Закончила «Прощальный вздох мавра» Салмана Рушди. Тянет на целую эпопею! Автор передает историю не вполне нормального семейства Гама-Зогойби, со смаком приправляя смертельно пряными подробностями индийской жизни. Главный герой — Мораиш Зогойби — родился необычным ребенком: во-первых, рос (и старился) в два раза быстрее положенного, а во-вторых, у него деформирована правая рука — «не рука, а палка с набалдашником». Из-за нескончаемых семейных перипетий он скитается по жизни «как бродячая тень». Читаешь и удивляешься, насколько люди могут быть странными и даже извращенными в отношениях друг с другом. Общее впечатление от романа — как от базара в Дели. От специй, красок, любви и ненависти, уличного жара и душевного холода у меня временами щипало в носу. Правда, не родившись в Индии или хотя бы не прожив в ней несколько лет, трудно по-настоящему вникнуть в происходящее, и, возможно, я упустила существенную часть смысла. Ничего, прочитаю еще десяток-другой романов и учебников и, глядишь, стану ближе к пониманию Индии.
У «Прощального вздоха мавра», как мне показалось, есть нечто общее со «Сто лет одиночества» Маркеса, а некая нереальность, запредельность, иллюзорность происходящего напомнила мне романы Фаулза «Волхв» и «Коллекционер». Да и герои порой ведут себя по-фаулзовски таинственно. На очереди — «Дети полуночи». А Паша читает «Сатанинские стихи» — роман, из-за которого Рушди был проклят аятоллой Хомейни. Лидер исламской революции приказал уничтожить писателя и всех, кто причастен к изданию книги, из-за чего Рушди много лет жил под охраной и почти не появлялся на публике. В 1998 году приговор отменили, но кто их знает, этих фанатиков. До переводчиков, продавцов и издателей книг Рушди они уже добрались. «В магазины бросали зажигательные бомбы, но там продолжали продавать книгу. Моему норвежскому издателю трижды выстрелили в спину, и он еле выжил только благодаря своему крепкому здоровью: когда-то он был членом норвежской сборной по лыжам. А будь он послабее, так сразу умер бы. И, едва оправившись от огнестрельных ранений, он переиздал книгу. Вот это мужество так мужество!» — говорит Рушди. Думаю, стоило бы прочитать «Сатанинские стихи» хотя бы для того, чтобы знать, чем Рушди так не угодил мусульманам.
Оскорбления веры достойно такого отношения. Рушди знал на, что шел.Меня удивляют люди вроде вас которые странствуют по традиционному миру, но так и не понимают таких казалось бы простых вещей.
А не удивительно ли, что писатель должен прислушиваться к мнению религиозных фанатиков и опасаться за свою жизнь? Оскорбляет твою веру, так ведь читать никто не заставляет. Многих в мире что-то не устраивает, кото Коран, кого Рушди. Никакой священности в слове «традиционный» не вижу. Каждый живет по таким правилам, по которым хочет, и наиболее мудрые люди в любом месте терпимо относятся к тем, кто считает, не так, как они. Большинство, конечно, до этого еще не дошло.
Я могу считать, что Ваша мама проститутка, а папа сутенер? Я намеренно именно так задаю вопрос не в коем мере не стараясь оскорбить Ваших родителей. К чему такие вопросы? Оскорбление религиозных авторитетов или даже Бога воспринимается верующими гораздо хуже чем оскорбления родителей.
И не надо гнать пургу про фанатиков, я далеко не фанатик, но когда всякие ублюдки ради собственного рейтинга влазят в вещи, которые для меня являются святыми, то это определенно достойно наказания.
И не стоит жонглировать понятиями, признавать иные пути к Богу или вообше не веру в Бога это одно, а оскорбления это совсем другое.
> но когда всякие ублюдки ради собственного рейтинга влазят в вещи, которые для меня являются святыми, то это определенно достойно наказания.
В таком случае ваше поведение в виде этого комментария, где вы так отзываетесь о том, что может быть святым для других, также стоит наказания.
Кстати, да, фанатик — это человек который считает что обладать наивысшей ценностью (быть святой) может только религия, и, как правило, одна определенная.
В таком случае ваше поведение в виде этого комментария, где вы так отзываетесь о том, что может быть святым для других, также стоит наказания
_______________
Простите не понял, что Вы имеете в виду?
Кстати, да, фанатик – это человек который считает что обладать наивысшей ценностью (быть святой) может только религия, и, как правило, одна определенная.
__________________________
Все религии Аврамического корня так считают.
Поясняю — вы предлагаете наказать Рушди за то, что он «влазит» в то, что для кого-то свято.
Но вы и сами сейчас явно делали то же, в чем подозреваете Рушди, поэтому хорошо бы в первую очередь наказать за это себя.
Ладно, я думаю имеет смысл закругляться.
Все доброго, удачи, новых свершений и открытий.
Какой именно роман?
А именно тот, по которому судите о писателе. А то часто бывает так, что люди не читали а осуждают. Понаслышке. Огульно.
Бывает так, Вы правы. Я говорю о «Сатанинских стихах», я читал рецензию на эту книгу с выдержками, которых было достаточно, неспроста я задал этот вопрос о родителях, в «Сатанинских стихах» есть фрагменты глумления над женами Пророка, не говоря уже об оскорблении имени самого Пророка.
Сейчас люди считают, что это искусство, меж тем попробу
Так я и думал. Предлагаю продолжать дискуссию, когда прочитаете «сатанинские стихи» и составите какое-то свое мнение о романе. Рассуждать о чужой абстрактной рецензии мне абсолютно неинтересно.
Сейчас люди считают, что это искусством, меж тем попробуй назови чью нибудь маму проституткой в глаз получишь как минимум, но тогда зачем удивляться когда за оскорбление религиозных авторитетов тоже бьют и даже убивают. Вот этого я не могу понять.
Человек волен верить или не верить, но зачем глумиться и унижать других называя это искусством.
Это не имеет никакого отношения к Рушди.
Тем более, как выяснилось вы судите о романе по какому-то третьему источнику, а сами не читали, но зато имеете твердую позицию, которая к сожалению — пальцем в небо.
Поэтому я удивился, ведь Вы посещаете места, где традиция жива и любовь к кому нибудь религиозному авторитету не только интеллектуальна, она примерно как любовь к матери или отцу. Хотя может я и не прав, я не был в Индии и смежных странах.
Григорий, я предлагаю Вам все же сначала ознакомиться лично с произведениями Салмана Рушди, а потом спорить об их художественных достоинствах.
Что касается нашего отношения к этому автору — мне кажется, Вы не совсем правильно его поняли. Когда я писала эту рецензию, я еще не читала Сатанинских стихов (как не прочла их до сих пор). В «Прощальном вздохе мавра» никакого глумления над исламом нет. Да, Рушди говорит смело, но никого не оскорбляет. «Сатанинские стихи» — очень нашумевшая книга. Мне казалось, что там содержится любопытный культурологический материал, касающийся отношений индийцев (индусов) с пакистанцами (мусульманами). Поэтому я решила, что «Сатанинские стихи» достойны прочтения. Примерно так.
Ну зачем вы пишете, о чем не знаете?