Горы между высокими, но плоскими равнинами Ладакха и Чангтанга и зелеными ущельями Чандры-Бхаги не населены. Зимы здесь слишком суровы для жизни. Снега на перевалах по полгода охраняют эти места со всех сторон. Туристы здесь почти не ходят: их маршруты с ладакхцами-проводниками — на нескольких хорошо известных тропах, где раньше шли караваны: из Ладакха в Занскар и в Чангтанг, и в села в ближайших долинах. Только летняя военная дорога из Манали в Лех пересекает эти пустые горы. Она построена в конце 20 века и даже на советских картах генштаба не обозначена.
В этих местах мы втроем и устроили «детский» горный поход летом 2016 года. Названия тут такие, что залюбуешься: хребты Занскар и Карзок, Индийские Гималаи. А рельеф — гораздо проще, чем в более низких горах Пир-Панджала, где хочется повесить веревку, прямо выйдя на порог дома. Но он не столь равнинный как в Чангтанге и Тибете (там интереснее на велосипеде, а не пешком). Где еще сделаешь горный поход первой-второй категории сложности, а то и некатегорийный, но с высотами больше четырех с половиной тысяч метров? Вокруг просторные и яркие панорамные виды. Эти горы сегодня продолжают расти и вокруг суровый и не сглаженный рельеф. Ледники — прямо рядом, но они не мешают идти, не заставляют надевать кошки и разматывать тяжелые веревки. А по красивейшим горным речкам возможно проходить вдоль, переправляясь вброд через студеную воду. Перевалы — чуть ли не до шести тысяч. Одним словом, мечта!
Заехать сюда легко по шоссе, а сойдешь с дороги — сразу попадаешь в лабиринт больших и маленьких ущелий. Одни из них гостеприимные и простые, с травой и ручейками. Другие — почти непроходимые, похожие на каньоны, перегороженные высокими и крутыми осыпями над бурной водой. Описания их очень фрагментарные — от мэтров гималайских восхождений, которых больше интересовали вершины, а не пути. Так что перед походом мне пришлось посидеть над детальными картами высот и уклонов, обдумать и прорисовать основные и множество запасных вариантов. Получилось похоже на замысловатую паутину. Если мы столкнемся с какой-то неожиданностью, а это очень вероятно, то сможем прямо в пути импровизировать.
Примечание: В обиходе Занскаром называют верховья реки Занскар, Карзоком — село, находящееся на озере Цоморири, а не одноименные и довольно протяженные хребты. Ладакхом — верховья долины Инда с городом Лех, а в широком смысле весь район, к северу от Большого хребта Индийских Гималаев.
***
Цистерна с керосином для ладакхских военных остановилась поздним вечером на широкой и пыльной равнине. Мы выгрузились из кабины и сразу поразились ярким звездам. Было не холодно. Вокруг останавливались на ночь другие водители-дальнобойщики. Они спят прямо в кабинах, задраив окна и завернувшись в шерстяные шали. Дальше — огонек у шлагбаума: выезд из провинции Химачал-Прадеш. Демонстративно у моста стоял последний ларек со спиртным: дальше в мусульманском Джамму и Кашмире это запрещено. На повороте за перегибом — травяной луг с прозрачным ручейком. Дорога и пыль исчезли, хотя по прямой до них — всего сотня метров.
На следующий день мы начали подниматься от дороги по ущелью. Груз на все 20 дней вперед ощутимо давил на плечи. Но через 15 километров мы оставим заброску, и станет существенно легче. Тропа шла по травке прямо рядом с прозрачной водой. В ней намерзли кристальные хрустящие льдинки, а между ними плавали рыбки. Красота!
Лёва с первого дня включился в походный быт, как взрослый участник похода. Набирает воду из родника.
Лагерь на реке
Автодорога Манали-Лех — тонкая ниточка цивилизации в безлюдных горах
Поднимаемся по ущелью
Я нёс большую часть снаряжения и продуктов, вместе с забросками на следующие части маршрута: на 10 и на 4 дня
Только километров через пять мы сориентировались и поняли, что вчера не доехали несколько километров и вместо Малунга ушли в ущелье реки Сарчу.
Сориентировались и возвращаемся к дороге
Дорога Манали-Лех построена и постоянно ремонтируется BRO (Border road organization) — индийским военным дорожным агентством, которое известно своими остроумными, а иногда и излишне смелыми лозунгами: «Мы достигнем Лхасы и даже Пекина», «Горы останавливают нас, а то мы продвинулись бы гораздо дальше». Но здесь повода нет, и все просто: «Мост в урочище Тинг-Тинг, въезжать по одному».
Через полчаса мы уже шли по правильному пути: по левому берегу ущелья реки Малунг. Оно оказалось не таким красивым, как предыдущее: травы не было, а река — мутная. Она текла внизу под отвесными стенами каньона, так что до воды не доберешься. Мы осторожно шагали по какой-то старой и ненадежной звериной тропе. То и дело ее пересекли осыпи. Только бесстрашное копытное могло выбрать такой опасный путь, с которого камни лавинами съезжали к обрыву и слетали в реку. Нам для безопасности надо было обходить гораздо выше. Каждый обход становился все сложнее.
Каньон Малунга вблизи дороги
Один из притоков. Здесь даже растет трава.
Наш путь по непростому левому берегу Малунга (на фото слева). Фото вниз по течению. Это место мы только что прошли.
Родник
Плоская терраса древней морены. Вид вперед по ходу движения.
Лезем еще через одну осыпь
На другом берегу еще более крутая осыпь. Ей заканчивается тропа по правому берегу Малунга, которая была видна и на некоторых фото выше.
Снова терраса. В детском рюкзаке кроме Лёвы ехали тяжелые и компактные продукты. В один мой рюкзак все бы не поместилось, даже с учетом внешней подвески.
Плоская как стол терраса — идешь по ней и не верится, что вокруг нехоженые хребты.
Она заканчивается еще более ненадежной осыпью. Эту осыпь мы преодолели, хотя она и кажется непроходимой. А на следующей все-таки решили повернуть обратно. Дальше идти нельзя: слетишь в реку.
Мы поставили палатку на лужайке под водопадом и весь вечер изучали карты, придумывая, как бы нам перепланировать маршрут
На следующий день мы пошли радиально налегке к горе Лингти (5876 м). В таких местах можно спокойно оставлять палатку с вещами — никаких людей здесь не бывает.
Сразу на входе в боковую долину мы обнаружили необычную каменную гряду и взобрались на нее. Раньше она была продолжением правого на фото склона. Ручей тогда проходил через выемку в дальнем конце гряды (перед горой). Но что-то поменялось, и вода проделала себе новый путь: непроходимое ущелье глубиной около сотни метров между обрывами, а гряда теперь стала обособленной. Конец нашего подъема под вершину Лингти обозначен на фото сиреневой точкой (на фото справа сверху)
По наклону слоев в гряде на переднем плане видно, что она когда-то была продолжением склона (на заднем плане)
Над притоком Малунга
Вода скоро исчезла, и мы пошли прямо по дну ущелья. На пути несколько несложных скальных ступеней.
Почти все ущелье завалено камнями.
Лёва едет в рюкзаке, и ему очень хорошо в зимней куртке. А мы идем в рубашках
Мы в стране каменных рек, в нехоженном и негостеприимном краю. Людей здесь быть не может, но иногда мне кажется, что где-то сверху стоит палатка, а то и набита тропа. Всякий раз это оказывается большим камнем, снежником или естественным перегибом рельефа.
Лёва заснул, и мы сделали ему из флисового свитера импровизированную подушку, мягко подвязав курткой.
Геологически эти горы очень похожи на хребет Занскар и очень отличаются от Большого хребта Индийских Гималаев
Структура из смятых слоев возникла в процессе столкновения Индостанской плиты с Евразийской. Их сближение продолжается, и Гималаи растут прямо сейчас.
На обратном пути мы исследуем и новый каньон между хребтом и перемычкой (на фото — слева). Вид вверх по течению.
Это место хорошо защищено от зимних ветров. В нем есть и вода, и растительность. На берегу ручья — следы волка и черепа горных козлов.
Мы находимся всего в сотне метров от нашей стоянки. Но проходим ли каньон?
Чуть ниже — водопад, завал и крутая живая осыпь. Спускаться опасно. Прохода нет.
Возвращаемся в обход с другой стороны перемычки по своим следам. Там полого.
Снова идем по плоской террасе
Снизу нее — останец в виде игуаны
Вечером после экскурсии мы окончательно придумали интересное продолжение похода. Возвращаемся с непроходимого Малунга на дорогу.
План дальше получился просто отличный: три близких по длительности сегмента в диких и безлюдных местах, на трех разных хребтах. Трудно представить, как настолько отличающиеся ландшафты находятся всего в нескольких десятках километров друг от друга. В долине Малунга мы оставляем у дороги заброску на 6 дней — на последний сегмент маршрута.
Карта «детского» похода по Индийским Гималаям и Ладакху (кликнув, можно увеличить)
Cиним цветом — автодорога Манали-Лех. Красным — первая часть, зеленым — вторая (хребет Карзок), сиреневым — третья (хребет Занскар), голубым — четвертая (Большой гималайский хребет).
Следующие рассказы о походе по Ладакху и Индийским Гималаям:
...
2. Пятитысячная степь
3. Горы как пирожные
4. Гималайский водораздел
Какие, однако, пустые и негостеприимные места...
Есть такое. И мы как раз любим такие запредельные аридные ландшафты. В них приходит максимальное чувство отрыва от привычной жизни, по крайней мере, у меня так.
как вы прикидываете количество дней на такие походы, особенно с учетом возможных затруднений из-за рельефа?
Мы знаем, сколько примерно километров проходим по разным видам рельефа. Плюс по конкретным местам смотрим, как удобно будет двигаться. Допустим, чтобы преодолеть такой-то перевал нужен 1 долгий день подхода, потом ночевка на определенной высоте и в примерно понятном месте (по рельефу и наличию воды), 1 день на сам перевал, затем 1 долгий день на остаток спуска. Раз в неделю у нас по плану дневка, она же запасной день. По факту мы чаще не используем этот день для отдыха, а делаем радиальный выход или удлиняем маршрут за счет какого-то интересного места. Еще накидываем 1-2 дня запасных дня на заброску-выброску, если там может быть что-то непредсказуемое.
Еще есть методика подсчета дневного километража, которую используют горные туристы. Павел позже про нее напишет.
В велотуризме с подсчетом дней посвободнее, потому что везти груз на велосипеде проще и можно взять чуть больше запасных продуктов.
Я заранее запланировал поход на 19 дней плюс один запасной день) и еще плюс по два дня на заброску и выброску. Расстояние из расчета 15 «условных км» в день. 1 «условный км» это или 1 км маршрута или 100 м подъема.
После первой части (непроходимой реки) мы переделали план, и в рамках того же самого времени решили сделать еще три отдельные автономные части с возвращением на дорогу, вдоль которой заранее оставили две заброски. Если бы мы шли медленнее — мы смогли бы опустить четвертую часть. Если бы шли быстрее, смогли бы сделать четвертую часть длиннее.
Затруднения из-за рельефа заранее в «условных км» я не учитывал, но специально планировал запас времени, чтобы в случае их появления в конце похода у нас было бы достаточно времени. В частности, если бы в четвертой части было непроходимое препятствие, у нас было время вернуться по собственным следам и уложиться в срок.