Эмигрантка Юн Чжан рассказывает историю своей семьи. Повествование начинается с конца 19 века, еще теплилась Маньчжурская империя. Когда бабушке Юн Чжан было два года, ей забинтовали ноги, чтобы остановить их рост. Считалось, что женщина, семенящая на крохотных
Экзотика дореволюционного периода (я имею в виду Синьхайскую революцию) сменяется военным кошмаром, а после — коммунистическим рвением. Выйдя замуж, мать Юн Чжан не могла ночевать с супругом: они трудились на благо коммунистов в разных организациях, а по неписаному правилу «революционер не мог покидать рабочее помещение даже ночью, увольнительную он получал только в субботу». Среди семейных пар появился забавный эвфемизм «провести субботу».
Сама Юн Чжан взрослеет, наблюдая, как разгорается, а затем угасает Мао-энтузиазм родителей. Они вдохновленно поднимаются по партийной лестнице — ровно до тех пор, пока Мао с помощью хунвейбинов и цзаофаней не разворачивает
Главная прелесть книги — в деталях. Юн Чжан подробно пишет, как, к примеру, хунвейбины устраивали «митинги борьбы», чем кормили в лагерях, какую носили одежду, в каких домах приходилось жить, как лечились, как праздновали свадьбу и где прятали книги. Вместо обычных туманных формулировок перед глазами встает живой Китай 20 века. Не берусь судить, насколько автор объективен с исторической точки зрения, но прочитать «Диких лебедей» однозначно стоит.