Салман Рушди «Прощальный вздох мавра»

18 Декабрь 2011 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Заметки на полях

Метки:

Закончила «Прощальный вздох мавра» Салмана Рушди. Тянет на целую эпопею! Автор передает историю не вполне нормального семейства Гама-Зогойби, со смаком приправляя смертельно пряными подробностями индийской жизни. Главный герой – Мораиш Зогойби – родился необычным ребенком: во-первых, рос (и старился) в два раза быстрее положенного, а во-вторых, у него деформирована правая рука – «не рука, а палка с набалдашником». Из-за нескончаемых семейных перипетий он скитается по жизни «как бродячая тень». Читаешь и удивляешься, насколько люди могут быть странными и даже извращенными в отношениях друг с другом. Общее впечатление от романа – как от базара в Дели. От специй, красок, любви и ненависти, уличного жара и душевного холода у меня временами щипало в носу. Правда, не родившись в Индии или хотя бы не прожив в ней несколько лет, трудно по-настоящему вникнуть в происходящее, и, возможно, я упустила существенную часть смысла. Ничего, прочитаю еще десяток-другой романов и учебников и, глядишь, стану ближе к пониманию Индии.

У «Прощального вздоха мавра», как мне показалось, есть нечто общее со «Сто лет одиночества» Маркеса, а некая нереальность, запредельность, иллюзорность происходящего напомнила мне романы Фаулза «Волхв» и «Коллекционер». Да и герои порой ведут себя по-фаулзовски таинственно. На очереди – «Дети полуночи». А Паша читает «Сатанинские стихи» – роман, из-за которого Рушди был проклят аятоллой Хомейни. Лидер исламской революции приказал уничтожить писателя и всех, кто причастен к изданию книги, из-за чего Рушди много лет жил под охраной и почти не появлялся на публике. В 1998 году приговор отменили, но кто их знает, этих фанатиков. До переводчиков, продавцов и издателей книг Рушди они уже добрались. «В магазины бросали зажигательные бомбы, но там продолжали продавать книгу. Моему норвежскому издателю трижды выстрелили в спину, и он еле выжил только благодаря своему крепкому здоровью: когда-то он был членом норвежской сборной по лыжам. А будь он послабее, так сразу умер бы. И, едва оправившись от огнестрельных ранений, он переиздал книгу. Вот это мужество так мужество!» – говорит Рушди. Думаю, стоило бы прочитать «Сатанинские стихи» хотя бы для того, чтобы знать, чем Рушди так не угодил мусульманам.

18 Декабрь 2011 // Автор: Antonina Zakharova

Места: Заметки на полях

Метки:

16 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только [...]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. Григорий Григорий:

    Оскорбления веры достойно такого отношения. Рушди знал на, что шел.Меня удивляют люди вроде вас которые странствуют по традиционному миру, но так и не понимают таких казалось бы простых вещей.

    • А не удивительно ли, что писатель должен прислушиваться к мнению религиозных фанатиков и опасаться за свою жизнь? Оскорбляет твою веру, так ведь читать никто не заставляет. Многих в мире что-то не устраивает, кото Коран, кого Рушди. Никакой священности в слове «традиционный» не вижу. Каждый живет по таким правилам, по которым хочет, и наиболее мудрые люди в любом месте терпимо относятся к тем, кто считает, не так, как они. Большинство, конечно, до этого еще не дошло.

      • Григорий Григорий:

        Я могу считать, что Ваша мама проститутка, а папа сутенер? Я намеренно именно так задаю вопрос не в коем мере не стараясь оскорбить Ваших родителей. К чему такие вопросы? Оскорбление религиозных авторитетов или даже Бога воспринимается верующими гораздо хуже чем оскорбления родителей.

        И не надо гнать пургу про фанатиков, я далеко не фанатик, но когда всякие ублюдки ради собственного рейтинга влазят в вещи, которые для меня являются святыми, то это определенно достойно наказания.

        И не стоит жонглировать понятиями, признавать иные пути к Богу или вообше не веру в Бога это одно, а оскорбления это совсем другое.

        • > но когда всякие ублюдки ради собственного рейтинга влазят в вещи, которые для меня являются святыми, то это определенно достойно наказания.
          В таком случае ваше поведение в виде этого комментария, где вы так отзываетесь о том, что может быть святым для других, также стоит наказания.

          Кстати, да, фанатик – это человек который считает что обладать наивысшей ценностью (быть святой) может только религия, и, как правило, одна определенная.

          • Григорий Григорий:

            В таком случае ваше поведение в виде этого комментария, где вы так отзываетесь о том, что может быть святым для других, также стоит наказания
            _______________

            Простите не понял, что Вы имеете в виду?

            Кстати, да, фанатик – это человек который считает что обладать наивысшей ценностью (быть святой) может только религия, и, как правило, одна определенная.
            __________________________

            Все религии Аврамического корня так считают.

            • Поясняю – вы предлагаете наказать Рушди за то, что он «влазит» в то, что для кого-то свято.
              Но вы и сами сейчас явно делали то же, в чем подозреваете Рушди, поэтому хорошо бы в первую очередь наказать за это себя.

              • Григорий Григорий:

                Ладно, я думаю имеет смысл закругляться.

                Все доброго, удачи, новых свершений и открытий.

  2. Григорий Григорий:

    Какой именно роман?

    • А именно тот, по которому судите о писателе. А то часто бывает так, что люди не читали а осуждают. Понаслышке. Огульно.

      • Григорий Григорий:

        Бывает так, Вы правы. Я говорю о «Сатанинских стихах», я читал рецензию на эту книгу с выдержками, которых было достаточно, неспроста я задал этот вопрос о родителях, в «Сатанинских стихах» есть фрагменты глумления над женами Пророка, не говоря уже об оскорблении имени самого Пророка.

        Сейчас люди считают, что это искусство, меж тем попробу

        • Так я и думал. Предлагаю продолжать дискуссию, когда прочитаете «сатанинские стихи» и составите какое-то свое мнение о романе. Рассуждать о чужой абстрактной рецензии мне абсолютно неинтересно.

  3. Григорий Григорий:

    Сейчас люди считают, что это искусством, меж тем попробуй назови чью нибудь маму проституткой в глаз получишь как минимум, но тогда зачем удивляться когда за оскорбление религиозных авторитетов тоже бьют и даже убивают. Вот этого я не могу понять.

    Человек волен верить или не верить, но зачем глумиться и унижать других называя это искусством.

    • Это не имеет никакого отношения к Рушди.
      Тем более, как выяснилось вы судите о романе по какому-то третьему источнику, а сами не читали, но зато имеете твердую позицию, которая к сожалению – пальцем в небо.

  4. Григорий Григорий:

    Поэтому я удивился, ведь Вы посещаете места, где традиция жива и любовь к кому нибудь религиозному авторитету не только интеллектуальна, она примерно как любовь к матери или отцу. Хотя может я и не прав, я не был в Индии и смежных странах.

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Григорий, я предлагаю Вам все же сначала ознакомиться лично с произведениями Салмана Рушди, а потом спорить об их художественных достоинствах.

      Что касается нашего отношения к этому автору – мне кажется, Вы не совсем правильно его поняли. Когда я писала эту рецензию, я еще не читала Сатанинских стихов (как не прочла их до сих пор). В «Прощальном вздохе мавра» никакого глумления над исламом нет. Да, Рушди говорит смело, но никого не оскорбляет. «Сатанинские стихи» – очень нашумевшая книга. Мне казалось, что там содержится любопытный культурологический материал, касающийся отношений индийцев (индусов) с пакистанцами (мусульманами). Поэтому я решила, что «Сатанинские стихи» достойны прочтения. Примерно так.

    • Ну зачем вы пишете, о чем не знаете?

Оставить комментарий

*