«Огонь Учения, начавшись в Нижнем Тибете, распространился через Нгари».
Будон Ринчендуб, тибетский историограф XIV века
31 мая
Табо
Мы в деревне Табо, которая знаменита древним буддийским монастырем. Вокруг теснится несколько темноватых кафе и гест-хаусов, а за ними — обычные тибетские домики, окруженные тополями и ивами. Подбежали дети и стали выпрашивать «чоколейт» и «мани» (не тех, которые «пеме хунг», а тех, что «уан доллар»). Шаркая ботинками, идет старушка с длинными спутанными черными волосами. На лавочке примостились двое парней с нашивками на куртках «свободный Тибет» в виде желтого солнца с синими и красными лучами, поднимающегося из-за белой вершины. На плоской крыше одноэтажного дома о чем-то спорят хозяева-соседи, то и дело поправляя молитвенные флаги, развевающиеся на ветру.
К высокому порогу одного из жилищ приставлена лестница из четырех ступенек, чтобы детям и пожилым было удобнее подниматься. Кое-где во дворах — машины не больше «оки» или мотоциклы с белыми ритуальными шарфиками «хадак» на руле. Везде со столбов тянутся провода, но почти у каждого на крыше есть и собственная солнечная батарея — видимо, здесь часто отключают свет. Деревня расположена на широкой террасе у реки, и жители максимально используют землю, пригодную для выращивания: за домами сразу начинаются поля. В глубине деревни — большой монастырь.
«Табо — крупнейший монастырь Спити, построенный в то время, когда Индия и Тибет вместе распространяли буддизм в Гималаях», —
В середине IX века в центральном Тибете буддизм переживал трудные времена: царь Лангдарма закрывал монастыри, уродовал ступы и статуи, уничтожал книги. Монахов он заставлял работать на скотобойнях или становиться охотниками, а несогласных обезглавливал. Гонения продолжались и после смерти Лангдармы и длились около 70 лет. Спасаясь от преследований, многие буддисты перебирались на окраины Тибетского нагорья.
На западе Тибета буддийская культура активно развивалась, а к концу X века достигла расцвета. Правителем Гуге стал Хорде (Khor-re), правнук Ньима Гона. Он не хотел заниматься политикой, войнами и другими административными делами и передал функции управления государством своему племяннику. Приняв монашество, Хорде получил имя Ешеод (Ye shes od) и прославился, развивая буддизм по всему Нгари (Западному Тибету). Его деятельность подтолкнула возрождение буддизма во всем тибетском мире.
Около 973 года Ешеод выбрал двадцать одного тибетcкого юношу с 10 до 20 лет среди послушников монастыря Толинг в Гуге и отправил их учиться в Кашмир. Девятнадцать из них умерли, и только двое вернулись. Одним из них был Ринчен Зангпо.
Ринчен Зангпо перевел с санскрита на тибетский множество буддийских текстов и, как считается, заложил 108 монастырей в Западном Тибете (в том числе и в долине Спити). Сохранились не все: некоторые были уничтожены, другие со временем оказались заброшены и разрушились от старости. Монастырь Табо был основан в 996 году. Сейчас он состоит из 9 храмов, построенных с X века по XIX-ый, а также множества ступ. Сохранился даже главный храм, возведенный в самом начале.
План монастыря Табо c
Табо располагался на перекрестке торговых путей: один шел из Кашмира в Гуге, второй соединял равнинную Индию с Ладакхом и Средней Азией. Построенный в правильное время в удачном месте, Табо стал важным интеллектуальным центром. В монастыре работали ученые, переводчики и летописцы, жили и преподавали знаменитые буддийские учителя, собирались художники и ремесленники.
Раньше по долине Спити ходили длинные караваны в Тибет. Сейчас там проложена дорога, с тарахтеньем ездят грузовики и автобусы. Но песчано-полосатые склоны и трюфельные скалы с ванильным снегом не поддаются воздействию времени.
Когда мы зашли в монастырь, на деревянном настиле, похожем на низкую сцену, лежал тибетец лет двадцати. Его друг сидел в тени на пороге храма. В деревне нет проблемы с шумом, там достаточно тихо, но все же монастырь — самое умиротворяющее место. Я вполне понимаю ребят, проводящих время таким образом.
В Табо, как и в сухих высокогорных районах Тибетского нагорья, всегда было очень мало деревьев, поэтому дефицитный материал в традиционной архитектуре используют только там, где без него не обойтись (например, для колонн и перекрытий). Стены строят из земли, прессуя ее в каркас, сделанный из тонких жердей. Такие постройки сохранились до наших дней, потому что в этом районе редко идут дожди (после которых здания обязательно нужно снова обмазывать).
По другой технологии стены строят из кирпичей. Для их производства замешивают землю с навозом, ячменной шелухой, соломой или чем-нибудь подобным, затем лепят кирпичи и оставляют их на солнце для просушки. (Фотография из нашего отчета о походе по долине реки Брахмапутра в Тибете)
Если внимательно присмотреться, то можно заметить следы современных технических улучшений.
Гуляя по Табо, чувствуешь контраст между действительно древним монастырем (это чувствуется, даже если не читать книжки по истории) и нововведениями вроде солнечных батарей, проводов или сотовой вышки, попадающей в кадр цифрового фотоаппарата.
На глиняных ступах — простые барельефы.
Снежный лев символизирует непобедимость буддийского учения. На цветных изображениях у него бирюзовые брови, хвост и грива. Это национальное животное Тибета, он красуется на флаге, на правительственных печатях, на монетах, на почтовых марках.
Все время, что мы провели в монастыре, велосипеды стояли у входа. К ним никто не подходил.
Рядом с древним монастырем выстроена новая яркая ступа.
Дома низкие, приземистые, по-тибетски основательные (Какими бывают тибетские дома). Они хорошо защищают от сильных ветров и берущего за душу зимнего холода.
Есть что-то необъяснимо странное в том, что в наше время можно ходить вокруг средневековых храмов и ступ, рассматривать росписи, вдыхать древнюю пыль и прислушиваться к ушедшим столетиям. И в том, что они до сих пор окружены домами, сделанными из глины. И даже в том, что рядом стоят машины и мотоциклы, а по вечерам обитатели деревни смотрят телевизор.
Все статьи из серии Гималайское велокольцо:
1. Из Куллу в Киннаур через перевал Джалори
2. Вверх по Сатледжу: из Рампура до Санглы
3. Две киннаурские деревни: Сангла и Кальпа
4. В гостях у деревенских учителей
5. Тибетская деревня Нако высоко в горах
6. По следам тибетских караванов
7. Долина Спити — индийский Тибет
8. Ярмарка овощей в селе Гью в Спити (интермедия)
9. Монастырь Табо: тибетский буддизм 1000 лет назад
10. Озеро Сопона, волк и две тибетские деревни
11. Данкар — монастырь под облаками
12. Долина Пин — к снежным Гималаям
13. Монастырь Ки и переправа с велосипедами через пропасть
14. На велосипедах через перевал Кунзум
15. Лунное озеро Чандра Тал
16. По закрытой дороге из Казы на перевал Ротанг
А также: Как подготовиться к велопоходу в Гималаях и содержимое велорюкзака
и итоговый отчет: Велопоход 4 категории сложности в индийских Гималаях (в нем обобщена полезная информация: логика маршрута, описание района, бытовые и технические детали, раскладка и снаряжение, карта маршрута).
Действительно, время не властно над этими постройками. Вообще поражаюсь, сколько в Азии сохранилось мест, где практически не чувствуется время. Прямо наглядное свидетельство принципа тождества нирваны и сансары :)
Я сейчас увлеклась старой китайской фотографией — и ощущение, что эти снимки монастыря, если их перевести в ЧБ или сепию, ничем не будут отличаться от тех, что сделаны на рубеже XIX-XX веков.
Тут, как мне кажется, два аспекта.
Во-первых, взгляд фотографа. Если бы я дождалась экскурсионной группы или парочки местных жителей в «китайских» куртках и сфотографировала их на фоне тех же самых ступ, впечатление было бы другим. Или если приехать туда лично в разное время: один раз в разгар туристического сезона или во время ремонта или на ярмарку пластиковой утвари; а второй раз зимой, когда Спити в изоляции от внешнего мира.
Во-вторых, раньше строили из материалов, идеально подходящих для условий среды. Очень сухо и ветрено? Будем делать дома из глины с толстыми стенами, как крепости. И следили за ними очень тщательно, чтобы не остаться без крова. Думаю, поэтому они хорошо сохранились. К тому же, они очень далеко от цивилизации, и новые бетонные веяния туда пока слабо проникли (хотя, признаться, уже имеют место).