«Штаны — узкие, рукав — три четверти, разрез — чуть выше середины бедра. Теперь нужно снять мерку?» Улыбчивая плотная женщина суетилась вокруг меня с портновским метром, параллельно записывая «показания». В полумраке за ее спиной стрекотали швейные машинки. Когда я окончательно определилась с шириной рукавов и формой горловины, швея выдала мне ярко-розовую бумажку, на которой значилась дата, когда будет готово, и цена — 120 рупий (2,5 доллара). Проводив взглядом пакет с тканью, я вышла из ателье. Через три дня будет готов мой первый сальвар-камиз.
Мода из Средней Азии
Сальвар-камиз — наряд, состоящий из широких штанов и длинной блузы-туники. «Сальвары» или «шальвары» происходит из персидского и означает «штаны» (в украинском и русском превратившись в «шаровары»). «Камиз» (блуза) пришло из арабского. Похожую одежду традиционно носят и мужчины, и женщины по всей Азии, а более всего там, где оказала свое влияние мусульманская культура. Названия, покрой, орнаменты, отделка и правила ношения различаются по регионам, но суть одна.
На территорию Индии и Пакистана сальвар-камиз проник вместе с турецко-персидско-иранским влиянием. Первые туники, судя по сохранившимся монетам, появились здесь еще во времена Кушанского царства (I-III века нашей эры) — видимо, это было подражание грекам и/или персам. Но по-настоящему такая одежда распространилась после прихода на индийский субконтинент ислама.
Мусульмане заинтересовались Индией уже в конце VII-го века, но вскоре надолго оставили ее в покое. Пока не пришли тюрки и не завоевали северную Индию, образовав Делийский султанат (1206—1526) — могущественное мусульманское государство. Пришельцы-правители носили костюмы среднеазиатского стиля, но поначалу они были слабо интегрированы в индийское общество, и аборигены продолжали ходить в одежде местного образца.
В XVI-XVII веках правили Великие моголы — это был период расцвета, блистательное время индийской истории. Несмотря на то, что могольская империя давно исчезла, ее влияние ощущается до сих пор: в архитектуре (чего стоит один Тадж Махал), языках (урду), еде (бирьяни, корма, самоса, наан, гулаб-джамун и бурфи) и многом другом. И, конечно, в одежде. Представители прославленной мусульманской династии любили роскошь. Знатные люди, не скупясь, облачались в дорогие шелковые, шерстяные и хлопковые ткани, украшали себя золотом, серебром и драгоценными камнями. Модели одежды были изначально заимствованы из Турции и Средней Азии, но со временем адаптировались к индийским условиям.
Первый могольский император, Бабур, прибыв в Индию, очень удивился, увидев «полуголых» людей, — в Самарканде, откуда он был родом, одевались гораздо скромнее. Во времена Бабура мужчины носили широкие штаны и кафтаны, а женщины — штаны и длинные платья. Потом одежда стала постепенно облегчаться: использовались более тонкие местные ткани, появились (точнее, были реформированы) многочисленные модели туник, блуз и шароваров, менялись формы мужских тюрбанов и разновидности женских шалей и платков.
В начале правления в Индии моголов женский костюм состоял из 1) широких штанов, плотно облегавших часть ноги от лодыжки до икры, 2) длинной блузы, 3) жакета или жилета, которые носили поверх блузы, 4) шарфика-дупатты, 5) высокой турецкой шапки, иногда с вуалью.
Через некоторое время список изменился и пополнился и позднее у каждой богатой красавицы имелось: 1) чоли (короткий обтягивающий топ, который сейчас надевают под сари) с длинными рукавами, 2) облегающие штаны («исар»), 3) парчовый жилет или блузка, 4) длинная юбка со множеством складок, 5) расшитый фартук, 6) легкий полупрозрачный декоративный жилет, 7) легкое полупрозрачное платье до пола и с длинными рукавами, 8) тюрбан.
Сальвар-камиз — выбирай себе любой
Сальвар-камиз и его многочисленные разновидности — наследство эпохи Великих моголов. В сегодняшней Индии так называют женский костюм, который состоит из удлиненной блузы с разрезами в боковых швах, шароваров и шарфика («дупатта»). Сальвар-камизы шьют из разных тканей: самые распространенные — хлопок, полиэстер и шелк, чаще искусственный, но бывает и натуральный. Часто встречаются ткани с пестрым отпечатанным орнаментом или фабричной вышивкой. Различаются и фасоны.
Примерить на себя
Сальвар-камизы принято шить на заказ. Сначала нужно навестить магазин с тканями. Я сажусь на мягкий удобный стул и озвучиваю хозяину пожелания: «Мне нужен набор на сальвар-камиз. Тонкая ткань, хлопковая, не синтетика. Без золотых нитей, стекляруса и вышивки. В красной, фиолетовой или оранжевой гамме». И на полчаса погружаюсь в мир индийских тканей, которые цветастыми рулонами появляются перед моими глазами. Я окружена ими, как царь Мидас золотом, к чему ни прикоснись, невесть откуда появляются все новые и новые, одна лучше другой.
Приняв непростое решение и получив сверток, иду к портному. В любом индийском городе и даже в деревне они на каждом шагу. Тот снимает мерку, и через три дня я получаю готовый комплект из шароваров, камиза и дупатты. Вот только никак не научусь носить дупатту как индианки — задрапировав середину на груди, а концы закинув за спину.
Надо было в рост сфотографироваться, ага :)
В рост тоже сфотографировалась, но эта фотография лучше удалась:)
Интересно, а ведь снятие мерок — довольно интимный процесс, почти как посещение врача. Как это происходит с женщинами — какая нибудь ассистентка женского пола или сам портной «обрабатывает» клиенток?
Если портной мужского пола, то клиентка сама измеряет то, что он скажет. Ощупывать чужих женщин в Индии не положено:)
Какой замечательный материал :о) И иллюстрации помогают понять что есть что.
Однажды я сама заказывала панджаби, но так и не поняла, зачем вообще мерку снимали. Шальвары были длиннее, чем нужно, сантиметров на пять, плюс в них можно быль две меня запихнуть, судя по ширине пояса. А тунику, не смотря на мои просьбы, не смогли сделать чуть приталеной, изгибом, хотя я об этом внятно просила и даже показала, что мне нужно.
Может, делали с прицелом, что я в ближайшем будущем поправлюсь килограммов на 20? :о)
Может, просто портной был неумелый. В Индии я видела очень много плохо, неаккуратно сшитых сальвар-камизов, с пляшущими строчками, плохо сидящими. Но женщины побогаче обычно выглядят очень изящно в своих костюмах из дорогой ткани и явно сшитых у хороших портных.
Мне, кстати, очень повезло: сшили великолепно:)
Еще сейчас есть множество фабричных готовых костюмов. Хорошего качества и хорошего пошива. К крупных городах продают в больших магазинах и моллах рядом со всякими магазинами европейских одежек. Еще много можно найти в интернете. Я себе в Москву назаказывала туник и индийских леггинсов (они от европейских отличаются тем, что внизу собираются а-ля чуридары) как раз таким образом. Хожу и радуюсь. Потому что пару неудачных опытов с портными и скудный выбор готовых «деревенского пошива» отбили всякую охоту снова наступать на эти грабли)
А у меня как раз был такой удачный опыт, что потом уже не хотелось покупать готовое. Хотя шопинг-молы в Дели весьма и весьма привлекли меня готовыми сальвар-камизами. И примерить можно сразу, а не только после того, как портной отдаст готовую вещь:) Я сейчас стараюсь не покупать лишнего, чтобы потом не таскать за собой килограммы вещей. Но если вдруг соберусь пожить где-нибудь подольше, то тоже накуплю себе разного:)
У меня тоже не хватает понятия как задрапировать дупатту. Это какое то совершенно генетическое умение мне кажется)))
Тоня, тебе очень к лицу такая одежда! Я бы от такой тоже не отказалась при случае)) А откуда возникло название «пенджаби», известно?
Думаю, так называли вид сальвар-камиза, который носили в Пенджабе:)
У меня сейчас уже нет такого... Износился, и я оставила в Индии, за ее пределами он немного странно смотрится. Разве что в мегаполисе типа Москвы. Сошью новый, когда вернусь:)
Классно) с выбором тканей и для себя лично пошить интересней) я такой в секонде покупала по дому носить)
Выбор там такой, что из магазина ноги не унести! А потом хочется обратно, хотя бы просто посмотреть, потрогать ткани.
А где этот секонд был? Неужели в Индии?:))
Ненене) это я случайно, кажется в Мск находила.. натуральные ткани это очень здорово.. потому как мой с виду был льняным, а в итоге оказался с синтетикой, видимо для устойчивости.. пришлось с ним распрощацо %)
В индийских магазинах тоже полно синтетических тканей, особенно тех, что подешевле. Еще много всяких страз, бисера, люрекса, золотых нитей и прочих блестяшек, которые режут глаз европейцам, но совершенно адекватны в глазах азиатов.
Здорово. Чувствуется, что у автора чуть более, чем чисто платонический, интерес к предмету
Какая женщина не любит шелковых платьев!
ну, ты б хоть для фотки дупатту эту приделала :) классно — вроде все как у местных, но за счет расцветки прямо хоть в цивилизации носи :) здорово вышло!
Я за честное отображение действительности!:) Дупатту я носила очень активно, но не с сальвар-камизом, а как шарфик с другой одеждой. В следующий раз я бы себе что-нибудь еще менее пестрое выбрала. И штаны узкие, да, а местные все больше широкие предпочитают. Ходят в них с кроссовками:)
но согласитесь, эта одежда намного удобней и практичней того, в чем мы привыкли ходить каждый день. относив одно лето легенькие восточные шаровары из индийского магазина, потом долго не могла себя заставить одеть джинсы. в шароварах чувствуешь себя свободной от условностей!!!!
Узкие штаны из неэластичной ткани я бы не сказала, что удобнее джинсов, по-моему наоборот. Широкие шаровары удобные, но их нужно тщательно подбирать (выбрать ткань, модель и хорошего портного), чтобы не выглядеть толстой клушей:) На очень худых девушках они смотрятся хорошо, а вот на девушках обычного размера, а тем более на полных — так себе.
Мне вот очень у них шарфики нравятся. И тунику можно и с другими штанами носить, с теми же джинсами.
Интересно, почему некоторые девочки на фото со школьниками не в сальвар-камизах и не в юбках, а в мальчишеской форме...