Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

19 Май 2009 // Автор: Pavel Borisov

Места: Абхазия, Сухум

Метки:

По-абхазски аэропорт будет ахаирбабуаза. От главного шоссе к аэропорту ведет пустынная дорога с хорошим асфальтом.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме


В конце шоссе – ворота и уютного вида аэровокзал. Людей и машин не очень много. Внутри вокзала находится пункт таможни-досмотра-регистрации-выхода на посадку all-in-one. Очень по-простому. Прямо в дверь.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

Охранник на пункте сообщил, что показать аэропорт могут только представители штаба, который его охраняет и использует. В штабе ничего не изменилось за 20 лет уж точно. Обшивка деревянными панелями, кресла советского образца, «летайте самолетами Аэрофлота».
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме


На территории аэропорта сейчас находится абхазская база ВВС, поэтому все очень строго. Кроме того, изредка прилетает единственный самолет по линии ООН. Последний год он летает очень редко в связи с тем, что в связи с признанием Абхазии миротворческая миссия ООН в Грузии стала в Абхазии неактуальной. Тем не менее контора ООН в аэропорту есть.

Сейчас существует единственный гражданский рейс. Он выполняется из этого аэропорта в село Псху, которое имеет посадочную площадку для самолета АН-2. Рейс производится по заказу и сейчас стоит 15000 рублей (оплачиваются в кассу авиаотряда) за самолет туда-обратно. Самолет может взять 12 человек или 1 тонну груза. Время бесплатной стоянки в селе Псху – 3 часа. Это связано с тем, что присутствие диспетчера в аэропорту сейчас не постоянное, ему платят за часы работы и если самолет задерживается то диспетчер должен работать сверхурочно. В основном рейс выполняется зимой для местных жителей, когда перевалы закрыты снегом и другого способа попасть в Псху не существует. Летом основные заказчики рейса – туристы. В целом, рейс не частый.

Существует еще один аэродром в Абхазии, в верхней части ущелья Кодора, но туда по-видимому проще добраться на автомобиле.

На сегодняшний день, аэропорт полностью восстановлен после войны, в чем удостоверилась комиссия из минтранса России. Однако, по современным стандартам, для выполнения пассажирских рейсов аэропорт должен установить курсо-глиссадную систему захода на посадку. На эту систему и на реставрацию аэропортовой гостиницы (остов здания которой стоит невдалеке) у руководства аэропорта нет денег. Поступают предложения о полной или частичной покупке аэропорта от турецких и российских фирм, но, похоже, ветераны авиаотряда, которые после войны вернулись на свои должности, дополнительно взяв на себя и часть функций по обслуживанию аэропортом ВВС, не очень хотят развиваться под иноземным инвестором. Как любые абхазы, они думают о развитии аэропорта, не потеряв своей роли хозяев. Кроме того, по законам Абхазии обработанные земельные участки (аэродром) находятся в государственной собственности и не могут быть проданы.

Скамейка ожидания у старого (работающего) здания аэропорта.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

Одно из крыльев здания аэропорта используют сотрудники для игры в пинг-понг. В другом крыле маленький зал ожидания и кафе, где коротают время сотрудник таможни, фсб и досмотра.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

Новые корпуса аэровокзала, построенные в 80 годах по типовому проекту «Кисловодск» сейчас не работают. Остекление, восстановленное после войны было частично повреждено ураганом. Их потихоньку ремонтируют и когда аэропорт (я надеюсь) откроется, пропускная способность аэровокзала будет достаточной.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

А открывать аэропорт есть несколько причин. Во-первых, в отличие от Сочи, аэропорт расположен на равнине и заход на полосу возможен с двух сторон, а не только с одной. Во-вторых, район аэропорта в погодном плане гораздо более благоприятный и общее время закрытия этого аэропорта по метеоусловиям в советские времена было самым низким, среди аэропортов региона. В-третьих аэропорт находится в стратегически выгодном месте для промежуточной посадки и дозаправки рейсов из западной европы на ближний и средний восток. В-четвертых аэропорт перспективно использовать как запасной, если рейс в Сочи не может совершить посадку по метеоусловиям. Таким образом, эти два аэропорта могли бы стать точкой промежуточной посадки многих международных рейсов. В-пятых полоса в Сухуме длиннее полосы в Сочи и по своим характеристикам позволяет приземляться крупным самолетом типа Боинг-747 (в Сочи это невозможно, или до недавнего времени было невозможно).

Новые корпуса все еще несут на себе старые логотипы.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

Привокзальная площадь пока пуста.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

В штабе мне разрешили снять аэропорт со стороны перрона. Снимать в обратную сторону, где на летном поле стоит известный личный Як-40, на котором Шеварднадзе не смог улететь из Сухума, не разрешили, чтобы в кадр не попали самолеты ВВС. После войны этот Як-40 остался в Сухуме, а документы на него увезли в Грузию. Так он и простоял 15 лет без движения. Год или два назад его заправили, подняли в небо и немного облетали, но планов по введению его в строй, похоже, никто не строит. Да и документов нету.

Перрон тоже пустует.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

Метрах в 700 от въезда в аэропорт пустынный берег моря. Можно поставить палатку и компенсировать этим отсутствие аэропортовой гостиницы.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

Вокруг аэродрома снаружи забора существует дорога с обновленным асфальтом.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

Кое-где она проходит через такие спокойно-сонные села.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

В заборе аэродрома есть дырки и даже такие перелазы, но у каждой из них краской выведено предупреждение о минах. Есть ли там мины сейчас, или просто предупреждение при разминировании не закрасили я не знаю.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

Ближайшая к аэродрому железнодорожная станция Кодор.
Репортаж из заброшенного аэропорта в Сухуме

19 Май 2009 // Автор: Pavel Borisov

Места: Абхазия, Сухум

Метки:

9 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только [...]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. haikky haikky :

    Дааа…очень пустынное место. Есть у меня сомнения, что он будет открыт. Хотя…будем надеяться все-таки на лучшее)

  2. Большое спасибо за очень интересный репортаж
    Замечу только по поводу:
    «В-третьих аэропорт находится в стратегически выгодном месте для промежуточной посадки и дозаправки рейсов из западной европы на ближний и средний восток. «

    Для современных самолетов на рейсах За. Европа — Ближний (Cредний, и даже Дальний) Восток уже давно нет никакой необходимости в промежуточной посадке.
    Есть, правда, ограничение по прокладке трасс для двухдвигательных самолетов (не более определенного времени полета с любой точки трассы до аэродрома при аварийной посадке из-за отказа двигателя), но в даном случае это неактуально, так как в регионе есть достаточное количество других подходящих аэродромов (Краснодар, Ростов, Сочи, Ереван, Тбилиси и с недавних пор еще Геленджик).

    Зато работающий Сухумский аэропорт может (и должен) стать важным элементом развития туристической инфраструктуры Абхазии

  3. Цитата со слов представителей аэропорта.
    Возможно вы и правы.

  4. x_lara x_lara :

    Спасибо за фото. Жалко, что он не работает

  5. Не за что!
    Может быть и заработает

  6. Паша, а это тот же сухумский аэропорт, в котором ты был:

    http://stalkersworld.livejournal.com/42406.html?view=16550#t16550

    здесь снимки апреля 2010 и все совершенно заброшено, а на твоих нет.
    Может, это разные?

    • Это тот же аэропорт.
      У меня есть подозрения, что снимки старые, раз товарищ залез и в старое здание аэропорта и даже на летное поле. При мне это все там охранялось уже. Но не знаю. Если через забор, может никто и не увидел бы.

Оставить комментарий

*