Подготовка велосипедов к автономному походу с малышом и велосипедный ремнабор

18 Декабрь 2015 // Автор: Pavel Borisov

Места: Без границ

Метки: , ,

Кто собирается в серьезный велопоход и не хочет застрять в пустыне, горах или тундре в двух неделях от ближайшего жилья из-за поломки велосипеда — читайте, что для этого нужно сделать. Также эта статья для тех, кто хочет возить на велосипеде малыша, так чтобы это было комфортно и безопасно для его здоровья.

В 2015 году мы ездили в велопоход по Монголии, китайскому Тянь-Шаню и восточному Тибету. В отличие от предыдущих походов по Азии, во-первых, с нами ехал двухлетний Лёва, а во-вторых, вся подготовка была в Москве. Мы поехали не на стихийно купленных велосипедах, а на наших, о которых знаем почти все. Дома, конечно, было большое преимущество в техобслуживании: все инструменты под рукой. На этих велосипедах мы преодолели больше 3600 километров по отдаленным от цивилизации местам. Опыт был хорошим: ничего серьезного ремонтировать не пришлось.

О велосипедах

Тоня: (GT) GT Avalanche 2.0 (2007) 5 лет эксплуатации + 3 года хранения на балконе
Паша: (AT) Atom XC 550 (2008) 4 года эксплуатации + 3 года хранения на балконе, несколько эпизодов полного погружения в воду.

Бытует мнение, что велосипеды такого возраста проще заменить, чем отремонтировать. Может быть, действительно проще. Однако у использования существующих велосипедов есть преимущества:
1. Подготовка и ремонт — это еще и процесс узнавания своего велосипеда. Хорошо знакомый велосипед требует меньшего ремнабора (экономия веса), и ремонт в походе занимает меньше времени. Кроме того, при замене компонентов я закручиваю резьбовые соединения со смазкой, при использовании они не прикипают и при необходимости хорошо откручиваются, в отличие от фабричной сборки. Собранные вручную колеса получаются лучше, чем фабричной сборки.
2. Не нужно повторять сложную процедуру установки багажника на новый нестандартный велосипед (про багажники в велопоходе ниже отдельно)
3. Постепенная кастомизация компонентов в процессе использования. Самый продвинутый новый велосипед — это значит, подобно Сизифу, начинать все сначала.

Багажники и детское велокресло

Вероятность сломать багажник в серьезном походе под нагруженным рюкзаком в разы превышает вероятность любой другой поломки велосипеда (кроме прокалывания камер). Хороших решений среди готовых багажников просто нет. Крепежные элементы на разных рамах — разные и находятся в разных местах, поэтому для багажника часто используют регулируемые крепления, менее надежные, чем монолитные. На наших рамах вообще нет крепежных отверстий с резьбой для крыла, на которые обычно устанавливают багажники. Но даже если они и есть, крепежный винт стандартного размера М5 недостаточен по прочности для езды с грузом в 50 кг по каменистой дороге. Необходим винт размера М6, а такие крепежные отверстия в велосипедах не распространены. Выход: багажники индивидуального изготовления. Их изготовила из титана по моему техзаданию подмосковная мастерская «Рапид», измененив размеры и крепежные узлы их стандартного титанового «универсального» туристского багажника. Длина ног багажника для устойчивости велосипеда подобрана так, чтобы груз находился как можно ниже (особенно это актуально для детского кресла, у которого центр тяжести естественным образом высокий). Зазор между багажником и колесом минимальный. Он больше, чем зазор между колесом и рамой, но не столь большой, чтобы закреплять между колесом и багажником еще и крыло. Крыло заменяется обматыванием платформы багажника скотчем или приматыванием тонкой пластины (например, вырезанной из А4 пленки для проектора).

(GT) У Тони на задних дропаутах вообще нет никаких отверстий. Крепеж багажника устроен с помощью съемных полуцилиндрических пяток, закрепленных хомутами на верхние перья. Пятки нам изготовили вместе с багажником. Система получилась надежная. На багажнике крепилось детское велокресло Yepp Maxi, к которому сзади на съемных пряжках подвешивался рюкзак, сшитый мной по габаритам кресла. Нагруженный, он частично висит на кресле, частично опирается на свободную заднюю часть багажника. Общий вес груза и кресла с ребенком можно оценить как 25 кг.

Велосипеды GingerTea.ru

Узел крепления багажника с полуцилиндрическими пятками
Велосипеды GingerTea.ru

Велосипеды GingerTea.ru

Детское велокресло состоит из жесткой рамы из металлической трубки и натянутой на нее пены EVA (представьте себе материал «кроксов»). Пена, в отличие от литых пластиковых кресел, обеспечивает амортизацию (как гамак), жесткие компоненты не соприкасаются с ребенком. Кресло не имеет подлокотников, но при гипотетическом падении земли касается часть кресла, где нет рук или ног ребенка. У кресла есть штатное крепление на подседельный штырь — тяжелое, не подходящее под нашу раму и не совместимое с багажником, есть переходник на существующий багажник. Но самый легкий по весу и надежный метод крепления этого кресла: демонтаж штатного крепежного узла и крепление на багажник с помощью 4-6 хомутов через резиновую прокладку (как на фото).

Велосипеды GingerTea.ru

На велокресло я сделал съемный козырек от дождя и солнца из двух U-образных трубок и непромокаемой ткани. К нему пришиты два полога, которые можно запахнуть спереди во время непогоды или для спокойного сна, а в хорошую погоду—подвязать наверх. Широко распространенные пленочные пологи колясок и западных детских велотележек тяжелы и недолговечны. При плохой погоде Лёва явно предпочитал защиту от ветра и не тяготился отсутствием обзора.

Пологи закрыты
Велосипеды GingerTea.ru

Левый полог поднят, правый — в среднем положении
Велосипеды GingerTea.ru

Козырек велокресла с поднятым пологом и снаряженный велорюкзак
Велосипеды GingerTea.ru

(AT) На задних дропаутах есть крепежные отверстия без резьбы. В них входит винт М6. Конфигурация дропаутов такова, что к крепежному узлу багажника должна быть приварена изнутри короткая втулка. Для соединения необходим стальной (не нержавеющий) винт с неполной резьбой М6 класса прочности 12,9 (максимального). Максимальный вес на багажнике в походе был не менее 40 кг. Срезаний винта и других проблем у нас не случалось.

Багажник моего велосипеда (АT)
Велосипеды GingerTea.ru

Узел крепления стойки на высокопрочном винте М6. Минимальная длина винта в данном случае несущественна, так как критично усилие на срез, а не на изгиб, но точность изготовления мне очень понравилась.
Велосипеды GingerTea.ru

Размещение груза

По поводу размещения груза на велосипеде распространены три идеи:

1. «европейская»: сравнимые по весу парные баулы на багажниках на переднем и заднем колесах;
2. «российская»: весь вес на заднем багажнике в объемном велорюкзаке «штаны»;
3. использование велоприцепов.

«Российская» кажется мне наиболее удачной, но при очень большом весе сзади приводит к самопроизвольному рысканию переднего колеса. Чтобы бороться с ним, нужно с силой держать руль. Да и стоит только слезть с велосипеда на крутом подъеме, он может встать в «свечку».

«Европейская» дает неприемлемо большую инерционность в рулении. Ни о каком точном рулении и аккуратном объезде ям и камней речь не идет, тем более на малой скорости. Кроме того, огромная неподрессоренная масса (то есть закрепленная ниже амортизатора на переднем колесе) делает передний амортизатор бессмысленным, он уже ничего не поглощает.

Использование велоприцепов мне не нравится вообще. Третье, а то и четвертое колесо ничем не оправдано. Если груз такой большой, что на обычный велосипед, увы, ну никак не поместится, то надо конструировать специальный грузовой велосипед с удлиненной рамой (примерно как тандем), а прицеп — это конструктивный «костыль»: ни нашим, ни вашим. Отмечу, что и с прицепом, и с баулами на переднем колесе ездят практически только по хорошим дорогам.

Идеалом был бы такой способ: большая часть веса на заднем багажнике в «штанах», но существенный вес и в передней, и средней части, причем он обязательно должен быть подрессоренным и желательно не связанным с рулем.

Мы придумали следующее решение:
1. Небольшой кофр на руль. В него кладется не фотоаппарат, а 2-3 кг тяжелых продуктов.
2. Подрамный треугольник, набитый тяжелыми компактными продуктами. Треугольники мы сшили сами ровно по треугольникам рамы.
3. «Баульцы» на переднюю часть верхней трубы рамы. Мы сконструировали такие баульцы по принципу миниатюрного велорюкзака «штаны» с плоским клапаном. Их передний габарит вверху — чтобы не касались руля при повороте, а внизу — чтобы не касались переднего колеса при сжатой вилке и повороте руля. Задний габарит — чтобы не касаться коленями при педалировании. В баульцы одного велосипеда влезает как минимум 6 — 7 кг тяжелых продуктов (крупы, сухофрукты). Частичная разгрузка заднего рюкзака и загрузка передней части рамы радикально меняет распределение груза на велосипеде в лучшую сторону. Рыскание руля полностью исчезает. Передний амортизатор становится более мягким и быстрым за счет большой подрессоренной массы на нем.
4. Объемные и менее тяжелые вещи едут в «штанах» на заднем багажнике. Объем около 120 литров, такой, что в него гарантированно влезет все, на троих человек, что не поместится в кофры, треугольники и баульцы.

(GT) На багажнике тониного велосипеда вместо «штанов» — детское кресло, к которому подвешен сзади рюкзак, сшитый ровно по его габаритам. Спереди — набитые треугольник, баульцы и кофр.

Велосипед Тони (GT) в снаряженном и нагруженном виде. Пологи козырька велокресла—подняты.
Велосипеды GingerTea.ru

Велосипеды GingerTea.ru

Баульцы, велорюкзак «штаны», треугольники, кофр и рюкзак на детское кресло — наши ноу-хау. Я сшил их индивидуально по размерам велосипеда и седока.

На Западе популярны герметичные велобаулы, которые легко можно отмыть от грязи. Я никогда не считал это обязательным требованием, но это вполне удобно. Поэтому я сконструировал велорюкзак так, чтобы швы его были сварены, затем прошиты и еще раз герметизированы. Для изготовления я использовал ткань с TPU покрытием. Шил покрытием наружу, так что рюкзаки не требуют накидок от дождя, и грязь с гладкого TPU легко смыть.

Мой велосипед (AT) в снаряженном и нагруженном виде. Обратите внимание на тяжело набитый «баулец» на верхней трубе рамы и на место для сушки постиранных вещей (на пенке сзади).
Велосипеды GingerTea.ru

Мой велорюкзак на пешем участке похода.
Велосипеды GingerTea.ru

Солнечная батарея прикрепляется к клапану и заряжает нашу аппаратуру и в ходовое время, и на привале.
Велосипеды GingerTea.ru

Подготовка велосипедов

Колеса

1. (GT) Заднее колесо: сборка на новых спицах

От длительного хранения под открытым небом спицы были поражены точечной коррозией. В местах коррозии они случайно рвались примерно по 10 спиц в год. Часто замена и натяжка одних спиц приводила сразу же к разрыву других, что сулит длительный по времени ремонт в поле. На разрыве было видно, что около половины сечения поражено коррозией, и спицу держит лишь оставшаяся половина, именно на ней возникает свежий разрыв.

Материалы: спицы DT swiss, тянутые, сечением 1.8-1.5-1.8 мм и ниппели к ним. Использование новых ниппелей уменьшает трудоемкость сборки. Ключ для спиц. Измеритель натяжения не обязателен.
Процедура: сборка хорошего колеса описана в книге Jobst Brandt, The Bicycle Wheel. Более простые инструкции по сборке есть в интернете, но по книге возникает понимание, с которым результат работы лучше, чем при механическом повторении любой процедуры. Обязательно после сборки нужно делать снятие напряжений в металле спиц (стр. 74 книги), что часто упускают простые руководства и, видимо, некоторые сборщики готовых колес.

Результат: колесо стало более устойчивым к восьмеркам, немного легче, и за 4 месяца по сложным дорогам оно не требовало ни регулировки, ни замены спиц.

2. (GT) Переднее колесо: замена на новое

Вместо сборки переднего колеса, я заменил его на новое, которое мы купили в прошлом походе в Китае. Оно очень хорошее, на 32 спицы вместо 36, что в случае менее нагруженного переднего колеса не играет большой роли.

3. (AT) Замена подшипников втулок

Во втулках с промышленными подшипниками и спереди, и сзади появился люфт. При разборке выяснилось, что промышленные подшипники расточились. Это не очень серьезная проблема, но легко устранимая.
Материалы: промышленные подшипники стандартных размеров 6000 2RS CB ABEC5 и 6001 2RS CB ABEC5 (керамические шарики). Заказывал на Aliexpress из Китая. В Москве сложная проблема — найти и купить в розницу. 1 рожковый и 2 разводных ключа. Требуется три ключа одновременно, один из них должен быть тонким.
Процедура: откручиваются контргайка и гайка с одной стороны (любой), подшипники выпрессовываются из втулки давлением на ось. Я брал колесо за обод двумя руками и торцом оси ударял в доску, лежащую на полу. Затем ось зажимается в тисках и откручивается гайка со второй стороны. С оси подшипники снимаются легко. Новые подшипники со смазкой вставляются легко. Затягиваются гайками на оси колеса. В принципе все более-менее просто.

4. (AT) Правка колес

Потом в процессе похода со спицами возиться вообще не приходилось.

5. Покрышки

Широкие передние покрышки в принципе способствуют управляемости в грязи, правда, грязи в походе было немного. О задних, как правило, можно не заботиться. Слишком широкая задняя даже плоха, так как уменьшается грязевой зазор между покрышкой и рамой.

Передние 26/2.4 (Continental X-king, с тонкими стенками, легкие)
Задние — любые горные (мы использовали какие были, новые не ставили).

Мы пытались использовать в этот раз бескамерную технологию, но после тестов еще в городе пришли к выводу, что это неоправданно, и вернулись к традиционным камерам. В частности, необходимость все равно возить полный запасной комплект камер, пузырек с запасным герметиком плюс вес герметика, налитого в колеса, делает экономию веса практически нулевой.

Тормоза

(GT) Заменил дисковую механику на гидравлические Deore М615 с короткими ручками. Это очень хорошие и удобные тормоза! При установке гидрошланги нужно отрезать нужной длины, чтобы не болталось лишнего. Если делать аккуратно и не опускать после отрезания шланг вниз, то прокачка после сборки не требуется. Для сборки нужны новые «оливки» и наконечники на шланг (Shimano BH90). Наконечники можно использовать и старые, но они все равно продаются комплектами.

(AT) Прокачал для профилактики свои тормоза Tektro Auriga comp. Как работали, так и работают, ни хуже, ни лучше. Себе бы тоже поставил М615, но денег пожалел.
Прокачка: нужен шприц на 30 мл, метр тонкого прозрачного шланга и 100 граммов минерального масла (например, жидкость для автомобильного гидроусилителя руля или веретённое масло, но не тормозная жидкость (!)). 10 см шланга и полный шприц масла соединяем с клапаном прокачки, остаток шланга — с отверстием на расширительном бачке (для плотности подмотать изолентой), другой конец вывести в мусорный пакет и подвесить выше велосипеда. Далее продавливать масло шприцем через гидролинию снизу вверх до исчезновения пузырьков в верхней трубке. Можно повторять несколько раз для надежности.

Тормозные ручки: правая — передний тормоз. Во-первых, мы так давно привыкли, а во-вторых, это совпадает с тормозами на мотоциклах в Азии, так что можно легко пересесть с одного на другое. А в России на мотоцикле мы не ездим.

Трансмиссия

На обоих велосипедах я заменил штатную изношенную трансмиссию. Важно, чтобы передаточное соотношение нижней передачи (у нас 22/36), было как можно ниже. Это позволяет ехать вверх по очень плохим дорогам, там, где при обычных вариантах (нижняя передача 22/32) пришлось бы нагруженные велосипеды катить подобно вьетнамцам на тропе Хо Ши Мина.

Система Deore M590 (22-32-42): (GT) 170 мм, (AT) 175 мм
Кассета Deore HG61 (12-36)
Цепь SRAM PC 971

По поводу каретки BB51, которая входит в состав системы М590, слышал весьма плохие отзывы, вплоть до того, что она выходит из строя через несколько сотен км. У нас две штуки отлично работают до сих пор. Для установки BB51 и шатунов нужен специальный инструмент, например, Shimano X-tools pro, который не совпадает со съемниками обычных шатунов и кареток (квадратных или шлицевых). Этот инструмент можно хранить дома, а возить с собой не надо.

(GT) Замена трансмиссии на 9 скоростей и установка гидравлических тормозов привела к необходимости замены старых комбинированных 8-скоростных манеток на 9-скоростные раздельные.
Переключатели передний Deore M591, задний М592 (long cage).

(AT) Оба переключателя и манетки штатные (SRAM)

Велосипеды GingerTea.ru

Не очень рационально возить два запасных несовместимых задних переключателя, но в принципе можно обойтись только SRAM. При поломке Shimano и установке вместо него SRAM придется пожертвовать на время двумя-тремя верхними передачами, но ехать так до ремонта можно.

Педали и ботинки

Контактные педали Shimano М540 SPD — очень хорошие. Близки к ним также более дешевые М520, но их для регулировки подшипников нужно разбирать фирменным шлицевым ключом или с помощью смекалки, а 540 — обычным разводным. Вместо специфического «педального» рожкового ключа на 15, для установки педалей используется более распространенный шестигранный.

Ботинки:
Shimano MT43 (женские). Ходить и ездить удобно, но сетки, прилегающие к подошве, у новых ботинок порвались за этот поход.
Shimano MT33. Очень удобные и на велосипеде, и пешком. Долговечные. Ремонтопригодные. После двух лет жесткой эксплуатации в походах пришлось подклеивать подошву в некоторых местах. В поход они ехали совсем не новыми, но дожили до конца.

Обе модели умеренно быстро сохнут после бродов.

В следующий поход мы планируем заменить эти порядком изношенные ботинки на Shimano M089 и Shimano WM63 (женская модель). Первые впечатления от них хорошие, а там время покажет.

Велосипеды GingerTea.ru

Прокладка тросиков
«Позаботьтесь об их прокладке больше, чем об установке титановых супер-гипер…» Шелдон Браун

Оптимально проложив тросики и гидролинии, можно легко добиться, чтобы они меньше изгибались, занимали меньше места вокруг руля, позволяли подвесить спереди на руль кофр и были максимально короткими.

Правая тормозная ручка — передний тормоз
Левая тормозная ручка — обход рулевой колонки направо — центральное переднее крепление на верхней трубе рамы — левое заднее крепление на верхней трубе рамы — задний тормоз
Левая манетка — обход рулевой колонки направо — правое переднее крепление на верхней трубе рамы — центральное заднее крепление на верхней трубе рамы — передний переключатель
Правая манетка — обход рулевой колонки налево — левое переднее крепление на верхней трубе рамы — правое заднее крепление на верхней трубе рамы — задний переключатель.

Тросики перекрещиваются под передней трубой рамы, и это абсолютно ничем не плохо.
(см. статью Ш. Брауна Проведение тросиков)

На своем велосипеде тросики передач я не стал переделывать, ограничился только тормозными шлангами.
Велосипеды GingerTea.ru

А вот у Тони я сделал все оптимально. И по-другому на руле-бабочке c кофром и баульцами точно не получилось бы. Должна же быть какая-то польза от апгрейда руля ;) К счастью, там все так плотно и аккуратно стало упаковано, что сфотографировать снаружи просто нельзя. (Баульцы для фото сняты)
Велосипеды GingerTea.ru

Ремнабор

Для сравнения – прошлый ремнабор в велопоходе по Индийским Гималаям. Видно, что нынешний — гораздо легче, но не менее полноценный.

Общий принцип сбора ремнабора остался прежним: в нем должно быть все для экстренного ремонта, чтобы не ехать в автономии на сломанном велосипеде и тем более не тащить его из-за поломки. Но для ремонта, который можно и нужно производить в городе, инструменты из ремнабора для облегчения изъяты. Гораздо легче попросить или даже купить инструмент на месте, чем тащить его с собой тысячи километров.

Ремнабор для удобства разделен на три части:

Набор быстрого доступа

(хранится в пакете в подрамном треугольнике)

Малый комплект велоинструментов SuperBikе (без коробочки): шестигранные ключи, две отвертки, накидные ключи 8, 9, 10 мм, выжимка для цепи, объединенная с ключами для спиц номер 1,2,3,4, терка, монтировки сломались и заменены металлическими.
Клей и заплатки для камер индийского и китайского производства. Клей сначала у нас был из московского магазина — баночка около 100 гр, потом для облегчения мы его выбросили и заменили несколькими китайскими тюбиками.
Масленка для цепи — бутылочка в отдельном пакете (от российского хлоргексидина и т.п.) с носиком. Наполняли бутылочку уже в походе, нам налили дизельного моторного масла, оно вполне подходит.
Насос

Велосипеды GingerTea.ru

Основной ремнабор

(хранится в легком сетчатом несессере «косметичке» в рюкзаке)

Ключ для кассеты (собственной конструкции)
Небольшой набор гаек, шайб и винтов М4-М6 разных длин. Обязателен запас винтов крепления багажников. Красивее конечно нержавеющие винты, но я беру с собой высшего класса прочности 12.9, несмотря на некрасивый вид.
Тормозные колодки — полный набор на каждый велосипед
Прочная полимерная ободная лента 1 шт (не пригодилась)
Тросик передач — 1 длинный. Отрезать лишнюю длину нового тросика можно с помощью камня и лезвия-открывашки консервных банок из швейцарского ножика
«Техническая» зубная щетка: чистка цепи, переключателей и всего остального. Очень полезна!
Заплатки больших размеров (для камер и покрышек)
Запасные «петухи» (по одному на велосипед)
3 полных звена цепи
Ниппели для спиц
Запасные хомуты червячные нержавеющие — 2 шт (крепление багажника и детского кресла)
Оконечники рубашек тросика
Термоусадка 2 мм — 10 см (вместо оконечников для тросика)
Оливки для гидрошланга и наконечники (4 шт)
Зажим для гидрошланга (нужен при обрезке и установке наконечника)
Переходник шестигранного ключа 6 мм — 8 мм. Им можно подтянуть в крайнем случае педали. Открутить педали, закрученные большим ключом, им невозможно из-за малой длины рычага и тонкой ручки ключа на 6 мм

невелосипедное, на фото нет:
Пряжки для рюкзака, баульцев
Силиконовый герметик для палатки

Велосипеды GingerTea.ru

Остальные запчасти

(хранятся вместе с другими вещами в рюкзаке, баульцах, кофре)

Спицы: 265 мм 3 шт (AT) — заднее колесо слева и переднее, 261 мм 3 шт (AT) — заднее справа, 251 мм 3 шт (GT) — переднее, 261 мм 1.8-1.5-1.8 (GT) — заднее
Половина ножовочнго полотна по металлу
Второй насос (не пригодился)
Три запасные камеры
Рубашка тросика передач — отрезок 20 см
Шестигранный ключ для педалей 8 мм с длинной ручкой. Нужен только при упаковке велосипеда в самолет. Вскоре после сборки велосипедов мы оставили этот ненужный в походе ключ (на фото нет)

Велосипеды GingerTea.ru

18 Декабрь 2015 // Автор: Pavel Borisov

Места: Без границ

Метки: , ,

31 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только [...]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. Михалыч Михалыч:

    «При плохой погоде Лёва явно предпочитал защиту от ветра и не тяготился отсутствием обзора.» – узнаю оптимистичный подход. Пользуетесь тем, что пока он вряд ли способен внятно сформулировать «Что-то меня меня тяготит отсутствие обзора». Ну а тем более что-то типа «А можно не выбирать между ветром и отсутствием обзора?»

    • Михалыч, ты давно не виделся с Лёвой. Он вполне способен сказать: «Я дальше ехать не хочу, дует слишком сильный ветер».

    • А мы отдаем себе отчет в том, что ветер его расстраивает. Поэтому стараемся сделать так, чтобы ветра не было. Используем шторы, например. В Монголии, когда ветер продолжался несколько дней, мы сбросились с этой части маршрута, отдохнули в городе и переместились на авто туда, где ветра должно было быть меньше, а под ногами – асфальт.

    • Почему технически нельзя было сделать прозрачный полог, могу подробнее рассказать,

    • Если из описания непонятно и интересно, почему нельзя было сделать полностью закрытый и прозрачный полог, могу рассказать в кулуарах.

      Что касается выбора, то мы берем Лёву с собой в поход так как считаем, что потенциальная польза для его развития перевешивает вред от физического дискомфорта в некоторых этапах похода. Сам он оценить пользу и вред в широкой перспективе пока не может.

      А уже в походе если дискомфорт появляется, то решаем его имеющимися возможностями. От сильного ветра в Монголии, к примеру, мы однажды просто уехали на машине.

      • Михалыч Михалыч:

        Про полог интересно, но так – из общих соображений: что-то подсказывает, что просто нету нормальных прозрачных тканей ;) Гораздо более интересно крепления багажника на дропауты GT. Не уверен правда, что сумею все понять из комментариев – хотя пожалуй интересна не столько сама конструкция, сколько то, какие размерения и как именно снимали и как именно заказывали. А, ну и еще – насколько это интегрально геморройнее чем «просто» дырки

        • Снимали штангенциркулем и линейкой, это несложно.
          Размеры приводить не буду, они годятся только для наших велосипедов.

          «Просто отверстие», извини, в чем? Трубу пера сверлить нельзя, а в дропауте места нет, он такой ажурный.

  2. Михалыч Михалыч:

    И дальше знаю. И тут вы закрываете полог, и: «Ну как, а так ветер не дует?» – «Не дует». Но пока без продолжения «ветер не дует, но всё же слегка тяготит отсутствие обзора».

    A propos: здесь, кстати, есть некий минус в вашем методе воспитания ребенка, ибо «обычные» мальчики в нашей стране сначала учатся формулировать подобные мысли более кратко и при этом несравненно более ёмко. Вот это вот «слегка тяготит отсутствие обзора» в любом НОРМАЛЬНОМ детском саду будет звучать совсем по-другому. И это так потом помогает в жизни…

    • Я же написала: когда ветер стал реальной проблемой, мы закончили маршрут по ветреной местности, дали человеку отдохнуть и сменить обстановку и продолжили там, где условия были лучше. А как должно быть в твоей идеальной картине мира? Мы должны немедленно «спасать» ребенка из любой ситуации дискомфорта?

      Что-то ты додумываешь про слова, которые использует Лева. Вместо «немного тяготит отсутствие обзора» он кричит: «Снять! Шторы снять!».

      • Михалыч Михалыч:

        Вот-вот. Я собственно именно про это: за мягким и толерантным определением автора

        «При плохой погоде Лёва явно предпочитал защиту от ветра и не тяготился отсутствием обзора.»

        может крыться

        «он кричит: «Снять! Шторы снять!».»

        • По-моему ты что-то не понял. Если «шторы снять» то значит тяготился отсутствием обзора.

        • Как и взрослый, ребенок может по-разному реагировать на одну и ту же вещь в разных ситуациях. Одно дело, мы целый день едем по хорошей погоде, потом внезапно заряжает ливень, Лева без проблем сидит под пологом, ему даже интересно, через полчаса ливень заканчивается, и мы спокойно едем дальше. И совсем другое, когда льет целый день, Лёве и так скучно, да еще и не видно ничего.

  3. Очень здорово все продумано!

    А покрышки с собой не возили, как я вижу. И они не рвались?
    Это просто первое мое личное впечатление от серьезного велопохода – разорванная внафиг покрышка на второй день, которая лопнула от нагрузки. Тяжелые велоштаны+плохая дорога+тяжелый наездник (не я :-) И все, пришлось всей группе эвакуироваться до ближайшего города с запчастями и менять покрышку.

    • При использовании хороших покрышек запас не нужен. На случай прореза или грыжи покрышки можно зашивать.
      Протестировать хороша ли покрышка, лучше заранее в более мелких походах, разгрузив для теста других участников :)

  4. Добрый день! Наш опыт, конечно, не сравнить с вашим, но что-то есть)
    Мы ездим с передними сумками, но кладем туда что-то объемное и легкое (спальники, одежду). При рулении ощущается, но не мешает, наоборот при прямолинейном движении появляется больше стабильности. Простая стоковая вилка субъективно в какие-то моменты работает даже лучше (мягче).
    Одноколесный прицеп не особо влияет на проходимость, хотя с ним и тяжело ехать, особенно по мягким поверхностям (песок и т.п.) и в горку.
    Спасибо за статью!

    • При грузе, закрепленном ниже амортизатора, мягче она точно работать физически не может. Думаю, ощущения в этом случае обманывают.

      А как одноколесный прицеп ведет себя по сильно каменистой дороге, когда, например едешь задним колесом велосипеда по краешку камня и оно соскальзывает вбок?

      • По сильно каменистой не ездили. Прицеп вообще едет ровно за велосипедом (кроме поворотов, там радиус, понятно, чуть меньше), если заднее колесо велосипеда соскользнёт, то прицеп проедет там, где поехало колесо. Сложно на словах объяснить)
        На самом деле, каких-то проблем с управлением в движении прицеп не доставляет, если мы говорим о походе, конечно, а не о гонках) Я бы даже сказал, что тяжелые, большие штаны больше влияют.

        • Если начнёт скользить вбок прицеп, то просто придётся приложить больше усилия на педали, чтобы его вытянуть. На руление это не повлияет. Большой плюс в том, что центр тяжести очень низкий.

          • Для того, чтобы проиллюстрировать, чем мешает третье колесо: свой полностью нагруженный велосипед я могу переправить через реку по одному бревну, сам идя по второму параллельному. Когда за дело берется тот, кто чувствует мой велосипед хуже, чем я, обычно заднее колесо не едет ровно по бревну, что чревато падением велосипеда. Представим, что есть еще третье колесо на гибкой сцепке. Оно идет по следу второго. То есть ПОЧТИ по следу второго. И это незаметно на асфальте или умеренно плотной тропе. Но когда нужна бОльшая точность (живые камни или каменисто-глинистая разъезженная поверхность), это уже важно.

            И проходимость – это не только руление. Если второе колесо едет «на кончиках шин» по ненадежной поверхности, а под третье попадает камень, то оно сдергивает второе. Если не вытягиваешь в горку с прицепом, это тоже проходимость. Даже без прицепа в горку по плохой дороге приходится развивать предельные усилия на педалях на нижней передаче, чуть не хватило силы – уже тащишь велосипед, а не едешь.

        • Походы разные бывают :) Дорожки вверх на пределе проходимости велосипеда в седле нам часто встречались.
          В гонках с разгруженным велосипедом все вообще по-другому.

  5. Дмитрий Дмитрий:

    Доброго времени суток! наткнулся на Ваш сайт, читаю с удовольствием. Импонирует то что стараетесь разобраться в технических деталях глубоко,а не поверхностно, при этом используя иностранную литературу.
    Начал интересоваться велопутешествиями не так давно, опыта нет, есть много литературы, информации, и очень много хороших отсчетов, которые проливают свет на суть вопроса.
    Пока изучал суть вопроса, родился сын, путешествие снова отложилось- усложнилось. Вопросов пока больше чем ответов.
    В общем вопрос такой: как быть с вещами если нужно оставить велосипед, когда в паре ещё более менее понятно, а вот когда соло путешествие, как быть?
    Европейский вариант кажется вообще непригодным в данном случае:4 панели унести с собой наверное нереально, с велоштанами предпочтительней, но если вещей много и нужно загрузить переднюю ось, например по Вашему методу, как быть в такой ситуации?

    • Если нужно оставить на короткое время и более-менее на виду (в маленький магазин зайти) – ставим у окна велосипед, чтобы было видно и заходим. Кошелек с документами берем с собой. Если дольше – караулим по очереди или просим кого-нибудь посмотреть за ним. В Китае вообще можно в любой конторе попросить присмотреть, а то и закатить на время в подсобное помещение. Остерегаемся лишь вокзалов и многолюдных рынков, где ловят удачу целенаправленные воры.

      Уносить с собой каждый раз в магазин или в кафе несколько десятков килограммов вещей очень неудобно даже если они в одном рюкзаке. Тем более, что велосипед без вещей тоже представляет ценный и слабо охраняемый объект, несмотря на замки.

      • Дмитрий Дмитрий:

        Методика понятна: припарковал велосипед, вдохнул
        выдохнул и отправился по своим делам:)

  6. Дочка увидела эту фотографию (http://gingertea.ru/travel/china2015/_MG_4082.jpg) и говорит: «Шлем, скипетр, держава…» :)))

    Интересная статья, спасибо. Много удачных технических решений. Отдельное спасибо за ссылку на книгу Джобста Брандта. Давно такую искал.

    Я так понимаю, знания о классе прочности металлов и сопромат были получины при обучении по специальности? :)

    Плануирую перейти на контактные педали, но из-за отсутствия опыта не знаю чего ожидать на сложных участках. Опасаюсь не успеть выстегнуться и завалиться вместе с велосипедеом и ребенком. Думал сначала приобрести гибридные контактные педали с небольшой платфоромой типа Shimano A530, но смотрю у вас обычные контактные педали стоят. Падений с ребёнком, видимо, не было и на этот счёт можно не переживать? :)

    • Илья, привет!
      Про скипетр и державу: очень похоже )))
      У нас контактные педали давно, еще до рождения ребенка, и я к ним привыкла. Сейчас на сложных участках выстегиваюсь слегка заранее. Я, кстати, падала с ним пару раз, не в этом походе. И один раз именно из-за педалей: они забились грязью и плохо выстегивались, за этим стоит следить. Начинали мы ездить сразу с обычных контактов, особых проблем не было, разве что на вязком грунте, но это тоже решается заблаговременным выстегиваением.

    • С инженерно-практической точки зрения нужно просто в критичных места брать как можно прочнее, вместо использования красивых нержавеющих (или даже титановых) винтов. Разрушающие усилия на разрыв и срез можно подсчитать с помощью онлайн-калькуляторов.

  7. Я бы не рекомендовал для походов туфли Shimano M089 (и любые другие с трещоткой), если будут пешеходные участки по камням. Трещотка портится, и потом очень сложно ее ослабить и вытащить ногу. У меня были такие же, только более старая версия. Пару раз пришлось прибегать к помощи отвертки, чтобы вылезти из этой ловушки :) Сейчас Shimano M088 на липучках – неплохой вариант.
    Вообще у шимановских бот (не туристических) подошва начинает постепенно отклеиваться, но это обычно долгоиграющий процесс :) И сетка рвется. Тоже не сразу :)

Оставить комментарий

*