Выбираясь из песков Занскара, или Вверх, на Пенси-Ла. Гималаи, Ладакх, Каракорум — глава 6

24 July 2012 // Автор:

Места: Абран, Джамму и Кашмир, Зангла, Занскар, Индия, Карша, Книга "Гималаи. Ладакх. Каракорум", Кун-Нун, Падум, Пенси-Ла, Река Занскар, Река Суру, Сани, Стод, Царап-Чу

Tags: , , ,

Глава 6

в которой мы боремся с песком и ветром, покупаем походные продукты там, где их нет, идем в гости к тибетцам и гималайским суркам и забрасываем велосипеды на крышу пастушьего дома.

24 июля

Абсолютная тишина, гулкая и значительная. Изредка слышны птичьи разговоры и шорох своих же колес. Слоеные обрывы и горы в рубчик обрамляют узкий каньон реки Занскар. Мы возвращаемся к деревне Зангла и снова едем там, где несколькими годами раньше невозможно было пройти даже пешком.

Выезжаем обратно в широкую долину и пересекаем Занскар по пешеходному подвесному мосту около Занглы. Дорога по левому берегу — это песчаные разъезженные колеи. Грузовик поднимает за собой такую тучу пыли, что видно километров за десять. В особо мягких местах велосипед буксует и останавливается совсем. Что по дороге ехать, что по песчаной пойме — примерно одинаково. Кое-где дорогу мостят крупными камнями, но передвигаться по ним не легче, чем по песку. Навстречу — группа иностранцев налегке, и поодаль проводники с караванами везут их вещи. «Идем в Ламаюру», — отвечают они на наш вопрос. Около Падума долина поворачивает на запад, и только мы выезжаем из-за хребта, как в лицо бьет сильнейший ветер. Он не просто осыпает нас с ног до головы песком, ехать ему навстречу еле получается.

Каньон реки Занскар и строящаяся дорога у места нашей стоянки.
Последний километр строящейся дороги перед порогами реки Занскар, Индия
Путь до Занглы сказочно пустынный. По этой дороге сейчас ездят только те, кто ее строит.
Долина реки Занскар, узкий участок наиболее сложен для строительства запланированной дороги
Домик, видимо, построили BRO-шники или военные, но уже забросили.
маленький дом из камней, Занскар, Индия
Загадочный трезубец Шивы, изображенный неизвестным бульдозеристом.
строительство дороги, Занскар, Индия
Сотовая вышка — единственная на долину, совмещенная со станцией космической связи.
Сотовая вышка - единственная на долину, совмещенная со станцией космической связи, Занскар, Индия
По левому берегу реки Занскар асфальт не проложили.
Песчаная дорога по левому берегу Занскара, Индия
Буддийские ступы в строящейся деревне на левом берегу Занскара, напротив Занглы.
Буддийские ступы в строящейся деревне на левом берегу Занскара, напротив Занглы, Индия
Новые деревни стоят в чистом поле: ни деревца, ни даже кустика, только песчаная пыль.
Песчаная дорога по левому берегу Занскара, Индия
Песчаная дорога по левому берегу Занскара сложнее правобережной асфальтовой.
Песчаная дорога по левому берегу Занскара, Индия

В поселке Карша (или Курча) — большой буддийский монастырь традиции Гелуг. Ему не меньше тысячи лет, это один из древнейших монастырей в Занскаре. Беленые здания почти вертикально взбираются высоко по красному склону. Стена из камней с миллионы раз повторенной мантрой «ом мани пеме хунг» здесь самая большая из тех, что я видел. В Занскаре к строительству этих священных для буддистов стен подходят очень добросовестно, и они тянутся на сотни метров и километры, перемежаясь со ступами. Из-за этого древние караванные тропы издали видны лучше, чем более современные дороги.

Буддийская деревня Карша и пики хребта Занскар
Буддийская деревня Карши и пики хребта Занскар, Индия
Левая часть большого дома — старая, с маленькими окнами, размерами напоминающими бойницы, и почти глухими стенами. Справа пристройки нового времени: у занскарских крестьян появилась возможность застеклять окна.
Буддийская деревня Карши, Занскар, Индия
Монастырь Карша похож на крепость.
Буддийский монастырь в деревне Карша похож на крепость, Индия
Плотное расположение домов и массивные стены защищают и от возможных врагов, и от сильного ветра.
Буддийский монастырь в деревне Карши похож на крепость, Индия
«По дороге в Карша нам пришлось пересекать реку по одному из тех подвесных мостов, которым знаменит Занскар. Это было очень страшно: под ногами бушевал холодный стремительный поток, а обветшалый мост сильно раскачивался», — писал в 1980 году индийский альпинист Хариш Кападия.
Буддийский монастырь в деревне Карша похож на крепость, Индия

До Падума совсем рукой подать, но ветер мешает даже ехать вниз. У реки он еще сильнее, и мы еле движемся. Шляпа привязана шнурком, кепка сдвинута низко на лицо. На этой огромной площади нет ни одного дома, и я понимаю, почему. Мы заворачиваем за холм, ветер резко прекращается, и сразу начинаются деревни, пастбища, зеленые поля. 

В воскресенье большая часть магазинов в Падуме закрыта. И без того скудный выбор продуктов еще сократился. Мы покупаем раскладку на следующие 7 дней, за которые планируем сходить к массиву Кун-Нун и добраться до Каргила — местного райцентра в 220 километрах по дороге, о которой ходит слава самой ужасающей в Джамму и Кашмире. «Ты что предпочитаешь, мокрый изюм или курагу с косточками?» — спрашивает Тоня, выходя из очередной лавочки. — «Гхи (топленое масло) будет в консервной банке, вместо макаронов берем рис с чечевицей, печенье — только „Мария“, орехов только одна пачка, чай, похоже, в виде пыли, шоколад сделан в Малайзии, а написано „Швейцарский“, но другого все равно нет». Только кондитерская-пекарня и фруктовые лавки украшают эту картину. О фруктах мы мечтаем давно и покупаем несколько килограммов на вечер. 

Пообедать решили в туристическом кафе, чтобы не есть вездесущий невкусный «чоумин», жареную лапшу. Заказанные нами «европейские» пельмени с сыром мы ждали минут 40, в них оказалось много полусырой капусты, а сыр не ощущался.

Западное влияние в Занскаре появилось совсем недавно. До 20 века здесь побывало совсем немного европейцев. Первыми, еще в 16-17 веках, добрались купцы и миссионеры. Много позже, в начале 19-го, появились британцы. А с середины 20 века всю территорию Ладакха и Занскара вообще закрыли для иностранцев и сняли запрет только в 1974 году. Теперь сюда приезжают туристы, но местные жители категорически не умеют готовить те стандартные пиццы, которые им кто-то написал в меню. Но заработок важнее.

Деревня Падум, центральный проспект
Деревня Падум, центральный проспект, Занскар, Индия

В долине ветер и не думал стихать. Пропедалировав вопреки ему несколько километров, мы остановились на закате у каменной ограды лесопосадки, которая защищала нашу палатку от ветра. В деревьях живет какая-то мелкая дикая кошка и течет ручей. 

Долина реки Дода (другое название — Стод) после заката
Долина реки Дода (другое название - Стод) после заката, Занскар, Индия

25 июля

Утром мы немного вернулись в село Сани, известное своим старым монастырем школы Друкпа Кагью. Ни индийское влияние, ни прогресс 20 века здесь незаметны на фоне духа старого сельского Занскара. (Монастырь Сани и жизнь глухой тибетской деревни.)

В деревне Рантакша мы вспомнили, что запас соли опять нужно пополнить (в сухом климате соль очень быстро выводится с потом, а вода в горных ручьях почти дистиллированная). Я спустился с дороги к одному из домов. Хозяева замешивали босыми пятками бетон и утрамбовывали его в формы, чтобы получить кирпичи. «Тоня, иди сюда, нас приглашают выпить чаю!»

В тибетском двухэтажном доме живет несколько семей. Низкая дверь подъезда, узкий темный коридор, лестница наверх. С лестничной площадки — двери в несколько квартир, в углу лежат дрова. Нас усаживают в комнату, жена идет готовить чай. На полу — цветастые тибетские коврики, в углу — шкафчик с несколькими книгами и полувыцветшей свадебной фотографией хозяев в молодости. Приносят цампу с топленым маслом, жирный йогурт и сахар. Если смешать все компоненты, получается очень вкусный десерт. После чая фотографируем хозяев за их строительным занятием и записываем их адрес в блокнотик, чтобы послать фото. 

Глиняные кирпичи в Занскаре делают сами с помощью железой формы, а потом высушивают их на солнце.
Глиняные кирпичи для строительства в Занскаре делают сами с помощью железой формы и складывают сушить на солнце, Занскар, Индия

Асфальта уже нет, много камней. Дорога поднимается в сторону перевала Пенси-Ла, пересекая многочисленные чукуры. К каждой деревне — резкий подъем, кое-где дорога совсем разбита, потому что местные жители постоянно ее «улучшают», насыпая на относительно проезжие валуны песок и свежий грунт с соседнего поля. Велосипед вязнет в земле как в болоте и отказывается ехать. Столько сил уходит на подъем с тяжелым рюкзаком! После деревни — короткий спуск в долину следующего ручья (дорога становится более проезжей в связи с отсутствием «улучшателей») и снова поднимается в следующую деревню. Все начинается сначала, свежий полевой грунт, валуны, и так пятнадцатый раз, шестнадцатый... А в дневнике за этот день мы сухо запишем: «горное протяженное препятствие, дорога каменистая горная, пересеченность 30 метров».

Навстречу — караван джипов с очумевшими от долгой тряски в упакованном состоянии туристами. Попутно на крыше доставляют в Падум коробки с кашмирскими яблоками. Сзади, чуть отстав, пылят индийские неубиваемые грузовики с цементом, деревом. Скрипят рессоры, что-то стучит и бьется, а передние колеса вопреки рулю угрожающе раскачиваются вправо-влево. Велосипедистов нет, мотоцикл за день мы увидели лишь один: сказывается молва об отвратительной 220-километровой дороге Падум-Каргил.

На въезде в каждую деревню — новенький знак с ее названием, что не часто встретишь в Индии. В одной из деревень стоит красивый государственный указатель: «Индийский телеком. Публичный телефон-автомат. Местоположение: в доме заместителя председателя». На полях, которые начинаются прямо за придорожным домом, женщины совсем тибетского вида стоят по пояс в зелени ячменных колосьев и радостно кричат нам «Джулее!» (здравствуйте).

Вверх и вниз по реке Дода
Вверх по реке Дода, Занскар, Индия
Очередной подъем
Вверх по реке Дода, Занскар, Индия
Заборы, ограждающие поля от коз, коров и яков, строят из камня. Часто поверх (или вместо) стелют шипастый кустарник — естественный аналог колючей проволоки.
Дорога в чукурах, поля горчицы, Занскар, Индия
В Занскаре выращивают пшеницу и ячмень. Привычный нам пышный хлеб не пекут — не принято.
Зерновые на реке Дода, Занскар, Индия
Улучшенная дорога
Вверх по реке Дода, Занскар, Индия

После деревни Абран возделанные поля заканчиваются. Чукуры покрыты желтой травой, которая становится зеленой ближе к ручьям. Из нее торчат мохнатые морды, и все изрыто норами сурков. Подальше сурки без смущения обгрызают зелень, молодежь играет друг с другом, но стоит сделать шаг в их сторону, и сразу — настороженный свист, одни бегут к своим норам, другие замирают на входе и свисят, свистят, предупреждая собратьев. Если едешь на велосипеде, то грызуны считают тебя не человеком, а странной колесной разновидностью лошади или осла, и по полю к сурку можно подъехать на 5 метров. Мы поставили палатку посреди суркового поля, и через некоторое время они стали выглядывать из нор и наблюдать за нами, издавая тревожный свист на каждое наше движение. С закатом солнца все попрятались. Стало прохладнее, и сильный ветер дул всю ночь.

Вверх по реке Дода, Занскар, Индия

Сурки, живущие в чукурах, откормлены к зиме и очень пушисты.
В чукурах вокруг реки Дода обитают сурки, Занскар, Индия

Вверх по реке Дода, Занскар, Индия

Вверх по реке Дода, Занскар, Индия

Еще фото:
Детеныш гималайкого сурка, Откормленный к зиме сурок на скале

26 июля

Поднимаясь на Пенси-Ла (4482 м), проезжаем множество удобных и красивых мест, где можно переночевать с палаткой, в том числе и на самом перевальном взлете. Чуть ниже перевала становится более полого, а внизу в долине виден впечатляющий ледник Дранг-Друнг. Готов поспорить, что местные жители назвали ледник по звукам, которые эта неимоверных размеров «гусеница» издает, трескаясь при движении по ущелью. На самом перевале — два озера, вокруг которых много идиллических площадок. У дороги построена бетонная смотровая вышка.

На запад с перевала не стекает ничего, но из первого же бокового ущелья вырывается мутный и бурный поток, который и дает начало реке Рингдом-Санкпо. Это не очень кстати, потому, что мы планируем сделать пешее кольцо через перевалы Чилунг-Ла (Чахлинг) и Фариабад, посмотреть массив Кун-Нун и вернуться к велосипедам обратно по дороге. Мы размышляем, пересечь ли бурный поток прямо сейчас или надеяться найти внизу разлив и там переходить по пологому месту не столь бурную, но из-за притоков гораздо более полноводную реку. Воды по эту сторону перевала гораздо больше, чем в Занскаре. По склонам — множество ручьев. Пастухи из Занскара приходят сюда летом пасти яков на зеленых склонах.

Дороги по реке Дода связывает Занскар с остальным миром. Вид с подъема на перевал Пенси-Ла. 
Лишь нитка дороги по реке Дода связывает Занскар с остальным миром. Вид с подъема на перевал Пенси-Ла , Занскар, Индия
Индийские грузовики с натугой доставляют по этому трудному пути товары в Занскар.
Индийские грузовики доставляют по этой трудной дороге товары в Занскар, Каргил, Индия

Ледник Дранг-Друнг, Занскар, Индия

Ледник Дранг-Друнг 
Ледник Дранг-Друнг, Занскар, Индия
На перевале Пенси-Ла
На перевале Пенси-Ла, Занскар, Индия

На перевале Пенси-Ла, Занскар, Индия

На спуске с перевала дорога идет высоко над дном долины и вид отсюда — один из лучших за весь поход. Дорога спускается серпантином чуть ниже. Вот уже наша долина. Я сходил на стойбище пастухов и попросил оставить наши велосипеды у них. Женщины доят яков и с любопытством поглядывают на нас, пока мы складываем все нужное в два рюкзака. Чтобы ходящие по стойбищу яки не потоптали велосипеды, их забросили на жердяную крышу пастушьего балагана, а рюкзак с провизией и велосипедными запчастями положили внутрь. «Реку там внизу можно перейти?» — спрашиваю я жестами у главы семейства. «Можно», — отвечает. Мы достали палку, отмотали от велосипеда посох и стали спускаться к реке, которая все еще течет гораздо ниже дороги. 

Слияние нескольких притоков. Бурая вода мощно шумит по крутой лестнице из валунов. Не перейти. Ниже слияния река становится пологой, но устрашающе-полноводной. То ли обходить пешком обратно через перевал, то ли попробовать переправиться ниже. Идем вниз по долине. На противоположном берегу пасутся кони, но нет ни одного человека. Двое присматривают за козами неподалеку, и мы консультируемся у них: 
— Где перейти реку?
— А вам зачем?
— Мы на перевал Чилунг-Ла идем.
— Сегодня не перейдете, вода высокая. Завтра утром вон там попробуйте, где рукава. По пояс где-то будет.

Это примерно в километре ниже по течению. Занскарские пастухи почему-то по названию Чилунг указывают во вторую от перевала долину притока. Судя по карте, перевал Чилунг находится в третьей, а во второй — крутой ледник, который поднимается в высокий тупиковый цирк.

Тропа вниз идет по пастбищам на склоне, из холмов выглядывают довольные сурки. Подходим к более-менее удобному для брода месту. Здесь мутная река разделяется на рукава. Темнеет. Тоня ставит палатку, а я иду разведывать путь перехода. Это настоящий лабиринт: перешел одну протоку по колено, следующая грозно шумит. Иду метров 100 вверх, пока она не разольется. Еще пять проток. Теперь обратно вниз: там, вроде бы, вода перекатывается через мелкие камни. Дальше. Н-ноги в сандалиях сильно н-немеют и практически н-невозможно перейти, н-не постояв на мокром песке хотя бы минуту. Сумерки. Следующая мощная протока глубже, чем по пояс, я это вижу, даже не пробуя ее переходить. Там впереди еще одна, но уже тихая. Завтра пойдем здесь на рассвете. С такими же перерывами, переминаясь с ноги на ногу как цапля перед каждой протокой, добираюсь обратно. Сразу снимаю мокрые носки и сандалии. Иду как буратино, хромающий обеими ногами одновременно. Но завтра мы наденем неопреновые носки, специально взятые для бродов и снегов, а сейчас наслаждаемся звездами и готовим последний плотный ужин: продуктов на пешую часть мы взяли в обрез, чтобы проходить перевалы налегке. Вода из реки мутная, и Тоня процеживает ее через шляпу. A потом стирает головной убор от осевшей мути.

Второй приток реки Рингдом-Санкпо
Второй приток реки Рингдом-Санкпо, Каргил, Индия
Третий приток реки Рингдом-Санкпо и перевал Чилунг-Ла
Третий приток реки Рингдом-Санкпо и перевал Чилунг-Ла, Каргил, Индия

Книга «Гималаи, Ладакх, Каракорум»

Глава 1. С низкого старта из Манали в Лахул,
в которой мы собираем чемоданы, сгибаем в бараний рог велосипедную спицу по колено в грязи под перевалом Ротанг, беседуем в Лахуле с пьяным индусом и доезжаем до конца асфальтовой дороги.

Глава 2. Акробатика и тяжелая атлетика: с велосипедом через Шинго-Ла,
в которой мы чудом избегаем возвращения в Манали, индийский сварщик приобретает абсолютно новый опыт, в которой мы заносим велосипеды на Гималайский хребет, а нас обгоняют лошади с навьюченными сундуками.

Глава 3. Человек с железным конем,
в которой мы приносим велосипеды в Занскар, знакомимся с феодальными обычаями и совершаем визит в ассоциацию женщин села Каргьяк.

Глава 4. Самое отдаленное княжество в Индии,
в которой мы изо всех сил стараемся охладиться, перестаем катить велосипеды и снова едем на них, показываем юным монахам, как ставить заплатку на колесо, попадаем в центральный город Занскара и находим новый путь в Лех.

Приложение 1. Буддийский монастырь Бардан-гомпа в Занскаре

Глава 5. Новая дорога в никуда,
в которой инженеры рискуют жизнью, из долины реки Занскар исчезают люди, мы находим погребенный под скалой бульдозер и узнаем, какая в Индии система мер и весов.

Приложение 2. Деревня Сани: 1000 лет в тибетской глуши

Глава 7. Массив Кун-Нун: на четырех ногах, на четырех колесах,
в которой мы лезем в ледяную воду, испытываем сандалии для хождения по леднику и оставляем следы снежного человека в цветочной долине.

Глава 8. Вода, разделяющая мировые религии,
в которой мы выезжаем из Тибета, разгрызаем мягкие булочки, а на нашу единственную ручку для записей появляется огромное количество претендентов.

Глава 9. Неспокойный Каргил,
в которой мы попадаем в область международного конфликта, ищем подходящий караван-сарай и знакомимся с чеширским тандыром.

Глава 10. Пыль военных дорог,
в которой мы не пересекаем границу с Пакистаном, но заглядываем туда, в которой нам приходится побывать в музее боевой славы, в которой мы встречаем истинных ариев и выясняем, сколько абрикосов в состоянии съесть человек.

Глава 11. Наперегонки со строителями, или Снова по закрытой дороге из Леха в Падум,
в которой мы заполняем белое пятно в атласе, дорога обваливается в пропасть, и мы разоблачаем тибетскую антигравитацию.

Приложение 3. Лех: город на перекрестке

Глава 12. На хвосте у верблюда,
в которой велосипеды скачут по Шелковому пути, а мы поднимаемся на хребет Ладакх, разоблачаем индийских топографов и зарываем еду в песок.

Глава 13. Река государственной важности,
в которой мы разгадываем бюрократические загадки, находим пустыню в горах, встречаем военного альпиниста-австопощика и снова не попадаем в Пакистан.

Книга «Гималаи, Ладакх, Каракорум»

24 July 2012 // Автор:

Места: Абран, Джамму и Кашмир, Зангла, Занскар, Индия, Карша, Книга "Гималаи. Ладакх. Каракорум", Кун-Нун, Падум, Пенси-Ла, Река Занскар, Река Суру, Сани, Стод, Царап-Чу

Tags: , , ,

17 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только собирают косточки на […]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. круть и красота;) только с датами не понял,25,26 июля?

    ну а я готовлю себя и вел к какому нибудь походику;))) мечтаю о осеннем Домбае

    • avatar Tonic says:

      На Кавказе осенью невероятно красиво. Золото стекает с гор. Очень-очень там хорошо в это время. Так что не затягивай:)

  2. avatar Nick Samarin says:

    О майн гад, картинка Долина реки Дода (другое название – Стод) после заката — настоящий Рерих.

    • avatar Tonic says:

      Так Рерих в тех же местах вдохновлялся:)

      • avatar Nick Samarin says:

        известное дело, в нагаре обширное наследие оставил, правда, говорят, хотят прикрыть его.

        • avatar Tonic says:

          Что-то большая часть наследия не в Нагаре, а по другим музеям. Самых шедевров там как раз нет. А на дом-музей можно только через окошки смотреть, внутрь не пускают.

          • avatar Nick Samarin says:

            Судя по тому, что видно через окошки, внутрь и не хочется. Шедевров немало в Музее Востока на Никитском бульваре, несколько любимых полотен там находится.

            • avatar Tonic says:

              В Москве есть еще музей Рериха. Правда, я там не была, но друзья рекомендовали как достойный.

  3. avatar Тимур says:

    спасибо за рассказ! Будем в тех местах с 08.08.12 по 25.08.12. Скажите спальники у вас какие? У меня температура комфорта от 5°С до 9°С, не замерзну с ним? наш маршрут www.bikemap.net/route/1695657

    • avatar Tonic says:

      У нас спальники чуть потеплее, но далеко не новые. Думаю, нормально будет, особенно, если на 5000 не ночевать:)

  4. avatar Мария says:

    каждый раз смотрю фотоотчет и поражаюсь дикой красоте гималайских пейзажей. жууть

  5. avatar Алексей says:

    Вдохновляете!!!

  6. Красоты-то какие! Мне бы Ваши навыки фотографа! Спасибо за потрясающий отчет! А сурок и вправду выглядит откормленным и пышущим здоровьем))

  7. Замечательные фотографии, и спасибо за интереснейший рассказ!

  8. Скажите, а куда у вас пропала 6 глава? Удалось найти в архивах Wayback machine, но там нет фотографий

    • avatar Pashkin says:

      Что-то мы по ошибке с ней сделали, видимо.

      Восстановил, читайте на здоровье!

      Благодарю за сообщение.

Leave a Reply

*