Монастырь Бардан построен в 17 веке. Он стоит на вершине небольшого, но крутого холма, одной стороной выходя на плоскую террасу. Другая сторона прилегает к обрыву над рекой Царап-Чу. Высокий холм несколько улучшает оборону, но нельзя назвать это место крепостью: чтобы защитить монастырь, потребовалось бы очень большое войско. Только удаленность спасала Занскар от воинственных соседей, да и то не всегда.
Монастырь Бардан на карте
Стены сложены из не обожженных глиняных кирпичей и обмазаны сверху все той же глиной, а затем побелены. Редкие в этих местах дожди не разрушают стены. Побелка постепенно смывается, поэтому если в Тибете здание побелено — значит, оно жилое, хозяева присматривают за ним.
К монастырю ведет лестница, на которой паломники, поднимаясь, крутят молитвенные барабаны из красной кожи. Это стандартное действие, которое делает каждый тибетец. В барабанах находятся свитки с мантрами, которые при вращении «прочитываются». Не сделать это считается невежливым, а крутить против часовой стрелки — вредным. Для иностранцев и индийцев, не знакомых с традицией, иногда делают стрелочки, в какую сторону нужно вращать барабаны.
На крышах тибетских храмов часто присутствует трезубец. Этот воинственный символ позаимствован из индуизма, где трезубец ассоциируется с Шивой. В буддизме Махаяны тришула (санскр.) становится грозным оружием, охраняющим учение Будды.
Самый ценный строительный материал — дерево. Его привозят из долин и используют для устройства перекрытий, колонн и оконных рам. Очень широко используют тонкие жерди, и пол верхних этажей часто «дышит» под ногами.
В общий двор выходят несколько храмов. Одну из них полностью занимает большой молитвенный барабан, который в одиночку и сдвинуть с места сложно. Когда его раскручивают, периодически звенит колокольчик, прикрепленный на потолке. У входа в другой на стене — фреска, изображающая символическое устройство вселенной в виде колеса, в центре которого — гора Меру. Узкие и темные коридорчики, где сложно пройти, не пригнувшись, ведут к кельям и к святилищу, устроенному в естественном гроте под скалой. Возможно, это самое старое помещение, которое использовалось для медитаций и пожертвований задолго до строительства.
Рядом с древней караванной тропой, которая сегодня расширена до автомобильной дороги, огибающей подножие холма, построены несколько буддийских ступ. Пространство между ними заполнено стеной из камней с выбитыми на них мантрами, которые в знак уважения приносили и укладывали паломники: занскарские крестьяне, караванщики, монахи.
Значительные ценности монастыря охраняет цепной пес — щенок с повязанными на шею ленточками то ли в знак благословения, то ли просто для красоты.
Книга «Гималаи, Ладакх, Каракорум»
Глава 1. С низкого старта из Манали в Лахул,
в которой мы собираем чемоданы, сгибаем в бараний рог велосипедную спицу по колено в грязи под перевалом Ротанг, беседуем в Лахуле с пьяным индусом и доезжаем до конца асфальтовой дороги.
Глава 2. Акробатика и тяжелая атлетика: с велосипедом через Шинго-Ла,
в которой мы чудом избегаем возвращения в Манали, индийский сварщик приобретает абсолютно новый опыт, в которой мы заносим велосипеды на Гималайский хребет, а нас обгоняют лошади с навьюченными сундуками.
Глава 3. Человек с железным конем,
в которой мы приносим велосипеды в Занскар, знакомимся с феодальными обычаями и совершаем визит в ассоциацию женщин села Каргьяк.
Глава 4. Самое отдаленное княжество в Индии,
в которой мы изо всех сил стараемся охладиться, перестаем катить велосипеды и снова едем на них, показываем юным монахам, как ставить заплатку на колесо, попадаем в центральный город Занскара и находим новый путь в Лех.
Глава 5. Новая дорога в никуда,
в которой инженеры рискуют жизнью, из долины реки Занскар исчезают люди, мы находим погребенный под скалой бульдозер и узнаем, какая в Индии система мер и весов.
Приложение 2. Деревня Сани: 1000 лет в тибетской глуши
Глава 6. Выбираясь из песков Занскара, или Вверх, на Пенси-Ла,
в которой мы боремся с песком и ветром, покупаем походные продукты там, где их нет, идем в гости к тибетцам и гималайским суркам и забрасываем велосипеды на крышу пастушьего дома.
Глава 7. Массив Кун-Нун: на четырех ногах, на четырех колесах,
в которой мы лезем в ледяную воду, испытываем сандалии для хождения по леднику и оставляем следы снежного человека в цветочной долине.
Глава 8. Вода, разделяющая мировые религии,
в которой мы выезжаем из Тибета, разгрызаем мягкие булочки, а на нашу единственную ручку для записей появляется огромное количество претендентов.
Глава 9. Неспокойный Каргил,
в которой мы попадаем в область международного конфликта, ищем подходящий караван-сарай и знакомимся с чеширским тандыром.
Глава 10. Пыль военных дорог,
в которой мы не пересекаем границу с Пакистаном, но заглядываем туда, в которой нам приходится побывать в музее боевой славы, в которой мы встречаем истинных ариев и выясняем, сколько абрикосов в состоянии съесть человек.
Глава 11. Наперегонки со строителями, или Снова по закрытой дороге из Леха в Падум,
в которой мы заполняем белое пятно в атласе, дорога обваливается в пропасть, и мы разоблачаем тибетскую антигравитацию.
Приложение 3. Лех: город на перекрестке
Глава 12. На хвосте у верблюда,
в которой велосипеды скачут по Шелковому пути, а мы поднимаемся на хребет Ладакх, разоблачаем индийских топографов и зарываем еду в песок.
Глава 13. Река государственной важности,
в которой мы разгадываем бюрократические загадки, находим пустыню в горах, встречаем военного альпиниста-австопощика и снова не попадаем в Пакистан.
Здорово!
Не похоже, что собака-улыбака что-то охраняет =)
Какие красивые ступы! Особенно старый очень необычно смотрятся.
Пес, небось, воплощение гневных йидамов :) И почему ни одного человека нет?
издалека монастырь похож на тюрьму для особо опасных.
Красивое и величественное место! Веет чем-то значительным и даже космическим.