Непростой вопрос ― что взять с собой в велопоход. Полный комплект инструментов занимает «докторский» чемоданчик, и слишком тяжел и объемен, чтобы везти его в горы. Невозможно взять и все детали. Но поскольку поломки, в целом, случаются редко, сложно заранее оценить, что именно потребуется. Аджей по своему мотоциклетному опыту советовал брать стальные прутки-монтажки и эпоксидный клей, чтобы накладывать шину на сломанную раму (хорошо, что его совет, которому мы не вняли, не пригодился). Часто считают, что на недорогом велосипеде со «стоковыми» педалями, переключателем нижнего уровня и noname рамой вообще далеко не уедешь. Но дорогих у нас не было.
К некоторым запчастям как правило возят замену. Например, задний переключатель ― чему же ломаться в походе как не ему? Считается, что лучше установить переключатель подороже (и получше) для надежности, а также взять запасной. Колодки тормозов при езде по жидкой абразивной глине Гималаев обязательно износятся. Мы слышали, что обязательно нужен «петух», но ни перед походом, ни на маршруте купить подходящий было негде. Другим деталям, таким как рубашки тросиков и багажник, как правило, не уделяют внимания. Одним словом, подходов к сбору инструментов и запчастей в велопоход ― масса, и я не знаю, какой из них правильный. Поэтому расскажу о нашем опыте.
Поломки случались, куда же без них. Но даже самая сложная из них не заняла у нас больше половины ходового дня, и нам ни разу не пришлось сокращать маршрут из-за неисправностей. Была ли причиной тому удача, техническая грамотность или изначальное качество велосипедов, судить не беремся. Ниже описаны поломки, методы ремонта, а также,что из взятых материалов и инструментов понадобилось, чего не хватало, что было лишним.
Поломки и ремонт
1. Нога багажника
Во время езды по очень каменистой дороге с тяжелым рюкзаком у левой алюминиевой ноги багажника отломилась плоская часть с крепежным отверстием снизу. В нескольких километрах был гараж BRO (Служба приграничных дорог), в котором сварка алюминия оказалось невозможной. Длина ноги позволяла сделать новое уплощение и просверлить в нем отверстие, но ближайшая дрель была не менее чем в полусотне километров. Замену изготовили из стального уголка, разрезав его вдоль сваркой и проплавив ей же три крепежных отверстия. После чего неровности сточили шлифовальной машинкой.
Время ремонта — 1,5 часа, время в пути до места ремонта и обратно — 1 час. От денег сварщик отказался. Со стальной ногой я езжу и сейчас, хотя в Лехе была возможность купить новый багажник (неизвестного качества).
2. Подшипники педалей
Педали моего велосипеда, купленные в Дели, скрипели при нагрузках. После велопохода в Спити и переборки педалей, вероятно, перепутались шарики с разной степенью износа. В этом походе правая педаль то и дело ослаблялась, и появлялся сильный люфт. Левая же затягивалась и начинала скрипеть, несмотря на наличие контргайки и шайбы-сепаратора. То и дело я подкручивал одну и отпускал другую. В целом эта неполадка не причиняла особых неудобств, но в Каргиле я разобрал их и увидел сильный износ дорожки подшипника (конуса на оси педали) у одной педали, и выбоины на беговой дорожке и сильно деформированные шарики у другой. В Лехе я купил новые шарики в местном велосипедном магазинчике Hero (60 шариков — 30 рупий) и перебрал педали. Получилось гораздо лучше, чем было, хотя разбитые беговые дорожки должны были еще некоторое время приработаться с новыми шариками. A потом нам удалось за 500 рупий купить в лехской турфирме хорошие алюминиевые цельнолитые б/у педали c исправными подшипниками, и мы заменили старые педали ими.
Время на переборку подшипников — 1,5 часа. Делал сам в Каргиле и Лехе. В магазинах Hero в Лехе, Куллу, Каргиле можно купить индийские «городские» плоские педали, которые плохо подходят для туризма. В Лехе в туристическом районе также есть две велосипедные турфирмы, где можно купить некоторые фирменные новые и б/у запчасти, а также попросить воспользоваться имеющимся инструментом. Даже на разбитых педалях можно проехать несколько сотен километров.
3. Держатель переключателя — «петух»
Во время поездки на грузовике один из пассажиров в кузове зачем-то переложил тонин велосипед переключателем вниз, отчего погнулся «петух». При разгибании его для правильной работы переключателя «петух» сломался пополам. Новый «петух» для рамы «GT» в Лехе найти не удалось (в наличии «Мерида» и «Трек», но они не подходят). Сварить алюминий там невозможно, так как ни один сварщик не знает аргона. Попытка варить без аргона сразу была обречена на провал.
Слесарь-сикх в районе, где ремонтируют автомобили, несмотря на сложность работы, вырезал из стальной заготовки «петух», почти полностью идентичный сломанному. Металлорежущие станки здесь представлены лишь сверлильным и токарным, поэтому слесарь выпиливал деталь ножовкой и шлифовальной машиной, и только благодаря своей дотошности довел дело до конца. Обычный слесарь в Индии называет невозможной любую нестандартную операцию, занимающую более часа работы. Хорошим показателем квалификации слесаря является использование штангенциркуля (большинство обводят мелом и пытаются сделать на глаз, бесконечно прикладывая заготовку к старой детали, чтобы сличить их).
Работа слесаря заняла 4,5 часа. Весь ремонт, включая дорогу до Леха и обратно (40 км в одну сторону), неудачный поиск готовой замены, попытки сварить и поиск квалифицированного слесаря, — с 7 часов утра до 4 вечера. Стоимость работы — 1000 рупий.
4. Лопнувшие спицы
За весь путь в пару тысяч километров мы заменили около 8 спиц. Две спицы, на правой стороне заднего колеса, было сложно поменять из-за отсутствия съемника кассеты. Один раз мы одолжили съемник у английских велотуристов на перевале Ротанг. Во второй раз мне удалось, сильно изгибая спицу плоскогубцами, засунуть ее, не снимая звезд. Спица при этом приобрела некрасивый волнистый вид, и, вероятно, потеряла часть прочности, поэтому вскоре я заменил ее на новую, воспользовавшись съемником кассеты в велосипедной турфирме в Лехе. Там же, а также в магазинчике Hero можно купить новые спицы, но есть не все размеры, да и спицы слегка «колхозные» — из оцинкованной стали, а не нержавеющей.
Как правило, спицы лопаются от перетяжки в процессе регулировки формы обода (нипель спицы при этом уже поворачивается очень туго). Поэтому в походе без съемника кассеты я предпочитал не перестараться в стремлении сделать обод идеально ровным. В процессе езды спицы наоборот лопаются слабо натянутые, вынужденные работать на изгиб — это спицы левой стороны заднего колеса, поменять которые можно без всякого съемника. При дисковых тормозах слегка неровный обод не приносит больших неудобств. Большая же неровность, приводящая к задеванию покрышки за перо задней рамы однозначно говорит о лопнувшей спице.
Полное время на замену одной спицы с правкой обода — полчаса-час. Цена одной спицы около 5-10 рупий. Съемник кассеты мы уже после велопохода купили в велосипедном магазине Trek в Куллу (продавцы заказывали его из Дели).
Ремонт колеса в походных условиях на перевале
Точная правка обода с заменой негодных нипелей спиц в спокойной обстановке. На наши четыре колеса уходит примерно половина дня.
Проверка формы обода с помощью мела, сидя на завалинке. Сушеное сено на земле здесь для красоты, рекомендуется делать ремонт на гладкой поверхности, в которой не теряются упавшие детали.
5. Покрышка
Покрышка заднего колеса из-за серьезных нагрузок, небольших эпизодов езды на полуспущенном колесе и просто от времени стала лохматиться в месте контакта с ободом. Я заклеивал ее заплатками для камер, вырезая из них полосы и наклеивая одну за другой внахлест.
Время ремонта — полчаса.
6. Амортизационная вилка
Вилка тонинго велосипеда постепенно забилась пылью и застопорилась. После маршрута оказалось, что даже изо всех сил я с трудом могу ее сдвинуть. Смазывание снаружи и попытки разработать ее не привели к успеху. В веломагазине Trek в Куллу оказался самодельный шестигранный ключ, приваренный к длинной полуметровой ручке, который требуется для разборки вилки. Вилка была разобрана, почищена, задиры сошлифованы наждачной бумагой. После закладки новой смазки и сборки вилка вновь стала работать.
Цена ремонта — 50 рупий, время — 15 минут.
7. Передние звездочки
На моем велосипеде я обнаружил люфт («шатание») передних звездочек относительно шатунов. Без съемника мне не удалось снять шатуны, чтобы подложить прижимную шайбу. Большую часть маршрута я проехал с люфтом, который не мешал переключению передач и езде, а потом догадался, как от него можно избавиться: тонкую стальную проволочку от расплетенного тросика я плотно намотал между звездочками и шатуном, чередуя с эпоксидным клеем. Получилась пластмассово-стальная «шайба», в которую теперь упираются звездочки и которая хорошо прижимает их, удерживая от люфта.
Время ремонта — полчаса.
8. Ремонт насоса
На зажиме под нипель Шредера сломалась пластмассовая ось. Заменил ее стальной осью, откушенной от старой спицы. В раскаленном состоянии вставил ее на место пластмассовой.
Обслуживание
1. Смазка цепи
В этот поход мы поленились попросить моторного масла, а масло для швейной машинки очень быстро смывается дождем. Поэтому смазывать приходилось часто, в среднем раз в два дня. Для смазки масло капали только на ролик цепи. На пластины и снаружи не наносили — оно само протекает куда надо.
2. Регулировка тормозных колодок
Тормозные колодки постепенно стираются, и их приходится регулировать, хотя и не часто. У Тони тормозная машинка позволяет подкручивать только неподвижную колодку. Регулировка подвижной возможна с помощью натяжения тросика. На моем велосипеде регулируются обе. Я заменил выдающийся наружу «фирменный» красивый с пружинкой прижимной винт подвижной колодки, который все равно почему-то откручивался от контакта с рюкзаком, на более длинный «пролетарский» с контргайкой. За весь маршрут мы полностью не сносили ни одной пары колодок дисковых тормозов, хотя велотуристы говорили, что на один только 2000-метровый спуск с перевала Ротанг им потребовалось два (!) комплекта колодок v-brake. У Тони существенно сильнее снашиваются задние колодки, у меня наоборот — передние.
3. Замена цепи
В Лехе я решил заменить старую цепь, так как обнаружил, что длина 24 ее звеньев увеличилась примерно на 3 мм — критическую величину для совместимости новой цепи с уже приработанными к старой цепи шестернями. С собой у нас была только одна запасная цепь, да и та оказалась неподходящей — широкой. Купить в Лехе подходящую цепь не удалось — в продаже только такие же широкие цепи от 6-скоростных Hero. Я заменил свою цепь, перепрессовав все заклепки так, чтобы с внутренней стороны (которая находится в контакте с бoльшими задними звездочками) штифты не сильно выступали. Новая цепь на многих передачах задевала за рамку переднего переключателя и проскакивала под нагрузкой на 7-8 задних шестернях, а переключение иногда сопровождалось ужасающим треском. Тем не менее, на этой цепи мне удалось проехать всю вторую половину маршрута. Тоня ехала весь маршрут на одной цепи, которая за это время износилась в той же степени, как моя цепь за первую половину маршрута. Видимо, Тоня в среднем развивала на педалях меньшее усилие при большем каденсе. Вероятно, из-за того, что у нее побаливали колени. В Куллу обе цепи были заменены на новые. Цена одной цепи KMC Z (narrow) в магазине в Куллу — 300 рупий.
4. Настройка заднего переключателя
Настройку заднего переключателя регулировкой натяжения тросика я делал своему велосипеду два раза в течение маршрута. Тоне мне пришлось настраивать переключатель много раз в связи с изгибом и заменой «петуха». Добиться четкого переключения передач с новым «петухом» мне удалось только после окончания похода, в спокойной обстановке. Для точной настройки важно, чтобы «петух» и ролики переключателя были параллельны звездам кассеты, а изготовленный слесарем «петух» получился слегка изогнутым. Разгибать его в походе мне не хотелось из боязни сломать. После похода я исправил форму «петуха», нанеся на его опорный участок тонкий клин из эпоксидного клея, после чего параллельность восстановилась и переключатель удалось правильно отрегулировать.
5. Чистка тросиков
Тросик заднего переключателя мы несколько раз снимали и чистили технической зубной щеткой. Высокое трение, связанное с загрязнением этого тросика и давлением велорюкзака на его рубашку, мешало переключению передач. Рубашка тросика, проведенная под ручкой эксцентрика заднего колеса, частично защищена от рюкзака. Кроме того, при фабричной сборке тросики в районе руля были проведены не оптимально, что я исправил, проведя их с перекрестом на верхней трубе рамы (см. статью Ш. Брауна
6. Обмотка рогов
У Тони при езде немели запястья, поэтому мы вырезали из края туристской пенки ленту и намотали ее на рога, зафиксировав скотчем.
После хорошего обслуживания и регулировки нагруженный велосипед одинаково охотно едет хоть по асфальту, хоть по волнистой грунтовке. «Стоячая» посадка с амортизацией полусогнутыми ногами без упора на седло существенно уменьшает пиковые нагрузки на заднее колесо от неровностей и камней и позволяет за счет этого развивать большую скорость без боязни получить «восьмерки».
Инструменты и материалы, которые были взяты и потребовались
- Малый комплект велоинструментов SuperBikе: шестигранные ключи, две отвертки, накидные ключи от 8 до 10 мм, выжимка для цепи, объединенная с ключом для спиц, монтировки, терка и несколько заплаток для камер
- Рожковый ключ на 9-10 мм Только для контргайки на регулировочном винте тормозных колодок
- 3. Клей и заплатки для камер — Бесклеевые заплатки легче, но они не растягиваются с камерой и из-за этого постепенно отклеиваются. Клеевые заплатки — это на века.
- Масленка с маслом для швейных машин — Густое «моторное» — лучше
- Спицы по 5 на каждый велосипед
- Насос
- Небольшой набор гаек, шайб и винтов
- Тросики тормозов и передач — Достаточно по одному. Отрезать лишнюю длину нового тросика можно с помощью камня и лезвия открывашки консервных банок из швейцарского ножика
- Ключ торцевой на 12 — Подтягивать подшипники старых педалей. Для хороших педалей не нужен (а если вдруг и нужен, то гайка может быть и другого размера)
- «Техническая» зубная щетка — Чистка цепи, переключателей и всего остального. Очень полезна!
Сравнить с комплектом инструментов в походе в Спити-Лахул-Киннаур
Инструменты и материалы, которые не понадобились
- Запасной задний переключатель
- Запасные колодки
- Запасные камеры (2 шт)
- Запасная педаль для возможного ремонта
- Запасные рубашки тросиков (длинная и короткая)
Инструменты и материалы, которых не хватало в этом походе
- Съемник кассеты. Требуется для замены правых спиц заднего колеса — куплен после похода
- Педальный ключ. На пешем участке пути было нечем снять педали, которые периодически «кусали» нас за икры сзади своими зубьями — куплен в Лехе
- Выжимка шатунов. Исправить люфт передних звездочек с ней было бы делом пятнадцати минут
- Заплатки для камер. Взятого десятка оказалось мало, так как часто в зарослях колючих растений мы получали сразу множественные проколы. Мы резали большие заплатки на части, а также иногда просили их на базах BRO (дорожных рабочих)
- Запасной держатель переключателя «петух».
- Новая цепь. Либо замена цепи на новую перед маршрутом, а старую возить про запас
Cto-to ne tak s kodirovkoj
А что такое подшипники педалей? Никогда не встречал в педалях подшипников...
Если разберете педали — увидите ;) Не перепутайте только шарики