Когда идешь по Тибету, то и дело по пути встречаешь старинные ступы. Они сооружены из камня-плитняка и обмазаны глиной. А иногда тибетская ступа — это всего несколько камней, в которых все же можно угадать канонические контуры. Несмотря на сухой климат, обмазанные глиной ступы постепенно разрушаются и вид у них очень древний. На смену им появляются новые. В Тибете по традиции строят восемь видов ступ. Подробные их описания содержат множество деталей конструкции и строгие пропорции элементов. Каждый вид обладает своей собственной символикой и значением. Впрочем, если не знать об этом, можно со стороны и не заметить разницы.
В одном из старых монастырей стоит эта полуразрушенная ступа обмазанная глиной. Дожди в Тибете редки, и такие ступы могут простоять очень долго.
Более новая ступа была когда-то аккуратно сложена из камня-плитняка и побелена.
В долне реки Янцзы, которая протекает в своем верхнем течении по Тибетскому нагорью в районе Амдо (то, есть провинции Цинхай), нам удалось наблюдать, как строят новые ступы. Вдоль реки по открытой степи тянется асфальтовая почти пустая дорога. Изредка проедет на мотоцикле тибетец в чупе (традиционном пальто с длинными рукавами) под звуки мантр из магнитолы, прикрепленной за задним сидением.
Вдоль дороги стоит длинный ряд одинаковых белых, как облака или снег, ступ. Этот ряд, который и так доходит почти до горизонта постоянно удлинняется: вдалеке строят все новые и новые ступы.
Эта большая ступа будет стоять ровно посередине, перед всеми остальными.
Сейчас ступы сооружают вполне обычного вида строители — тибетцы. Это последний этап: покраска и отделка алтаря уже почти построенной ступы. Внутри алтаря за стеклом, окруженным позолоченной рамкой, часто можно увидеть буддийскую статуэтку.
Внутри ступы могут находиться пепел уважаемого ламы-учителя, или его реликвии (одежда, четки, личные предметы), а также глинянные статуэтки, книги с буддийскими текстами, или различные подношения. Увидеть ничего из этого невозможно — они заложены в ступу при ее строительстве, а двери внутрь как правило нет.
Новую построенную ступу тщательно белят
Кроме ступ вдоль дорог часто встречаются стены, сложенные из камней с выбитыми на них мантрами, от древних и разваленных, до вполне современных. Простые тибетцы зубилами выбивают мантры на плоских камнях. Паломник может купить такой готовый камень и добавить его в любую стену по пути его паломничества. Считается, что этим можно заработать себе заслуги. Иногда гигантские мантры видишь на большом и неподъемном валуне, а то и скале, куда и забраться без альпинистского снаряжения страшно. Однажды нам пришлось остановиться: дорога, по которой мы ехали оказалась перекрыта. Сверху на скале висела на веревках бригада тибетцев и воодушевленно выбивала мантру, а обломки падали с высоты на дорогу.
Иногда гравировщик иногда выбивает на камнях с мантрами и личную подпись картинки, способствующие лучшему пониманию учения Будды
.
(что на самом деле означает изображение козла на этом камне, мне неизвестно)
Стоительство монастырей тоже не осталось давно в прошлом. Тем более, что сегодня, используя железобетон, можно построить прямо-таки на века. В популярных местах, где туристов побольше, работы ведут активно с китайским размахом — ведь такой монастырь приносит прибыль за счет входных билетов, есть зачем восстанавливать, расширять и ремонтировать «пережитки старины».
Недавно отремонтированный большой монастырь в городке Линг (описан в посте про короля Гэсэра).
В более отдаленном монастыре на этой фотографии работы вела всего пара строителей (вероятнее всего из местных жителей).
На не застроенной еще территории монахи развешивали флажки с напечатанными на них мантрами. Спереди флажки натянуты пирамидой на сборной железной мачте. На заднем плане «стена флажков» — железные тросы на столбах, куда можно закреплять все новые и новые флажки. На холме такими же стенами разноцветных флажков сделано изображение ступы.
Этот старый небольшой тибетскиий храм стоит на окраине села. В отличие от монастыря, рядом дома для монахов. Лама приходит (или приезжает на мотоцикле) сюда из ближайшего монастыря, отпирает ключом высокие деревянные ворота и проводит ритуалы. Бумажка на воротах с расписанием будущих служб вывешена для жителей села, прямо как афиша.
В Туве ступы называют субурганами и нам там рассказывали, что в самое основание субургана тувинцы обычно кладут предмет, которым был убит человек, а уж его покрывают реликвиями, якобы чтобы «подавить плохое». Эти предметы, говорят, просят у милиции по договоренности.
Я, конечно, мало понимаю в буддизме... А вот для чего тувинцы туда, интересно, кладут предмет убийства? На Тибете вон всякие ритуальные предметы, свитки с молитвами, подношения...
Потому, что в Тибете как правило в ступах не хоронят, а действительно кладут подношения, молитвы, реликвии.
Я ж пишу, «якобы чтобы подавить плохое») Я не могу по умному сформулировать, объясняли, да толком не запомнила. Ну вроде как реликвии очень хороших людей как-то влияют на плохую общую карму от содеянного плохими людьми на этой земле)
Про реликвии-то оно понятно :)) Интересно мне стало, для чего туда предмет кладут, которым был убит человек, и который просят у милиции по договоренности? Или это тоже там за реликвию считается?
Ох, меня как будто ни Паша, ни вы не читаете. Я ж пишу: «якобы чтобы подавить плохое». Ну хотя бы интуитивно понятно же, что буддисты могут иметь в виду. Предмет, которым было содеяно зло, видимо, несет в себе плохую карму. Возможно, верят, что если этот предмет покрыть реликвиями очень хорошего человека, практически святого, то что-то в этом мире станет лучше)
Замечательная у тебя, Маша, интуиция!! :)) Просто именно про предмет убийства в ступах я впервые слышала, вот и заинтересовалась... Буду внимательнее впредь!! :))
В Тибете ступа — это не место для захоронения. Чести быть похороненным в ступе удостаиваются только редкие и высокие ламы, и то редко. Чаще в ступы кладут различные их реликвии, например одежду или предметы им принадлежавшие.
А в Туве ступа — это погребальный монумент?
Так и я не написала ничего про захоронения, Паш)) Никого там ни разу не хоронят. Тоже кладут реликвии лам, но под них только предмет убийства, ну, топор там или нож. Никаких останков внутри)
Ступы в Туве кстати редко новые ставят, всегда говорят, что это очень большое событие. И на него наверняка хватает реликвий больших тамошних лам.
Если не захоронение, то предмет убийства — это означает просто абстрактный предмет, которым можно убить (нож, ружье, скалка) или предмет которым кто-то когда-то был убит? В чем смысл этого? Обезвреживание предмета или еще что, если тебе известно это?
Я уже как могла объяснила и даже написала, что "Я не могу по умному сформулировать, объясняли, да толком не запомнила. " Интуитивно мне этот акт очень даже понятен почему-то, хоть я и не буддист и мало всяких ритуалов знаю.
Кладут конкретный, а не абстрактный предмет, им реально кто-то был когда-то убит, иначе зачем я написала бы про милицию)
В основании ступ кладут оружие (в идеале — бывшее в деле, но не обязательно) или символы оружия, например детские игрушки изображающие танки, автоматы и пр. Наверху ставится ступа, которая таким образом как-бы запечатывает разрушительную и негативную силу этого оружия.
Ура, нашелся эксперт!