В сентябре 2016 года после похода по Цинхай-тибетскому плато мы спустились в город Голмуд. Оттуда направились в Куньлунь и дальше в Таримскую котловину. Сначала мы долго ехали по Цайдамской впадине, где всего в сотне метров от дороги — пустыня совершенно без следов человека. А потом нашли интересную заброшенную и непроезжую дорогу через перевал Таш-Даван: об этом наш рассказ «За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь». Этот репортаж — пролог к нему.
Карта маршрута (кликнув, можно увеличить). Одна клетка примерно 50×40 км.
В окрестностях Голмуда выращивают ягоды годжи. Раньше они использовались в Китае и Уйгурии как приправа к блюдам, их добавляли в чай. Сейчас на Западе им приписывают много полезных свойств и едят как средство от всего: от стрессов, для похудения и иммунитета. Выращивать этот дорогой продукт очень выгодно. На сбор ягод ежедневно из Голмуда за 30 километров привозят автобусы с желающими заработать: фермеры не справляются.
Свежие ягоды очень сладкие, без выраженного вкуса. Сушеные перестают быть сладкими.
Они настолько мягкие, что свежими их невозможно везти продавать. Сразу надо сушить. Сначала их раскладывают на солнце, а досушивают в ангаре сушильного цеха неподалеку. Там же можно и купить.
Вокруг выращивают киноа, похожий на бурьян, — тоже коммерчески успешный и дорогой продукт.
Сельское хозяйство возможно только по краям Цайдама, там, где с гор стекают небольшие речки.
А в центре гигантской впадины — безжизненный солончак. Примерно такой, только травы меньше.
Во многих местах солончак идет вдоль дороги, и найти место для палатки нелегко: вся земля состоит из мелких, твердых как бетон бугров.
Хорошие ровные площадки можно найти там, где есть ярданги. Они похожи на верблюжьи горбы. На фото они низкие, а бывают и в десятки метров высотой. На склонах больших ярдангов растут коренастые кусты, и там обычно легко набрать дров: засохшие легко выдергиваются из песка вместе с корнем. И в Цайдаме, и в Тариме дрова есть почти везде, и мы обычно делали костер, а горелку не использовали. Гораздо труднее найти воду.
Шоссе по югу Цайдама несколько лет назад реконструировали. Это не самый короткий путь в Такла-Макан, но самый быстрый. Раньше эта дорога была второстепенной.
Вдоль южной границы Цайдамской впадины прямо через безлюдную пустыню строят новую железную дорогу в Такла-Макан. Стройка идет многими участками сразу по всей длине, и это недалеко от автодороги. Чаще всего мы просим воду в городках строителей. Они привозят воду из колодцев, которые встречаются в среднем один раз на сто километров. Колодцы найти трудно: они в отдалении от дороги и никак не обозначены, а у строителей в кухне есть даже фильтры. Иногда они вообще выдают нам бутилированную воду.
Железные дороги в Китае уже давно не содержат никаких автомобильных переездов и шлагбаумов.
Перед въездом в пустыню мы накупили в супермаркете много больших бутылок, чтобы набирать воду. Двенадцати литров нам хватает на троих на вечер и на утро, остается еще и на умывание. Лучшие бутылки в Китае — это квадратного сечения двухлитровки с китайским чаем. Для бензина такие тоже подходят: у них хорошие пробки. Если нет строителей, перед закатом мы просим воду у водителей-дальнобойщиков. Чтобы заполнить всю тару, уходит минут 15 — меньше, чем искать колодец. Но если прозевать закат, в темноте машины уже почти не останавливаются.
Китайцы закрепляют пески вокруг дороги квадратными клетками. Для этого они втыкают глубоко в песок «заборчики», связанные из длинных стеблей соломы.
За весь путь по Цайдаму было две реки. Одна из них — Нарын-Гол. Но пользы от нее нет: слишком глинистая вода.
Вокруг дороги совершенно нет людей, поэтому то и дело встречаются копытные. Это скачут молодые тибетские дзерены или антилопы гоа.
Движение по самой дороге оживленное: пролетают фуры, грузовички и зеленые такси. Три раза мы даже встретили европейских велосипедистов: эту дорогу считают современной версией Шелкового пути.
На широком солончаке вокруг озера Газкель добывают нефть. Здесь даже построили аэропорт, хотя это вообще-то страшное захолустье. Название озера — неспроста: в тюркских языках «газ» означает керосин; в России до революции в некоторых диалектах керосин тоже называли «гас».
Земля на западе Цайдама покрыта черным панцирем из базальта. Пронзительный ветер выдувает пески и лёссы, а камешки остаются и накапливаются.
Горы Когантаг и их продолжение — Актаг отделяют Уйгурию от провинции Цинхай. За ними находится впадина озера Узуншоркель, а дальше можно спуститься в безжизненную пустыню Кумтаг.
В Маннайчжене на западной оконечности Цайдама — гигантский асбестовый карьер. Его разрабатывают не меньше 50 лет. Добыча все время перемещается на новые участки. Вокруг отработанных мест остаются мертвые отвалы, покрытые белесой пылью.
Среди отвалов стоят пустые хибары, где раньше жили горняки
Немногие из них до сих пор обитаемы
На новые разработки ставят современную технику, а старую никто не разбирает даже на металлолом, и она медленно ржавеет.
За асбестовой местностью шоссе номер 315 разделяется на две ветви. Мы свернули на старую и заброшенную, а все автомобили остались на новой, асфальтовой.
Старое шоссе спускается в широкую впадину озера Узуншоркель, которая зажата между двумя куньлуньскими хребтами Актаг и Астынтаг
Хребет Астынтаг. Тот самый, о котором ошибался Пржевальский, называя его Алтынтагом
Во впадине — озеро с горьким рассолом, окруженное солончаками, а на краю — разноцветные заливные луга в местах выхода родников
В них живут кряквы
Черношейный журавль не может понять, стоит ли опасаться велосипедистов.
По высокой траве я подкрался к нему поближе
Чуть дальше от родников вода становится более соленой, и растительность быстро меняется
Бывшее шоссе идет по солончаку под крутым склоном
Постоянные реки, еще несколько десятилетий назад стекавшие во впадину с Актага — второго хребта Алтынтага, сейчас в конце лета все до одной сухие. Плотный песок в широких руслах зарос разноцветными кустами.
Высоко все еще лежат ледники, но вода, вытекающая из них, почти сразу исчезает под песками
Шоссе во впадине разбито и занесено рыхлым песком
Вдалеке на солончаке — отары, но не видно никакого жилья. По-видимому здесь пасут овец только летом, а живут в палатке под склоном рядом с родниками.
После котловины дорога поднимается в холмы. За ними все еще сохранившаяся река Ильбечимен, с которой и начинается наше куньлуньское приключение: «За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь»
Спасибо. По прежнему просто отлично.
Поселок асбестодобытчиков — жесть просто. Как представлю, что так люди живут — прям вздрагиваю... :(
Когда мы через него ехали, у меня было жуткое чувство. В частности, потому что в некоторых домах до сих пор живут люди. Заброшенные заводы, поселки и тп и без того производят жуткое впечатление, а тут как будто мертвые из могил встают)) Хотя Паша говорил, что ничего подобного не испытывает.
ох, и здесь на фото жуткая дорога... участочек всего-то километров 150? вместе с фурами и прочим транспортом. с ребенком за спиной.
смотрю и содрогаюсь, просто попытавшись себя там представить. мой материнский инстинкт не позволяет вообще по такому кататься. ну максимум километров 10-15, если это вообще неизбежно, а потом мне уже не нужно ничего на свете, кроме как уйти оттуда. крепкие нервы у мамы-Тони...
На каком фото? Пересмотрел все, жутких на свой взгляд не нашел. Может быть количество транспорта из рассказа кажется преувеличенным?
Машины на самом деле не прямо одна за одной. Бывает, едешь — вообще никого.
В Цайдаме (несколько сотен км) было безопасно. Во-первых, дорога широкая, мы фактически ехали по отдельной полосе. Во-вторых, машин не так уж много. В китайском Тянь-Шане было гораааааздо больше, вот там действительно неприятно.
Другое дело, что мы вообще-то любим дикие места, где машин либо нет вообще, либо одна-две в день. Где нет асфальта и есть дикие звери. Этот поход по Цайдаму и Такла-Макану у нас был «отдыхом» после 30-дневного тибетского похода — вот где никаких претензий к трафику, там только кианги на дорогах встречаются. Но т магазинов — 3 за месяц, в которых ничего не купить.
да я не сомневаюсь, что дикие места вы любите больше :) и понимаю, что дорог с трафиком там местами не избежать. просто написала свое впечатление.
а про дикий Тибет вы уже писали? что-то я запуталась в последовательности частей...
Про Тибет в этом году еще не писали. Это не особо связанные куски похода, их можно будет воспринимать как отдельные.