Возвращаться домой можно по-разному. Первый способ — шокирующий: на самолете. Еще вчера был в Пекине и разделывал дуриан, а сегодня у тебя просят документики из-за того, что похож на приезжего. Другой — плавный: по земле. Мы выбрали второй. Сначала несколько дней тряслись в китайских поездах, потом гостили у родственников в Хабаровске и адаптировались к российской жизни. На десерт оставался поезд через всю Россию, из Хабаровска в Москву. Он идет ровно 147 часов. В течение этих шести дней мы записывали наши наблюдения.
День 1
На боковушке нашего плацкартного купе едет 54-летний мужчина, возвращается домой, в Ош, с заработков. За четыре часа у него два раза проверяли документы, долго что-то спрашивали, приглашали в тамбур для «беседы». За компанию полиционеры спросили паспорта и у нас, но потом извинились и пожелали счастливого пути.
«Весной были у нас какие-то...» — рассказывает бабушка-соседка, — «не попы... Не знаю, как назвать. Включили индийскую музыку, пели что-то странное. И парни все в юбках. Люди от них шарахались» — «Кришнаиты что ли?» — «О, точно, кришнаиты! Вспомнила!»
Если форточку не прижать подушкой, от тряски она постепенно открывается. «Окна не трогаем! Я вам их закрывать не буду! И вообще не самовольничать. Отопление в вагоне не работает. Когда будет, не знаю», — командует проводница.
От долгого сидения тело становится ватным. На остановке выхожу размяться. Пара приседаний, несколько наклонов, кручу головой и руками. «Спортсменка?» — «Немного...» — «А куда едешь?» — «В Москву» — «Тогда правильно делаешь, что упражняешься».
«Картошечка отварная, котлетки, пирожки домашние с капустой, рыбка копченая», — надрываются укутанные женщины на перроне. Но пассажиров ничего не привлекает — еще не закончилась еда, взятая из дома. У киргизов на столиках — толстые лаваши и трехлитровые банки с огромными кусками вареного мяса. Девушки едят пирожные и яблоки. Хмурое семейство заливает кипятком картофельные хлопья. Бабушка покупает с тележки, которую привезли из вагона-ресторана, 2-литровую бутылку Фанты. У нас с Пашей меню примерно как в походах, но со свежими яблоками, морковкой и йогуртами-ряженками.
Стемнело. Внезапно в черноте ночи вспыхивают огни — за окном горит трава. Больше нет ни одного источника света, и мы чувствуем себя так, как будто едем по краю земли.
День 2
Раннее утро. Еще темно, и все спят. Кроме киргизов: они по очереди приходят на единственную пустую нижнюю полку и делают намаз. Где Мекка, никто точно не знает, поэтому молятся вразнобой, кто в проход, кто по ходу поезда. После молитвы — завтрак. Появляется металлический чайник, большие красные пиалы (мы видели в точности такие в чайханах в Оше), огромная лепешка.
На земле лежит выпавший за ночь снег. До горизонта — сопки и чистые прозрачные сосновые и березовые леса. Тянется узкая проселочная дорога. «Да это же трасса Владивосток-Чита!»- поясняет соседка. — «По ней Путин ездил, но только до Читы, поэтому дальше дорога будет хуже».
Проводница зачем-то сливает воду из титана. «Можно мне кипятка?» — спрашиваю. «Нет!!!» — сурово рявкает она, ничего не объясняя. Приходится идти в соседний вагон, там проводник повежливее и вода погорячее.
На станции Ерофей Павлович в вагон, матерясь и что-то приговаривая про Путина, ввалился в клюшку пьяный мужик. «Что это ты такой у меня веселый? Либо ложись спать, либо на следующей станции сниму с поезда!» — отчитывает его проводница. Через полчаса она идет по вагону, а пьяный, заикаясь, просит чаю. «В таком виде чаем не обслуживаю!»
— Сколько стоит ряженка?
— 50 рублэй!
— Ужас!!!
— Почэму ужас? Это же вокзальная цена, милая!
В нашем плацкартном купе — два новых пассажира. Женщина с пергидрольной прической, крупными камнями в серьгах и в пальто из потертого снежного барса. И парень, сразу снявший свитер и оставшийся в обтягивающей черной открытой майке, чтобы все убедились, как успешно он ходит в качалку.
На оконной раме — наледь с внутренней стороны. На титане приклеена записка «воду не сливать!»
День 3
«Я пошел в магазин!» — разбудил меня Паша. На перроне магазины дорогие, но можно перейти по виадуку и поискать вокруг привокзальной площади. Стоянка 45 минут, и он ушел куда-то вглубь пятиэтажек. А еще два дня назад пугал меня тем, что, если я буду «бегать за кефиром», то отстану от поезда.
За ночь занавеска примерзла к окну. Но в целом в вагоне жарко. Очень жарко. По стандарту.
На станции Петровский завод — барельефы декабристов. Здесь они отбывали каторгу. Станция обыкновенная.
По путеводителям складывается впечатление, что добрая половина иностранцев-туристов прибывает в Россию, чтобы проехать по Транссибу — самой длинной и еще чего-то железной дороге в мире. И чего в ней нашли, дорога как дорога, обыкновенная. Впрочем восточнее Байкала из окна бывают красивые виды.
Езда все еще не тяготит. Целыми днями читаем, прерываясь только на еду, сон и проветривание на станциях. Похоже на ретрит по изучению азиатских гор и восточной культуры в передвижной келье. Пьем много чая и кофе. Обсуждаем прочитанное. Изредка беседуем с попутчиками.
День 4
Прихожу утром за кипятком, а там — сцена. Проводница отчитывает пассажира: «Что вы кипяток-то набираете? Не видите что ли, что титан пустой?! Всю воду выпили!!!» В соседнем вагоне обстановка куда демократичнее, там даже заряжают ноутбуки, несмотря на письменный запрет рядом с розетками.
Дальневосточные холмы сменились плоской и серой сибирской равниной. Понуро и все больше похоже на Подмосковье. Заборы из горбыля, серые деревенские сортиры, какие-то бетонные кубы, мертвая ржавая техника.
Буханка черного на станции стоит 70 рублей. Народ в голос возмущается, но покупает.
От долгой езды женщины заметно дурнеют. Единственное спасение — улыбаться.
Ехать надоело.
День 5
Киргизы и узбеки, с которыми мы успели подружиться, вышли в Новосибирске. Дома мы будем в одно и то же время, только они в Ташкенте и Оше, а мы — в Москве.
Второй день просыпаюсь по хабаровскому времени (разница с московским — 7 часов). Каждые сутки из-за смены часового пояса теряется в среднем 1,5 часа, и пока не получается адаптироваться.
Голову теперь мою тайком, чтобы избежать гнева проводницы. Она считает, что мыть голову в туалете — это моветон: «Сауна что ли?» Но где еще ее можно вымыть?
Паша заряжает айпэд в соседнем вагоне, и ему удалось там встретить интеллигентного пассажира. А тамошний дружелюбный проводник попросил отойти от розетки и подождать, пока пройдут ревизоры с проверкой.
Говорят, в поездах РЖД сделают wi-fi-интернет. Пока даже сотовый телефон ловит лишь на трети пути. На ночь я выключала телефон, чтобы он не разряжался слишком быстро.
Налетел тайфун — школьницы-пловчихи. Без умолку тараторили о том, как выглядят певцы и спортсмены, сколько стоят кожаные куртки и белые свитеры, в каком возрасте можно рожать детей. Чтобы хоть как-то сконцентрироваться на чтении, пришлось надеть беруши.
Пейзаж «на воле» — точь-в-точь как в Центральной России.
Заметно потеплело. И подешевели продукты.
День 6
За окном нашей камеры — отличные виды. Жаль, что выход на прогулку строго по расписанию.
Маленькая станция, остановка — 2 минуты. В тамбуре собрались пассажиры: выходить. Проводница — оплот суровости: «На полчаса опаздываем! Что столпились?! На платформу не спускаться!» — «Мы вообще-то дальше не едем...» — «Вот именно! Со мной вы дальше точно не поедете!»
Читаю про Куньлунь. «О чем роман?» — спрашивает сосед. — «О любви?» — «Про горы».
На часах — 22:00. По РЖД-шному радио крутят «Мальчик хочет в Тамбов». В плацкарте справа разливают водку и закусывают чем-то непонятным из банки с надписью «хренодар». Слева закрылись простынями и громко смеются.
День 7
Освобождение!!!
PS Для сравнения — рассказы о том, как мы ездили по Китаю в общем вагоне, и о поезде в Лхасу.
в плацкарте ездил в 99 г. Ничего не изменилось. Только вот намаза в то время еще не было..
ты не поверишь, но все до единого встреченные иностранцы мечтают проехать по транссибу. я им пытаюсь говорить, что делать нечего, кроме как глушить водку всю неделю, даже розеток нет, а всеравно хотят. такая раскрученная тема.
это как неделя в лодке по Амазонке. редкой неприятности поездка, а всеравно хотят. странные существа — туристы и лонли пленет пророк их.
Розетки уже есть. 4-5 на вагон. Даже в некоторых плацкартных купе бывает везение (нам правда не повезло)
дык когда на карту смотришь — очень хочется проехаться, хотя умом понимаю что «N суток в нашем поезде» это перебор.
Вопрос по статье — почему плацкарт? Купе нет или ощутимо дороже?
Купе дороже примерно в два раза. Вроде, в плацкарте не так уж плохо. К тому же исключены ситуации вроде «мы вдвоем + два дембеля».
Точно-точно большинство, а водкой никого не спугнёшь, они только рады всю неделю её пить — "Это ж прям Россия и есть! " Тоже опыт у людей.
Отличная поездка получилась! Проводники такие душевные:)
Да, по Транссибу иностранцы, как выяснилось, действительно любят ездить. Я весной провожала свою сиккимскую попутчицу, француженку. Она в Москву на один день приехала, а дальше на поезд — и в Пекин. Так в центре города мы встречали других иностранцев с транссибским лонликом.
Мы с Раном ездили на Алтай плацкартом, но в хорошем поезде. Там были и розетки, и в св-шных вагонах был душ за 100 рублей. Надо было только заранее записаться на помывку :-)
А самое главное, в вагоне был кондиционер — это было лето 2010, когда в европейской части России горели леса и была сильная жара. Так что, видимо, все зависит от поезда.
У нас тоже были розетки — 3 на вагон. И вагон, на самом деле, был обычным, ничего особенного, только проводницы не в духе. Но все-таки я не очень понимаю, что в этой дороге так привлекает иностранцев. Вы не спрашивали?
Насколько я поняла, их привлекает эпический размах — пол-Евразии проехать и посмотреть из окна. Хугетт ехала вообще в конце апреля, хоть я и убеждала ее приехать позже. Даже в Москве листья не распустились, а вдоль всего Транссиба лежал снег. Что интересного — не понимаю. Но дальше она ехала в Китай, а летом в Китае жарко. Я так понимаю, что многие иностранцы пытаются совместить Транссиб с осмотром каких-нибудь азиатских стран, раз уж так долго ехали :-)
Она ехала без остановок? Мне кажется, если ехать долго, с остановками в интересных местах, с походом по прибайкалью, например, вот это самое то. А просто проехать всю Россию...
Нет, возле Байкала выходила, конечно :-) Но ненадолго, дня на три.
Интересно написано, нравится мне такой стиль изложения. И вообще то, как вы можете взглянуть на Россию — со стороны)
Иностранцы же, что с нас взять:)
Интересно, сколько экономия денег получилась, что вы решились выкинуть 6 дней из жизни? Как-то по другому такие поездки назвать сложно:)
Мы всю дорогу читали то, что и так очень хотелось (и даже нужно было) прочитать. Так что ничего мы из жизни не выкидывали.
Экономия по сравнению с купе примерно в два раза. По сравнению с самолетом — в 3-4 раза.
Очень спорное мнение, очень..
Слышали бы тебя иностранцы! Транссиб — потеря времени. Крейзи рашнс:)
оф: А где вы сейчас находитесь?
Дело не в Транссибе, а в том, что это 6 дней в российском поезде :) Я больше суток в поезде считаю долгим временем.
оф. сейчас в Беларуси. Тут прекрасно)
а что за книга про куньлунь?
Например, Мурзаев «Куньлунь и Тарим»
ага, спасибо
Ничего себе путешествие выдалось!
Ездила от Челябинска до Иркутска — половина Транссиба, может даже меньше, но думала сойду с ума! Такое путешествие, точно подмечено, как ретрит — его разве что с недельным затворничеством сравнить можно. В какой-то момент происходит ломка :)
Нам первую половину (до Байкала) было очень интересно. Из окна непривычные виды, правда, только для меня, Паша родился на Дальнем Востоке. Красивые леса, сопки. А потом поднадоело, видимо, из-за того, что началось Подмосковье.
Спасибо за пост, узнал много нового!
Молодцы, получилось. Прочитал на одном дыхании, получилось даже лучше чем про Тибет и Китай. А может более узнаваемо и поэтому ближе ?
Я давно замечаю, что больше трогают рассказы о местах, в которых либо был сам, либо уже многое о них знаешь. Поэтому и про Транссиб, наверное, сильнее воспринимается:)
Точно.
Серая российская действительность, что тут скажешь.
Голову можно помыть при стоянке в Омске, в вокзальных туалетах в подвальном этаже есть душевая, в 2009м было 50 рублей, только летом там горячей воды не было, но и холодная - не ледяная. Там же можно сходить на рынок по соседству, в регионе сельское хозяйство хорошо развито и овощи дешёвые, поезда там обычно долго стоят.
Путешествие российским поездом:
— Поели, теперь можно и поспать...
— Поспали, теперь можно и поесть...
— Ну что, чем займёмся — поедим или поспим?
— Что-то я сбился с графика, что там у нас должно быть — сон или еда?
Примерно так мы ехали с ребятами 2е суток поездом 2 месяца назад, они впервые так долго ехали поездом.
Наше расписание было скорее таким:
— читаем с фонариком
— читаем-читаем-читаем
— иногда едим
— а потом снова читаем-читаем-читаем
Меня поездной туалет вполне устраивает для мытья головы. Там даже вода была не холодная. Только проводница была чем-то недовольна:))
Замечательная история, стиль изложения очень нравится. Столько раз ездил в плацкарте, правда не так далеко, самое дальнее Новосибирск-Москва, и так похоже ты все описала. Кстати, а пьяных, права качающих, или драк, не было? А то нам однажды «повезло»...
Пьяные были, но проводницы их быстро усмиряли:)) Больше никаких инцидентов, к счастью. Люди в основном тихие, мирные, да еще и трезвые. Немного ругались матом, входя в азарт разговора с попутчиками, как это у нас принято, но негромко, в берушах почти не слышно:)) Так что в целом все было Ок.
Купе, наверное, комфортнее, но если едет не меньше двух человек. Одна я бы ни за что в купе не поехала. Как представлю себе ситуацию «я и три пьяных мужика»...
Прекрасно написано, очень живо и весело!
Про край Земли — я как-то 40 часов ехал по Казахстану, от Актау до Байконура, зимой. Поезд топили неизвестно чем, да так, что из печных труб(?) искры сыпались и летели вдоль окон. Вокруг заснеженная степь, небо такого же грустно серого цвета, что и земля, горизонта не видно. В сумерках и ночью едешь через «нигде», и не просто едешь, а прорываешься, с искрами и лязгом! Казалось, что заветные 88 миль в час мы уже набрали и вот-вот куда-нибудь переместимся.
Удивительно, насколько разные у всех впечатления от текста! В комментариях к анонсу этой статьи в жж меня обвиняли в том, что Родина вышла хмурой и неприглядной, и зачем я вообще это опубликовала.
У вас тоже вышло очень поэтичное описание. Я сразу себе прекрасно представила и «нигде», и искры в темноте, и ощущение, как будто отрываешься от земли. Здорово.
Кстати, добавила вас в жж. Я там phototon1c.
Я люблю поезда. Правда, больше двух суток не приходилось ехать. Столько всего интересного вокруг происходит и в вагоне, и за окном. С соседями всегда везло...
Я тоже люблю поезда. Но к 6-ому дню восприятие немного меняется:)
Да, в поезде очень классно путешествовать!
о да, Траннсиб у них фетиш. Больше половины каучсерферов, которые останавливались у меня в Москве, потом брали билет на поезд, чтобы потом проехать весь Траннсиб. "Это было моей давней мечтой... А ты ездила? Что??? Не ездила? да ты что, как ты могла, я вот специально за этим сюда приехал из своей страны — а ты тут живешь и до сих пор ни разу не проехала по Траннсибу, ну ты даешь! " У кого-то была даже книжка Lonely Planet — Trans-Siberian Railway.
И это лишний раз доказывает, что все ездят по одним и тем же маршрутам, а в стороны не смотрят. Как будто в России ничего интересного, кроме Транссиба, нет.
Видимо «Гугл» специально для них сделали проект видео-путешествие по транссибу:
Отличный рассказ!)))
Я, самое большее, всего одни сутки путешествовал в плацкарте, тот же Омск и Новосибирск проезжал. Вроде терпимо...пока не побываешь в европейских поездах. В 2012 году был в Германии и очень много покатался в тамошних поездах, а потом по приезду домой (в Казахстан через Омск) пришлось ехать поездом в 40 градусную жару. Ох и сравнил я тогда немецкие поезда и наши, это писец неописуемый! А ехал-то всего лишь 5 часов.
А вы после Новосиба и Омска как дальше ехали: через Ишим/Тюмень или казахстанский Петропавловск? Просто я живу в последнем))))) Интересно узнать.
Мы ехали по обычному маршруту, не выезжая за пределы России.
А я наоборот сравнивала наши поезда с китайскими и индийскими, и сравнение было в лучшую сторону:)