Как учат школьников в Малайзии

15 Апрель 2011 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Борнео, Кота-Кинабалу, Малайзия

Метки:

В Кота-Кинабалу мы снимали комнату у китаянки Ли. Она аспирантка, изучает детскую психологию. По вечерам Ли проводила домашние уроки для школьников, а мы украдкой наблюдали. Только сразу предупреждаю: фотографий Ли и ее учеников не будет, не думаю, что они бы обрадовались.

Началось все с того, что Ли развесила написанные каллиграфическим почерком объявления. В них говорилось, что она набирает учеников для занятий английским, малайским, китайским и математикой. Цена за одно занятие – от 40 до 60 ринггит (то есть, от 13 до 20 долларов). Через несколько дней появились ученики, им было по 9 – 10 лет.

Уроки начинались в 5 вечера. Дети иногда приходили раньше на целый час. В оставшееся время пили кислотные коктейли из 7Eleven, хрустели чипсами, носились по квартире, звонили кому-нибудь по мобильному или смотрели телевизор. В начале шестого все усаживались за круглый стол, и Ли раздавала листки с напечатанными заданиями. Минут на 20 воцарялась тишина, которую нарушал хохот, если кто-нибудь случайно падал со стула. Когда задание было готово, его обсуждали все вместе. Ор стоял такой, как в русской школе на перемене.

задача в Малайзии, school task in Malaysia

Так занятие и продолжалось: немного тишины, потом – галдеж. Иногда Ли готовила еду, и тогда они одновременно обсуждали неправильные глаголы и уплетали курицу, лежащую на тарелке в центре стола. Большую часть урока ученики смеялись, ели, пили сок и газировку, заглядывали в холодильник, бегали по комнате, упражнялись в остроумии. «Дети устают и перестают концентрироваться за 15 минут. Потом им нужен отдых», – объяснила мне Ли. Но со стороны это выглядело так, как будто они вообще не занимались.

Большая банка с печеньем уходила за один урок.
печенье в Малайзии, biscuits in Malaysia

Потом к Ли переехал ее друг и решил «организовать бизнес». В холодильнике появилась полка с напитками. В комнате поставили поднос со снеками и коробку с растворимой лапшой. Ли купила пистолет для наклейки ценников и поставила цены на всех продуктах. Друг собирался торговать «ништяками». Начинание пошло на ура. Ученики как хищники набрасывались на блестящие пакетики. За вечер шестеро детей выпивали около десяти бутылок с соком и съедали столько же стаканчиков лапши с глютаматом. Расход чипсов и конфет мне подсчитать не удалось.

снеки в Малайзии, snacks in Malaysia

Общение учеников и учительницы не ограничивалось уроками. На день рождения Ли дети устроили ей большой праздник: приносили вкусности, дарили подарки и открытки, которые нарисовали сами. А на стене висят яркие листочки с признаниями в любви: их дарят во время последнего занятия.

прощальная открытка для учителя, farewell to teacher

Собирая деньги за уроки, Ли взамен выдавала чеки. В малайзийских магазинах продаются разные книжки для чеков, например, аренда квартиры или покупка чего-нибудь. Ли использовала чеки, которые называются official receipt.

чек Малайзия, receipt Malaysia

Не правда ли, отличается от того, к чему мы привыкли?

15 Апрель 2011 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Борнео, Кота-Кинабалу, Малайзия

Метки:

17 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только [...]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. Zalk Zalk:

    Нда… Концентрацию, значит, дети теряют за 15 минут и им нужен отдых. А кормить их лапшой с глюманатом и поить сладостями – в этом нет ничего плохого. Хм…
    А идея с чеками – интересна!

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Мне кажется, они сладкую воду и глютамат как-то по-другому воспринимают. У нас уже на подкорке тот факт, что это вредно. А для них это вкусно! Причем, вопрос потолстения их тоже, получается, не слишком волнует.

  2. Насчет концентрации это точно. 15-20 минут это максимум, дальше это уже насилие. В игре на свободе хорошо обучаться. :)
    А вот лапша и прочие подобные штуки это по-моему вредно.
    Вообще заметка очень интересная. Ещё чуть-чуть и будет художественный рассказ :)

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Спасибо!:) Я старалась:)
      Вообще-то, я была по-настоящему шокирована, когда все это увидела. Потом пришлось вкручивать мозги на место и учиться воспринимать отстраненно, как часть чужой культуры.

  3. Думаю частные курсы всегда и везде будут и отличаются от того, что мы видим в школах. Забавно что на рисунках подмигивают все существа :)

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Я занималась с репетитором, когда была маленькая. Все обстояло несколько по-другому) Не галдели, не бегали, не ели. Тихо сидели и учились. Как и в обычной школе, в принципе. Может, дело в культурной разнице? Как думаешь?

      • Если не ошибаюсь, тебе сейчас двадцать пять лет. Думаю что почти в каждой стране,восемнадцать лет назад, отношение к воспитанию и образованию детей было совершенно другим. И сейчас можно попасть к .консервативному. учителю, а можно и к такому, который станет тебе другом, не смотря на то что разница в возрасте может быть хоть сорок лет. Все очень индивидуально и в тоже время ограничено временем и местом. Вот что я думаю :)
        А то что детей кормят гадостью – они же и сами ее едят. Если бы они говорили что это есть плохо, а сами ели, то я бы назвал это лицемерием и никак иначе.

        • Antonina Zakharova Tonic :

          В том, что касается еды, меня смущает то, что невозможно есть и думать одновременно. Какой же это урок тогда, если мозг занят едой, а не математикой?

          Насчет отношений с учителем – я, на самом деле, не за формализм. То есть, думаю примерно как и ты. Это хорошо, когда учитель – это не ментор, а человек, которого слушают, который говорит не на поверхностном уровне, а проникает внутрь. Пытается объяснить не только урок, но и какие-то этические вещи. Но как это сочетается с диким хохотом и паданием со стульев?

          • У них, похоже, не сочетается, и к взрослым они относятся с неким пренебрежением. Хотя, если они боятся человека, то не пренебрегают, просто боятся. Такое вот поколение, наверное. У них нет интереса к занятиям, потому что их туда записали родители, вот они и делают то что интересно – едят .вкусную. еду(тяжело это едой назвать), и шутят свои детские шутки. Хотя бы не смотрят мультфильмы, которые вызывают приступы эпилепсии.

        • Чрезмерная концентрация приводит к быстрой усталости и отупению. Чрезмерная свобода к рассеиванию внимания на множество неважных вещей. Нужно выбирать серединный путь :)

          • Да, в том то и дело, что нужно выбирать самому, а не чтобы выбирали за тебя.

            • Antonina Zakharova Tonic :

              Думаешь, дети так могут? Когда им 7-10 лет. Им же нужен какой-то пример для подражания. Мне так кажется.

              • Думаю что .дети. – очень относительное понятие. Конечно, в десять лет выбирать самому нелегко, но это зависит от того, как тебя воспитывают. По моему, родители хотят воплотить в своих детях то, что не воплотили в себе, или воплотили. Так что родители становятся не примером для подражания, а формой, по которой они пытаются .отлить. своих детей.

                • Как взрослые люди учатся нужной концентрации я знаю, в том числе по примеру буддистов. А как ей учить детей каким-то альтернативным способом, я не знаю. Однозначно должно быть интересно – на жвачке не сконцентрируешься, но с другой стороны мягко останавливать периоды отвлеченного веселья на занятиях – это тоже правильно. По крайней мере это подходило старшеклассникам, с которыми я когда-то работал.

                  • Старшеклассники – совершенно другие люди. Даже будучи детьми они сильно отличаются от десятилетних детей. По моему, учиться легче чем учить. Кстати, совсем юные буддисты не обладают той концентрацией и выдержкой, которая присуща взрослым. По крайней мере, современные дети-монахи

  4. Да, есть чему поучиться. Такой подход мне нравится больше. Не помню, чтобы общение с репетитором из университета было у меня таким непосредственным. не говоря уж о печенье.)
    Зато я видела тайские прописи по математике для детей от 3-5 и 6-7 лет. Они лет в 5-6 уже учат десятичные дроби, деление в столбик, деление на 10, 100, 1000. Это же интересно и понятно в 5 лет, а не в 9-10, когда это начинают впихивать в русской школе. Купила такую тетрадку своему тогде еще надопервокласснику 7 лет. Он пятилетние задачки осваивал с трудом, хотя в группе слыл самым лучшим математиком.

  5. Ари Ари:

    Спасибо, это очень интересный рассказ! А какие дети приходят? Китайцы или малайцы, или всех понемногу? Интересен результат, конечно. Усваивают ли они хоть что-то или просто хорошо проводят время.

Оставить комментарий

*