Не успели еще до конца износиться прошлая палатка и даже позапрошлая (которую мы использовали в общей сложности больше 300 дней в серьезных горах), а мы решили сшить еще одну из той же отличной силиконовой ткани.
Тип палатки — пирамида
Размер дна — 210 x 250 см
Полный вес — 1810 гр, из которых:
палатка — 1610 гр
оттяжки — 75 гр
12 колышков — 100 гр
мешок — 25 гр.
Прошлые палатки были минималистичными, в соотношении малого веса и удобства мы выбирали первое. При этом в большинстве случаев в наших палатках было вполне комфортно — даже на ледяном ветру Тибетского нагорья осенью. Они выстояли, когда дуговые палатки наших спутников складывало ветром. Внутрь помещались все вещи (конечно, кроме велосипедов), что актуально там, где имущество из тамбура могут украсть. Внутри можно было без проблем разжигать бензиновую горелку и готовить, что проблематично в более низких палатках. Единственным недостатком было образование конденсата в холодном и влажном климате.
Вообще при таких условиях конденсат неизбежен. Его количество обратным образом связано с вентилируемостью палатки. Чем лучше вентиляция, тем меньше конденсата. С другой стороны, в закрытой палатке теплее: даже небольшие форточки сильно охлаждают палатку в холодную и ветреную погоду. А в теплую погоду и в любимых мной аридных местах конденсата и так нет.
Широко распространено мнение, что двухслойные палатки решают проблему с конденсатом. Но тут есть детали. В большинстве случаев внутренняя палатка только не дает человеку прикоснуться к внешней влажной стенке, куда конденсат выпадает в обычном количестве. Напряженный каркас палаток на дугах приемлемо решает проблему создания зазора между внутренней и внешней стенками. Это хорошо в маленьких и тесных палатках (хотя они все равно получаются тяжелыми). Если же увеличивать размер, то при сохранении хорошей ветроустойчивости вес возрастает просто неприлично. Дуги нужны толстые, и их нужно как минимум три, а никак не две. Если же посмотреть на легкие палатки (1,5 — 2 кг для условно трехместной палатки) с напряженным каркасом, которые выпускает промышленность, — это по сути «лесные» палатки, которые ветер держат кое-как. Особенно подозрительны в этом вопросе тройные сочленения дуг, которые в последнее время очень популярны в облегченных вариантах палаток. В общем — не наш вариант.
Про вентиляцию я уже упомянул, но акцентирую внимание еще раз. Любая вентиляция, которая существенно снижает образование конденсата (например, двухслойная дуговая палатка без «юбки»), еще более существенно выхолаживает палатку и по сути не позволяет ее использовать в холодную, влажную и ветреную погоду. Конечно при этом я подразумеваю, что палатка это не только укрытие от ветра, но в палатке должно быть существенно теплее, чем на улице.
Новую палатку мы решили сделать комфортно-просторной пусть даже за счет некоторого увеличения веса.
Наши требования к новой палатке
— просторная 210×250, чтобы даже с непоседливым малышом можно было перемещаться и готовить внутри палатки, не толкаясь плечами;
— стандартный полукруглый вход на молнии, дублированный москитной сеткой;
— полностью закрываемая вентиляция в верхней точке палатки. С москитной сеткой;
— возможность использования горелки без подставки, возможность слить разлитую внутри воду — открывающийся люк в дне;
— установка на палку 160 см (установка палки, как и в прошлой версии, диагонально, так что спальное место не разделено палкой). Единственная на сегодняшний день и очень хорошая складная палка для этого —
— с меньшим количеством конденсата.
Что получилось
Получилась палатка, по размерам примерно соответствующая палатке на четверых аккуратных, спокойных взрослых туристов. На первый взгляд, много, но по-моему, на нас троих — это в самый раз :)
Для конденсата я придумал гибридное решение. Внутри палатки находится фальшборт из той же непромокаемой силиконки высотой 73 см, который внизу переходит в дно, и швы загерметизированы. Сверху и в середине своей высоты фальшборт пристегивается к наружной палатке на расстоянии 3-10 см (расстояние регулируется). Конденсат, который образуется на внешней палатке, стекает по ней, а также по внешней части фальшборта в промежуток между наружной палаткой и фальшбортом. Дно этого промежутка шириной 5 см сделано из промокаемого нейлона, так что стекающий конденсат просачивается наружу. При этом в закрытом состоянии в палатке по прежнему нет отверстий, куда мог бы проникнуть ветер. Когда человек сидит или двигается в палатке, спиной он касается лишь сухого фальшборта. Если ветер настолько силен, что сбивает с внешней стенки конденсат, его задерживает фальшборт и он не попадает, скажем, на лицо. В условиях когда непромокаемая силиконка весит столько же, сколько промокаемый парашютный нейлон, конечно, фальшборта лучше делать непромокаемые и более прочные.
Фальшборт подвешен в 15 точках, в ребрах и по центрам сторон (кроме входа) и при сухой погоде может быть отстегнут и расположен на дне. При складывании палатки отстегивать его каждый день не требуется. Вход фальшборта расстегивается молнией.
Стенки палатки до высоты 40 см — вертикальные, дальше — форма пирамиды, это сделано для простора. Со стороны входа стенка наклонная прямо от дна. Растягивается палатка на 11-12 колышках. При необходимости можно растянуть ее на 7-8 колышках, при некотором усложнении процесса установки.
Швы загерметизированы силиконовым герметиком, Пентэласт 1130-P1, который я считаю идеальным для этого. Он легко пропитывает нить, держится прочно, не отслаивается как «оконный», отвердевший не липнет как некоторые импортные специализированные герметики для палаток. Единственный его недостаток — он белый и его видно на палатке (зато в процессе герметизации видно, насколько хорошо он намазан). Герметизация швов важна не только для водонепроницаемости, но и для прочности, так как и ткань, и нить тонкие, а с герметиком такой шов живет вечно.
С оттяжками для палаток — просто беда. Единственный приемлемый вариант для растяжки центрального кола, нагрузка на который может доходить до нескольких десятков килограммов, — это дубненский полиэфирный фал ШСПМ 1.5 мм. Но он продается только темных цветов. Зацепиться за него в темноте — вечная проблема. Другие исследованные легкие варианты — шнур для палаток 2 мм Баск и 2 мм коломенский шнур — пригодны только для малонагруженных мест, и оба довольно существенно растягиваются даже без намокания.
И еще пара фотографий:
отлично! а как с дном? не промокает?
Не промокает
Где купить такой герметик для швов «Пентэласт 1130-P1» ?
Спасибо ;)
Добрый день!
Русстайл Трейдинг
125373, Москва, Походный проезд, д. 4, корп. 1
Телефон/факс: 8 (495) 647-47-92
Email: info@tkrst.ru
Классно придумано, я восторге! Не душно в нем? есть чем дышать?)
Дышать внутри вполне комфортно.
Меня еще смущает необходимость растяжек... Ведь не всегда можно воткнуть колышки (почва каменистая, песчаная, снег) и есть что-то тяжелое поблизости. А на двух велосипедах ее, интересно, достаточно будет растянуть?
Если сложно воткнуть колышек, значит почва каменистая: можно растягивать на камнях. В снегу обычно используют закопанные лыжи и палки, а часто снег утаптывается настолько, что можно колышки в почву. То, что она мерзлая, обычно не мешает ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРАВИЛЬНЫХ КОЛЫШКОВ.
За наши более четырех лет длительных походов с этой палаткой, мы пришли к выводу, что закрепить нашу палатку можно на чем угодно, кроме бетона :)
Павел, добрый день!
Пожалуйста подскажите:
1. вы встречали какие-либо модели «похожие» на вашу палатку? Силнейлон, однослойная, без подветривания?
2. не знаете ли, кто-то шьет палатки по вашему образцу на заказ?
3. почему Fischer BCX Variolite — «единственная»? Какой ее ключевой плюс?
Китайцы уже даже что-то шьют, но тут важно, что я использую дорогую и очень качественную ткань, которая позволяет использовать палатку больше трех лет при 100 днях в год в палатке. Кроме того ткань очень легкая. Силиконы бывают разные и технология пропитки сильно влияет на долговечность. Fischer единственный сейчас подходит по высоте, кроме того он очень легкий. Остальные палки существенно короче.
Павел, спасибо!
Вы кажется где-то уже писали марку ткани и ниток, но не нашел, подскажите плис еще раз)
Ткань фабрики gelvenor, но нужен точный артикул, которого я навскидку не помню. Нитка нейлоновая тонкая. Российские варианты не идеальны — их сильно крутит в машине. Например Venus Thread (Таиланд)