Я готовилась к типичным тибетским кадрам: высокие горы, понуро бредущие яки, масляный чай с цампой, монахи, читающие мантры и дующие в трубы, аккуратные деревеньки с молитвенными флагами на крышах домов. Да, в фильме все это есть, как и во всех остальных картинах про тибетцев, которые я смотрела. Но главная тема — роль женщины в занскарском обществе. Две подружки — Тензин и Палкит — должны решить, кем они хотят стать. На выбор два пути: либо выйти замуж, либо стать монахиней (и «быть свободной»). Выбрав первое, девушка покинет свою семью, и, возможно, не найдет счастья (вдруг муж будет плохим, например, станет много пить?). Посвятив себя религии, она не наживает никакого имущества. Обе девушки (а также их родственники и односельчане) часто плачут. Тензин рыдает, когда ее, богато украшенную тяжелыми камнями, увозят к будущему мужу. Палкит истерически всхлипывает, отправляясь в монастырь в Дхарамсале.
Для меня самое любопытное в этом фильме — культурно-бытовые подробности. Чем заняты занскарцы зимой, из чего складываются их дни, как выглядят дома изнутри, как готовятся к свадьбе и что происходит в торжественный день. Интересный эпизод — как занскарцы, провожая Палкит в Лех, шли по замерзшей реке Занскар. Закутанные в тяжелые шубы, в скользких ботинках, волоча за собой сани, они взбирались на скалы, чтобы обойти ненадежный лед. Одно непонятно — почему бы не подождать лета и не доехать до Дхарамсалы на автобусе? И рассказ слишком уж незамысловат. «Однажды мои родители объявили, что нашли мне жену. Я тогда не очень хорошо знал Тензин, но мои родители сказали, что она хорошая, работящая. И я согласился. Так мы поженились», — вот все, что сказал молодой муж Тензин. «Дхарамсала — хорошее место. Там живет Далай-Лама, ты будешь часто его видеть. Это хорошая карма», — отозвался о выборе Палкит ее родственник. Комментарии авторов интереснее, но недостаточно подробные. Одним словом, фильм — серединка на половинку.