Походы по незнакомой местности и ориентирование там, где нет карт или они не точны

31 Январь 2011 // Автор: Pavel Borisov

Места: Без границ

Метки: , , ,

А) Надоело ходить в походы по России, с точными картами и еще более точными описаниям предшественников?
Б) Прельщают лавры первооткрывателей?
В) Привлекают тропические леса и глубокие каньоны рек с экзотическими названиями?
Г) Хочется пройти из пункта А в пункт Б за пределами бывшего Союза?

Выбрали хотя бы один пункт? Тогда я писал эту статью для вас.

В ней не будет обучения, как планировать маршрут и ориентироваться в походе. На эту тему уже есть множество статей и лекций разнообразных горных школ. Вместо этого я опишу, какие специфические проблемы возникают в отдаленной местности (за пределами России) при планировании и ориентировании в походе, и как их решать, а также как работать с разнородными, зачастую неполными картами.

Какие основные проблемы возникают при подготовке похода?
  • Топографические карты места отсутствуют или недостоверны / устарели / сняты с малой точностью
  • Карты из различных источников противоречат друг другу
  • Поход содержит большое количество первопрохождений, туристские описания и фотографии ключевых мест отсутствуют
  • Многие местные ориентиры (горы, перевалы, поселки) имеют несколько названий. Название на карте может быть совсем незнакомо местным жителям. Трудно правильно произнести название (например, в Китае)
Какие карты можно использовать при планировании похода и ориентировании?

1. Можно бесплатно скачать старые «генштабовские» топографические карты с сайта poehali.org.

Они доступны для многих мест Азии и не только. Масштаб – от километровок (встречаются выборочно) до пятикилометровок (есть почти все) и десятикилометровок (в пешем походе обычно не нужны). Двухкилометровки есть для очень многих мест, и они являются основной базой для ориентирования. Наличие карты нужного места километрового масштаба все еще большая удача. Эти карты достаточно старые: от 60-х до конца 80-х годов выпуска, поэтому многих современных объектов (городов, электростанций, дорог), которые в том же Китае строят бешеными темпами, на них нет. Природные объекты: рельеф, гидрография, ледники, горы – обычно совпадают с действительностью (за исключением лесов, которые кое-где на границе Тибета уже сведены). Подробность карт очень высока по сравнению с другими: часто обозначены отдельные дома, иногда обозначены родники и другие внемасштабные объекты. А вот малая достоверность информации о рукотворных объектах расстраивает. И если исчезновение с местности села еще можно приписать наводнению или землетрясению, то исчезновение шоссе на всем обозначенном протяжении указывает на серьезные ошибки составителей. Достоверность карты в отношении дорожной сети очень низкая. Там, где обозначено шоссе, на деле может не оказаться даже тропы. Некоторые перевалы обозначены неправильно и вследствие этого седловина перевала с тропой через него по карте может оказаться совершенно непроходимой на местности (а тропа на деле идет через одну из соседних седловин) .

Генштабовская карта пятикилометровка. Район горы Амнэ-Мачин (Китай, провинция Цинхай).
генштабовская карта пятикилометровка

Генштабовская карта двухкилометровка. Район горы Амнэ-Мачин.
генштабовская карта двухкилометровка

Похожие топографические карты масштаба 1см:2,5 км изданные U.S. Army Map Service (на английском языке) доступны бесплатно на сайте библиотеки университета Техаса . Количество изображенных деталей сильно варьируется в зависимости от района и способа съемки. В зарамочном оформлении присутствует диаграмма достоверности карты. Информация 50-60х годов, есть местное написание названий (в Китае – иероглифами). В целом, карты похожи на российские двухкилометровки, но более старые и без существенных ошибок, в отличие от российских. Неверно обозначенных дорог на картах Малых Зондских островов, по которым мы путешествовали с этими картами, я не замечал.

2. Для любого места Земли есть более или менее детальный спутниковый снимок Google Earth, содержащий также и рельеф. Детализация снимков бывает пониже и повыше. На первом видны все хребты, общий растительный покров, крупные поселки, реки и дороги; на втором – небольшие дороги, реки, отдельные дома, густота леса. Ручьи, тропы и небольшие дороги в лесу могут быть не видны даже более детальном. На снимках, сделанных зимой, все покрыто снегом, и информации о ледниках и реках нет вообще. На рельефе хорошо видны перевальные седловины и крутизна склона, поэтому очень удобно находить перевалы, развилки долин, вершины и записывать их координаты для установки целевых точек в GPS.

Космоснимок Google. Район горы Амнэ-Мачин. Слева фрагмент более детальной съемки. Квадратики соответствуют фотоснимкам panoramio.
космоснимок google

На карте Google cлой с названиями населенных пунктов по Китаю оказался очень неподробным: село видно, а название узнать невозможно. Зато слой panoramio (фотографии из точек, обозначенных на карте) позволяет точно отличить массово посещаемые туристами места: если фотографий много – значит, где-то рядом есть хорошая дорога, если мало – то тропа уж точно есть, если вообще нету – значит, тропа может как присутствовать (например, по ней ходят пастухи без фотоаппаратов), так и отсутствовать, но туристы там точно не бывают. В основном, мы выбирали именно такие места.

3. Рельеф всей поверхности суши до 60 градуса широты снят спутниковым радаром в ходе проекта SRTM и файлы находятся в открытом доступе. Горизонтальное разрешение 90 метров – очень хорошее, оно позволяет хорошо ориентироваться в долинах рек и ручьев, а также в микрорельефе хребтов и перевальных седловин. Из этих файлов можно автоматически подготовить векторные горизонтали и загрузить их в GPS Garmin. Это один из наиболее легких и перспективных методов ориентирования, очень любимый мной. Для горных областей я делаю горизонтали с расстоянием между горизонталями 30 метров (точность съемки по вертикали – 20 метров). Как легко сделать горизонтали из SRTM

Горизонтали из SRTM. Район горы Амнэ-Мачин.
горизонтали из SRTM

4. В местных книжных магазинах продаются туристские карты и атласы автодорог. Они современны и отличаются хорошей достоверностью, но детальность информации низкая. Кроме автодорог почти ничего нет. Сельские дороги, а тем более тропы, наиболее подходящие для пешего туризма, вообще не обозначены.

Атлас автодорог можно сфотографировать в книжном магазине, а путеводитель или «генштаб» с экрана компьютера по частям и использовать для ориентирования, просматривая на экране фотоаппарата (при этом на фотоаппарат нужно иметь запасную батарейку). Этот метод мы используем, когда нет возможности распечатать карту (такое бывает), а атлас автодорог в целом не столь полезен, чтобы его покупать и нести с собой в горы. Кроме того, карты лежат в рюкзаке, да еще и в герме (бережем от дождя), а фотоаппарат всегда снаружи.

5. И наконец, бесплатные векторные карты многих стран для GPS Garmin доступны в интернете. Их качество сильно отличается в зависимости от источника. В целом, детальность их самая низкая из всех вышеперечисленных, но надежность хорошая, и они современные. Если дорога есть на этой карте, то она почти всегда есть на местности.

Бесплатная векторная карта Китая. Район горы Амнэ-Мачин.
бесплатная векторная карта

Таким образом, полезные и вредные качества всех этих карт таковы:

плюсы минусы
«Генштаб» СССР
  • Карты множества районов – двухкилометровки. Более подробные бывают, но не везде
  • Обозначены внемасштабные объекты: дороги, мосты, колодцы, отдельные строения
  • Рельеф и гидрография наглядны и достоверны
  • Есть названия географических объектов: вершин, хребтов, рек
  • Удобны для печати и использования без обработки
  • Плохая достоверность дорожной сети(!). Многие новые дороги не обозначены, но и старые удивительным образом обозначены неверно. Тропа на карте может на деле оказаться шоссейной дорогой, а может и отсутствовать. На месте обозначенного шоссе может отсутствовать даже тропа (!).
  • Некоторые населенные пункты стали гораздо больше, некоторые строения давно стали руинами
  • Местные жители часто употребляют названия, отличные от приведенных
  • Некоторые ледники не обозначены
  • Некоторые перевалы на деле проходимы не там, где обозначены, а в одной из соседних седловин
  • Разрешение карты-двухкилометровки – 200 метров. Это не позволяет видеть микрорельеф перевалов, также затруднено нахождение объектов (например, домов) в лесу.
US mapping agency
  • Карты выборочных районов – двух с половиной километровки
  • Хорошо видны внемасштабные объекты
  • Все данные наглядны и достоверны, приведена оценка достоверности по участкам съемки
  • Есть названия географических объектов: вершин, хребтов, рек, дублированные на местном языке (для Китая – иероглифами)
  • Удобны для печати и использования без обработки
  • Количество деталей ниже, чем в Генштабе СССР
  • Некоторые населенные пункты стали гораздо больше, некоторые строения давно стали руинами, построены новые дороги
  • Разрешение не позволяет видеть микрорельеф
Google earth
  • Есть карты любой части суши
  • Хорошо виден растительный покров, лес, места селевых выносов (за исключением зарослей кустов, которые похожи на луга)
  • В местах подробной съемки видны дороги, в том числе заброшенные, служебные, засекреченные
  • Наглядно виден рельеф, можно вертеть, смотреть с разных углов
  • Удобно отмечать и записывать координаты перевальных седловин, вершин и других точечных ориентиров
  • Слой panoramio (фотографии с привязкой к карте) позволяет выделить популярные и нехоженые места
  • Плохо видны дома, мосты и другие мелкие объекты. Совсем не видны объекты под деревьями, родники, колодцы и т.п.
  • Дороги обычно видны при сильном приближении, и при этом на экран/лист помещается очень маленький участок местности. Прослеживать дороги на местности – целое дело. Одним взглядом не окинуть. То есть, снимок не очень нагляден
  • В местах с низкой детализацией вообще не видны дороги, а тем более, тропы
  • Чтобы напечатать снимок и ориентироваться по нему, нужна его серьезная обработка. Напечатанные занимают очень много листов (лишний вес в походе)
  • Плохо видны ледники и тропы на снимках, сделанных зимой (все покрыто снегом)
  • Обозначено мало населенных пунктов
  • Плохо видна гидрография. Сухое ущелье сложно отличить от ущелья с ручьем. Травянистый луг может оказаться болотом или зарослями кустов
Карта рельефа по данным SRTM
  • SRTM покрыта вся территория суши до 60 градуса широты
  • Разрешение 90 метров по горизонтали и 20 по вертикали позволяет рассматривать микрорельеф перевальных седловин, долины мелких ручьев и т.п.
  • Легко автоматически векторизовать горизонтали для загрузки в GPS Garmin
  • Данные содержат пробелы в местах особенно крутого рельефа (узкие ущелья с вертикальными стенами и т.п.)
  • Есть данные только о рельефе
Бумажный атлас автодорог
  • Достоверен и современен, нагляден
  • Названия на местном языке понимают местные жители
  • Высокая достоверность
  • Указаны расстояния между городами по автодороге
  • Есть только города и основные автодороги
  • Тропы и проезжие проселки никак не указаны
Бесплатная карта страны или провинции для Garmin
  • Готова для использования с GPS
  • Названия как правило совпадают с используемыми местными жителями
  • Высокая достоверность
  • Малое количество нанесенных объектов
  • Карты разных стран сильно различаются по подробности

Оценить роль каждой карты при планировании маршрута можно по двум параметрам:

подробность достоверность
генштаб СССР + -
US mapping agency 0 +
Google earth 0 +
рельеф SRTM +(только рельеф) +
атлас автодорог - +
бесплатная для Garmin - +

При планировании маршрута мы сначала выбираем различные варианты по наиболее подробным из доступных карт, а затем проверяем эти варианты по достоверным картам.

Пример комплексного использования карт при планировании маршрута:

Цель: из города Дэцинь (Дечин) попасть наиболее простым и логичным пешим путем в верховья реки Салуин (приблизительно в г. Гуншань), избегая объезда по автодороге (не менее 800 км). Время действия – ноябрь 2010.

На карте генштаба СССР указаны четыре тропы, пересекающие хребет, который разделяет Меконг и Салуин: через перевалы Чу, Дацзя, Чжай, а также безымянный перевал рядом с точкой 3915 м (внизу карты). На карте генштаба США показаны несколько троп через последний перевал, а также предположительно выход к Салуину тропы от перевала Чжай (лист карты с тремя первыми перевалами отсутствует). На карте Google видна нечеткая тропа через последний перевал, первые три перевала сняты с низкой точностью и тропа через них не разрешается. Дорог через перевалы на бесплатной карте и в атласе автодорог не обозначено.

Планирование маршрута от Меконга к Салуину по генштабовской карте. Мы использовали двухкилометровки (пятикилометровка здесь приведена для наглядности).
планирование маршрута по генштабовской пятикилометровке

Перевал Чу находится слишком далеко к северу, безымянный – слишком далеко к югу, наиболее близок путь через перевал Дацзя, но путь через перевал Чжай ниже на 200 метров. Кроме того, есть упоминания в интернете о плановых походах через перевал Чжай. Осмотрели склоны гор вокруг Дечина – снег виден примерно на 5000 м. Решаем разрабатывать путь через перевал Чжай.

По карте генштаба тропа спускается с перевала Чжай в долину притока Салуина, затем поднимается на боковой хребет и спускается к Салуину южнее села Ули. По карте генштаба США тропа с перевала Чжай траверсирует основной хребет на юг через точку 4390 и спускается в долину притока в районе села Байханьло (к югу от перевала) и по этой долине выходит к Салуину в село Цинда. На американской карте названия не совпадают с советской, достоверность данных указана низкая, вывод о расположении тропы делаю из характерной формы изгибов Салуина. Прохождение тропы через село Байханьло подтверждается маршрутами плановых походов и косвенно наличием фотографии церкви этого села в галерее panoramio.

Промежуточное решение: Идем через перевал Чжай. На перевале ищем тропу спуска в долину и тропу траверса хребта, пытаясь выявить, какая из них более хоженая.

Выходим на маршрут. При движении по автодороге по долине Меконга севернее перевала Дацзя встречаем тибетцев с одеялами в самодельных рюкзаках. Предположительно паломники.

- Мы идем Ну-Джян (местное название Салуина)
- И мы
- Перевал Дацзя?
- Да
- Мейли кора? (ритуальный обход горы Мейли?)
- Да
- Перевал Дацзя?
- Да

Вывод: Тибетцы обходят гору Мейли (она же Мюлинг-Гангри, она же Кавакарпо, на карте – вершина 6773 м) через ближайший к ней перевал Дацзя. Снежного снаряжения у них нет, на ногах кеды – значит, перевал сейчас хорошо проходим. Ритуальные обходы популярны в Тибете, значит, через перевал идет приличная тропа.

Решение: Идем через перевал Дацзя, держась хоженой тропы.

Результат: Тропа на всем протяжении хорошая, множество маркеров (молитвенных флажков) и даже есть приюты. Рельеф на спуске очень сложный: узкий каньон с прижимами, которые тропа обходит очень сильно по верху. Без тропы местность почти непроходимая.

Ориентирование c картой и GPS

Основным подходом, распространенным среди горных туристов, является подготовка векторной схемы-хребтовки путем векторизации растровых генштабовских карт и последующим исправлением по космоснимкам Google. Если речь идет о популярных горных районах, то такая векторная карта может впоследствии пригодиться другим туристам, и многие карты уже векторизованы предшественниками. Хорошее описание векторизации растровой карты вручную есть в статье «Как нарисовать схему-хребтовку»

За пределами России для отдаленных районов готовых векторизованных карт обычно нету (если они есть – то это большая удача, можно загружать и использовать). Для векторизации растровой карты описанным выше алгоритмом требуется три полных дня за компьютером на номенклатурный лист, на схему-хребтовку – чуть меньше. Мы ходим в горы достаточно часто, и при этом не располагаем лишним временем, поэтому я использую и предлагаю другой подход: я делаю комбинированную карту для GPS, состоящую из бесплатной карты страны или области (из интернета) и наложенных на нее горизонталей, сделанных из SRTM. В дополнение к этой карте я ношу распечатку растровой генштабовской карты и атлас автодорог (на фотоаппарате). Конфигурация долин и хребтов позволяет сопоставлять карту GPS с растровой бумажной, даже без координатной сетки (да и сетка обычно все-таки есть). Простой автоматический способ генерации векторной карты горизонталей для GPS из SRTM я описал в недавней статье.

Таким образом, по GPS мы узнаем наше положение, а также рассматриваем микрорельеф по горизонталям SRTM. По генштабовской карте узнаем о дорогах, родниках, селах и других особенностях местности и имеем полную информацию для прокладывания нашего пути.

Если нет карт или «Вслепую по горизонталям»

Обычно по местам, где нет карт, все-таки не ходят. Но если вы, как и мы, хотите где-то пройти первыми и имеете достаточный опыт, это, в принципе, возможно. Даже в самом худшем случае, какие-то карты все равно есть. Например снимок Google и карта SRTM. Эти данные можно успешно использовать, если хочется сделать первопрохождение в таком месте. На что нужно обращать внимание?

1. Растительность (проверяется по карте Google). Если по травянистым склонам Северного Тибета или редколесьям пройти можно почти любой перевал, то в зоне леса без тропы можно и не пройти (особенно на крутом склоне). Еще хуже проходимы вырубки, молодая поросль, заросли бамбука. Склоны и узкие ущелья могут быть вообще непроходимым.

2. «Белые пятна» SRTM обычно соответствуют непроходимым формам рельефа: узким ущельям с прижимами, скальным обрывам, острым гребням хребтов.

3. Самый низкий перевал и самая низкая микроседловина в составе большого перевала обычно даже при большей крутизне наиболее проходима и используется местными жителями. Это связано с тем, что она наиболее поздно закрывается снегом.

4. Если в верховьях ненаселенной долины тропа идет не на самую низкую седловину – имеет смысл идти по тропе. В населенных местах самая хорошая тропа наоборот обычно идет к полям, рудникам и прочим хозяйственным объектам, а в верховья долины тропа может быть невзрачной. Если встречаем людей – спрашиваем, где дорога к целевой долине (и попутно оцениваем, уверенно отвечают, со знанием дела, или нет).

5. Реки в крутых ущельях часто непроходимы по дну из-за многочисленных прижимов. Тропа (если она есть) часто идет на существенной высоте (несколько сотен метров над рекой), порой даже по гребню. Если долина непроходима по дну – либо возвращаемся, либо пытаемся взобраться на борт долины и найти человеческую тропу.

6. Звериные тропы, обходящие прижимы в десятках метров над рекой, бывают опасными и очень узкими (особенно по скале над прижимом).

7. Лучше всего иметь время и еду для возвращения обратно, если участок окажется непроходимым. Впрочем, голодная смерть обычно все-таки не грозит. За те 20-30 дней, которые требуются организму для полного истощения, выйти обратно обычно можно. В самых подозрительных и отдаленных местах можно оставить запасную заброску из продуктов на полдороги, например, несколько кг риса. В случае успешного прохождения заброска просто останется невостребованной.

8. Объективная оценка опасности. У опытных туристов чувство опасности часто отступает перед необходимостью пройти какое-то место. Мы можем карабкаться по страшному склону, цепляясь за кусты, если знаем, что впереди цивилизация или дорога. Я не призываю бояться всего – стоять с дрожащими коленками на этом самом склоне еще хуже. Но лезть, к примеру, на ледовый перевал (а также спускаться по леднику), не имея снаряжения – безрассудно. Иногда лучше отступить, обойти, вернуться обратно.

9. Если требуется переплыть горную реку, рюкзак набиваем как можно менее плотно. Ничего не компрессируем! Все вещи должны быть в завязанных пакетах или лучше в гермомешках. Остаток объема пакетов и гермомешков заполняется травой, сухой листвой, пустыми бутылками, найденными на берегу, которые не дадут пакету сдуваться. Рюкзак, набитый таким образом, сам по себе достаточно хорошо плывет. В воде его можно толкать перед собой или тянуть за веревочку. Я привязывал рюкзак длинной веревочкой к своему поясу, но при этом хорошо бы предусмотреть нож, если рюкзак вдруг запутается. Если переплывание начинается с брода, пояс рюкзака должен быть расстегнут, одна лямка сброшена с плеча. Идти так вброд совсем неудобно, но сбросить на плаву две лямки тоже непросто (или заранее тренируйтесь быстро это делать). Трекинговую палку лучше упрятать в рюкзак, а брод идти с посохом из ветки, который при переплывании выбросить. Если ниже по течению серьезный порог, а тем более «белая вода» – лучше вообще не плыть. Художественное описание одного нашего похода вслепую (карта была, но содержала очень серьезные ошибки) можно прочитать здесь.

Удачных походов!

31 Январь 2011 // Автор: Pavel Borisov

Места: Без границ

Метки: , , ,

9 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только [...]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. MS MS :

    Еще есть волшебные навигаторы Magellan Triton (у нас 1500-й), для которых можно конвертировать и грузить вовнутрь их любые растровые карты, в т.ч. Генштаб, гугловые снимки, карты, OSM, SRTM и еще массу разного. В Китае у гугловых карт есть «сдвижка» – карта сдвинута на юго-запад примерно на 450-650 метров, можно править в фотошопе, или на 2000-й серии Тритонов в настройках.

    Что касается батареек для них – у нас и на наш пентакс, и на навигатор подходят одинаковые АА-батарейки. Мы берем Energizer Ultimate Lithium с Таобао по 4.5 юаня за штуку – они легкие, мощные и надежные. Фотоаппарат на 4-х штуках при среднем уровне использования держится где-то месяц. Навигатор дней 7, если без подсветки и суспендить его вовремя, когда он не нужен.

Оставить комментарий

*