лотос прямо на обеих рельсах. Что может ездить по таким, разве что вагонетка?
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе


Вместо обычных в Индии вокзальных толп, мы обнаружили на платформе только пятерых человек, трое из которых оказались сотрудниками железной дороги. Вскоре показался маленький локомотив с тремя вагончиками. Уже сейчас мы поняли что зря спрашивали служащих, в каком месте платформы остановится наш вагон номер D1: весь поезд был не длиннее тролейбуса, а каждый вагон напоминал о детской железной дороге. Вот так выглядит вагон первого класса, в который нас сначала по ошибке посадили:

По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Вскоре нас пересадили в правильный вагон. Туда же стали набиваться подошедшие к отправлению индусы, на каждое кресло по двое.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Поезд тронулся. Железная дорога одноколейная, и на каждой станции к машинисту подходил диспетчер и писал ему в журнал распоряжение на занятие следующего перегона, машинист тоже в чем-то расписывался: дескать, задание получил, все понял.

По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Вскоре мы стали подниматься в горы и колея стала змеиться вокруг автомобильной дороги. При каждом пересечении дороги (а это случалось каждые 50 метров) машинист гудел машинам: поезд едет, всем остановиться и пропустить. Машины пропускали. А потом начался и совсем крутой склон, и поезд стал подниматься реверсами – «зигзагами»: cдает назад, переводит стрелку, едет вперед, опять переводит, опять сдает назад. Один помощник машиниста выбегает переводить стрелки, другой показывает красный или зеленый флаг машинисту, можно ли ехать.

Сдаем задним ходом вверх.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Железная дорога проложена прямо по обочине (а кое-где и посередине) автомобильной, и поездочек проезжает многочисленные поселки прямо как трамвай.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Разъезд с единственным встречным поездом.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

На поезде мы приехали в Курсеонг, где и решили остановиться на несколько дней, а дальше ехать в Дарджилинг на паровозе. Поезд же сразу укатил по узким наклонным улочкам в направлении Дарджилинга. Кажется, из кафе можно руку высунуть и потрогать.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Курсеонг стоит на склоне крутого холма. Ниже, минутах в пяти ходьбы, низкие кустики чайных плантаций занимают все склоны, выше по петляющей дороге входишь в хвойный лес. Одно плохо – постоянные туманы. За два дня в этом городе солнца было от силы три часа, остальное время – сырость. Кроме того, в домах здесь не принято топить, а масляный радиатор с собой мы как-то постеснялись захватить из дому. Так что померзли. Но все равно город душевный и интересный.

Мы спокойно гуляли по улице этого городка, как вдруг из-за угла со свистом, паром и клубами дыма выехал паровоз. Двое служащих на передних подножках стояли готовые подбросить под колеса песку из специального ящика. Паровоз легко тянул свои два вагона в Дарджилинг.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

На станции тоже полный вестерн. Расписание поездов из Курсеонга. Никаких наклеек и электронных табло! Только доска и мел!
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

1D и 2D – ежедневный дизель Нью Джалпаигури – Дарджилинг и обратно
3D и 4D – дизель по определенным дням недели.
9D и 10D – паровозный рейс Курсеонг-Дарджилинг и обратно

Утром паровоз задним ходом выезжает из Дарджилинга вниз и в час дня прибывает в Курсеонг. На станции он оставляет вагоны, а сам едет в локомотивное депо, больше похожее на навес, для профилактики и заправки водой. Профилактика заключается в проверке колес, для чего, правда, у паровоза надо снять несколько тяг, а для проверки передних нос паровоза даже приподнимают домкратом.

По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Разборка и сборка паровоза с проверкой занимает всего полтора-два часа между рейсами. Механики обращаются с паровозом, как русские с «жигулями» и, наверное, удивляются моему вниманию: «Паровоз как паровоз, чего в нем интересного?»
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Механик поливает тяги маслом. Сегодняшний паровоз имеет собственное имя «Himalayan Bird», в честь чего на паровом цилиндре изображена гордая птица.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Самая главная часть паровоза – бойлер находится внутри. Если необходимо сделать ремонт или проверку бойлера, паровоз следует вниз в паровозоремонтные мастерские в поселке Тиндария, которые больше похожи на большой гараж – совсем не верится что там могут полностью перебрать целый паровоз. В честь ремонта и проверки на медной табличке на бойлере делают памятную запись.

Памятная запись на бойлере самого старого паровоза, выпущенного в 1926 году с датой последней проверки – 2 года назад.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Так выглядит панель управления паровоза. Краники, уровни, манометры.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Приехал дизель с равнины.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Паровоз управляется очень просто: сначала долго бросают уголь, раздувают, наливают воду, свистят паром, а потом машинист тронул краник и паровоз поехал, беззвучно так, как будто игрушка электрическая. Машинист с помощниками выводит паровоз на улицу и едет на станцию за вагонами. Здесь можно запросто снимать вестерн, «где-нибудь на диком западе». Только рекламу убрать и жителей переодеть по эпохе.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

А в это время на станции ждут паровоза немногочисленные (что совсем нетипично для Индии) пассажиры. Билет 2 класса до конечной станции стоит 7 рупий – это меньше 5 рублей за 31 километр. Я думаю, что, в связи с подорожанием Киевского метро, этот паровоз – вполне приличный претендент на звание самого дешевого в мире общественного транспорта.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Туманная станция напоминает о российской осени.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Паровоз прибывает на станцию и прицепляет вагоны. Машинист очень точен – беззвучно, без звука касания подвел паровоз на миллиметр к вагонам – сцепщики похлопают такому виртуозу.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Паровой поезд начинает свой рейс по кривым улицам Курсеонга. Местные жители используют паровоз как трамвай, на ходу заскакивая в вагон, и проехав несколько километров в гору, выскакивая.

На переезде вполне реально увидеть, например, обезьяну.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

За 31 километр до Дарджилинга «Гималайская птичка» 5 раз останавливается у краников подзаправиться водой. Дизель сегодня запоздал и едет прямо за нашим паровозом, никак не может обогнать по одной колее. Кондуктор нашего поезда машет машинисту дизеля рукой, показывает язык, рукой якобы протягивает сигаретку: «На, возьми если можешь, мне не жалко». «Мы стоим, заправляемся, а ты чего, ты же дизель, современный, а не обгоняешь?».

По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

А вот и весь наш состав во всей красе
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Уже ночью мы прибываем на самую высокую точку пути – станцию Гхум.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Конечная станция – Дарджилинг. Приехали.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

Паровозное депо находится прямо на главной улице, никаких заборов: подходи фотографируй, трогай. Здесь стоят 4 паровоза, выпущенные в 1926, 1938, 1979 и 2007 годах. Паровозы стоят в очереди везти завтра очередной поезд вниз.
По Гималайской железной дороге на узкоколейном паровозе

13 Декабрь 2009 // Автор: Pavel Borisov

Места: Дарджилинг, Западная Бенгалия, Индия, Курсеонг, Силигури

Метки: ,

22 Comments →


Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. Спасибо за рассказ, очень интересно!

  2. Это просто потрясающе. Нет, правда. Я не думал, что что-то подобное ещё существует на свете.
    На 8-й фотографии видно, что логотип железной дороги позаимствован у London Underground :)

  3. вот это да! %)

    видел как-то репортаж по ТВ – тогда не так впечатлило :)

  4. haikky haikky :

    Очень прикольнО!

  5. 5min 5min :

    Очень понравилось! Другая планета.

  6. Присоединяюсь. Это какая-то фантастика, другая планета, нереальность =)

    Очень-очень интересно!

  7. Отличные фото! А как в Дарджилинге дела обстоят с жильем? Почем гесты, много ли их, легко ли найти и на сколько дней в самом Дарджилинге стоит задерживаться?

  8. ой, как интересно! Ностальгия.
    Спасибо за интересный рассказ. :)
    Чуть больше поезд поднимается в Шимлу на 2000м. 108 тунелей. Роскошные виды вокруг.

    Если есть возможность и желание посмотреть на поезд, то ВОТ

  9. супер! спасибо!!
    только не понял, что это за зигзаги со стрелками и задним ходом… можешь пояснить?

  10. Возможно, индийская железная дорога произошла от английской и унаследовала много атрибутов последней: логотипы, форму, правила проезда и чрезвычайную эффективность.

  11. Поехали на паровозы смотреть?

  12. Спасибо!
    Просто наша планета очень и очень разная :)

  13. В целом цены чуть выше средних по Индии. Разброс очень большой, в зависимости от уровня геста. Цена на самый дешевый около 100-150 рупий за номер на двоих. Гестов очень много, так что поиск дешевого и хоршего – достаточно большая работа.

    Задерживаться стоит в зависимости от того, что хочется сделать – можно и на несколько недель найти занятия – место очень хорошее и интересное.

  14. У меня есть впечатление, что все узкоколейки в Индии идут в горы и поэтому очень интересны и живописны. Мы хотим еще на одной покататься на юге индии в Ooty (штат Тамил Наду).

  15. Если смотреть сверху рельсы лежат в виде букв Z. По «верхней палочке» поезд едет вперед, по диагональной – задним ходом, по нижней опять передним и так далее «зигзагом», так как места для кольца чтобы развернуться на склоне нету. По-английски это называется z-reverse.

  16. аа ) теперь понятно. спасибо )

  17. Очень интересно! А сегодня посмотрела фильм BBC как раз про Darjeeling Railways и Nilgiri Mountain Railways (как раз та дорога, которая идет в Ooti). Возникло огромное желание поехать туда обязательно, а тут как раз и на ваш пост вышла:)

Оставить комментарий

*