Где родился Гэсэр из Линга?

7 Март 2011 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Китай, Цинхай, Экспедиция в Тибет - 2010

Метки: ,

В Тибете существует миф о бесстрашном царе Гэсэре из Линга. В него свято верят, и есть множество мест, про которые говорят: «Здесь родился Гэсэр!». Во время экспедиции в Тибет мы побывали в одном из них.

«Догонит или не догонит? Прольется или нет?» – мы бежали вдоль реки Ялунцзян, а сзади надвигалась большая лохматая черно-синяя туча. Главное – лишний раз не оборачиваться.
долина реки Ялунцзян

Баранов больше волновал вопрос, что сегодня на обед. Самый пронырливый обнаружил дырку в заборе и залез на ячменное поле. За ним поскакали товарищи. На фотографии они как раз проверяют качество заграждения.
бараны в Тибете

Потихоньку приступлю к сути дела. Тибетологи так и не решили, существовал ли царь Гэсэр (Гесер, Кэсар) в реальности и, если да, то основан ли образ на одном персонаже или это компиляция. Тибетцы считают, что Гэсэр – реальная личность. По одной версии, он родился в 1027 году, по другой – в 7 веке.

Эпос о Гэсэре распространен по всему Тибету, особенно среди кочевников севера и северо-востока. Детали различаются, но тема и основные эпизоды общие. Еще он популярен среди монголов, бурятов и ту.

Страна Линг, которой правил Гэсэр, вероятно, находится в Восточном Тибете, по некоторым версиям – между реками Янцзы и Ялунцзян. Как раз там мы и спасались от грозы.
долина реки Ялунцзян

В «Сказании о Кэсаре Лингском» востоковед и буддолог Юрий Николаевич Рерих говорит, что эпос читали нараспев или пели, на полную версию уходило от трех до десяти дней! Сказители часто импровизировали. «Я хорошо помню мой опыт со сказителем эпоса о Кэсаре, – пишет Рерих. – Этот сказитель непрерывно импровизировал, и когда бы я ни попросил его повторить спетый им кусок, он всегда пел несколько отличающийся вариант».

Знатоки эпоса о Гэсэре носили высокую остроконечную белую шапку, украшенную изображениями солнца и луны. Она так и называлась – шапка сказителя. Основной одеждой была белая чупа (традиционная тибетская одежда). «Стран­ствующий сказитель эпоса о Кэсаре всегда носит с собой красочное изобра­жение, танку, представляющую жизнеописание царя Кэсара, и стрелу, укра­шенную многоцветными (синими, зелеными, желтыми и красными) церемо­ниальными шарфами, хадаками. Этой стрелой, датаром (mda’-dar), сказитель указывает на различные эпизоды эпоса, изображенные на картине. Некото­рых самых знаменитых сказителей сопровождает группа учеников, изучаю­щих искусство пения и декламации эпоса. В провинции Амдо на северо-востоке Тибета сказители эпоса о Кэсаре часто принадлежат к древней религии бон. Очень часто сказитель эпоса известен также как заклинатель». (Рерих)

Рерих очень любил картину отца, Николая Константиновича Рериха, которая так и называлась – «Гэсэр-хан».
Гэсэр картина Рериха

А мы, благополучно избежав грозы, как раз подошли к городку, который претендует на звание родины Гэсэра. Его точное название не знаем. На картах Google нет детализации по городам в этом районе, на русской генштабовской карте название не обозначено. На памятнике Гэсэру было название JiSuYaGekangDuo. Из английской вывески следовало, что город называется Линг.
город в Цинхае

Гэсэр не вписывается в пантеон буддийских божеств, так как это мифологический персонаж, но его почитают традиционными буддийскими методами. Есть храмы и святилища, посвященные Гэсэру (например, на этой фотографии); рисунки на скалах; тханки. В Амдо некоторые считают: Цонкапа когда-то был жрецом Гэсэра. В Кхаме проводят службы и делают подношения в честь Гэсэра (во всяком случае, так было во времена Рериха). В Ладакхе устраивают праздник Гэсэра, во время которого мужчины стреляют из лука.
храм в Тибете посвящен Гэсэру

В городе мы обнаружили монастырь школы Кагью. Называется то ли Tsabtsa (так было написано на бланке монастыря), то ли Dengpei (или Danphel, первый вариант по-русски будет Дэнпэй) – с надписи на монастырском магазине.
монастырь в Цинхае

Тибетцы очень любят бильярд. Иногда б/у доски используют в ритуальных целях.
ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ

Город маленький. Вовсю шла стройка. По парадному случаю была установлена красная арка (так принято в Китае).
город в Цинхае

Самые усердные делали ходили вокруг ступы несколько часов подряд. Рядомбыла походная кухня, куда можно было подойти за подкреплением.
долина реки Ялунцзян

Монастырь.
город в Цинхае

Нас встречал его юный обитатель.
тибетский монастырь в Цинхае

тибетский монастырь в Цинхае

Похоже на то, что монастырь недавно реставрировали.
тибетский монастырь в Цинхае

Главный храм показался нам во всей красе.
тибетский монастырь в Цинхае

Внутреннее убранство.
тибетский монастырь в Цинхае

Тханки, изображающие 16 предыдущих Кармап…
долина реки Ялунцзян

и всех Шамарп. Про титулы Кармапы и Шамарпы я писала здесь.
долина реки Ялунцзян

Ступа внутри монастыря.
тибетский монастырь в Цинхае

Потом мы снова присоединились к тибетцам, которые ходили вокруг ступы. Пока они делают кору, я кратко расскажу содержание эпоса. За основу я взяла то, что написано у Рериха. Боги отправили Гэсэра на землю для борьбы со злом. «Перед тем как сойти в Линг, [он] просит богов дать ему боевого коня, которого «не может одолеть смерть», седло, украшенное драгоценными камнями, шлем, меч, кольчугу, лук со стрелами и двух вои­ нов, которые бы сопровождали его и помогали ему».

тибетцы

Тогдашний царь Линга знал о том, что с пришествием героя его власть закончится, и изгнал Гэсэра и его мать из страны. Вскоре Гэсэр женился на прекрасной Другмо и все-таки получил власть над Лингом, после чего уехал воевать с демонами-людоедами. Во время его отсутствия на Линг напал царь Кюркар и увез Другмо. Вернувшись, Гэсэр победил Кюркара, а затем и других своих врагов. Затем он помог исцелиться императору Китая и женился на его дочери. Конец.

тибетцы на коре вокруг ступы

Юные обитатели города очень заинтересовались нами.
тибетцы

Главная улица выглядела достаточно современно.
город, в котором родился Гэсэр

Особенно если сравнивать со старым кварталом.
город, в котором родился Гэсэр

Но нам нужно было уходить. На фотографии – тот же город, но в отдалении. На правом берегу Ялунцзяна – старый район, на левом – новый.
долина реки Ялунцзян

Молитвенные флаги колыхались на ветру – как и во времена Гэсэра.
тибетские молитвенные флаги

Вот такие они, тибетские мифы.
долина реки Ялунцзян

7 Март 2011 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Китай, Цинхай, Экспедиция в Тибет - 2010

Метки: ,

18 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только [...]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. paldenlenka paldenlenka:

    Пост интересный. Город хороший – не китайский а до сих пор тибетский . Это радует очень!
    а миф ну очень мутный – думаю вариантов не меньше ста ))) Рерихи все были знатные эзотерики так что я бы не доверяла всему что они пишут – думаю многое непонятое было дополнено и приукрашено самим Рерихом младшим. Хотя кто знает…
    Мантра Кармапа Ченно на холме вызывает ассоциацию с надписью «Холливуд» на похожем холме )))
    Кстати – вы смотрели кино «ночной дозор»? там главный светлый маг – Гэсэр ) Однозначно списан с тибетского персонажа) так что известен этот герой теперь не только в Тибете )

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Этот город находится очень-очень далеко от цивилизации. В путеводителях для иностранцев не описан)) Это, знаешь, не проезжая дорога, а место, куда надо специально добираться. А для начала – узнать о нем)

      У миф действительно очень много разных версий, но, мне кажется, Рерихи к этому не имеют отношения) Он распространен среди многочисленных тибетцев, а также еще и за пределами плато. Миф вобрал в себя много заимствований из культур других кочевых народов, все эти заимствования приходили в разное время, ассимилировали с тибетскими представлениями, развивались, накладывались друг на друга… Причем, в каждом конкретном регионе в Тибете и за его пределами шли свои процессы трансформации мифа.

      Ночной дозор мы не читали, но про Гэсэра я в курсе)

    • Antonina Zakharova Tonic :

      С гигантскими мантрами связана история. Когда я писала этот текст, то отправляла некоторые фотографии Ане . Она живет в Китае и изучает китайский и тибетский. Ты, наверное, ее знаешь. Ну так вот, я ей выслала фотки этих надписей, чтобы она перевела. Я надеялась, что где-то среди «омов» зашифровано название монастыря, короче, ждала открытия. А Аня мне в ответ пишет: одна надпись – ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, вторая – КАРМАПА ЧЕННО)

      Спасибо тебе, что внимательно читаешь! Это для нас очень важно.

  2. оля оля :

    Красота какая, Тонь!

    • Antonina Zakharova Tonic :

      В Ладакхе, я думаю, не хуже;)

      • В Ладаке не хуже :) но Ладак гораздо более доступен, а про этот городок ничего нигде…что, конечно, по нынешним временам фактически отсутствия мест без туристов весьма ценно :)
        Красивые фотографии! и текст очень интересный! спасибо! :)

        • Antonina Zakharova Tonic :

          О боже, как хорошо: кто-то просекает, что про этот городишко действительно ничего и нигде.
          Спасибо тебе)

  3. оля оля :

    :) Не сомневаюсЬ!

  4. очень увлекательно! целых три пласта в истории – дети, бегущие от грозы, легенда многовековой давности и её интерпретация, живущая сейчас. захватывает дух

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Как же прекрасно, что есть люди, которым это действительно интересно.
      А то иногда мне кажется, что живой отклик вызывают только статьи о том, в каком гест-хаусе надо жить и где поесть.
      Спасибо тебе)

  5. Красота! Спасибо за рассказ и фотографии = )

  6. Совсем недавно познакомилась с вашим сайтом. Читаю с превеликим удовольствием.
    Сегодняшний рассказ не исключение. Замечательные фотографии, замечательный информативный текст. Спасибо.

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Рыжий кот в вашем жж очень похож на моего бывшего питомца:)

      Вам тоже спасибо, что заходите:)

  7. А где этот город находится? Как его найти?

  8. Хон Хон:

    Гэсэр для тибетцев не просто народное творчество! Это очень мощное божество, охранитель, податель удачи и благополучия, а также покровитель воинов, Божество победы ! Все ритуалы связанные с Гэсэром всегда считаются очень действенными и благоприносящими. Все очень тесно переплетено с традиционным буддизмом. В школе Ниньгма есть целые Учения связанные с Гэсэром. Также Он очень популярен у всех монгольских народов! В наше время есть невероятный Учитель традиции Ниньгма, который дает очень много Учений связанных с Гэсэром – Намка Дриме Ринпоче. Бывает в России!

    • Хулиганства ради попробовал заменить Гэсэр на князь Владимир, буддизм на христианство, монгольских на славянских – все сходится :)

Оставить комментарий

*