Долина Пин — к снежным Гималаям

20 December 2011 // Автор:

Места: Долина Пин, Индия, Каза, Кунгри, Мад, Спити, Химачал-Прадеш

Tags: , , ,

Долина Пин

В верховьях долины Пин — национальный парк, и в нем живут снежные барсы (по последней переписи их двенадцать). Увидеть барсов, идя по главной тропе рядом с говорливым гидом-индийцем, невозможно, зато они смотрят с рекламных плакатов, приглашающих в треккинг через перевал Пин-Парвати (этот маршрут соединяет Спити и Куллу). За два дня мимо нас проехало около десятка микроавтобусов, нагруженных рюкзаками и треккинговыми палками.

Впрочем, не буду забегать вперед. Внизу узкая долина Пин выглядит необитаемой.
горы в долине Пин, велопоход, mountains in Pin valley

Постепенно появляются отдельно стоящие домики.
горы в долине Пин, велопоход, mountains in Pin valley

Некоторые выглядят как настоящие крепости.
горы в долине Пин, велопоход, mountains in Pin valley

В прозрачную полноводную реку Пин впадает небольшой мутный ручей с ледника, и ниже по течению Пин, а также Спити до самого слияния с Сатледжем, вся буро-коричневая.
приток впадает в реку Пин

Серьезные горы расступились, долина расширилась, и деревень стало больше. Наконец мы добрались до тибетского монастыря Ugyen Sanag Choling в селе Кунгри.
тибетский монастырь Ugyen Sanag Choling в долине Пин, Ugyen Sanag Choling in Pin valley

Вход в храм оформлен в традиционном тибетском стиле. По бокам стоят снежные львы. В центре — гаруда, мифический царь птиц. У гаруды торс и руки как у человека, а голова и ноги — птичьи. На голове, между острыми рогами — драгоценность, украденная у царя змей (нагов). Его самого гаруда сжимает в большом остром клюве.
тибетский монастырь в Кунгри, символ буддизма гаруда

Конь Ума, стремительный, как вихрь, встает на дыбы. [...]
Он должен быть привязан, когда будет пойман, к Столбу Медитаций.
Он должен быть накормлен, когда голоден, Учениями Гуру.
Он должен быть напоен, когда возжаждет, от Потока Сознания.
Он должен содержаться, когда ему холодно, в чертоге Пустоты.
«Песни Миларепы»

лошадь символ тибетского буддизма

В монастыре как раз была пуджа — первая, на которой мы побывали в Спити.
монастырь в Кунгри

В почетном углу внутри храма стоит ступа. Изначально ступы строили для того, чтобы хранить в них реликвии великих духовных учителей, но со временем появились и другие поводы. Сейчас ступы ставят в священных местах и там, где произошли значительные события, также они служат алтарями в горах, на перевалах и на тропах паломников. Тибетцы верят, что ступы устраняют препятствия, болезни и даже эпидемии, помогают решать распри и конфликты, дарят долголетие и гармонизируют окружающую среду.
модель буддийской ступы

На большой площади перед монастырем мальчишки лет пятнадцати в красных монашеских одеждах мыли бритые головы под колонкой. В сторонке лежали сотовые телефоны — чтобы случайно не намокли.
монастырь в Кунгри

Деревенские мальчики обычно в джинсах, рубашечках и жилетках.
дети в долине Пин, children in Pin valley

Девочки — в сальвар-камизах и свитерках.
тибетские дети в долине Пин, tibetan children in Pin valley

В тибетском искусстве часто встречаются изображения гор. Понятно из-за чего.
горы в долине Пин, велопоход, mountains in Pin valley

Деревни окружены полями, на которых вместо экзотических овощей — привычный горох.
горох

Слияние рек Пин и Пархио (панорама в полный размер).
горы в долине Пин, велопоход, mountains in Pin valley

После села Сагнам асфальт закончился, его сменил грейдер. Становилось заметно холоднее. Дорогу часто пересекали снежники, продолжаясь вниз до самой реки.
горы и деревня в долине Пин, велопоход, mountains in Pin valley

«У вас, матушка, хорошая деревенька. Сколько в ней душ?»
«Душ-то в ней, отец мой, без малого 80», — сказала хозяйка; — «да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни».

долина реки Пин

Гималаи вдохновляли многих художников.
долина реки Пин

Василий Васильевич Верещагин «Гималаи вечером»
Верещагин Гималаи вечером

В деревне Мад подбежавшие дети тянули за наши рюкзаки, мешая ехать, дергали нас за рукава и просили конфеты и рупии. Отсюда начинается маршрут через перевал Пин-Парвати, поэтому есть гест-хаусы, рестораны и даже маленькое интернет-кафе. Магазин открыли по нашей просьбе, но на выбор были только гнилая картошка, рис и лук. Дальше Мада мы решили не ехать, поэтому остановились на ночлег в пяти километрах ниже на удобной травянистой площадке у реки.
село Мад в долине Пин

Рядом с палаткой росла верба.
долина реки Пин

Стольный град Каза

5 июня
Мад — Кулинг — Каза

велопоход в Индии, Химачал-Прадеш, cycling in Indian Himalayas

За три часа мы добрались до Казы — административного центра Спити. После нескольких недель вдалеке от цивилизации мы ходили по Казе и разглядывали кондитерские с индийскими сладостями. В витринах разложены бурфи, халава, гулаб джамун, расмалай… Мы больше всего любим бурфи — это ароматная и нежная молочная помадка, но не с ванилью как в России, а с кардамоном. Там же подают ласси, или можно купить йогурт и самому добавить в него сахар и банан. Жаль, что нельзя наесться впрок.

Гостиница занимала традиционный тибетский дом. В нем два этажа. На первом — хранилище для продуктов и разного скарба. На втором — большая проходная комната, двери из которой ведут в несколько помещений поменьше. Поскрипывающие деревянные полы, мазанные глиной неровные стены, «навесные потолки» (яркая материя, а под ней — матрасики для теплоизоляции), закуток для алтаря. Дом уже частично переделан: в каждой жилой комнате есть своя ванная и даже колонка с горячей водой (если не отключат электричество, конечно).

В отличие от других селений Спити, в Казе есть банкомат (ночью он спит, как все приличные жители города) и заправка. Все магазины в день нашего приезда почему-то были закрыты. «Воскресенье! По закону работать нельзя. Но если мистерам что-то нужно…» Для нас подняли металлические жалюзи-ставни, и уже через пару минут внутрь продуктового царства прибежали местные женщины и накупили шампуней, риса, сладостей. Мы тоже набрали большие сумки продуктов: после Казы мы собирались в монастырь Ки, дальше в Чичам и на перевал Лагударси, а потом через перевал Кунзум и долину Лахул в Манали. Путь неблизкий...

Все статьи из серии Гималайское велокольцо:
1. Из Куллу в Киннаур через перевал Джалори
2. Вверх по Сатледжу: из Рампура до Санглы
3. Две киннаурские деревни: Сангла и Кальпа
4. В гостях у деревенских учителей
5. Тибетская деревня Нако высоко в горах
6. По следам тибетских караванов
7. Долина Спити — индийский Тибет
8. Ярмарка овощей в селе Гью в Спити (интермедия)
9. Монастырь Табо: тибетский буддизм 1000 лет назад
10. Озеро Сопона, волк и две тибетские деревни
11. Данкар — монастырь под облаками
12. Долина Пин — к снежным Гималаям
13. Монастырь Ки и переправа с велосипедами через пропасть
14. На велосипедах через перевал Кунзум
15. Лунное озеро Чандра Тал
16. По закрытой дороге из Казы на перевал Ротанг

А также: Как подготовиться к велопоходу в Гималаях и содержимое велорюкзака 
и итоговый отчет: Велопоход 4 категории сложности в индийских Гималаях (в нем обобщена полезная информация: логика маршрута, описание района, бытовые и технические детали, раскладка и снаряжение, карта маршрута).

20 December 2011 // Автор:

Места: Долина Пин, Индия, Каза, Кунгри, Мад, Спити, Химачал-Прадеш

Tags: , , ,

No Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только собирают косточки на […]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Leave a Reply

*