Святых выноси. Фестиваль Биршу Мела в Васиште

21 Март 2017 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Васишт, Индия, Куллу, Химачал-Прадеш

Метки: , , ,

Долина Куллу лежит у подножия снежного гималайского хребта Пир-Панджал в индийском штате Химачал-Прадеш. Крутые склоны закрашены соснами и деодарами со вспышками горчичных, яблоневых и вишневых садов. Деревни связаны узкими, заплетающимися тропами, по которым ходишь как по книге об индийской истории. Горячие источники в Васиште (Вашиште) бьют там, куда упала стрела Лакшманы, младшего брата Рамы из древнеиндийского эпоса «Рамаяна». По пути к горе Део-Тибба есть пещера, где, по легенде, во время изгнания жили Пандавы — братья-герои из другого эпоса, «Махабхараты». Достаточно просто смотреть вокруг, чтобы древние сюжеты оживали по несколько раз в день. Индуизм смешался с местными верованиями и буддизмом: получились яркие, необычные традиции, которые привлекают даже непосвященного.

Богов здесь — как цветов на сливовом дереве, поэтому, а не только за неземную красоту, Куллу называют долиной богов. Свое божество есть в каждой деревне, иногда — одно на несколько деревень. И у каждого — своя специальность. Один вызывает дождь, второй избавляет от болезней, третий дарует сыновей и изгоняет злых духов. Время от времени они «навещают» друг друга. По зеленым садам то и дело разносятся звуки далеких труб и барабанов: это божественный паланкин несут для пуджи в храм или даже в обычный дом.

На большие фестивали собираются сразу несколько богов, и празднично одетых людей не перечесть. В 2016 году мы попали на такой фестиваль — Биршу Мела (Birshu Mela) в деревне Васишт. Он проходит каждый год с 13 до 15 апреля. Деваты — местные боги — собираются из других деревень, чтобы встретиться с гуру Васиштхой, тоже деватом, чей храм стоит в Васиште.

По легенде, Васиштха — древнеиндийский мудрец, автор 7 мандалы «Ригведы» и один из семи саптариши (главных мудрецов Индии). Он был хозяином волшебной коровы Нандини, исполняющей желания. Его часто называют сыном Брахмы, рожденным из его дыхания.

Однажды царь Калмашапада встретил в лесу отшельника Шакти, сына Васиштхи, и приказал ему уступить дорогу. Мудрец отказался, тогда царь ударил его плетью, за что был проклят и превращен в людоеда. Когда они встретились в другой раз, царь съел Шакти, а потом остальных 99 сыновей Васиштхи. Опечаленный Васиштха решил покончить с жизнью. Он бросался с горы Меру, всходил на костер, топился в море — но каждый раз оставался невредимым. Тогда он связал себе руки и ноги и упал в реку, но она вынесла его на берег — это была река Беас, та самая, которая стекает с перевала Ротанг и прорезает долину Куллу. Последнюю попытку он предпринял на реке Сатледж, в которую впадает Беас, но она разделилась на сто потоков и снова не дала мудрецу утонуть. Позже Васиштха избавил царя-людоеда от проклятья, а у вдовы его сына Шакти родился чудесный ребенок, который еще в утробе читал Веды голосом своего отца.

Когда мы приехали, на площади в центре Васишта уже стояли три богато украшенных деревянных паланкина с богами.
паланкин с богами на празднике в долине Куллу, индийские Гималаи

У каждого бога в долине Куллу — несколько материальных воплощений. Главное всегда находится в храме, это каменная или металлическая статуя или стела. Заходить в это помещение храма запрещено для людей из низких каст и часто — для женщин, в том числе высококастовых.

За пределами храма бога представляет паланкин с масками — мохра — из серебра, бронзы или сплава из 8 металлов. Одновременно закреплены разные маски одного бога. Встречаются современные и очень старые: у богини Хадимбы есть маска XV века. Некоторые отвечают за особенные способности: после появления подобной маски Шива Махадев получил способность изгонять злых духов. Кроме масок основного бога, на паланкине красуются маски одного-двух сопутствующих богов.
паланкин с богами на празднике в долине Куллу, индийские Гималаи

У паланкина важны абсолютно все детали: вид, количество и способ завязывания тканей, цветы, гирлянды, символические зонты, ювелирные украшения. Только маски — еще не образ бога. Бог, вернее, его передвижной образ — вся эта щедро украшенная конструкция. Это отличается от традиции, принятой в других местах Индии, где колесница — лишь транспорт для богов.

Когда кулльские деваты не путешествует, то паланкин разбирают, а все находящиеся на нем предметы раскладывают по корзинкам в храмовом хранилище. В таком виде маскам не молятся и не воспринимают их как богов. На снимке — «обнаженный» паланкин. Источник: книга ‘Images in Asian Religions: Text and Contexts’, автор главы — Daniela Berti.
паланкин для девата, долина Куллу, фотография из книги

Сам паланкин — тоже не просто подставка. Прежде, чем его сделать, жители советуются с богом через его персонального гура (медиума). Он указывает, где должно расти дерево, чьим топором сделать первую зарубку, какому столяру предписывается изготовить паланкин и так далее. Точно в определенный день гур отправляется на место и с завязанными глазами выбирает дерево. Это не просто дерево, а то, в котором обитает конкретный древесный дух. Именно он даст паланкинку возможность «ожить» и указывать волю бога тем людям, которые будут его нести. Также считается, что сила древесного духа перейдет к девату. Срубленное дерево относят к храму, там столяры делают паланкин. Едят они один раз в день там же, уходить домой им нельзя до конца работы. Готовый паланкин на полгода зарывают в землю, а после этого «очищают» коровьим навозом и устраивают другие церемонии.

По традиции, у каждого девата есть свои музыканты. Трубы звучат так призывно, что остаться в стороне невозможно.
трубачи на празднике в долине Куллу, Индия

Женщины одеты в кулльскую патту. Это большая шаль, толстая и теплая как одеяло. Её надевают поверх одежды и закалывают двумя брошками, соединенными цепочкой. Патту носят и в обычные дни, не только в праздничные, но чаще женщины среднего возраста и пожилые. Девушки хотят выглядеть посовременнее.
патту — традиционная одежда Химачал-Прадеша, Индия

Под звуки труб подходят уважаемые кулльцы
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Их увешивают венками из календулы, которая везде в Индии считается символом почитания.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Почти каждый делает небольшие денежные подношения божествам и получает благословения.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Почетные гости занимают места в плетеных креслах, остальные стоят. Людей много, но столпотворения нет.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

В 50 метрах от паланкинов — обычные для праздников азартные игры. Самодельная переносная рулетка.
игра в рулетку в Индии

Эта игра называется джанди манда (Jhandi Munda). Игроки ставят на 6 символов на игровом поле. Потом бросают 6 игральных костей. Выигрыш зависит от того, сколько раз выпал нужный символ.
азартная игра Jhandi Munda в Индии

Перед чьим-то домом обедают коровы – размеренная деревенская жизнь
коровы в Индии

В Васиште сохранились кулльские дома-крепости. Первый этаж без окон и с маленькой дверью — это хлев. Второй этаж опоясывает деревянная веранда с красивыми резными деталями.
архитектура долины Куллу

Этот традиционный дом приведен в более современный вид: веранду застеклили и все окрасили.
Васишт, Химачал-Прадеш

На площади сначала ничего особенного не происходило, и мы в ожидании пили кофе с чизкейками. В двух метрах стоял прилавок с обычными в Индии уличными закусками.
стрит фуд в Индии

Вдруг снова заиграли трубы
фестиваль Биршу Мела в Васиште

По длинной улице, застроенной сувенирными лавками, прошествовал чертвертый бог. Каждый божественный паланкин несут на плечах двое мужчин.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Местный житель рассказывал нам, что нести паланкин — очень необычный опыт. Он внезапно может скакнуть вбок или толкнуть человека. «’Зачем толкаешься?’ — закричал я соседу по паланкину. ‘Я не толкался! Это ОН!’»

По тому, как движется паланкин, кулльцы судят о желаниях и настроении бога. Топчется на месте, раскачивается из стороны в сторону, резко прыгает или прижимается к другому богу — интерпретация есть для любых маневров, которые, кажется, совсем не зависят от людей.

У Николая Рериха в эссе «Боги Кулуты» описан удивительный случай:

«Паланкины богинь были возложены на плечи мужчин, но те, которые несли их, не прикасались к шестам руками. Напротив, казалось, что паланкины толкали их, и они шатались, как пьяные, повинуясь неведомой силе. С паланкинами на плечах они стали двигаться кругами.

Вдруг паланкин, казалось, устремился к выбранному человеку, направив конец шеста прямо ему в грудь. Он содрогнулся, стал бледным, и все его тело задрожало… Изменившимся голосом он выкрикивал пророчества. Но богиня пожелала еще говорить через другого. Снова паланкин повернулся кругом. И снова один был избран и одарен правом говорить. Это был бледный юноша с длинными черными кудрями. Снова затуманенный взгляд, стучащие зубы, трясущееся тело и внушительное провозглашение пророчеств. Новый год был отмечен. Процессия снова выстроилась и вернулась крутой горной тропой в храм, где барабаны будут греметь долго за полночь и где танцоры снова будут кружиться в священных воинственных танцах».

На площади собрались вместе четыре божества: гуру Васиштха, Парашар Риши, Канчи Нага (если я правильно поняла) и Картика. Люди обступили их кольцом.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Справа на ручке паланкина лежит чамара (чамвар) — опахало из хвоста яка. Его используют в пуджах, а в стародавние времена им обмахивали царей.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Музыканты продолжали играть
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Сейчас начнется что-то важное
медные роги на фестиваль Биршу Мела в Васиште

Женщины старались встать отдельно от мужчин, в итоге образовалась «женская трибуна»
индийские женщины на празднике

Перед паланкинами появились два человека в белом домотканом одеянии — гуры. Через них деваты общаются с людьми. Сеансы связи устраивают регулярно: не только на фестивалях вроде Биршу Мелы, а по самым разным поводам, в том числе бытовым. Гур входит в транс и вещает голосом девата, отвечая на вопросы жителей. Они могут быть любыми: хорошее имя для ребенка, просьба благословить молодоженов, где проложить трубу или как наладить отношения с человеком из соседней деревни. Фестиваль — повод решить вопросы, которые важны для всех жителей деревни.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Гуры сняли верхнюю часть одежды и завязали ее вокруг пояса на тибетский манер. Потом поочередно пустились в медленный танец. Они наносили себе символические удары цепями и кинжалами.
гур в долине Куллу

Этот кинжал — родом из Южной Индии и называется катар. До XIX века он был и оружием, и символом статуса: богато декорированные катары носили принцы и люди из высоких каст. Особой доблестью была охота с двумя катарами на тигра. А сейчас их используют только для ритуалов.
гур в долине Куллу

На видео — ритуальный танец, во время которого гуры наносили себе воображаемые раны

После этого они опустились на коврики перед паланкинами и стали жечь благовония
фестиваль Биршу Мела в Васиште

фестиваль Биршу Мела в Васиште

К гурам подходили люди, протягивали 10-20 рупий и получали по несколько цветочных лепестков в знак благосклонности богов
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Когда все главные обряды были завершены, настал черед праздничных танцев. На площади собрались нарядно одетые мужчины с саблями.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Громче вступили барабаны, тарелки и трубы. Танцоры начали медленно двигаться вокруг богатых паланкинов.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Местный народный танец называется «нати».
танец нати в штате Химачал-Прадеш

Музыканты сидели в центре рядом с божествами, а танцоры образовали круг вокруг них. Постепенно к ним подключались зрители.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

фестиваль Биршу Мела в Васиште

Танцоры запели на древнем кулльском языке, который отличается от хинди и сохранился до сих пор. Музыка, казалось, вводила в транс. Впору было забыть, какой на дворе век.

Мужчины двигались плавно и очень красиво.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Временами танец становился энергичнее.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Несколько раз устраивали стремительные танцы с саблями
фестиваль Биршу Мела в Васиште

После парного «фехтовального» танца партнеры обнялись

Постепенно за танцорами вытянулся длинный хвост из самых разных людей, которым тоже хотелось танцевать. Их движения были отрывистыми и неловкими, но все в целом создавало праздничное чувство.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Было похоже на групповую медитацию, когда уже не понимаешь, что происходит на самом деле, а что возникло в твоем сознании.

NB! Много интересного о деватах и связанных с ними обрядах в долине Куллу можно найти в сборнике ‘Images in Asian Religions: Text and Contexts’, edited by Phyllis Granoff and
Koichi Shinohara.

Автор всех фотографий и видео — Павел Борисов.

21 Март 2017 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Васишт, Индия, Куллу, Химачал-Прадеш

Метки: , , ,

7 Comments →


Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. замечательный пост, о прекрасном месте!!

  2. необычно! увидеть бы еще все это своими глазами

  3. Я видела подобный праздник в другое время и в другом месте – в апреле 2012 года в совсем крошечной деревушке Чалал в соседней с Куллу долине Парвати.
    Там, конечно, все было гораздо скромнее и проще по сравнению с Вашиштом – не те масштабы.
    Но для Чалала зрелище все равно впечатляющее. Танцы, песнопения, музыкальные инструменты, костюмы – все выглядело так же, хоть и с меньшим размахом.
    Только у них это называлось почему-то Virshu Mela – так, по крайней мере, было написано на большом транспаранте.

    • Birshu Mela – это именно ежегодный праздник в Вашиште. Другие праздники в Химачале, даже если они похожи внешне, называются по-другому. На самом деле, различий нет только на наш неискушенный взгляд. Но даже небольшие детали украшения паланкина для местных имеют огромное значение. Как двигаются боги, какие при них музыканты, как ведет себя медиум – для нас все похоже, но химачальцы, конечно, считывают все нюансы.

  4. Спасибо! Очень хорошие видео и фото – и информативные,и настроение, и энергию места и раздника передают. Очень интересно.

Оставить комментарий

*