Однажды в 2009 году мы уже ездили на узкоколейном паровозе по Гималайской железной дороге и написали об этом репортаж. С тех пор произошли масштабные горные обвалы, после которых железная дорога несколько лет была разделена на нижний и верхний участки, работавшие автономно. В прошлом году ее восстановили, и мы не смогли отказать себе в удовольствии проехаться еще раз, теперь уже втроем, и более подробно изучить эту дорогу и ее историю. Приключение вышло — первый сорт!
Начало нашего пути в Siliguri Junction. Ждем утреннего поезда. Узкоколейная платформа — самая аккуратная из всех. Не спят, завернувшись в пледы, неприкаянные пассажиры третьего класса, которые не могут заплатить за койко-место в здании вокзала. Не сидят бездомные, как на других платформах. Гранитная облицовка, и для равнинной Индии необычно чисто.
Силигури стоит на равнине и, конечно, каждое утро нужно подметать все вокруг, включая и рельсы. А еще отгонять коров (на фото не видно).
На пустой платформе можно играть в салочки
Сейчас на Дарджилингской Гималайской железной дороге (DHR) работает три-четыре узкоколейных паровоза и несколько тепловозов. Рейсовые поезда — все тепловозные. Экскурсионные бывают и паровозными (подороже), и тепловозными (подешевле).
Рейсовые поезда:
1. Нью-Джалпайгури — Дарджилинг (и обратно) — раз в два дня
2. Курсеонг — Дарджилинг (и обратно) — два раза в день
Во втором классе билет от Курсеонга до Дарджилинга стоит 60 рупий (меньше доллара). Но купить билеты через интернет можно только в первый класс, где мы в этот раз и поедем.
Экскурсионные:
1. Силигури — Рангтонг — Силигури (Jungle Safari) — раз в день, большая часть маршрута по равнине — на паровозе. Билеты в одну сторону не продаются.
2. Дарджилинг — Гхум — Дарджилинг (Joy Ride) много раз в день, маршрут всего 6 км в одну сторону — и паровозные и тепловозные. Билеты в одну сторону не продаются.
3. Дарджилинг — Курсеонг (и обратно) (Red Panda) — раз в два дня. Мне он кажется самым интересным из оставшихся паровозных маршрутов. Он переделан из пассажирского путем отмены остановок на промежуточных станциях и отцепкой вагона второго класса. В прошлый раз мы ехали на нем как на пассажирском во втором классе.
Сначала приехал паровоз с туристами на «сафари»
Все работающие сегодня паровозы — из одной серии DHR class B. Это паровозы с парораспределительным механизмом Вальсхарта (1844) — одним из первых и незамысловатых. Его использовали в маломощных паровозах почти до конца паровозного века (2004 г., см ниже).
Их выпускают с конца 19 века. За все время существования железной дороги их сделали целых 34. К счастью, паровоз — это не айфон, многие из этой серии прожили без всяких апгрейдов больше века. Они используются и сейчас, причем не только на Дарджилингской ЖД. Последний паровоз класса B выпущен ни много ни мало в 2004 году. Правда, его сделали на дизельном топливе, а не на угле. Впоследствии опыт этой инновации признан неудачным, и тот паровоз ждет переделки обратно на уголь.
Нашего поезда еще нет, а туристы очень любят фотографировать и фотографироваться
Следующий — наш рейсовый поезд. Тепловозом управляет позитивный машинист
Наш вагон первого, в индийском понимании, класса
Большие окна и кресла прямо как у директора вокзала
Половина бригады нашего поезда. Инструктаж перед отправлением. В синих рубашках — машинист и помощник.
Вторая половина бригады. Тормозные кондукторы – по одному на каждый вагон.
Инструмент работы тормозного кондуктора — вагонный тормоз.
Отправляемся
Начало пути — по равнине, по обочине автодороги. Пешие рикши в Индии почти не сохранились, а вот велосипедных — предостаточно. «Куда везти, сэр?»
Электро-мото-рикша
Но лучший транспорт на селе — это велосипед старой английской разработки — синглспид марки «Герой» (рикши тоже переделывают из таких велосипедов)
В XIX веке до строительства железной дороги путь от Силигури до Дарджилинга составлял неделю (!). Немалая часть этого времени тратилась на переправы через реки с перегрузкой багажа и сопутствующей индийской суетой. Едем по мосту.
Станция Сукна, последняя на равнине
Станционные удобства строго регламентированы: количество тенистых деревьев, мест на лавках, кранов с питьевой водой и туалетов. Обязательно на станции должны быть и такие необходимые сервисы как фонарь, часы и доска для записи расписания поездов. Все прозрачно и вывешено для публики, чтобы все знали.
Кран с питьевой водой, одна штука. Количество соответствует
Путь продолжается по равнинному лесу. Путь в этом месте на паровозе называется «сафари в джунглях»
В Рангтонге паровоз «сафари в джунглях» поедет с туристами обратно, а наш дизель — дальше вперед
Реверсами взбираемся на крутой склон. Один из кондукторов выбегает, переводит стрелки, а потом догоняет неспешный поезд. Кондуктор последнего вагона передает сигналы машинисту красным и зеленым флагами.
Можно высунуться из окна вагона и срывать с земли бенгальские травы и цветы. На железной дороге используются деревянные и стальные шпалы.
Около станции Рангтонг. Рюкзак, конечно, нести удобнее, чем сундук. Но во влажном и жарком климате сундук служит дольше: натуральные ткани ветшают буквально за один сезон. Кроме того, ящик с замком уберегает вещи от воров. Поэтому головные сундуки используются до сих пор.
Станции Дарджилингской железной дороги старинные, чистые, а люди на них приветливые и сильно отличаются внешне от равнинных индийцев. Станция Гаябари. На промежуточных станциях можно выходить и гулять. Вокруг красиво. Но следующий поезд – через два дня, и так практически никто не делает.
Дорога идет по крутому склону горы. По историческим документам ее сооружение в конце XIX века стоило (в нынешних ценах) 100 000 USD за километр. В этом месте уже в 2012 году произошел оползень, из-за чего на несколько лет дорога оказалась разорванной. Новое полотно через осыпь построили лишь в прошлом году.
Наш поезд почти проезжает место обвала, но что-то идет не так
«Поезд сошел с рельсов!» — говорит кондуктор и закручивает свой тормоз. Общение кондукторов с машинистом происходит с помощью красных, желтых и зеленых флагов. Сейчас сзади поезда машут красным. Локомотив останавливают в нескольких шагах от неогороженного обрыва.
Задний вагон сошел с рельсов. «Чтобы поставить его обратно, нужно много рабочих, будем ждать». Сколько ждать, никто не знает, а уехать отсюда на автобусе нереально, потому что машины по этой разбитой дороге почти не ездят. И как они, интересно, будут звать сюда подмогу?
Видимо, поезд не впервые сходит здесь с рельсов, и бригада уже знает, что делать. От последнего вагона отцепляют остальные, затем локомотив отцепляют от поезда и он уезжает. Возвращается с подмогой, шпалами и длинным рельсом — рычагом. Подкладывают шпалы. Двухфутовая (61 см) колея выглядит почти игрушечной. Сам локомотив и вагоны существенно шире колеи. Колеса не по бокам, а внизу-внутри. Кажется, что вагоны легкие и вдесятером можно руками поднять и поставить на рельсы.
Вставляют рычаг. На самом деле, вагон не такой легкий.
Интересно, сколько людей должны повиснуть на рельсе, чтобы поднять вагон?
Первая попытка
Вторая. Мощно, разом, дружно!
Одну колесную пару вернули на рельсы. Правее виден глубокий след — положение вагона до исправления
То же самое повторяется со второй колесной парой
Но ничего не помогает
Подцепляют локомотив и он непонятным образом затаскивает заднюю колесную пару на рельсы.
Уже вечером подъезжаем к Курсеонгу. С опозданием всего на 2 часа (плюс к пяти часам пути). На маршрутке мы уложились бы в 2 часа.
На самом деле, большую часть поездки просто сидишь в вагоне и, кроме пейзажей, фотографировать особенно нечего. Зато на вокзале Дарджилинга есть место, где припаркованы старинные паровозы. Некоторые из них работают на ежедневных туристических рейсах в Гхум. Паровоз — совсем не как автомобиль, он не может просто завестись и поехать. Каждая поездка — это как минимум пара часов подготовки, разведение паров, техобслуживание. И еще пара часов после. Не говоря уже о чистке передней части топки от золы, которая тоже происходит довольно часто.
В один из следующих дней мы идем смотреть паровозы в действии на вокзал Дарджилинга и в Гхум — конечный пункт туристической поездки Joy Ride, где также находится и музей DHR. До Гхума около 6 км и можно прогуляться пешком по мелким дорожкам. По узкой главной дороге, которая называется Hill Cart Road (Дорога горных повозок) лучше не ходить из-за оживленного движения.
В музее стоит самый первый паровоз на этой железной дороге — Baby Sivok (1881). К паровозу прицеплен и раритетный пассажирский вагон: половина его — первый класс, другая половина — второй. Сейчас на линии таких вагонов не осталось.
В 1999 его косметически отремонтировали, но сам ездить он не может. Все органы управления у него сняты.
Зато он покрашен в яркие цвета, и это нравится Лёве
Мы с малышом ощупываем и обсуждаем назначение разных частей паровоза. Это дренажная труба котла. Из нее иногда выливается кипяток.
Интересно, что до середины XX века все паровозы и вагоны DHR строили зеленого цвета, в конце Второй мировой войны их перекрасили в черный, потом — в красный, а сегодня они — голубые.
Генератор питает фару паровоза и освещение в вагонах
Парораспределитель Вальсхарта и цилиндр.
Котел (черный), бак с водой (синий справа), бункер для угля (синий слева)
В начале железную дорогу в основном использовали для перевозки грузов. Сейчас товарные вагоны остались лишь в музее.
Тем временем на станцию, свистя на все улицы, прибывают сразу две экскурсии друг за другом: дешевая на тепловозе и дорогая на паровозе.
Клапаны в парораспределителе выкручивают и снова закручивают на каждой остановке. Еще, пока туристы гуляют по станции, из зольника кочергами выгребают горячую золу.
Органы управления паровозом. Викторианский промышленный дизайн
Уровни воды в кабине паровоза
Для сравнения — панель управления тепловоза
Тепловоз уезжает обратно в Дарджилинг. Улочки Гхума такие узкие, что поезд едет прямо рядом с фасадами домов, чуть не задевая мешки и ящики овощного магазина
За ним, подбрасывая угольную пыль высоко в воздух, поспевает паровоз. Свисток паровоза по звуку не похож ни на один из современных гудков. Протяжный, громкий и немного жалобный привет из прошлого.
После него все крыши и балконы быстро покрываются чернотой. И овощи тоже
До того, как проехал паровоз
У вокзала в Дарджилинге обслуживают паровозы: заливают воду, разводят пары, чистят зольную решетку, обильно смазывают маслом тяги и протирают до блеска латунные органы управления. Я думаю, люди, с молодости работающие с этими паровозами, считают их немного своими, а не «государственными».
И, конечно же, еще раз выкручивают тот же самый клапан, который требует внимания на каждой остановке.
Переднюю дверцу топки тоже иногда открывают. Оттуда выметут кучу мелкой золы, которая с дымом проходит через топку, но не вылетает в трубу.
Раньше для разворота паровозов в Дарджилинге работал разворотный круг. Современные паровозы (DHR class B) ездят кабиной в любую сторону, поэтому на конечной станции они не разворачиваются, а только перецепляются к нужному концу состава. Вниз паровоз едет кабиной вперед, вверх — кабиной назад. На круге просто паркуют вагоны.
Здание на станции стоит на «курьих ножках». Но не падает. Проектировали англичане хорошо.
Вагоны старые
И новые
Дарджилингская дорога раньше не заканчивалась вокзалом, а шла дальше, на пакгаузы нижнего рынка в Дарджилинге, где в товарные вагоны грузили мешки с чаем и кардамоном. Сейчас эти рельсы заброшены и уходят под асфальт дороги, а в некоторых местах прямо поверх них построены дома.
На индийской железной дороге сейчас продают билеты с помощью компьютеров. Нет интернета — нет билетов. Это случается часто, даже специальная табличка заготовлена. За неделю в Дарджилинге кассы не заработали ни разу. В Индии формулировка: «outside problem» — проблема на стороне — универсальная отговорка, благодаря которой можно не работать, не решать проблему, а пить чай с коллегами до конца рабочего дня. Ведь торопиться некуда: жизнь никогда не закончится. Впереди еще бесчисленные перерождения.
Табличка «нет связи» в кассе Дарджилинга. Сверху кассы предупреждение: «опасайтесь зазывал» (то есть посредников, через которых сейчас единственно и можно купить билет в этом городе).
Наряду с Дарджилингской ЖД с 1915 существовала отдельная узкоколейка по долине реки Тиста из Силигури в сторону Калимпонга. В 1950 году после наводнения она была разрушена и не восстанавливалась. Остатки ее инфраструктуры можно увидеть до сих пор, но это уже совсем другой рассказ. Некоторые места этой дороги можно посмотреть
Ммм.... как вкусно. Обязательно надо будет запробовать, пока это чудо еще живо
Туристические паровозы будут еще долго — дорога в списке Юнеско. Все-таки один из двух паровозных участков Индии. А во рейсовые не выдерживают давления маршруток, которые проезжают путь в 2-3 раза быстрее.
Регламентированные тенистые деревья — это прекрасно :)
А англичане еще на немцев наезжают, что у тех сплошной орднунг и ни шагу в сторону...
Хорошо, что все обошлось!
Да уж, в пропасть не улетели :)
Мы с женой были в Дарджилинге в ноябре 2015, проездом в Сикким. Добирались, правда, из Силигури в Дарджилинг и далее в Гангток на джипе-маршрутке. Сначала хотели прокатиться на «игрушечном поезде», потом решили, что слишком долго. Но видели такие составы уже в городе. Занятные! И, действительно, игрушечные. :)
Отчет прочитал с интересом. Спасибо за возможность поностальгировать по прекрасной Индии. :) Мы там были в первый раз и, похоже, влюбились. :)
Мы в этот раз тоже были проездом в Сикким, медленным таким проездом :)
«Медленный поезд» в Индии — понятие относительное... :) Я не смог через интернет купить билет из Варанаси в Дарджилинг, купил из New Jalpaiguri в Siliguri. Мы ждали свой поезд на грязном вокзале до 1 часу ночи, он опоздал в New Jalpaiguri на 6 часов, в Силигури пришел с опозданием на 9 часов.
Пока болтались на станции Джалпайгури, познакомились с иностранцами — они купили билет на поезд до Дарджилинга... Только опаздывал он больше, чем на 12 часов... Все относительно. :)
Меня еще больше радует, что маршрутка может за 4 часа проехать 70 км)) В Индии надо думать о душе, а не о том, как побыстрее до куда-то добраться :)
Это вы откуда и куда в этот раз путешествовали? Билеты непосредственно в Силигури покупали?
Билеты мы купили заранее в интернете. А ехали от Силигури до Курсеонга.
А наш сошёл с рельс на обратном пути, недалеко от Курсеонга, на спуске отказали тормоза, сам поезд вылетел с железной дороги, прихватив за собой один из вагонов.
Ставили обратно таким же образом?
Добрый день! Подскажите, где можно взять билеты на Дарджилингскую железную дорогу! Буду очень благодарна за помощь!
Билеты с местами можно купить в кассах индийской железной дороги или по интернету на cleartrip. В процессе покупки билета на cleartrip также придется пройти регистрацию на сайте индийской железной дороги irctc (для этого понадобится индийский номер телефона или запрос в службу поддержки irctc, которые потом запросят копию паспорта).
Билеты во 2 класс (без резервирования мест) продаются в кассе на станции отправления. Можно ли их купить в другой кассе я не знаю, но так как билеты все равно без мест, то заранее их покупать смысла нет.
Сход поезда с рельсов это обычное дело на УЖД в России. И никаких рабочих вызывать не нужно: поездная бригада (а чаще всего это машинист хорошо когда с кондуктором) плюс все пассажиры самостоятельно ставят вагон на рельсы!