Серия «животные Тибета»:
1. Сурки Тибета — что означает их поведение и как их фотографировать
3. Брачные игры или птичье кунг-фу в Тибете
Когда идешь пешком по тибетской степи, в первую очередь замечаешь огромное количество сурков и пищух (Сурки Тибета — что означает их поведение и как их фотографировать). Но не только их. Сегодня про остальную живность.
Пищуха — мелкий грызун, нечто среднее между хомяком и зайцем. Норами пищух изрыта вся земля, а однажды утром я проснулся от того, что пищуха решила вылезти из норы прямо под палаткой, в том месте, где лежала моя голова. Поставить палатку на ровном месте без нор пищух не всегда получается.
Степной хорек. Мы обнаружили его в одной из нор на пастбище, сняли рюкзаки, подкрались к норе и залегли. Сначала зверь не хотел вылезать, но через некоторое время привык к нам, стал бегать между норами и даже немного позировал. Он оказался хорошей фотомоделью. Хорек питается мышами, пищухами и другими мелкими грызунами.
В отличие от хорька, горностай не очень хотел позировать и быстро исчез в щели между валунами.
Заяц избегал травы, подъеденной яками до состояния газона, и предпочитал прятаться в высокой и свежей траве. Огораживание пастбищ, когда яки не могут есть траву за загородкой, заяц одобряет: теперь ему есть, где спрятаться.
Из некоторых нор на лугах выглядывают не пищухи, а полевки.
Тибетская лиса встречается повсеместно. Она охотится на грызунов, в которых нет недостатка, и с людьми старается не конфликовать, держась подальше от лая и шума. На лису тибетцы не охотятся — буддизм не разрешает. Тибетцы вообще не убивают животных, поэтому их можно увидеть не так уж далеко от юрт со стадами и домов с полями.
Крупных же хищников: леопардов, волков — почти не осталось. Виновником является этот симпатичный тибетский мастиф, который охраняет стада и хозяйство от посягательств диких животных.
На более крупных копытных охотятся только хищные птицы. Если на лугу пал як, баран или антилопа, птицы слетаются помногу и устраивают драку за куски мяса.
Птицы на фоне горы Амнэ-Мачин.
Прирученный як вытеснил крупных копытных: киангов и диких яков. В отличие от диких травоядных, которые умирают на той же земле, замыкая круговорот органических веществ, съеденная домашним яком трава только частично возвращается в почву (в виде навоза). Мясо же активно вывозят в города Тибета и в Китай. Так размыкается круговорот веществ в тибетской степи и земля постепенно истощается. Китайцы пытаются регулировать численность яков и тибетских пастухов, чтобы избежать перевыпаса и эрозии почв, но от вывоза мяса из Тибета они вряд ли когда-нибудь откажутся — очень любят есть мясо.
Это дзо — гибрид коровы и яка. Шерсть их менее густая, чем у яка, но они сильнее и дают больше молока. Быки дзо стерильны, а коровы дзо рождают телят на четверть яков (коров) — ортум, и далее на восьмую часть яков (коров) — гюзи.
Чтобы различать яков, тибетцы прицепляют им такие флажки.
Яков пасут и перегоняют по высокогорным лугам. Вид с вершины на заболоченную седловину перевала.
Изредка на самых дальних перевалах встречаются дикие копытные такие как эти антилопы оронго.
Там же на болотистых лугах в верховьях долин и по берегам озер кормятся журавли.
Непременные спутники человека — вороны. Они летают над мусорками в городах и над пастушьими юртами. Огромные вороны всегда найдут, чем поживиться в хозяйстве скотоводов. Чтобы вороны не портили шкуры, их раскладывают рядом с юртой и периодически отгоняют ворон. Это приходится делать почти постоянно.
Ворона над городом Мачин.
Вороны на ступе.
Мелких птиц до сих пор много.
Фазаны.
Серия «животные Тибета»:
1. Сурки Тибета — что означает их поведение и как их фотографировать
3. Брачные игры или птичье кунг-фу в Тибете
Вороны очень красивые!
Ух ты, как здорово и познавательно! Красивые фотки получились, у вас хорошо получается снимать животных и птиц! Мне больше всего понравились пищухи и орлы на фоне неба.
Пищуха — мой фаворит))) Хотя заяц тоже отличный!
А мне хорек нравится. Юркий:) Ну и яки — у них такие смешные глупые лица. То есть, морды.
Ого сколько всех удалось сфотографировать!
Про неубиение тибетцами животных — это не совсем так, как пример — тибетская антилопа чиру (Pantholops hodgsonii, по-русски вроде бы это «тибетская сайга»), которая под угрозой полого исчезновения т.к. из нее делают дорогущие платки-шатуш
И убивают ее вовсе не понаехавшие ханьцы, увы(
Те тибетцы, которые приглашали нас в свои шатры не охотятся, ружей у них нет и за два месяца по Цинхаю, Сычуани, Юньнани мы не слышали ни одного выстрела. Обо всех не знаю, но тибетский буддизм действительно запрещает убивать животных (кроме яков и коз).
Интересно бы узнать поподробнее. Почему думаете, что охотники не из местных хань?
Ну в России вы же вряд ли встречались с браконьерами-охотниками на амурских тигров/губернаторами-"охотниками" с вертолета, а они есть)
Шатуш этот вообще достаточно резонансная тема в мире и в Китае, особенно среди организаций по защите живой природы. На эту тему есть много статей, телепередач и даже худ. фильм «Kekexili: Mountain Patrol»2004 года, собравший много наград (можно погуглить shatoosh trade, tibetan antilope protection)
По данным информационного поля (причем не только цензурируемого китайского) большая часть браконьеров — тибетцы. Ханьцы тоже участвуют в этих делах, но у них со знанием маршрутов миграции антилопы, да и просто с дыхалкой на 5000 метровых перевалах, где идет охота, не так хорошо — они скорее в management-procurement и экспорте.
Я не пытаюсь защищать ханьцев или политику Китая в Тибете (это скорее наоборот), но и романтического флера вокруг тибетцев и их культуры, присущего западному человеку, у меня нет (достаточно посмотреть на содержание тибетско-медицинских лавок и почитать околонаучные книжки про традиции в обращении с роженицами и новорожденными детьми)
Traditional Practices: Tibetans formerly hunted chiru on a subsistence basis, principally for their meat, using traps, dogs and muzzle-loading rifles, although Tibetan cultural practices traditionally discourage hunting. Use of Tibetan antelope horn has been documented in traditional Tibetan and Chinese medicine, although medicinal use accounts for a minority of chiru poaching.
Религия много где и много чего запрещает, но жизнь не всегда идет по религиозным заветам
Спасибо за наводку! Почитаю про браконьерство в Тибете. Чем больше я узнаю о тибетцах, тем на них остается все меньше романтического флера.
Если в русском лесу я слышу далекие выстрелы хотя бы раз в день, то в Тибете — нет. Я это объясняю религиозностью большинства тибетцев, потому что кроме этого никаких сдерживающих механизмов в реальности почти нет. Возможно браконьерство действительно есть, тибет большой и случайно увидеть отдельного браконьера маловероятно. Но массовой охоты, как в России там нет.
Очевидно во всех случаях поимки браконьеров китайцам выгоднее представить дело так, что участвовали тибетцы.
Китайцам может оно и выгодно, вот только моего уровня китайского пока не достаточно, чтобы воспринимать подверженную цензуре информацию их китайских СМИ, посему я ими не пользуюсь)) Западные же источники одинаково проходятся по всем звеньям, включая кашмирских прядильщиков, индийских спекулянтов, тайских бутиковладельцев и европейских закупщиков, не по только тибетцам.
В России за достаточно продолжительный период жизни я ни разу не слышала выстрела, что не означает отсутствия охоты/браконьерства, просто так сложилось))
Тут очевидно важен первичный источник информации, и если в тае, индии, кашмире можно доверять правительственным источникам, то в Китае информация может быть цензурирована на самом первом этапе. Ведь не сами же они журналистов в Тибет посылают, эти западные СМИ?
В лесу в России мне часто приходилось слышать выстрелы, причем совсем недалеко, в московской области. И обозначения охотничьих участков — совсем не редко вижу.
С огромным удовольствием разглядывали сегодня с ребенком))) познавательно интересно и красиво очень. Особенно мордочки быков и заяц с хорьком!
Классные фото! Воробьи прикольно сидят
Очень здорово! Спасибо, люблю животных наблюдать, когда удается. :) в диких местах.
Очень развеселила фраза :
Китайцы пытаются регулировать численность яков и тибетских пастухов, чтобы избежать перевыпаса и эрозии почв, но от вывоза мяса из Тибета они вряд ли когда-нибудь откажутся – очень любят есть мясо.
Так и представила, как китайцы вывозят не только мясо яков, но и пастухов. И разведение не только яков и пастухов ведет к «эрозия почвы».
Я понимаю, конечно, как все связано. Но фраза получилась смешная :)
красота!!! получила от фоток огромное удовольствие, спасибо ребята :-*
>>>Птицы на фоне горы Амнэ-Мачин.
Вот так ляжешь отдохнуть, а к тебе слетятся :)
Спасибо, интересный обзор получился.
Чтобы слетелись нужно не шевелиться. Иначе, только начнут снижаться и кружить, увидят, что живой и сразу теряют интерес :)
хорёк такой неряшливый — весь нос в грязи.
а добрый пёс с дредами — очень забавный.
Паша, Тоня, фото просто бомба!
У нас кстати хорь живет в квартире. Уже сгрыз стиралку (приходится прятать от негу все резиновые вещи, почему-то любит кусать), заставил отказаться от скатертей (скидывает все что стоит на столах, забираясь по ним), любит скидывать горшки с помидорами и цветочками чтобы покопаться в земле (вид такой же довольный как у вас на фото), таскать тапочки под кравать (причем складывает их параллельно, одну к другой) и там же ныкать корм (на случай если чуваки свалят куда-нибудь или зима вдруг наступит)))))).
Вообщем, клевый перец — дает жару.
Гриша
Судя по описанию, грызуны — это просто подарок по сравнению с этим.
Гриша, привет!) Приятно тебя слышать! Точнее, читать) Выращиваете, значит, помидоры и хорьков?) Классно)
захотелось погладить хорька!
а у меня есть подозрительно похожая фотка удода из-под Еверест бейз кемпа — может один и тот же позер нам попался?)
А что это за птичка Чататуту была в тибетской сказке «Чататуту и Феникс»? В детстве была у меня такая книжка — Тибетские сказки.
Вопрос к тибетологам и знающим тибетский. Можете попробовать спросить у lj-userKarmashaya
Да, спасибо! спрошу.
Не знаю только, уместно ли? спрашивать нужно у ученых-тибетологов.
Она специалист?
По крайней мере она знает тибетский и знакома с культурой более, чем мы