А) Надоело ходить в походы по России, с точными картами и еще более точными описаниям предшественников?
Б) Прельщают лавры первооткрывателей?
В) Привлекают тропические леса и глубокие каньоны рек с экзотическими названиями?
Г) Хочется пройти из пункта А в пункт Б за пределами бывшего Союза?
Выбрали хотя бы один пункт? Тогда я писал эту статью для вас.
В ней не будет обучения, как планировать маршрут и ориентироваться в походе. На эту тему уже есть множество статей и лекций разнообразных горных школ. Вместо этого я опишу, какие специфические проблемы возникают в отдаленной местности (за пределами России) при планировании и ориентировании в походе, и как их решать, а также как работать с разнородными, зачастую неполными картами.
Какие основные проблемы возникают при подготовке похода?
- Топографические карты места отсутствуют или недостоверны / устарели / сняты с малой точностью
- Карты из различных источников противоречат друг другу
- Поход содержит большое количество первопрохождений, туристские описания и фотографии ключевых мест отсутствуют
- Многие местные ориентиры (горы, перевалы, поселки) имеют несколько названий. Название на карте может быть совсем незнакомо местным жителям. Трудно правильно произнести название (например, в Китае)
Какие карты можно использовать при планировании похода и ориентировании?
1. Можно бесплатно скачать старые «генштабовские» топографические карты с сайта
Они доступны для многих мест Азии и не только. Масштаб — от километровок (встречаются выборочно) до пятикилометровок (есть почти все) и десятикилометровок (в пешем походе обычно не нужны). Двухкилометровки есть для очень многих мест, и они являются основной базой для ориентирования. Наличие карты нужного места километрового масштаба все еще большая удача. Эти карты достаточно старые: от 60-х до конца 80-х годов выпуска, поэтому многих современных объектов (городов, электростанций, дорог), которые в том же Китае строят бешеными темпами, на них нет. Природные объекты: рельеф, гидрография, ледники, горы — обычно совпадают с действительностью (за исключением лесов, которые кое-где на границе Тибета уже сведены). Подробность карт очень высока по сравнению с другими: часто обозначены отдельные дома, иногда обозначены родники и другие внемасштабные объекты. А вот малая достоверность информации о рукотворных объектах расстраивает. И если исчезновение с местности села еще можно приписать наводнению или землетрясению, то исчезновение шоссе на всем обозначенном протяжении указывает на серьезные ошибки составителей. Достоверность карты в отношении дорожной сети очень низкая. Там, где обозначено шоссе, на деле может не оказаться даже тропы. Некоторые перевалы обозначены неправильно и вследствие этого седловина перевала с тропой через него по карте может оказаться совершенно непроходимой на местности (а тропа на деле идет через одну из соседних седловин) .
Генштабовская карта пятикилометровка. Район горы Амнэ-Мачин (Китай, провинция Цинхай).
Генштабовская карта двухкилометровка. Район горы Амнэ-Мачин.
Похожие топографические карты масштаба 1см:2,5 км изданные U.S. Army Map Service (на английском языке) доступны бесплатно на сайте
2. Для любого места Земли есть более или менее детальный спутниковый снимок Google Earth, содержащий также и рельеф. Детализация снимков бывает пониже и повыше. На первом видны все хребты, общий растительный покров, крупные поселки, реки и дороги; на втором — небольшие дороги, реки, отдельные дома, густота леса. Ручьи, тропы и небольшие дороги в лесу могут быть не видны даже более детальном. На снимках, сделанных зимой, все покрыто снегом, и информации о ледниках и реках нет вообще. На рельефе хорошо видны перевальные седловины и крутизна склона, поэтому очень удобно находить перевалы, развилки долин, вершины и записывать их координаты для установки целевых точек в GPS.
Космоснимок Google. Район горы Амнэ-Мачин. Слева фрагмент более детальной съемки. Квадратики соответствуют фотоснимкам panoramio.
На карте Google cлой с названиями населенных пунктов по Китаю оказался очень неподробным: село видно, а название узнать невозможно. Зато слой panoramio (фотографии из точек, обозначенных на карте) позволяет точно отличить массово посещаемые туристами места: если фотографий много — значит, где-то рядом есть хорошая дорога, если мало — то тропа уж точно есть, если вообще нету — значит, тропа может как присутствовать (например, по ней ходят пастухи без фотоаппаратов), так и отсутствовать, но туристы там точно не бывают. В основном, мы выбирали именно такие места.
3. Рельеф всей поверхности суши до 60 градуса широты снят спутниковым радаром в ходе проекта SRTM и файлы находятся в открытом доступе. Горизонтальное разрешение 90 метров — очень хорошее, оно позволяет хорошо ориентироваться в долинах рек и ручьев, а также в микрорельефе хребтов и перевальных седловин. Из этих файлов можно автоматически подготовить векторные горизонтали и загрузить их в GPS Garmin. Это один из наиболее легких и перспективных методов ориентирования, очень любимый мной. Для горных областей я делаю горизонтали с расстоянием между горизонталями 30 метров (точность съемки по вертикали — 20 метров). Как легко сделать горизонтали из SRTM
Горизонтали из SRTM. Район горы Амнэ-Мачин.
4. В местных книжных магазинах продаются туристские карты и атласы автодорог. Они современны и отличаются хорошей достоверностью, но детальность информации низкая. Кроме автодорог почти ничего нет. Сельские дороги, а тем более тропы, наиболее подходящие для пешего туризма, вообще не обозначены.
Атлас автодорог можно сфотографировать в книжном магазине, а путеводитель или «генштаб» с экрана компьютера по частям и использовать для ориентирования, просматривая на экране фотоаппарата (при этом на фотоаппарат нужно иметь запасную батарейку). Этот метод мы используем, когда нет возможности распечатать карту (такое бывает), а атлас автодорог в целом не столь полезен, чтобы его покупать и нести с собой в горы. Кроме того, карты лежат в рюкзаке, да еще и в герме (бережем от дождя), а фотоаппарат всегда снаружи.
5. И наконец, бесплатные векторные карты многих стран для GPS Garmin доступны в интернете. Их качество сильно отличается в зависимости от источника. В целом, детальность их самая низкая из всех вышеперечисленных, но надежность хорошая, и они современные. Если дорога есть на этой карте, то она почти всегда есть на местности.
Бесплатная векторная карта Китая. Район горы Амнэ-Мачин.
Таким образом, полезные и вредные качества всех этих карт таковы:
плюсы | минусы | |
«Генштаб» СССР |
|
|
US mapping agency |
|
|
Google earth |
|
|
Карта рельефа по данным SRTM |
|
|
Бумажный атлас автодорог |
|
|
Бесплатная карта страны или провинции для Garmin |
|
|
Оценить роль каждой карты при планировании маршрута можно по двум параметрам:
подробность | достоверность | |
генштаб СССР | + | — |
US mapping agency | 0 | + |
Google earth | 0 | + |
рельеф SRTM | +(только рельеф) | + |
атлас автодорог | — | + |
бесплатная для Garmin | — | + |
При планировании маршрута мы сначала выбираем различные варианты по наиболее подробным из доступных карт, а затем проверяем эти варианты по достоверным картам.
Пример комплексного использования карт при планировании маршрута:
Цель: из города Дэцинь (Дечин) попасть наиболее простым и логичным пешим путем в верховья реки Салуин (приблизительно в г. Гуншань), избегая объезда по автодороге (не менее 800 км). Время действия — ноябрь 2010.
На карте генштаба СССР указаны четыре тропы, пересекающие хребет, который разделяет Меконг и Салуин: через перевалы Чу, Дацзя, Чжай, а также безымянный перевал рядом с точкой 3915 м (внизу карты). На карте генштаба США показаны несколько троп через последний перевал, а также предположительно выход к Салуину тропы от перевала Чжай (лист карты с тремя первыми перевалами отсутствует). На карте Google видна нечеткая тропа через последний перевал, первые три перевала сняты с низкой точностью и тропа через них не разрешается. Дорог через перевалы на бесплатной карте и в атласе автодорог не обозначено.
Планирование маршрута от Меконга к Салуину по генштабовской карте. Мы использовали двухкилометровки (пятикилометровка здесь приведена для наглядности).
Перевал Чу находится слишком далеко к северу, безымянный — слишком далеко к югу, наиболее близок путь через перевал Дацзя, но путь через перевал Чжай ниже на 200 метров. Кроме того, есть упоминания в интернете о плановых походах через перевал Чжай. Осмотрели склоны гор вокруг Дечина — снег виден примерно на 5000 м. Решаем разрабатывать путь через перевал Чжай.
По карте генштаба тропа спускается с перевала Чжай в долину притока Салуина, затем поднимается на боковой хребет и спускается к Салуину южнее села Ули. По карте генштаба США тропа с перевала Чжай траверсирует основной хребет на юг через точку 4390 и спускается в долину притока в районе села Байханьло (к югу от перевала) и по этой долине выходит к Салуину в село Цинда. На американской карте названия не совпадают с советской, достоверность данных указана низкая, вывод о расположении тропы делаю из характерной формы изгибов Салуина. Прохождение тропы через село Байханьло подтверждается маршрутами плановых походов и косвенно наличием фотографии церкви этого села в галерее panoramio.
Промежуточное решение: Идем через перевал Чжай. На перевале ищем тропу спуска в долину и тропу траверса хребта, пытаясь выявить, какая из них более хоженая.
Выходим на маршрут. При движении по автодороге по долине Меконга севернее перевала Дацзя встречаем тибетцев с одеялами в самодельных рюкзаках. Предположительно паломники.
— Мы идем Ну-Джян (местное название Салуина)
— И мы
— Перевал Дацзя?
— Да
— Мейли кора? (ритуальный обход горы Мейли?)
— Да
— Перевал Дацзя?
— Да
Вывод: Тибетцы обходят гору Мейли (она же Мюлинг-Гангри, она же Кавакарпо, на карте — вершина 6773 м) через ближайший к ней перевал Дацзя. Снежного снаряжения у них нет, на ногах кеды — значит, перевал сейчас хорошо проходим. Ритуальные обходы популярны в Тибете, значит, через перевал идет приличная тропа.
Решение: Идем через перевал Дацзя, держась хоженой тропы.
Результат: Тропа на всем протяжении хорошая, множество маркеров (молитвенных флажков) и даже есть приюты. Рельеф на спуске очень сложный: узкий каньон с прижимами, которые тропа обходит очень сильно по верху. Без тропы местность почти непроходимая.
Ориентирование c картой и GPS
Основным подходом, распространенным среди горных туристов, является подготовка векторной схемы-хребтовки путем векторизации растровых генштабовских карт и последующим исправлением по космоснимкам Google. Если речь идет о популярных горных районах, то такая векторная карта может впоследствии пригодиться другим туристам, и многие карты уже векторизованы предшественниками. Хорошее описание векторизации растровой карты вручную есть в статье «
За пределами России для отдаленных районов готовых векторизованных карт обычно нету (если они есть — то это большая удача, можно загружать и использовать). Для векторизации растровой карты описанным выше алгоритмом требуется три полных дня за компьютером на номенклатурный лист, на схему-хребтовку — чуть меньше. Мы ходим в горы достаточно часто, и при этом не располагаем лишним временем, поэтому я использую и предлагаю другой подход: я делаю комбинированную карту для GPS, состоящую из бесплатной карты страны или области (из интернета) и наложенных на нее горизонталей, сделанных из SRTM. В дополнение к этой карте я ношу распечатку растровой генштабовской карты и атлас автодорог (на фотоаппарате). Конфигурация долин и хребтов позволяет сопоставлять карту GPS с растровой бумажной, даже без координатной сетки (да и сетка обычно все-таки есть). Простой автоматический способ генерации векторной карты горизонталей для GPS из SRTM я описал в недавней статье.
Таким образом, по GPS мы узнаем наше положение, а также рассматриваем микрорельеф по горизонталям SRTM. По генштабовской карте узнаем о дорогах, родниках, селах и других особенностях местности и имеем полную информацию для прокладывания нашего пути.
Если нет карт или «Вслепую по горизонталям»
Обычно по местам, где нет карт, все-таки не ходят. Но если вы, как и мы, хотите где-то пройти первыми и имеете достаточный опыт, это, в принципе, возможно. Даже в самом худшем случае, какие-то карты все равно есть. Например снимок Google и карта SRTM. Эти данные можно успешно использовать, если хочется сделать первопрохождение в таком месте. На что нужно обращать внимание?
1. Растительность (проверяется по карте Google). Если по травянистым склонам Северного Тибета или редколесьям пройти можно почти любой перевал, то в зоне леса без тропы можно и не пройти (особенно на крутом склоне). Еще хуже проходимы вырубки, молодая поросль, заросли бамбука. Склоны и узкие ущелья могут быть вообще непроходимым.
2. «Белые пятна» SRTM обычно соответствуют непроходимым формам рельефа: узким ущельям с прижимами, скальным обрывам, острым гребням хребтов.
3. Самый низкий перевал и самая низкая микроседловина в составе большого перевала обычно даже при большей крутизне наиболее проходима и используется местными жителями. Это связано с тем, что она наиболее поздно закрывается снегом.
4. Если в верховьях ненаселенной долины тропа идет не на самую низкую седловину — имеет смысл идти по тропе. В населенных местах самая хорошая тропа наоборот обычно идет к полям, рудникам и прочим хозяйственным объектам, а в верховья долины тропа может быть невзрачной. Если встречаем людей — спрашиваем, где дорога к целевой долине (и попутно оцениваем, уверенно отвечают, со знанием дела, или нет).
5. Реки в крутых ущельях часто непроходимы по дну из-за многочисленных прижимов. Тропа (если она есть) часто идет на существенной высоте (несколько сотен метров над рекой), порой даже по гребню. Если долина непроходима по дну — либо возвращаемся, либо пытаемся взобраться на борт долины и найти человеческую тропу.
6. Звериные тропы, обходящие прижимы в десятках метров над рекой, бывают опасными и очень узкими (особенно по скале над прижимом).
7. Лучше всего иметь время и еду для возвращения обратно, если участок окажется непроходимым. Впрочем, голодная смерть обычно все-таки не грозит. За те 20-30 дней, которые требуются организму для полного истощения, выйти обратно обычно можно. В самых подозрительных и отдаленных местах можно оставить запасную заброску из продуктов на полдороги, например, несколько кг риса. В случае успешного прохождения заброска просто останется невостребованной.
8. Объективная оценка опасности. У опытных туристов чувство опасности часто отступает перед необходимостью пройти какое-то место. Мы можем карабкаться по страшному склону, цепляясь за кусты, если знаем, что впереди цивилизация или дорога. Я не призываю бояться всего — стоять с дрожащими коленками на этом самом склоне еще хуже. Но лезть, к примеру, на ледовый перевал (а также спускаться по леднику), не имея снаряжения — безрассудно. Иногда лучше отступить, обойти, вернуться обратно.
9. Если требуется переплыть горную реку, рюкзак набиваем как можно менее плотно. Ничего не компрессируем! Все вещи должны быть в завязанных пакетах или лучше в гермомешках. Остаток объема пакетов и гермомешков заполняется травой, сухой листвой, пустыми бутылками, найденными на берегу, которые не дадут пакету сдуваться. Рюкзак, набитый таким образом, сам по себе достаточно хорошо плывет. В воде его можно толкать перед собой или тянуть за веревочку. Я привязывал рюкзак длинной веревочкой к своему поясу, но при этом хорошо бы предусмотреть нож, если рюкзак вдруг запутается. Если переплывание начинается с брода, пояс рюкзака должен быть расстегнут, одна лямка сброшена с плеча. Идти так вброд совсем неудобно, но сбросить на плаву две лямки тоже непросто (или заранее тренируйтесь быстро это делать). Трекинговую палку лучше упрятать в рюкзак, а брод идти с посохом из ветки, который при переплывании выбросить. Если ниже по течению серьезный порог, а тем более «белая вода» — лучше вообще не плыть. Художественное описание одного нашего похода вслепую (карта была, но содержала очень серьезные ошибки) можно прочитать здесь.
Удачных походов!
Еще есть волшебные навигаторы Magellan Triton (у нас 1500-й), для которых можно конвертировать и грузить вовнутрь их любые растровые карты, в т.ч. Генштаб, гугловые снимки, карты, OSM, SRTM и еще массу разного. В Китае у гугловых карт есть «сдвижка» — карта сдвинута на юго-запад примерно на 450-650 метров, можно править в фотошопе, или на 2000-й серии Тритонов в настройках.
Что касается батареек для них — у нас и на наш пентакс, и на навигатор подходят одинаковые АА-батарейки. Мы берем Energizer Ultimate Lithium с Таобао по 4.5 юаня за штуку — они легкие, мощные и надежные. Фотоаппарат на 4-х штуках при среднем уровне использования держится где-то месяц. Навигатор дней 7, если без подсветки и суспендить его вовремя, когда он не нужен.
В новые серии гарминов тоже можно растры. Это не так принципиально, но удобно. Сдвижка на несколько сотен метров в одну сторону — скорее всего из-за несовпадения параметров референц-эллипсоидов.
В интернетах пишут, что это их оборонная какая-то ерунда.
Китайская?
Ага. Вот здесь (граница КНР и Макао) видно хорошо:maps.google.com/maps?q=22...2666208739980673 , потыцкай между Satellite и Map.
Красный прямоугольный дом — это и есть Port Shopping Plaza, которая по карте правее и ниже.
По-моему, это у составителей китайской карты какой-то глюк(может быть связаный с референц-эллипсоидом). В оборонном отношении сдвиг всей карты на фиксированное расстояние, известное всем, бессмысленно. Или сдвиг разный в разных местах?
Разный, но совсем немного. Не знаю, я только слышал, никто мне военных секретов не выдавал, так что информация может быть и липовой. Но китайцы они вообще странные, так что не удивлюсь, если правда они так надеятся ракеты противника дезориентировать :)
Может быть :)