За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

16 December 2016 // Автор:

Места: Алтынтаг, Астынтаг, Ильбечимен, Китай, Куньлунь, Пашалык, Ташдаван, Уйгурия

Tags: , , , , ,

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

***

Мы растягивали палатку теплым куньлуньским вечером в пустыне среди уютных пастельных склонов. Я обернулся и увидел странный закатный силуэт, приближавшийся к нам по гравийной дороге. Он был не похож ни на один вид китайского транспорта от тракторной повозки до тягача с прицепом. На всадника или пешего — тоже не походил. Ног было шесть, одинаковой длины.

Высокий уйгур привязал миниатюрного ослика к бетонному столбику и подошел к нам: «Дальше дороги нет, вам бы назад!». Потом, видя нашу решимость, продолжил менее уверенно: «Туда четыре дня ехать, и воды нет. А назад — за один можно на машине!». И уже махнув рукой, решив не прибегать к стандартным в горах Китая рассказам-легендам о волках и очевидно мифических медведях: «А, русские, ну понятно».

Каков путь обратно, мы уже знаем: полтора дня трястись по щебнистой «стиральной доске» до асфальта. Вода только в странных среди пустыни лужах: ледники отступили, и реки навсегда высохли. А вот что будет впереди, теперь стало даже интереснее.

Шоссе 315 из Цинхая в Синьцзян китайцы построили в 1954 году. Через перевал Ташдаван (3823 метров) оно с трудом переходило первый хребет Куньлуня — Астынтаг. А в 90-е годы его реконструировали и провели по более легкому пути. Сейчас там тяжелые грузовики один за другим пересекают горы. Они везут китайские товары в котловину Тарима с гостеприимными пловными и лагманными, с дынями и восхитительно сладкими арбузами, а обратно доставляют ящики свежих и сушеных красных фиников величиной с крупую сливу — самый дорогой сорт. Поодиночке едут по гладкому асфальту, непременно на велосипедах с седлами «Брукс» и рюкзаками «Ортлиб», одинаковые индивидуалисты из Берлина, Гамбурга, Амстердама, стандартно жалуясь на центральноазиатские ветра. Шоссе 315 почитается сейчас за Шелковый путь, который две тысячи лет назад проходил примерно по этим местам. Пиетет иностранцев к нему напоминает отношение к измеряющемуся в сутках Транссибу, о котором романтик из Европы мечтает гораздо больше, чем реалист- россиянин.

Ветвь дороги, построенная в середине ХХ века, заброшена уже около десяти лет. С первого метра мы попали в настоящую пустыню: ни кишлаков, ни людей. Одна в день пропылит машина. Далеко в центре котловины на сухом солончаке маячат точки овец и коней. Но на смытых участках объезды вброд заботливо выровнены бульдозером.

В лагере геологической партии на реке Пашалык мы попросили у повара чистой воды. Мужчина с половником сначала говорил что-то по-китайски, потом из палатки вышел начальник, и они затараторили оба, выразительно указывая то ли на продолжение дороги, то ли на жующего на обочине верблюда. Подъехавшие молодые геологи перевели на английский: «Дороги через перевал уже нет, ее смыло. Надо возвращаться обратно. Впереди очень опасно. И воды не будет всю дорогу: четыре дня. В принципе за два с половиной — три дня еще можно успеть, но быстрее, чем за двое суток, почти нереально. Подъем и начало спуска еще ничего: на джипе можно проехать. 30 километров — половину пути. Дальше дороги не осталось, и проехать никак нельзя. Только если искать обход. Уйгуры-пастухи иногда там овец перегоняют, но как там с велосипедами и грузом? Очень большие камни и крутая осыпь. Общая длина опасного участка — один километр. Дальше снова можно ехать». Какой велотурист после такого описания повернет обратно? Разве что немецкий, с «ортлибом».

В пустыне мы возим с собой бутылки на 11 литров. Еще кучу порожних мы легко набрали у геологов: в Китае бутилированная вода повсюду. Рассовали 18 литров по подрамным карманам, «баульцам» на раме, рюкзакам. Когда килограммы крепко прижаты к раме велосипеда, солидный вес не так сильно тянет, как на багажнике.

На ужин у геологов — «макароны по-флотски»: дешевая лапша, но сваренная так, что лучше просто невозможно, с зеленым перцем и микроскопическим мясом. И ежевечерняя бутылка пива, а мы пьем чай. Геологи уважают и восхищаются. Переночевали в просторной гостевой палатке среди коробок, подписанных маркером образцов породы и запыленных спальных мешков. Утром тронулись.

Дорога все еще широкая, ровная и основательная. Подъемы пологие, повороты плавные: шоссе. Даже странно увидеть через несколько километров небольшую, но глубокую и крутую промоину. Дальше не пройдет не только джип, но и колесный трактор. За промоиной продолжается один старый след мотоцикла, затоптанный множеством копыт. 

Ехать легко. Промоины все чаще, но след мотоцикла не прерывается. Мы уверенно обходим обрывы и разгоняемся снова. Ни растений, ни воды не видно, но вдруг из-за поворота — целая стая куку-яманов. Они срываются с места и залезают на отвесные обрывы не хуже альпинистов.

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Перевал Ташдаван. Северные склоны припорошены тонким свежим снежком. Спускаемся. Без серпантина дороги по рыхлому и почти отвесному лёссу не прошли бы ни пастухи, ни кони, ни овцы. То и дело рядом видны остатки вьючной тропы, еще более старой, чем наша заброшенная дорога. Перевал известен европейцам со времен Гедина, а уйгурам, вероятно, совсем давно. Ташдаван — не самый низкий проход через Астынтаг, но тут можно обойти неуютную пустыню Кумтаг, где от ветра и сухости разве что джинны водились. На топографических картах тех мест недобрые пометки: «В сухое время сплошные глыбы высотой до 2 метров из твердого солончака с острыми режущими краям». «Расстояние между грядами ярдангов 50–100 метров, в проходах грунт мягкий, возможно движение вьюком», «Местами рыхлые труднопроходимые пески». Кто автор этих пометок, на себе убедившийся, что края режущие, а движение вьючным караваном возможно, но только в проходах? Гедин, Пржевальский, Козлов? Рядом превращенное в полигон для ядерных бомб высохшее до дна блуждающее озеро Лобнор. Бывшее чудо света. Ни на что больше это место не пригодилось.

На обочине — каньон. Ширина — один метр, глубина — десять. Примерно как шахта лифта без дверей или ледниковая трещина, но без ледника. Велосипед не перетащить. Но и не надо: дорога пока продолжается. Она выходит к сухой реке. Дальше все смыто, хотя ни намека на воду. По камням в русле катим велосипеды. Они норовисто подпрыгивают на крупных валунах. Через километр дорога снова появляется. Препятствие пройдено? Так просто?

Ставим палатку, набираем дров. Теплая беззвучная ночь. В этом совершенно сухом месте на палатке выпадает грязная пыльная роса. Это помоха — сухой туман в пустыне. Вечером воздух охлаждается и влага конденсируется на частицах пыли, поднятых дневным ветром. Похоже на смог. Лондонцы должны оценить.

Китайцы склонны преувеличивать трудности, которых они не видели сами, о чем лишь слышали. Это черта земледельцев, оседлых уже несколько тысяч лет. Искать новые пути и исследовать необжитые места — для них экзотика, а не повседневность. Направляться в горы без автомобилей с запасом воды и провизии — сродни спуску в Аид и переправе на лодке Харона: подвиги, на которые способны лишь кочевники и варвары, да и то от недостатка прагматизма, почитаемого в Серединном государстве за ум. Но всадник-уйгур, живущий в заброшенном домике дорожно-ремонтного поста, наверняка объехал на своем ослике все окрестности. Он не назвал бы дорогу непроходимой из-за километра речной гальки.

Чуть ниже стоянки высохшая река ныряет в ущелье с почти отвесными склонами в две сотни метров высотой. Перед этим стоит разбитая тачка, напоминающая о Колыме и о рассказах Шаламова. Она перекрывает дорогу, как будто сюда все еще можно доехать на машине и, разогнавшись, свалиться в пропасть. Шоссе шло по взорванной в скале полке, укрепленной бетоном и каменной кладкой. Но на много сотен метров вверх — нависающие почти отвесные скалы. Они как будто расшатаны дикими ветрами, и кажется, вот-вот все окончательно упадет. Треть ширины бывшей дороги засыпана обломками размером от утюга до холодильника, а те, что с «жигули», обвалили вниз оставшиеся две трети шоссе. Они лежат далеко внизу. Красиво и сурово. 

Мы страхуем друг друга, перетаскивая велосипеды над кромкой обрыва. А Лёва уже сидит на угловатом камне в безопасном месте впереди и ждет, пока мы прикатим наших нагруженных скакунов. Он не хуже нас оценил опасность этого участка и без колебаний согласился, чтобы я перенес его на руках.

Дорога зигзагами спускается на дно ущелья. Рядом стоит проржавевшая табличка с иероглифами, один из которых «вода». За ней дорога полностью исчезает. Сухая река с легкостью размыла ее, не сохранив ни следа от того, что строили люди. Только русло с крупными камнями. Но вдалеке и как-то сбоку остался неприкаянный бетонный мост. Он стоит посреди моря гальки беспомощно и одиноко, будто случайно дожившая до наших дней ветряная мельница. Вокруг обрывы высокие, отвесные, неприступные. Они напоминают стены древней крепости, сложенные из округлых, сцементированных глиной валунов.

«Окатанные камни! — радуется Лёва. — Здесь раньше была вода». Там, где мощный поток мог легко снести и грузовик, мы катим велосипеды посуху. Терракотовые, бежевые и сероватые скалы отвесно поднимаются почти до неба. Марсиане могли бы здесь наслаждаться родным пейзажем. Впереди появляется вода. На берегу — Абулашбулак: разрушенные глинобитные строения в роще из засохших тополей, похожей на уйгурское кладбище. Сухие ветви молодых деревьев направлены в небо. Внизу метрах в пяти течет ручей, но после того, как арык размыло, их корни уже не могут дотянуться до воды. Когда шоссе использовали, вдоль обочины в тени, вероятно, стояли столовые и магазинчики, где водители и машины отдыхали перед подъемом в Куньлунь. Фрагмент дороги появляется и снова исчезает.

Через каньон переброшен бетонный мост. На нем как памятник умершей дороге водружен многотонный валун. Он наглухо закрывает проезд через Ташдаван по всей дороге, которую мы только что преодолели. Если китайские власти считают, что путь перекрыт природой, граждане не должны самодеятельно пытаться проверить или изменить это.

Дорога, засыпанная рыхлым песком, поднимается от реки на крутую гору. Но гора оказывается всего лишь бортом ущелья. Сверху же — бескрайняя ровная пустыня, в которой как будто и не было никакой реки. Дальше грунтовка уже проезжая. Мы в пустыне Такла-Макан.
 
*** 
Примечание: Хребет Астынтаг (Astyntagh) часто вслед за Пржевальским неверно называют Алтынтагом. В действительности он лишь часть Алтынтага, самый северный из его хребтов.

Фотографии.

Мы растягивали палатку на солончаке теплым куньлуньским вечером среди уютных пастельных склонов. Созревшие колосья в лучах заходящего солнца казались золотыми. Вокруг не было ни души.
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Здесь, на Ильбечимене живет только один уйгур-пастух с двумя ослами. 
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Осленку очень понравились наши велосипеды. Он скакал за ними несколько километров. Наверное, подумал, что это такие особенные ослы. А нам очень понравился осленок
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

На реке Пашалык дорога стала хуже. Где-то она смыта водой, а рядом трактором выровнен временный (или теперь уже постоянный?) брод. Иногда по остаткам шоссе несмотря на камни еще можно катить велосипед
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Дорога продолжается за лагерем геологов. Здесь уже почти нет свежих следов автомобилей
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

По словам геологов ни одной машины в эту сторону не было уже пару месяцев
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Дорога поднимается на небольшой перевал
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

На нем стоит заброшенная телекоммуникационная станция. Раньше вдоль дороги шел медный кабель связи. Сейчас остался оптический, и он уже не требует присутствия людей. 
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Разгоняемся вниз, но спуск не долгий: скоро начнется большой подъем на перевал Ташдаван
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Вдоль остатков шоссе стоят столбы с оптическим кабелем. Единственное, что оставили люди
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

С Астынтага стекает сухая река. Первый день без воды
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Когда-то она выработала крутое ущелье. Построить шоссе здесь не было легким делом
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Одна из промоин. Небольшая, но для машин непроходимая
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Когда-то промоина была меньше, и по разрушенной дороге ее все же можно было объехать
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Бхаралы здесь никого не боятся. 
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Промоина побольше
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Умершее шоссе
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Мы одни в этих горах. Поднимаемся на Ташдаван (на фото сверху)
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Склоны Астынтага очень круты: лёссовый грунт почти не осыпается, но даже мелкие ручейки оставляли после себя неприступные промоины. Весь рельеф Астынтага связан с этой как будто отсутствующей водой
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Перевал Ташдаван
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Мы радуемся, что въехали на него, хотя главное препятствие еще впереди
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

На северной стороне — следы снега
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Шоссе окружали великаны
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Так себе шоссе
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Все начисто размыто. Ничего не осталось. Километр по галечному руслу
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Размытый мост и остаток дороги
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Разбитая тачка напоминает о Колыме в рассказах Шаламова. Она перекрывает мертвую дорогу, как будто бы сюда все еще можно доехать на машине и, разогнавшись, свалиться в пропасть.
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Шоссе шло по взорванной в скале полке, укрепленной бетоном и каменной кладкой. Но на много сотен метров вверх — нависающие почти отвесные скалы. Они как будто расшатаны дикими ветрами, и, кажется, вот-вот все окончательно упадет.
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

После опасного участка шоссе спускается к руслу сухой реки и дальше идет внизу
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

За проржавевшей табличкой с иероглифами, один из которых — «вода», дорога полностью исчезает. Сухая река с легкостью размыла ее, не сохранив ни следа от того, что строили люди.
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

След, оставленный нашими велосипедами, — единственный на десятки километров вокруг
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Ущелье то и дело зажимают отвесные скалы. В таких местах даже представить себе, где шла дорога, никак не удается.
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Абулашбулак: разрушенные глинобитные строения в роще из засохших тополей, похожей на уйгурское кладбище
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Кажется, что мы все еще окружены высокими горами, а на самом деле это глубокое ущелье в ровной как стол пустыне
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Но выбраться наверх невозможно
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Маленький, но отвесный каньон
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Песчаная река
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Многотонный валун водружен как памятник умершему шоссе. Он наглухо закрывает проезд через Ташдаван по всей дороге, которую мы только что преодолели. Если китайские власти считают, что путь перекрыт природой, граждане не должны самодеятельно пытаться проверить или изменить это. Объехать этот мост невозможно
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Старый мост разрушен сухой рекой 
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Песчаный подъем — единственный выход из этого ущелья. На другую сторону — похожий подъем, но гораздо более старый и совсем разрушенный 
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Более старая дорога продолжается вниз по дну ущелья, но она никогда не выйдет наверх: в конце тупик.
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Мы в Такла-Макане
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Старая дорога 315 продолжается, но здесь по ней иногда все же ездят
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

Конец второго дня без воды. Через 20 километров на реке Миран дорога соединится с асфальтовым шоссе 217, и там будет вода.
За сухим туманом. По заброшенной дороге через Куньлунь

16 December 2016 // Автор:

Места: Алтынтаг, Астынтаг, Ильбечимен, Китай, Куньлунь, Пашалык, Ташдаван, Уйгурия

Tags: , , , , ,

43 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только собирают косточки на […]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. avatar Kero Skjegg says:

    Фотографии сумасшедшие просто. :)

  2. avatar Dusty says:

    На 3 дня воду тащить тяжко, однако. В горку-то. Вы молодцы!

  3. avatar Михалыч says:

    Рассказ, безусловно, лучше чем сухой отчет. Правда, я несколько запутался про продолжительность и последовательность ЛП — но всё равно лучше.

    Ну и фотки, конечно, просто супер.

    Ну всё как всегда, в общем ;)

    • Самое главное — это сколько мы по дороге встретили ослов и промоин ;)

    • Спойлер: ЛП 2016

      1. Июль — Ладакх-Гималаи, пеший 20 дней

      2. Август-Октябрь — Юго-Восточный Цинхай (граница с Тибетом) — Голмуд — Тарим, вело, около 50 дней

      В рассказе почти конец второго пункта.

  4. Приятно! Ох как приятно читать отчёты про горы. И вроде сама хожу-брожу, пишу-рассказываю, а читать не менее приятно. КАкое место красивое, невероятное приключение, так и манит теперь тоже съездить, спасибо!

    Фотки классные, только, видимо, качество отличное, очень долго грузятся, хотя с инетом вроде проблем нет)

    • Приятно получать такие отзывы, спасибо!

      Фотографии у нас действительно больше, чем обычно бывают в блогах. Это мы делаем специально: мы планируем новый широкоэкранный и красивый формат верстки. Но у меня фотографии грузятся быстро. Если не сложно, проверьте пожалуйста скорость еще раз: хочу понять, разовое ли это явление или систематическое.

  5. Сухой отчет — это, конечно, грустно, но, честно сказать, и ваши посты читать неудобно... Мне (думаю, как и многим увлеченным походами людям), с начала важно представить себе местность, а потом уже читать литературный рассказ и смотреть ваши замечательные фотографии. Схема маршрута, цифры какие-то или еще лучше трек, чтобы любой желающий мог посмотреть маршрут на картах — очень и очень бы не помешали восприятию. Конечно, по упоминаемым названиям можно отыскать место на картах и прикинуть о чем речь, но это уже слишком для читателя.

    И как туда добираться — тоже было бы интересно узнать в нескольких словах, но не настолько, чтобы заниматься самостоятельно подробными изысканиями.

    Или у вас есть какая-то принципиальная причина не писать ваши посты как отчет?

    • Кому что нравится. Я вот, например, категорически неспособен читать отчет о походе, разбитый на полтора десятка отдельных страниц-глав, если только это не поход по всему побережью Ледовитого океана. Мы стремимся к достаточно лаконичным и интересным текстам, при этом не пропуская и практических деталей.

      По этому походу будет еще одна часть, в которой будет и карта. Если есть возможность, можете отложить чтение до ее выхода и читать вместе.

      Что касается заброски, то по своему опыту мы могли бы порекомендовать делать длинный линейный маршрут на 3 месяца и много тысяч километров так, чтобы одна часть служила заброской в следующую. Такова наша специфика в походах. А писать без своего опыта как гипотетически долететь или доехать в промежуточные точки я бы не хотел. Туда, куда можно заброситься (крупные города) — этот вопрос легко исследовать самостоятельно. А туда, куда нельзя — туда только своим ходом.

      • Ага, я именно такие отчеты на полтора десятка глав и пишу :) Потому что мне самой читать такие проще. И особенно удобно, когда я могу скачать трек и рассмотреть его хорошенько. Маршруты сами по себе — это же как музыка!

      • Конечно, если вы туда добирались в рамках длинного похода, то нет нужды выдумывать про транспорт. Вот поэтому бы чтению и помогло хоть какое-то описание ситуации в целом в начале. Ну чтобы понимать, о чем речь вообще.

        Лично мы не собираемся с нашим малышом в те края, предпочитаем больший уровень комфорта для него (поэтому ездим еще и с велоприцепом) — но мне интересно читать, как походные задачи с ребенком решают наши единомышленники. А чтобы себе это представить полноценно, информации у вас маловато, впечатления получаются обрывочные. Это я не критикую, просто делюсь своим восприятием. Конечно, каждый пишет, как ему самому нравится...

        • Екатерина, а как велоприцеп обеспечивает комфорт? Вы имеете в виду, что в нем удобно спать?

          Вы воспринимаете этот текст как «отчет», которым он не является. Отсюда диссонанс.

          • да, спать в прицепе удобнее намного — полулежачее положение, голова на подушке. это же 2 часа каждый день — у нас, для полуторалетнего неусидчивого малыша, это была более чем половина дневного ходового времени. а привязывать за шлем к креслу нам не понравилось, все время съезжал шлем и голова билась о кресло. несколько дней — да, но больше... а как у вас спал малыш в прошлом году?

            насчет необходимости закрыться от дождя или холода — это, конечно, вопрос уже спорный :) мы сейчас в поездках сажаем в дождь ребенка в прицеп, и при температурах ниже +5 тоже, но и в кресле катали в холод и проливной дождь без возражений со стороны ребенка

            • И в этом, и в прошлом году он спал, положив голову на подушку по типу самолетной, но надетой спереди задом наперед. Мы сшили ее сами из флиса и набивали одеждой. К креслу она фиксируется не жестко — на липучках, чтобы не создавать опасности в случае падения.

              От дождя и ветра мы сделали крышу из двух U-образных трубок и легкой непромокаемой ткани. Фотографии и того, и другого есть здесь: Подготовка велосипедов к автономному походу с малышом

              • ну, самим изготовлять что-то — это дело очень на любителя :) мы пробовали крепить и подушкой, но все равно как-то не очень. и спать так каждый день — я бы умерла на месте ребенка, вообще не могу сидя спать. и мне страшно еще, что шею дернет как-нибудь. я как раз пережила недавно защемление нерва в шее, знаю, как это долго и сильно больно. а так положил ребенка в прицеп — и совесть абсолютно чиста! но, конечно, каждым родителям самим решать, чего они опасаются, чего нет.

                в вашем варианте меня еще смущает постановка кресла на багажник... или я пропустила, и там была какая-то амортизация?

                • Постановка нашего кресла на багажник — это штатный, предусмотренный производителем вариант крепления. Оно амортизирует само по себе за счет материала — пены EVA. Нас гораздо больше смущает, когда велокресло колеблется на усах. Какая будет тряска при езде в велоприцепе по проселочным дорогам и крупным камням, мне не очень ясно. Вы ездили по проселкам?

                  Спать в кресле, судя по всему, вполне комфортно.

                  • ну да, если из ЭВА, тогда должно амортизировать...

                    а в нашем велоприцепе не трясет, там отдельная амортизация. другое дело, что сам прицеп от проселков постепенно разваливается. так что кататься по плохим дорогам с ним можно, но очень умеренно, и это накладывает ограничения в плане маршрута. в такие горы, как у вас, с прицепом переть не имеет вообще никакого смысла. мы сейчас пользуемся возможностью, чтобы познакомиться с Европой — дело это трудное, но если не с ребенком, то никогда :) конечно, у вас места намного интереснее, чем какие-нибудь Альпы, но я думаю, думаю — и не готова туда отправиться с ребенком... летом вот в Скандинавию поедем — там и дороги хорошие, и людей мало, идеально для комфортной поездки с ребенком.

                    • Хорошие дороги — это, в общем, не наш стиль. Нам нравится, чтобы дороги были плохие, горы — высокие, животные — дикие, а виды — запредельные :) Но, кстати, не сказала бы, что все это сильно некомфортно. Свежих овощей-фруктов нет, но в целом походый быт у нас хорошо отработан под любые ситуации. Вы что вкладываете в понятие «комфорт»? Регулярные магазины с едой? Возможность остановиться не в палатке? Хорошие дороги? Опцию легко сброситься с маршрута?

  6. Да нам тоже плохие дороги больше нравятся :) Но с ребенком у нас сейчас определенно лучше работает вариант «кресло+прицеп». И не только спать ребенку удобно и от непогоды укрыт, но может выбирать — то тут посидит, то там... Возможно, когда повзрослее будет, оставим только кресло. Так что для вело-похода у нас, получается, главное требование к дорогам, чтобы более-менее ровные и при этом с минимумом трафика. Так что пока получается Европа. Впрочем, нам в целом хочется посмотреть разные места на карте, так что покатушки по Европе потерей времени не считаю, хоть там и совсем не дико. Ну и мы ездим в рамках стандартных отпусков нашего кормильца, так что выбираем также по времени перелетов из Питера. Я сейчас как раз в стадии обдумывания наших следующих шагов :)

    • Екатерина, подскажите каким велоприцепом пользуетесь, поделитесь опытом..

      • У нас прицеп thule, модель с амортизацией и багажником. Плюсы — продуманная, реально удобная конструкция, безопасность, комфорт сна для ребенка (по сравнению с креслом). Минусы — высокая цена и плохое качество механики. Если гонять его только по ровному асфальту, наверное, поживет нормально, а если ездить по разным дорогам (как мы) — разбалтывается быстро. Распространенная проблема для детского оборудования :( Наш пока не сломался, но втулки люфтят сильно. Там все на пластмассу крепится! В обзорных статьях этот момент почему-то умалчивается...

          • Меня спросили, я честно ответила. Удобный — да, крепкий — нет. Когда он умрет, пока неизвестно. Может, он еще долго сможет так, болтаясь, ездить. В любом случае, он у нас дублирован креслом, и внезапная его поломка к катастрофе не приведет (в рамках 2-недельного похода).

            Естественно, когда мы его покупали, ни о чем подобном мы в отзывах не нашли и знакомые нам владельцы ничего не сообщили. Одни только восторги. Ну так никто с ним велотуризмом и не занимался, видимо... Пока не купишь и не попробуешь, не узнаешь.

            А проходимость у него, кстати, весьма хорошая. Где могу проехать я, там может и прицеп. Только если в руках вел тащить, тогда тяжело. Но это и с креслом тяжело.

            • Ужас — это туристическая продукция фирмы Thule (не только этот прицеп). А ответить — это полезно всегда, чтобы другие туристы не верили рекламным отзывам, а сразу искали швею с руками (если сами не хотят тратить сил). Лучше выйдет и дешевле.

              • Но ужас ужасом, а если опустить вопрос стоимости (для нас лично не принципиальный) и возмущения по поводу качества (это сложнее :)), этот прицеп у нас пока вполне себе работает. Ребенок хорошо спит, от ветра и дождя закрывает, в минус можно еще дополнительно укрыть ребенка спальником, вопрос доп. груза решает. Да и проехать по факту можно везде, где не узкая тропа и не крупные камни. Так что эта штука для многих может быть все равно полезной, несмотря на свое «качество» и общую тяжеловесность. Например, у наших друзей ребенок (1.5 года) в этот сезон вообще не сидел в кресле, сколько ехал — столько выл и орал. А вот в прицепе до двух часов в день высиживал — у них вообще нет вариантов, кроме как ездить с прицепом.

                • Я абсолютно уверен, что «проехать можно везде» — это следствие выбора маршрутов под прицеп, а вовсе не свойство прицепа. Границы проходимости в седле и в руках достаточно хорошо себе представляю.

                  • Маршруты — они вообще подбираются каждым лично под его требования. Я вот могу проехать совсем не везде и таскать велосипед с грузом мне сейчас очень тяжело. Когда я тащу свой вел в горку, задыхаясь, или иду потому, что у меня не получается удержать равновесие, муж спокойно едет впереди вместе с прицепом.

                    Крупные камни, глубокие колеи и узкие тропы — да, вот это точно для прицепа непреодолимо. Камни или глубокие ямы его перекашивают, а в узкую тропу он не впишется.

                    Я вообще не рекламирую тут прицепы, еще чего не хватало :) Вещь своеобразная, я согласна, но все-таки это тоже жизнеспособный вариант для велотуризма с ребенком, который многим подойдет.

                    • О шитье. Мы как-то ходили в 30-дневный велоавтоном. Сумок на верхнюю часть рамы у нас еще не было. Мы выбрали тяжелые и компактные продукты, которые по плану должны были съесть во вторую часть похода, каждый завязали в несколько пакетов, чтобы не промок. Взяли все это и смотали скотчем так, чтобы получилось 4 предельно плотных «шарика» — по 2 для каждого. Потом укрепили их каждому на переднюю часть рамы (тоже скотчем) так, чтобы не задевать ногами. Это хорошо разгрузило задние рюкзаки, которые до этого чуть не свечкой вставали. Другие тяжелые продукты запаковали в кофры на руле и в подрамные карманы.

                      Я это к тому, что некоторые вещи можно сделать колхозным способом, при этом получить хороший, работающий результат.

                      Тащить на себе велосипед с креслом — удовольствие сомнительное, согласна. Мы стараемся, чтобы таких эпизодов было как можно меньше. Тем более что я тоже одна проеду/пройду далеко не везде, где пройдет Павел.

                      Кстати, а с ребенком можно общаться, когда он в прицепе? Или не слышно?

          • Ну и прицеп решает вопрос, куда деть хлам, не вместившийся в стандартные велоштаны. Потому что если люди не хотят осваивать шитье рюкзаков и сумочек, то вариантов остается — или extra wheel (уж лучше тогда прицеп, чтобы ребенка сажать), или нагружать передний багажник (тоже своеобразное удовольствие на плохих дорогах — а на хороших опять-таки лучше прицеп).

  7. Рад что вы опять стали писать, а то долго Вас ждал, был у Вас долгий пробел. Екатерина, подскажите каким велоприцепом пользуетесь, поделитесь опытом..

    • Скорее всего Екатерина не увидит вашего комментария. Чтобы увидела, ответьте ей на ее комментарий

  8. (на комментарий Антонины не ответить, пишу тут)

    Кстати, да, насчет разговоров — тоже фактор важный. В кресле намного удобнее разговаривать! То есть в прицепе в целом будет слышно, если вокруг тихо, но все равно говорить придется громче. Поэтому мы и не обходимся одним только прицепом. Если ребенок не спит и условия нормальные, всегда едет в кресле, так ему точно веселее!

    Не помню, добавляла ли фактор безопасности. Если навернуться с прицепом, то он или не перевернется вообще (там поворотный механизм в креплении), или упадет на бок, но ребенок земли никак не коснется (и может даже не проснуться). А если с креслом на спуске горном навернуться? Мне с плохими навыками вождения на горных грунтах пришлось бы часто идти пешком вниз или ехать очень медленно, страшно потому что. А с прицепом можно не париться особо. А у вас был опыт падений с креслом?

    Еще на дорогах прицеп, мне кажется, больше заметен и безопаснее. Мы живем за городом, а ездим часто в другую сторону и нужно между вокзалами проезжать через город. Когда ребенок в прицепе, я чувствую себя намного увереннее, и мы позволяем себе немного ехать по проезжей части, это очень экономит время и силы по сравнению с тротуарами.

    Сейчас у нас тут в комментах наберется полный список плюсов и минусов :) Мне кажется, это полезно — даже если привык к чему-то, пересматривать привычки. У вас, правда, ребенок старше, это сильно меняет дело…

    • За все кресла не скажу, но наше сделано так, что, если падаешь, ребенок не страдает. Руки оказываются внутри и защищены подлокотниками. Ноги пристегнуты. Я несколько раз падала, на ребенке ни царапины. Естественно, в стремных местах иду пешком. На опасных участках мы вынимаем ребенка из кресла и переносим его через препятствие либо на руках, либо в переноске. И ВСЮ дорогу с ним болтаем.

      Кстати, этим летом (в свои 3 года) он спал в кресле не каждый день, даже при условии, что мы педалили с утра до вечера. Так что приходилось поддерживать бодрую беседу :)

      В Тибете есть проблема — собаки. Вот тут я бы наоборот из-за прицепа очень переживала. Хотя ребенок же внутри сидит, может, и не так страшно.

      Не очень понимаю, почему прицеп заметнее на дороге.

      Да, у нас тут уже всесторонний обзор :))

      • Ох, насколько же проще с говорящим ребенком! Как вспомню младенчество, когда нашего ребенка нельзя было развлечь на ходу ничем кроме кормления — вот мы с ним и ходили почти все время с сиськой во рту, иначе в крик… Был даже период, когда и сиська не помогала, несколько месяцев из квартиры не выходила почти... А теперь, в полтора, можно общаться, можно договориться, невероятно :) И в разговорах стал выдерживать по 2-2.5 ходовых часов в день бодрствующим, для нас это очень много.

        Я помню, переписывалась с вами в то время, и вы писали, что со временем ваш ребенок стал полноценным участником. Теперь и мы дожили до этого!

      • Я думаю, Тоня, ты зря так легкомысленно и походя пишешь о собаках. Это очень(!) серьезная опасность для ребенка, если он в прицепе. На много порядков большая, чем все остальное упомянутое. 

        • Совсем свирепые собаки? Как волки столь? Там обычно какой-то тент идёт, в опасных местах можно накрывать. У меня вот выхода нет, с креслом только на день, а с велоприцепом уже можно и на большее время.

  9. avatar Андрей says:

    Рассказ, как всегда интересен, и всегда просе прочтения, хочется выбраться на природу, в горы, в поход!

    Получилось немного прикоснуться, такое чувство, после прочтения.

    Хорошего пути, велодрузья!

  10. Замечательный рассказ! Я под большим впечатлением. Удачи вам во всём!

Leave a Reply for Pavel Borisov

*