Массив Кун-Нун: на четырех ногах, на четырех колесах. Гималаи, Ладакх, Каракорум — глава 7

31 July 2012 // Автор:

Места: Джамму и Кашмир, Занскар, Индия, Книга "Гималаи. Ладакх. Каракорум", Кун-Нун, Ладакх, Река Суру, Чилунг-Ла

Tags: , ,

Глава 7

в которой мы лезем в ледяную воду, испытываем сандалии для хождения по леднику и оставляем следы снежного человека в цветочной долине.

27 июля

У горной реки со снежно-ледниковым питанием (то есть любой, кроме вытекающих из озера) — самый низкий уровень воды в предрассветных сумерках, когда вершины гор еще не начало освещать солнце. Вставать за полчаса до рассвета без будильника непросто. Мы договорились так: каждый ставит свой внутренний будильник и пытается проснуться в полпятого, быстро собираемся, а завтрак готовим после брода.

Сумерки уже не очень густые, и мы в неопреновых носках идем через реку. Ногам не холодно, ощущение, как в резиновых сапогах, и воды, попадающей внутрь, совсем не чувствуется. В самой глубокой протоке бурная мутная вода чуть не доходит до пояса, и мы, держа один другого за плечи одной рукой — «стенкой», ее еле прошли. В 5:20 (на восходе солнца) выбрались на лужайку около кристального, прозрачного притока, разложили на просушку мокрые вещи, но пока солнце не выглянуло из-за хребтов, наши голые ноги уже успели охладиться, а на мокрой пенке появился иней.

На левой стороне о людях напоминают только полуразрушенные старые кладки из камней, которые когда-то использовались как пастушьи балаганы. Сейчас — ни души. На другой стороне высоко на склоне — лента дороги, но людей так далеко не видно, и ощущение, что долина до горизонта абсолютно пуста.

По долине к перевалу Чилунг-Ла слабая тропа то появляется, то снова исчезает в крупных каменных осыпях, но идти по правому берегу несложно даже и без нее. Очень много источников чистой прозрачной воды, каждые полкилометра — красивые места будто бы специально подготовлены для стоянки. Несколько разрушенных ветрозащитных стенок и туров. В этой пустынной долине наверняка должны быть крупные животные, но пока кроме сурков никого. На глинистых участках у реки — многочисленные следы какой-то крупной кошки. Самой ее не видно.

Переходим вброд реку, она тоже почти по пояс. В веховьях долины сливаются два бурных ручья, которые текут из-под больших разорванных ледников. Мы переходим левый приток по нижней границе ледника и поднимаемся на крутую морену по руслу высохшего ручья, заваленному крупными камнями: в других местах мелкий песок осыпается, и лезть совсем неудобно, а промытые водой валуны держатся хорошо, как лестница. Выше морена более пологая. Много мест для стоянки. Сверху виден небольшой ледник, лежащий выше крутых скал. Там находится удобный путь через хребет.

Идиллическая долина поднимается к перевалу Чилунг-Ла
Идиллическая долина к перевалу Чилунг-Ла, Каргил, Индия
С велосипедным рюкзаком на пешем участке не очень удобно, но жить можно.
С велосипедным рюкзаком на пешем участке не очень удобно, но жить можно, долина к перевалу Чилунг-Ла, Каргил, Индия

Цветы в  долине к перевалу Чилунг-Ла, Каргил, Индия

Перевал Чилунг-Ла с востока
Перевал Чилунг-Ла с востока, Каргил, Индия

Меконопсисы — «голубые маки»
Меконопсисы -

Идиллическая долина к перевалу Чилунг-Ла, Каргил, Индия

Мы поднимаемся к леднику по левобережным моренам и разрушающимся скалам и выходим в верхнюю точку, свободную от льда. Дальше есть путь только по льду. Ближе к левому берегу ледник покрыт снегом, но там рельеф в виде чаши с крутым склоном в 20 градусов над ней. Прямо над нами — ледовый склон примерно 10 градусов, но на поверхности почти нет снега, и надежные ступени не получаются. Мы доходим до верхней границы вмерзших в ледник валунов, за которые еще можно организовать страховку без ледового снаряжения, и видим, что длины десятиметровой веревки, которую мы брали для страховки на переправах, не хватит для прохождения склона выше. У нас нет ледовых буров, и выше на льду мы никак не сможем ее закрепить. Поэтому мы решили спускаться обратно, хотя и обидно — до перевала всего 100 метров по льду, а на другой стороне уже все чисто, судя по спутниковым снимкам. Мы хорошо видим тур, сооруженный на вершине остроконечной горы, с правой (орографически) стороны этого ледника, но мы сейчас слева. Путь по скалам левой стороны в эту точку тоже не просматривается: они очень крутые.

Начинается моросящий дождик. Обратно мы пересекаем ручей под ледником. Брод — абсолютно гладкая горизонтальная скальная ступенька, протекая по которой, речка становится около 10 метров в ширину и везде одинаковой глубины — по щиколотку. Мы спускаемся к небольшому моренному озеру, которое просматривается сверху на краю древней высокой морены между северным и южным ледниками. Во впадине нет ветра, и поверхность озера гладкая. В ней отражается небо и хребет. Отсюда прекрасный вид на оба ледника. Северный спускается крутым ледопадом и внизу заканчивается небольшим пологим участком. Рай для любителей ледолазания. Где наши ледовые буры и ледорубы? Южный идет полого, заканчиваясь отвесным обрывом-сколом черного льда внизу и поднимаясь вверх на все хребты цирка. Троп, стоянок и других признаков присутствия людей мы не заметили.

Перевал Чилунг-Ла, центральный вариант подъема

Перевал Чилунг-Ла, на центральной морене, Каргил, Индия

Технические фотографии:
Перевал Чилунг-Лa: центральный вариант подъема
Перевал Чилунг-Ла: центральный цирк (слева), северный ледопад (справа)
Перевал Чилунг-Ла: центральный цирк, путь подъема и спуска
Перевал Чилунг-Ла с востока
Перевал Чилунг-Ла, озеро на центральной морене

28 июля

Наиболее красивый путь вниз — небольшой спуск к краю южного ледника и дальше до того места, где он подмыт рекой. Но неизвестно, удастся ли там переправиться через реку, поэтому мы спускаемся практически по пути подъема: по крутой высокой морене к переправе через северную речку. Брод по колено в том месте, где она разделяется на протоки. В неопреновых носках даже морозным утром мы чувствуем себя в ледяной воде, как будто идем по снегу в валенках — совсем не холодно. Спускаемся по ущелью. Сегодня у нас много времени: брод обратно через Рингдом-Сангпо (она же Суру ниже по течению) — только завтра утром. Поэтому мы не спешим, фотографируем «голубые маки», часто останавливаемся погрызть печенье и посидеть на солнце. Мы не спеша гуляем по песчаным отмелям, оставляя следы «снежного человека» для следующих групп русских горных туристов (другие, конечно, не окажутся в этом медвежьем углу).

У прозрачного ручейка, текущего среди зеленых кочек, мы остановились принять ванну. Развели горелку и нагрели теплой воды во все бутылки, затем скипятили еще котелок — этого хватит на одного человека. Затем Тоня поливает меня, смешивая кипяток из котелка с водой из ручья. Горелка все еще работает на полную, и она подливает в котел холодной воды: нагреется, пока я вожусь с мылом. Несмотря на солнце, холодный ветер заставляет мыться быстро, и вот уже вода из всех бутылок и котелка смывает мыло. Быстро надетый прямо на мокрое тело — высохнет сам — флисовый свитер. Ощущение тепла и чистоты — одно из приятнейших в походе. Мы меняемся, и горелка снова греет воду.

Перевал Чилунг-Ла, нижняя часть южного ледника
Перевал Чилунг-Ла, нижняя часть южного ледника, Каргил, Индия
Панорама южного ледника
Перевал Чилунг-Ла, панорама южного ледника, Каргил, Индия
( увеличить )
Восточная долина — откуда мы пришли к перевалу
Перевал Чилунг-Ла, восточная долина, Каргил, Индия

Цветы в  долине к перевалу Чилунг-Ла, Каргил, Индия

29 июля

Ночью шел дождь, и вода в реке поднялась. На рассвете идем вброд обратно через реку Рингдом-Сангпо. Большинство проток стали существенно шире и глубже. Две самые серьезные — глубиной около 90 см, с быстрым течением. Потом взбираемся на высокий склон ущелья к нашим велосипедам. Видим, как стадо яков хочет перейти через реку. Они приближаются к разливу и входят в воду цепочкой один за другим. В глубоком месте их сбивает с ног, и они плывут к берегу, а течение существенно сносит их вниз. Четыре ноги — большое преимущество, и вот они уже снова нащупывают передними копытами дно. Телята плывут наравне со взрослыми, хотя их сносит гораздо сильнее.

Стадо яков самостоятельно переправляется через полноводную горную реку
Стадо яков самостоятельно переправляется через полноводную реку, Каргил, Индия

Книга «Гималаи, Ладакх, Каракорум»

Глава 1. С низкого старта из Манали в Лахул,
в которой мы собираем чемоданы, сгибаем в бараний рог велосипедную спицу по колено в грязи под перевалом Ротанг, беседуем в Лахуле с пьяным индусом и доезжаем до конца асфальтовой дороги.

Глава 2. Акробатика и тяжелая атлетика: с велосипедом через Шинго-Ла,
в которой мы чудом избегаем возвращения в Манали, индийский сварщик приобретает абсолютно новый опыт, в которой мы заносим велосипеды на Гималайский хребет, а нас обгоняют лошади с навьюченными сундуками.

Глава 3. Человек с железным конем,
в которой мы приносим велосипеды в Занскар, знакомимся с феодальными обычаями и совершаем визит в ассоциацию женщин села Каргьяк.

Глава 4. Самое отдаленное княжество в Индии,
в которой мы изо всех сил стараемся охладиться, перестаем катить велосипеды и снова едем на них, показываем юным монахам, как ставить заплатку на колесо, попадаем в центральный город Занскара и находим новый путь в Лех.

Приложение 1. Буддийский монастырь Бардан-гомпа в Занскаре

Глава 5. Новая дорога в никуда,
в которой инженеры рискуют жизнью, из долины реки Занскар исчезают люди, мы находим погребенный под скалой бульдозер и узнаем, какая в Индии система мер и весов.

Приложение 2. Деревня Сани: 1000 лет в тибетской глуши

Глава 6. Выбираясь из песков Занскара, или Вверх, на Пенси-Ла,
в которой мы боремся с песком и ветром, покупаем походные продукты там, где их нет, идем в гости к тибетцам и гималайским суркам и забрасываем велосипеды на крышу пастушьего дома.

Глава 8. Вода, разделяющая мировые религии,
в которой мы выезжаем из Тибета, разгрызаем мягкие булочки, а на нашу единственную ручку для записей появляется огромное количество претендентов.

Глава 9. Неспокойный Каргил,
в которой мы попадаем в область международного конфликта, ищем подходящий караван-сарай и знакомимся с чеширским тандыром.

Глава 10. Пыль военных дорог,
в которой мы не пересекаем границу с Пакистаном, но заглядываем туда, в которой нам приходится побывать в музее боевой славы, в которой мы встречаем истинных ариев и выясняем, сколько абрикосов в состоянии съесть человек.

Глава 11. Наперегонки со строителями, или Снова по закрытой дороге из Леха в Падум,
в которой мы заполняем белое пятно в атласе, дорога обваливается в пропасть, и мы разоблачаем тибетскую антигравитацию.

Приложение 3. Лех: город на перекрестке

Глава 12. На хвосте у верблюда,
в которой велосипеды скачут по Шелковому пути, а мы поднимаемся на хребет Ладакх, разоблачаем индийских топографов и зарываем еду в песок.

Глава 13. Река государственной важности,
в которой мы разгадываем бюрократические загадки, находим пустыню в горах, встречаем военного альпиниста-австопощика и снова не попадаем в Пакистан.

31 July 2012 // Автор:

Tags: , ,

8 Comments →

Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только собирают косточки на […]

Также рекомендуем

Подписка

pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

1. avatar Vikni says:

очень красивые виды !!! но чувствуется, что нелегко вам там пришлось ... вы большие молодцы :)))

2. А какой толщины у вас были неопреновые носки?

3. Красота неимоверная! Но до неё не так-то легко добраться! Вы действительно молодцы!

4. avatar Алексей says:

интересни, жто только у меня нездоровые фантазии по поводу ледника? :)

5. Да, интересное приключение! Спасибо, что поделились!