Едем мы себе спокойно по проселочной дороге на острове Флорес. Вокруг болото с топкой глиной, все в кочках. Ну, болото и болото, у нас уже так болят попы (с самого утра выехали), что не до него. Давай, говорю Паше, остановимся на пять минут, разомнем конечности. Тормозим, осматриваемся. Внезапно одна кочка поднимается и делает резкое движение вперед, прямо на нас. Хорошая такая кочка, в длину метра два с половиной, в высоту полтора наберется. К тому же с рогами. Остальные пугаются, мигом поднимаются и тоже бегут в нашу сторону…
Кочками оказались буйволы. Нападать у них резонов не было, они просто испугались и ринулись, куда попало. Я тоже успела смертельно испугаться, но буйволы, к счастью, проскакали мимо. Или мы вовремя отпрыгнули.
Как живут буйволы?
Вообще-то энергичное поведение необычно для буйволов. По утрам и вечерам (когда прохладно) буйволы пасутся. В остальное время релаксируют, погрузившись по самые рога в жидкую грязь. Лежат с блаженным видом или меееедленно перемещаются в пределах одной лужи. Буйволы-одиночки встречаются редко, гораздо чаще видишь целое стадо лентяев.
Типичная картина
Булькает под водой
Заметил меня
Буйвол в Индонезии — почитаемое животное. Даже на национальном гербе нарисована голова дикого яванского быка бантенга, она (якобы) означает демократию и национальный суверенитет страны. Те индонезийские буйволы, которым не очень повезло, используются как тягловая сила. С их помощью (но без их сердечного согласия) вспахивают рисовые поля. Пашут на буйволах обычно на равнинах, так как на террасах для крупных животных не хватает места. Некоторым буйволам не везет еще больше: они становятся главными героями ритуальных жертвоприношений.
Герб Индонезии
Жертвоприношение буйволов
Самые известные любители издеваться над ни в чем не повинными животными — народ тораджа (переводится как «люди гор») на острове Сулавеси. Мы сами на Сулавеси побывать еще не успели, но кое-что мне все равно известно. Тораджа на быках не пашут и грузами их не нагружают, берегут животин для заклания во время похорон, которые считаются большим праздником. После смерти тораджа отправляются в рай (он называется Пуйя, он же страна душ), и чтобы добраться туда, нужны буйволы. Чем больше буйволов, тем быстрее покойный достигнет цели. Заклание десятков буйволов — самая «захватывающая» часть похоронной церемонии, за ней наблюдают зрители из всех окрестных деревень, они сидят на специально построенных верандах. Чем богаче родственники умершего, тем больше буйволов будет убито. Их символически приносят в дар самому главному богу — Пуанг Матуа (Puang Matua). Кстати, официально считается, что тораджа — христиане.
Представители народности нгада (название означает «кочевники») тоже забивают буйволов. Привязывают их на длинной веревке к мегалитам, установленным на площади посреди деревни, а потом разделываются с ними с помощью парангов (длинных ножей). Пролитая кровь призвана обеспечить плодородие. В Баджаве, центральном городе нгада, мы видели, как жители собирались публично зарезать буйвола по случаю какого-то праздника.
К счастью, большинство буйволов изо дня в день спокойно валяются в удобных грязных лужах, и никто их не тревожит.
Маленькие очаровательны!
Ага, хорошенькие)