Предисловие. 4-ого января в Мумбай должны были прилететь Оля
План был таков: первого января утром (продрав глаза) идем на автостанцию, садимся на автобус и едем в Нью-Джалпайгури (New Jalpaiguri, штат Западная Бенгалия). Вечером загружаемся в поезд до Калькутты. Весь следующий день гуляем по Калькутте (поезд прибывает рано утром), дальше — вечерний поезд до Мумбая. Ситуация осложнялась тем, что нас было четверо: мы с Пашей и Лиля
Развитие событий. Первого января мы, как это ни странно, действительно проснулись около 8, а через час уже вышли в сторону автобусной станции. На которой выяснилось, что транспорта в этот день нет до 16-17 (поезд из New Jalpaiguri отправлялся в 20, до него ехать около 5 часов). Дороги перекрыты из-за очередной забастовки в Гуркаленде. Гурки регулярно устраивают стачки, добиваясь создания отдельного штата, то есть, выделения из состава Западной Бенгалии. В этот раз они в нескольких местах перекрыли дороги, свободно перемещаться мог только военный транспорт, милиция и скорая помощь.
Мы решили автостопом добраться до границы между Сиккимом и Гуркалендом (официально, конечно, Западной Бенгалией). Первой остановившейся машиной оказался грузовик с камнями, на которых (прямо в кузове) мы и проехали около 10 км. Такое положение очень веселило местных: они кричали, махали руками. Нам тоже понравилось — можно смотреть по сторонам, фотографировать. Второй грузовик оказался более консервативным — посадил нас в кабину. Итого внутри ехало 8 человек (четверо иностранцев, водитель, два его помощника). В такой компании мы и добрались до границы, города Рангпо. Дальше ехать было нельзя — сразу за мостом между штатами расположились гурки. Машины стояли в длинной очереди. Выяснилось, что забастовка должна была закончиться в 16.00.
Документы на выходе из Сиккима почему-то не спросили. Для путешествий по Сиккиму нужно специальное разрешение, которое можно получить, например, в Дарджилинге или прямо на границе, в Рангпо. Пермит дают на 15 дней, его можно продлевать два раза. То есть, по идее, при выезде из Сиккима должны проверять актуальность пермита, но этого почему-то не произошло. Зато сразу обнаружился таксист, который был готов нас отвезти за 150 Rs с каждого, а после торга — за 100. Показалось, что это дороговато, поэтому решили поискать другой транспорт, но он так и не обнаружился. Поэтому мы вернулись к таксисту и поехали с ним. На самом деле, это был не настоящий таксист. В Сиккиме, кроме автобусов, ездят джипы — это местная форма общественного транспорта. И это был как раз такой джип, на котором, кроме нас, ехало еще несколько человек. Правда, джип по маршруту шел до города Силигури, а не до железнодорожной станции в Нью-Джалпайгури. Мы решили доплатить по 20 Rs с носа, чтобы он нас довез прямо до станции.
В индийских железных дорогах практикуется продажа билетов в листе ожидания. В билете пишут: wait list 56. Это означает, что пассажир получит место, если 56 человек сдадут свои билеты. Поразительно, но такие списки действительно реализуются, то есть, многие сдают билеты. Может, это ушлые перекупщики избавляются от залежалого товара? В общем, на поезд Нью-Джалпайгури — Калькутта (sleeper class — 240 Rs за одного человека) были нормальные билеты у всех, кроме Лили. На станции оказалось, что ее лист ожидания так и не прошел, поэтому она может ехать, но без места. Пришлось Лиле и Сереже всю ночь спать на одной полке. Они даже умудрились выспаться.
Индийская электричка
Калькутта потрясла меня до глубины души. Я уже давно поняла, что Индия — не самая подходящая для меня страна. И что места, в которых я хочу оказаться в Индии, надо выбирать очень основательно. Так вот Калькутта — одно из тех мест, в которые я ни за что в жизни не хочу возвращаться. Здесь грязно, плохо пахнет, все обшарпанное, очень много людей. И, кстати, Калькутта — чуть ли не последнее место в Индии, где используют рикши, в которые впрягаются люди. Даже велорикша — странное явление для XXI века. Давно есть моторизированные средства передвижения, в которых не используется человеческая сила. Садясь в велорикшу, я чувствую себя работорговцем. А что я буду ощущать, когда человек не просто будет крутить педали, а в буквальном смысле потащит меня на своем горбу?
Рикша ожидает клиентов
Лиля с Сережей ехали только до Калькутты и собирались остаться там на несколько дней. Поэтому подыскали себе (с позволения сказать) гостиницу в «туристическом» районе BBD Bagh. Этот приют убогого скитальца назывался Modern lodge, комната 2×4 м с веселенькими занавесками обошлась в 150 Rs. Общий душ только холодный (днем — жара, поэтому нестрашно), туалет — в индийском стиле. Этот район, конечно, почище, чем другие места в городе. Но приятной расслабленной атмосферы в нем не наблюдалось.
Прогулка по городу была воистину ужасна. Единственное презентабельное место, которое мы видели — мемориал королевы Виктории (вход для иностранцев — 150 Rs). Почему-то индусы умудряются сохранить в чистоте только места, огороженные забором. Все остальное — тотально замусорено. Рядом с мемориалом большая зона отдыха — поля, на которых кучками расположились отдыхающие. Там же разбросано невероятное количество оберток от мороженого, упаковок от чипсов и одноразовых стаканчиков. Потом мы попытались найти китайский квартал, вместо которого оказались в мусульманском. А по дороге к ним обоим пришлось прогуляться по жуткого вида вонючим трущобам. В качестве поощрения мы зашли в молочную лавку, где попробовали два новых блюда. Лача (lachha) — это тончайшие макароны, которые заливают сладким молоком. Они сразу становятся мягкими, и получается что-то вроде молочной каши. Фирни (firni) — густой молочный пудинг с манкой. Что интересно
Калькутта — туманный город. Вероятно, это смог. Здесь предполагается гулять и релаксировать
И здесь тоже
Странная процедура кормления голубей. Для них высыпают целый мешок крупы
Здание похоже на коробку для яиц, правда?
Посудомоечная машина
Фирни — пудинг с манкой
Калькуттские задворки
Лиля и Сережа
Вечером мы прокатились на городском автобусе до вокзала Howrah, откуда уходил наш поезд. Автобусы до Howrah ходят от станций метро Esplanada и Park street. От BBD Bagh туда можно дойти пешком за 20 минут. На вокзале есть два цивильных чистых кафе, в которых можно поесть и подождать поезда. Кстати, кафе на индийский вокзалах в сто раз лучше российских аналогов. В Индии на вокзалах подают отличную еду, причем недорого. Иногда продаются приятные бонусы вроде ласси (местные коктейль) или йогурта. Потом пришлось опять сесть в поезд. На этот раз — Калькутта — Мумбай (sleeper class — 520 Rs за 2000 км!). Причем в этом поезде боковые полки оказались короче, чем в предыдущем. У Паши свисали ноги, а я помещалась впритык от ступней до затылка. Зато нас постоянно веселили разносчики еды из вагона-ресторана. Они нараспев предлагали еду: veg cutlet, omlete, omlete.
Мумбай встретил нас жарой. Особенно, я полагаю, это впечатлило Олю с Аркадием, прилетевших из Москвы (- 20 градусов). Коротенькая прогулка по Мумбая стала вторым глобальным удивлением этой поездки. Мумбай гораздо лучше Калькутты! Это большой богатый красивый город с впечатляющей колониальной архитектурой. Жители хорошо выглядят и держатся с достоинством. В общем, сюда хотелось бы вернуться: побродить по улицам, полюбоваться красивыми зданиями, попробовать местную кухню.
Вокзал Виктории
В центр Мумбая мы приехали на электричке. В женском вагоне
Потом снова пришлось залезть в поезд. На этот раз — Мумбай — Гокарна (станция Gokarna road, 340 Rs). Мы, наконец, доехали до станции около 2 часов ночи. Паша и я были согласны переночевать в палатке недалеко от станции, но Оля по понятным причинам хотела как можно быстрее оказаться на океане. Рикша до Om beach обошелся в 250 Rs за пятерых (с нами поехал итальянец).
После длительного пути мы оказались на океане. О пляжах Гокарны — здесь.
а что значит — женский вагон?
Ах)
в калькутту нужно въехать! у нас получилось на следующий день. город вполне интересный, а вот в варанаси мы ощутили настоящую индию...
ночные поиски гостиницы в лабиринте перед гхатами в отсутствии освещения — жесть!
Бастующие очень молоды и симпатичны :) А ручной, ножной и прочий труд видимо необходим. Можно конечно все заменить моторами и техникой, но людей-то тогда куда девать... Думаю, что переучиваться там далеко не все захотят..
А мне Варанаси на первый взгляд гораздо больше нравится! Люди улыбаются и вообще позитивно все.
Значит, что там ДОЛЖНЫ ехать только женщины.
Да, конечно, не захотят. Но у нас-то другое сознание. Нам трудно представить, что кто-то хочет рикшу руками и плечами тягать.
:)
действительно очень красивая архитектура в Мумбае))От Найта остались одни глаза, а Тролльчик успел где-то наесть щёчки))Замечательный отчёт, приятно повидать любимых родственников))
)) я еще по Сиккиму планирую отчет писать
там они тоже будут
если здание, похожее на коробку для яиц, поскроллить вверх\вниз — получается интересный эффект.
В Калькутте я был всего несколько часов, проездом из аэропорта до ж/д станции Наврах.
Впечатления оказались крайне тяжелыми. Грязнее Калькутты сложно найти что-либо. Такое ощущение что она как фильтр всей индийской грязи Ганга.
Про Калькутту я согласна на 100%. Честно говоря, второй раз меня туда совершенно не тянет.
Калькутта действительно страшноватый город, и знаменитости, побывав там, не стеснялись в выражениях, например, называли «кучей мусора, выброшенной Богом».