Монастырь Ки и переправа с велосипедами через пропасть

27 Декабрь 2011 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Индия, Каза, Ки (монастырь), Киббер, Спити, Химачал-Прадеш, Чичам

Метки: , , ,

6 июня
Каза – монастырь Ки – Киббер – Чичам

Когда мы готовились к велопоходу, я сомневалась в своих силах. И сначала действительно было трудно: я считала каждую сотню метров, а к вечеру уставала до дрожи в коленках. К тому же из-за больших нагрузок пропал аппетит, а ехать без «дозаправки» сложнее. Но постепенно адаптировалась: научилась педалировать на горной дороге, выбрала подходящий темп движения, а Паша правильно отрегулировал мне седло (устав от моих жалоб). На вторую неделю похода я уже не трепетала при мысли о том, что впереди километровый подъем; а на третью – взлетала на него почти без остановок. Поэтому, когда ранним утром мы выехали из Казы и сразу начали взбираться по очередному серпантину, я ощущала лишь легкость – как будто меня подгонял сильный тибетский ветер.

Наши рюкзаки были нагружены деликатесами вроде сухого молока, шоколада и печенья с отрубями. Предстояла неделя велопохода по самой суровой части Спити и по долине Лахул.
велосипедист в долине Спити, cycling in Spiti valley

Поднимаясь, мы оставляли внизу желтые квадратики полей и жемчужные нитки реки (панорама в полный размер).
панорамная фотография долины Спити, panoramic view of Spiti valley

У дороги сидели женщины в ожидании автобуса. «Можно вас сфотографировать?» – спросил Паша. «Чего ж нельзя? Пожалуйста!».
тибетские женщины у дороги в долине Спити, women in Spiti valley

Показалась тибетская деревня Ки. Дома построены из бетона, а овощи выращивают в теплицах. Своей новизной эта деревня сильно отличается от остальных, что встречались на нашем пути.
новая деревня Ки в Спити, Key village in Spiti

В старой части деревни все по-прежнему: беленые домики с маленькими окнами, куцые деревца и многоярусный монастырь-крепость наверху.
старая деревня Ки в Спити, Key village in Spiti

Видимо, дом престарелых.
дом престарелых в деревне Ки в Спити, Key village in Spiti

Тибетский монастырь Ки

Умопомрачительной красоты дорога привела нас в монастырь Ки, расположенный под облаками на высоте 4166 метров. Он был построен в XI веке Дромтонпой – учеником Атиши и основателем школы буддизма Кадам – и изначально принадлежал этой школе. Но религиозные иерархи Тибета постоянно боролись как за духовную, так и за политическую власть, и в XVI веке поддерживаемый монголами Пятый Далай-лама «конвертировал» его в Гелуг.

Монастырь Ки считается самым большим в Спити. Он много раз подвергался нападениям, в том числе в междоусобных стычках между княжествами Ладакх и Куллу, а также во время англо-сикхских войн в XIX веке. Его неоднократно восстанавливали и, возможно, даже переносили с места на место, поэтому древностей осталось мало. Последний раз он серьезно пострадал в 1975 году – от землетрясения. Все же монастырь Ки – одно из самых впечатляющих мест в долине Спити.

«Неужели это не мираж?» – только и смогла подумать я, увидев его впервые.
тибетский монастырь Ки в Спити, Key gompa in Spiti

Храмы внутри монастыря были закрыты. На вопрос о том, кто может их открыть, тибетцы, сидевшие на ступеньках, замотали головами. В ожидании мы решили погулять среди ветхих домиков.
тибетцы на ступенях у нового храма в Ки гомпе в Спити, Key gompa in Spiti

Заглянули в темную кухню и нашли там закопченный чайник, в котором кипел тибетский соленый масляный чай. Он отлично согревает и помогает от боли в пересохшем горле.
кухня в гомпе Ки в Спити, Key gompa in Spiti

Большая часть монахов живет в монастыре только зимой, а летом они работают в полях вместе со своими семьями или зарабатывают другим образом.
домики монахов в Ки гомпе, Key gompa in Spiti

Будда дал первое поучение в Оленьем парке в Сарнатхе рядом с Варанаси. Поэтому по обе стороны колеса дхармы (поворот которого является символом поучения) часто изображают оленей. И это один из главных символов буддизма.
олени и колесо дхармы, deers and dharma wheel

Колесо дхармы («закон» на санскрите) было изображено и во внутреннем дворе монастыря Ки. В Тибете часто рисуют священные символы прямо на земле или асфальте.
колесо дхармы во дворе тибетского монастыря, dharma wheel in buddhist monastery

В европейской мифологии трезубец ассоциируется с Нептуном. В христианском искусстве он сначала был символом триединства Отца, Сына и Святого Духа, а позже стал атрибутом Люцифера, превратившись в вилы, которыми истязают мучеников в аду. В тибетском буддизме трезубец – грозное оружие в руках божеств. Трезубцем-знаменем украшают храмы, посвященные божествам-защитникам. Пламя символизирует огонь, сжигающий неведение.
трезубец в монастыре Ки, trishula in Key monastery

Мы вернулись во внутренний дворик. В это же время приехали двое англичан с индийским гидом. Появился бойко говорящий по-английски монах и стал открывать двери храмов. Сначала он повел в маленький храм со ступой, которая была богато украшена, выглядела старой и солидной. «Содержатся ли в ней чьи-нибудь реликвии?» – поинтересовалась я. «Нет, это просто так ступа. Но на втором этаже… Правда, я сегодня очень занят», – монах поглядывал куда-то в сторону. «Вы хотите на второй этаж?» – с надеждой спросил он у англичан. «Почему бы и нет», – ответили они. По узкой лестнице, пригибая головы, чтобы не стукнуться, мы поднялись на крышу. Монах снял замок и впустил нас внутрь. Там действительно стояла вторая ступа, правда, я не запомнила, чьи именно реликвии в ней хранятся. Если вы в курсе – пожалуйста, расскажите. Потом монах быстро выпроводил гостей и тоже ушел, а мы продолжили изучать монастырь в одиночестве.

В мешках на крыше запасен можжевельник. Его сжигают в жаровнях или специальных очагах для подношения благовоний. Даже традиционные тибетские ароматические палочки делают из можжевелового порошка, смешивая его с травами, сандалом, алоэ, мускусом и другими пахучими веществами.
тибетский монастырь Ки в Спити, Key gompa in Spiti

По четырем углам храмов размещены «знамена победы» из кованой меди. Они обозначают «победное» просветление Будды и распространение буддизма.
тибетский монастырь Ки в Спити, Key gompa in Spiti

С толстыми стенами и маленькими окошками Ки больше похож на крепость, чем на место, где обучаются сотни монахов.
тибетский монастырь Ки в Спити, Key gompa in Spiti

С велосипедами через пропасть

Обычно в сторону перевала Кунзум едут по основной асфальтовой дороге по долине реки Спити. Но мы решили свернуть на второстепенную грунтовую дорогу через села Киббер и Чичам и перевал Лагударси, которая казалась нам более красивой и интересной. Она до сих пор не достроена, и поэтому транспорт по ней не ездит.

Близился вечер, и мы вернулись к велосипедам. От монастыря Ки в деревню Киббер ведет автомобильная дорога. Кроме нее мы нашли еле проезжую колею ниже по крутому склону, над краем красивого каньона. Она заканчивается там же, где автомобильная, – у подвесной переправы через реку Парилунгби в село Чичам. Колея была во многих местах засыпана камнями, но в целом можно проехать на велосипеде. Только там, где ее прорезает ручей, пришлось снимать с велосипедов багаж и перетаскивать отдельно. А в конце я так разогналась, что налетела на камень и чуть не ухнула в пропасть.

дорога из монастыря Ки в село Чичам, road from Key monastery to Chicham village

По старой автомобильной колее. На заднем плане автомобильная дорога серпантином поднимается в деревню Киббер.
грунтовая дорога из монастыря Ки в село Чичам, road from Key monastery to Chicham village

Такую дорогу велосипедисты называют «каменистая горная». Здесь нам пришлось снять поклажу, чтобы отдельно перенести велосипеды и вещи через промоину. Сверху деревня Киббер.
грунтовая дорога из монастыря Ки в село Чичам, деревня Киббер, road from Key monastery to Chicham village, Kibber village

Гигантский каньон реки Парилунгби я запишу в персональный список самых впечатляющих мест мира.
глубокий каньон реки Парилунгби в Спити, river canyon in Spiti

К пяти вечера приехали к переправе. По снимку Google Earth казалось, что через Парилунгби есть мост. Ничего подобного! Над глубочайшим каньоном натянут металлический трос, по нему на роликах ездит металлическая корзина. Предполагалось, что мы усядемся в эту корзину, оттолкнемся… – и рухнем на дно каньона меньше, чем за секунду свободно доедем до середины переправы, после чего будем выбирать веревку, вытягивая себя на другой берег. Я мужественно делала вид, что все в порядке. По плану я должна была переправиться первой с рюкзаком, потом Паша вытянет корзину обратно и отправит велосипеды, после чего преодолеет пропасть сам со своим рюкзаком.

К счастью, у переправы сидели индийцы-рабочие – строители будущего моста. Они нам помогли. Велосипеды решили перевозить по одному, начав с моего. Сначала пытались положить его сверху, но выходило неудобно. Поэтому привязали его снаружи корзины с помощью стропы, которую мы специально припасли для таких случаев.
подвесная переправа через пропасть с велосипедом в долине Спити, ropeway in Spiti with bicycle

Внутрь сели двое индийцев и поехали на тот свет ту сторону. В середине пути запуталась веревка, и минут десять они болтались над пропастью, воюя с узлами. А мы и остальные индийцы громко кричали, что они должны делать, но они то ли не слышали, то ли не понимали. Наконец добрались. Один вернулся обратно в той же корзине, а второй решил опробовать велосипед и забавно катался туда-сюда по противоположному склону.
подвесная переправа через пропасть с велосипедом в долине Спити, ropeway in Spiti with bicycle

Вторым номером были велосипед, я, индиец и рюкзак между нами (ради приличия). Я мысленно попросила прощения у родственников и друзей, подумала о том, какое воплощение ждет меня в следующей жизни, закрыла глаза… – и мы уже болтались в воздухе высоко-высоко над рекой. Я заранее убедила себя в том, что смотреть вниз будет жутко. Но появился лишь бодрящий холодок по коже. На желанном берегу стоял индиец и с усилием тянул к себе веревку. Мы потихоньку приближались. Прошло не больше двух минут, как я уже стояла на противоположном берегу и махала Паше рукой.

Он приехал на следующем «трамвае» с оставшимися частями нашего багажа и жителем Чичама. Потом мы помогли вытянуть следующего пассажира: оказалось, что переправа пользуется популярностью.
подвесная переправа через пропасть с велосипедом в долине Спити, ropeway in Spiti with bicycle

В километре от переправы, у каменной ограды поля, мы поставили палатку. Воду набрали из оросительного канала. Мы надеялись, что ограда спасет нас от ветра, но он дул всю ночь. Ни один любопытный чичамец к нам не заглянул, хотя несколько человек, работавших вечером в поле, нас видели и наверняка рассказали об этом всем своим соседям. Что ж, это хороший повод первым нанести визит, что мы и сделали на утро. Об этом – в следующий раз.

Все статьи из серии Гималайское велокольцо:
1. Из Куллу в Киннаур через перевал Джалори
2. Вверх по Сатледжу: из Рампура до Санглы
3. Две киннаурские деревни: Сангла и Кальпа
4. В гостях у деревенских учителей
5. Тибетская деревня Нако высоко в горах
6. По следам тибетских караванов
7. Долина Спити – индийский Тибет
8. Ярмарка овощей в селе Гью в Спити (интермедия)
9. Монастырь Табо: тибетский буддизм 1000 лет назад
10. Озеро Сопона, волк и две тибетские деревни
11. Данкар – монастырь под облаками
12. Долина Пин – к снежным Гималаям
13. Монастырь Ки и переправа с велосипедами через пропасть
14. На велосипедах через перевал Кунзум
15. Лунное озеро Чандра Тал
16. По закрытой дороге из Казы на перевал Ротанг

А также: Как подготовиться к велопоходу в Гималаях и содержимое велорюкзака
и итоговый отчет: Велопоход 4 категории сложности в индийских Гималаях (в нем обобщена полезная информация: логика маршрута, описание района, бытовые и технические детали, раскладка и снаряжение, карта маршрута).

27 Декабрь 2011 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Индия, Каза, Ки (монастырь), Киббер, Спити, Химачал-Прадеш, Чичам

Метки: , , ,

33 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только [...]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. Ольга Долохова Ольга Долохова:

    Ну и переправа! Корзиночка такая маленькая, я б со страху умерла.

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Я и умирала от страха, пока ждала своей очереди и когда садилась в корзину. Но потом оказалось, что это не так страшно. Ну и трос, на котором висит корзина, очень толстый.

  2. Уух!! Интересно, спасибо.

    Old aged home всё же скорее всего дом для престарелых. На древний он никак не тянет, со своей практически стеклянной стеной.

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Точно, думаю, ты права насчет дома. Сенкс:)

    • про оленей не знала

      • Antonina Zakharova Tonic :

        Я сейчас время от времени почитываю книгу Бира про символику в тибетском буддизме. И каждый раз я как будто падаю в пропасть, где со всех сторон меня засыпает новой информацией:) Мне кажется, там символично буквально все, начиная от ручек дверей.

  3. Даша Даша:

    Да, переправа экстремальная. Прям холодок по телу пробежал.

  4. С удовольствием посмотрела :) Как всегда-очень красивые фотографии. И как всегда, хочется большого разрешения. Чтобы совсем на наш большой экран :) Скорей бы вы уже заехали в Россию! :) Или пересеклись где, что еще лучше. Самим увидеть это все опять. (Возможно получиться чуть-чуть пожить в Ладаке-Химачале и в Непале. Месяца на 3-4 начиная с августа)

    Переправа великолепная! Спасибо, повеселила и порадовала красотой. :)

    Забавно, что первое фотография современной деревни Ки – невзрачно черно-белая. А фото старой части – яркое, красочное :)))

    Тонь, ты когда пишешь это все, не скучаешь по тем тяжелым дням (физически тяжелым?)
    Привычка к сильным ощущениям очень быстро и стойко формируется. :) Хотя вы и раньше отрывались(вспоминаю ваши отчеты о зимней Абхазии).

    • Antonina Zakharova Tonic :

      В августе мы планируем быть в Китае, а осенью – в Россию, правда, не факт, что сразу в Москву. В общем, разберемся ближе к делу:)

      Черно-белые фотографии – пашины (не только, но эти в том числе). Так что это его «злой умысел»:)

      Конечно, я скучаю. Я, кажется, уже где-то толкала речь о том, что настоящий драйв я чувствую только в горах, когда еду вверх или иду с рюкзаком или добираюсь до перевала. Когда стою на краю пропасти. Когда отдыхаю, лежа на горном лугу. Когда меня приглашают в юрту кочевники. Наверное, поэтому мы все еще не вернулись в Москву и не устроились снова на беспроблемную офисную работу, а живем так, как сейчас:)

  5. Даша Даша:

    Ощущение страха не всегда можно контролировать. Оно просто есть.

  6. mrchoo mrchoo :

    Чудесный пост! Спасибо большое!

  7. Vikni Vikni :

    очень красивые фото:) а переправа просто вообще фантастика , я так понимаю можно испытать очень сильные ощущения. У меня тоже есть идея поехать в эти места на велосипеде, и с одной стороны, я очень хочу, а с другой – не очень уверенна в своих силах . Но когда я смотрю на такие фото , уровень уверенности повышается :)

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Я тоже была не уверена, но в итоге неплохо справилась. А у тебя (мы ведь на ты?) есть опыт велопоходов в горах? У меня это был первый серьезный велопоход, но, видимо, сказался опыт пеших горных походов. Сначала на велосипеде было невыносимо трудно, а потом втянулась и стало очень хорошо.

      • Vikni Vikni :

        опыта серьезного велопохода в горах нет, я пока каталась только на Алтае. Есть опыт трека в Непале и в следующем году собираюсь сходить еще один трек. А с велосипедом мне иногда бывает трудновато…. а что именно было невыносимо трудно?

  8. avunda avunda:

    мне очень понравилась кухня в монастыре- такое теплое энергетическое место ! а эти надписи на стене и старенькая печь, с такой печи уголек – лучший оберег!

  9. Silvar Silvar :

    Какой шикарный аттракцион «катания над пропастью»! Какая же там высота ущелья?

    Очень красиво! А что еще в твоем списке впечатляющих мест мира? :)

  10. Alexey Alexey :

    Вот это всегда было основным поводом для удивления, как вы только умудряетесь кататься на такой высоте да еще с такими перепадами! Я по себе сужу, летом активно ездил горными маршрутами. Так вот если перепад в районе 500-700 метров, то уже это очень и очень непросто проехать.
    У вас, вероятно, каждодневные тренировки дают о себе знать.
    Но, опять же, у меня уже на 2,5 тыс. голова начинает болеть. Интересно, кончено, было бы попробовать на больше высоте. Вот, боюсь, только надо жить где-то для начала на 2,5 тыс. с неделю, чтобы выше ехать.

    Фотки безумно красивые и репортаж чудесный!

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Спасибо!:)

      Педалировать в горах непросто, это да. Я и не говорю, что мы совсем на крыльях на перевалы забираемся. Приходится и потрудиться. Но по-настоящему трудно только первое время, пока не войдешь в правильный темп, а потом идет легче.

      Высоты, насколько я знаю, по-разному воспринимаются в разных регионах. 4000 м на Кавказе могут сильнее ощущаться, чем 4000 м на севере Индии при равной акклиматизации. А вообще – это вопрос подготовки и постепенной акклиматизации. Если сразу не лезть на 5000, то все будет в порядке.

  11. Отчет сносит по хорошему крышу.. )) Почему только в названии блога – чай? ))

  12. да Тонька крутяк!!! и красота и дух захватывает от переправы)))

  13. мы в таких корзинках в перу без великов в ночи переправлялись )) одно из лучших впчателений!

    а с великами – ты супер. я ужасно плохо езжу на велике, сразу устаю ((

  14. Ух ты, какая суперская переправа с корзинкой! Сразу захотелось там покататься :-)

  15. Aywa Aywa :

    Мамочка дорогая как страшно то над пропастью!
    Геройское у вас путешествие. Фотографии завораживают..

  16. Любовь Любовь:

    Шикарное приключение в люльке). Спасибо за увлекательный рассказ, прочла на «одном дыхании».

Оставить комментарий

*