Если, например, тибетец выкидывает из окна автобуса еще одну пустую бутылку, в дополнение к тем двум тысячам пластиковых пакетов на обочине, нас коробит. Что за некультурный такой? Разве он не понимает, что…? Тибетец же внешне ведет себя так, как будто это — нормально. Как будто он делает это каждый день. Как будто действительно не понимает. Так понимает или нет?
Возьмем простой пример. Если мы считаем, что убивать животных жестоко и неприемлемо, мы становимся вегетарианцами, или, как минимум, сокращаем свой мясной рацион до минимума, чтобы как можно уменьшить «мировую жестокость к животным». То есть оперируем абстрактными понятиями «общемировая мясная промышленность», «количество убитых животных в год». В данном случае мы рассматриваем себя, как часть системы, задумываемся над кантовским вопросом: «хотим ли мы, чтобы наше поведение стало всеобщим, чтобы все делали так же, как и мы».
На востоке — другая концепция: у буддистов плохо быть причиной смерти живого существа, приносить ему страдание. Если ты покупаешь мертвое мясо и ешь его, никакого страдания ты лично не причиняешь. Вот если бы ты убил или ради тебя убили — это плохо, а если просто убили, а ты купил — нормально. У каждого своя профессия, у мясника тоже, и вообще мир без страдания немыслим. То есть, в терминах нашей, западной, логики: «чем больше мы покупаем мяса, тем больше скота выращивают и убивают для этого» на востоке не задумываются. Для этого каждому надо было бы рассматривать себя, как часть большой системы «мировых потребителей мяса» и оперировать цифрами статистики. Если этого не делать, то непонятно, почему получив деньги за мясо лично от тебя, этот милый крестьянин должен выращивать больше скота.
Восточные люди не занимаются анализом — они каждую ситуацию воспринимают как уникальную, происходящую только с ними здесь и сейчас. Рефлексии и обобщению нет места. Встретил иностранца (первый раз в месяц) обрадовался и сказал «здрасьте». Но почему-то иностранец не ответил радостно, а только ускорил шаг. Нет бы оглядеться и подумать, что это самое «здрасьте, как дела, откуда приехали, как у нас тут вам нравится?» тот самый иностранец слышал уже от всех обитателей улицы. И теперь думает: «Надоело уже здороваться с 499 индусами». Но индус не обобщает и не думает про это. Это ЕМУ удалось увидеть иностранца: «Я иду, иностранец идет, я здороваюсь и улыбаюсь, он — не отвечает». Вывод индуса: «Какой неприветливый иностранец попался. Ну ничего, может быть завтра встречу более приветливого».
Так же и тот тибетец в автобусе думает: «Я еду. Допил воду. Осталась бутылка. Обочина дороги ВСЕ РАВНО УЖЕ ГРЯЗНАЯ». И бросает.
В Европу культура чистоты пришла уже довольно давно. Давно стали плавить железо и появился мусор который сам не разлагается. С горьким опытом уборки вокруг, да еще и с западным, количественным, абстрактным восприятием постепенно появилось понимание, что мусорная куча — не целая. Что она состоит из вполне конкретных килограммов и тонн железных балок и каждую балку положил либо Смит, либо Петров.
А на востоке все еще привыкли, что выброшенный мусор перегнивает в течение одного муссона. Деревянные конструкции гниют, что там корки от бананов! И тут пришел пластик. Удобно: открыл пачку семечек в автобусе — и ешь. Закончилась — раз в окно. Деды ехали верхом и ели себе бананы, мусорных ведер с собой не возили, вот и мы тоже. Тем более, дорога все равно грязная.
Изменить систему извне не так просто. Система она сама внутри себя живет и на самые незначительные действия снаружи реагирует каким-то непостижимым изменением, руководствуясь своей внутренней непостижимой логикой. Построили завод пакетирования семечек — получайте. Как бороться с этим уже не знают даже на востоке. Где-то правительственно запрещают пластик, где-то, как в Бутане, ограничивают въезд «вредоносных» иностранцев (они ведь строили заводы с пластиком) под лозунгом «сохраним страну неизменной». Но в целом мусора везде полно.
Соблюдение каждым традиции купаться в Ганге в определенные дни в конечном итоге приводит с столпотворению (к которому сами индусы относятся нормально, а европеец предпочтет место подальше без толп).
Другой пример — сбор милостыни. Нищенство на востоке — традиционная форма социальной поддержки тех, кто не может работать. Государственных пенсий-то не было. Вот и шли однорукие сидеть весь день перед храмом, а паломники достав пайсу (мелкую монету) из кармана и подавали. Что изменилось? Паломники стали приезжать другие, из Европы. Руководствуясь своими европейскими денежными мерками и представлениями о щедрости и справедливости, кто-то дает 100-рупийную банкноту. Для азиатского нищего, это все равно, что европейцу ключи от нового автомобиля на улице дали. Так дали, просто, в подарок.
Как будут нищие относиться к этим денежным мешкам? Дары с неба! Все больные моего села — приезжайте в Катманду и дергайте этих белых мистеров за рукав. Это же единственный шанс в жизни разбогатеть! Не то, что сидеть 365 дней в году перед нашим сельским храмом. В селе таких богачей нету.
«В чужой монастырь со своим уставом не ходят», — говорит пословица, тем самым выражая европейскую, основанную на системном подходе, мудрость, о том, что любое изменение системы потом непредсказуемо, порой уродливо эволюционирует. Отменить потом уже не получится. Нельзя и предсказать заранее, что будет благоприятно в целом для системы, а что нет. Некоторые изменения приводят к хорошим результатам, некоторые к плохим.
Как действовать, в конечном итоге, во всей этой неразберихе решать нам, и все, что мы видим сейчас, порождено нашими предыдущими действиями. Путь даже и не в индивидуальном смысле.
очень точно все подмечено и хорошо описано
спасибо!
можно прямо давать читать тем, кто недоумевает "почему в Индии так грязно? " и «почему так много нищих», и «почему они достают меня одним и теми же вопросами»)
интереснейший пост, спасибо!
Интересно написано, сразу наталкивает на мысль что просто несказанно повезло родиться между востоком и западом — можно понять и первый, и второй. А Россию наверное ни те, ни другие не понимают =)
да, можно давать...
не за что!
не за что!
Я думаю, в каждом положении можно найти кучу плюсов и кучу недостатков, если есть желание найти то или другое.
В то, что наша страна чем-то в лучшую сторону выделена по сравнению с другими я не верю. Примеров синтеза культур в мире масса (а из какой мозаики все срослось в индии, россия бы позавидовала). Впрочем это тоже не значит, что в индии люди как-то особенно счастливы быть потомками древних культур.
Очень доходчиво, как в кино!
Наверное, грязная обочина не нравится в основном белым мистерам, а местным безразлична, так как по их меркам ни на что существенное не влияет.
Сам видел замусоренные пластиком речки в Карпатах — свинили именно местные, которые веками привыкли бросать в речку «обычный» мусор.
Почистят, думаю, когда туристы перестанут ездить и привозить деньги.
Мы как раз стараемся писать всякие полезные вещи про путешествия здесь. Чтобы и другие могли не задумываясь поехать. Потому что мы поняли, что, несмотря на все, здесь ХОРОШО!
>> Почистят, думаю, когда туристы перестанут ездить и привозить деньги.
Мне кажется, что замусоривание пластиком никак не связано с туристами. Тут оно везде, и в туристских местах, и в захолустных. Денег на местны пакетированные продукты местным жителям видимо и так хватает.
Очень хорошо написали. В принципе, очевиднейшие вещи, но сам как-то не додумывал. Спасибо.
А по поводу «Как действовать, в конечном итоге, во всей этой неразберихе решать нам» для себя решил очень просто, думаю, так-же как и Вы, как и подавляющие большинство «белых мистеров» — ни как не действовать. Просто не бросать свою мусор на обчину, не навязывая местным это как пример.
Я старался :)
Пример — это очень хорошо. Я тоже считаю, что никого не надо убеждать жалеть живых существ или оставлять после себя чистоту, разве что собственным примером. В конце концов, у каждого свой собственный уникальный способ восприятия жизни и реальности (и индусов тоже) и разумные аргументы обычно не попадают в цель.
Впрочем, законодательное запрещение пластиковой упаковки в некоторых штатах Индии, уже о чем-то говорит. Даже здесь кто-то задумывается о чистоте.
Абсолютно не согласна со статьей! Данная точка зрения мне кажется поверхностной.
"Восточные люди не занимаются анализом — они каждую ситуацию воспринимают как уникальную, происходящую только с ними здесь и сейчас. Рефлексии и обобщению нет места. "
Это, мне кажется, никак не относится к буддийской философии, где на первом месте самоанализ и размышления :-)
А если это так — то дальнейшие размышления о буддистах не имеют оснований...
"Встретил иностранца (первый раз в месяц) обрадовался и сказал «здрасьте». " Вы, наверное, говорите о каком-то Богом забытом месте Индии, где иностранец встречается раз в месяц?! Но тогда тебя никто не задалбывает и ответить совсем не напряжно!
Индусы, мне кажется, кидают мусор, во-первых, действительно из-за привычного представления, что все либо разложится в земле, либо съедят коровы (при мне индусы кормили корову в загоне пластиковыми бутылками!!!). Во-вторых, потому что материальное для них играет второстепенное значение (за исключением денег, до которых многие очень падки!). А в-третьих, потому что индусы во многих штатах нечистоплотные, и с этим трудно поспорить.
Как мне показалось, автор статьи написал с позиции "Я уверен, что я точно знаю, что восточные люди думают так-то и так-то... "
Простите за критику :-)
Материал основан на моих наблюдениях за китайцами и тибетцами в Китае и индусами в Индии. И еще частично за нашими среднеазиатскими народами (особенно в отношении мусора).
Может быть в ЮВА психология другая и что-то по-другому. Хотя китайский квартал в Куала-Лумпуре навевает мысли что китайцы любое место стремятся превратить в китай :) Исчерпывающих наблюдений и выводов по ЮВА у меня пока не накопилось поэтому про это не пишу.
Про буддизм и подобные теоретические вещи я знаю, и мне кажется что на поведение обычный людей (не монахов) и восприятие ими мира буддизм мало влияет. Не очень они созерцательны как-то. Хотя этические нормы буддизма конечно же хорошо укоренены и к примеру в Тибете никто не пойдет на охоту ради удовольствия (и вообще доверчивость диких животных тибета говорит об отсутствии охоты на них)
«Материальное для них играет второстепенное значение (за исключением денег, до которых многие очень падки!)» — Я не очень понял как это? В смысле с миллионом можно и в грязи валяться?
Причины нечистоплотности а также назойливости на мой взгляд одни и те же — отутствие системного восприятия действительности. Впрочем разделять это мое мнение я не призываю.
Очень интересная статья, спасибо.
Нам все время не давал покоя этот вопрос — черт, ну неужели им приятно находится и жить в полном, простите, г....не?
В Индонезии мы были на крохотном необитаемом островке, на который люди с соседнего, обитаемого острова, часто ездят на пикники. Стоит ли упоминать, что там все было завалено пластиком?
Мы начали собирать весь мусор, который смогли найти, и складывать в пакеты, чтобы увезти на большую землю и там выбросить. Нам стали помогать дети ботмена, который нас привез. Причем делали это с охотой, без всяких наших просьб. Когда мусор был собран, мы подарили им конфеты. И что вы думаете? Обертки тут же полетели на песок, который они сами же только что и убирали! То есть они не поняли смысла совершаемых ими действий абсолютно.
В Йемене все кафе для местных в провинции выглядят ужасающе. Там принято бросать объедки на пол, под стол. Стоит жара, все портится и гниет, запахи соответствующие. Как можно принимать пищу в такой обстановке, нам было неясно. Неужели не противно?
В Марокко в абсолютно пустынных местах, где в радиусе 50 км нет населенных пунктов, вся пустыня завалена полиэтиленовыми пакетами. Ветер разносит их по всей округе, они застревают в колючках кактусов и висят там годами. Но все местные продолжают выбрасывать весь мусор в окна автобусов и домов. В Марокко практически невозможно встретить уличные мусорные баки.
Но я до сих пор не поняла, почему им всем не противно жить в окружении мусора.
Похоже, что им все равно. Они подходят утилитарно, а не эстетически: если не мыть руки, после еды можно заболеть животом. Вывод: руки мыть (индийцы это очень строго соблюдают). А что на полу грязь — это вроде как не влияет. Тем более если объедки можно выбрасывать прямо из кухни в пустыню — меньше головной боли мусор куда-то девать.
Единственное, что европейцы могли бы гипотетически сделать позитивного в этом вопросе: не изобретать полиэтилен. Сейчас в некоторых местностях той же Индии его запрещают законодательно, но это не помогает, потому что все продукты в конечном итоге привозят упакованные и нужны какие-то очень жесткие меры, чтобы даже в отдельной области избавиться от полиэтиленового мусора.
Да, невозможно с этим не согласится, но как быть с природной брезгливостью? Она что, отсутствует у этих народов напрочь? Неужели приятно есть среди вони и объедков?
В Камбодже кстати тоже кости принято кидать под стол во время еды. Мы сидели в местной кафешке как-то, рядом был «банкет» на 10 персон. Мама родная, там такое было....в конце их трапезы пол покрывала куча из крабовых и рыбьих остатков. Пустые пивные бутылки и салфетки тоже летели туда. Персонал потом просто невозмутимо это подметает и все. Видимо, культура приема пищи такая, обусловленная влажным климатом — все равно ж сгниет все...
Веке эдак в 14-ом европейские города были окружены гигантскими свалками мусора. Потом пришла бубонная чума (которая, кстати, Азию тоже не миновала), и после эпидемии европейцы стали бдительнее относиться к гигиене и медицине. Появились штрафы за складирование мусора в неположенных местах. Потом подоспела промышленная революция, мусора стало еще больше, но и появилось больше возможностей по его утилизации и переработке. А теперь вопрос: почему все это никак не влияет на азиатов? Промышленная революция запоздала? Больше ручного производства, чем конвейерного? Позже появился пластик?
Я думаю, что природная брезгливость — это на самом деле культурный стандарт, традиция, а не какое-то врожденное чувство. Например европейцы не едят змей из брезгливости, но это потому, что они считают змею «темным» животным, противным посланцем дьявола. Корни отвращения к змеям в библии. А восточные люди едят себе и ничего. Некоторые племена и каннибализмом еще века полтора назад занимались. А нам даже думать об этом противно.