Монастырь Табо: тибетский буддизм 1000 лет назад

15 November 2011 // Автор:

Места: Индия, Спити, Табо, Химачал-Прадеш

Tags: , , , ,

«Огонь Учения, начавшись в Нижнем Тибете, распространился через Нгари».
Будон Ринчендуб, тибетский историограф XIV века

31 мая
Табо

Мы в деревне Табо, которая знаменита древним буддийским монастырем. Вокруг теснится несколько темноватых кафе и гест-хаусов, а за ними — обычные тибетские домики, окруженные тополями и ивами. Подбежали дети и стали выпрашивать «чоколейт» и «мани» (не тех, которые «пеме хунг», а тех, что «уан доллар»). Шаркая ботинками, идет старушка с длинными спутанными черными волосами. На лавочке примостились двое парней с нашивками на куртках «свободный Тибет» в виде желтого солнца с синими и красными лучами, поднимающегося из-за белой вершины. На плоской крыше одноэтажного дома о чем-то спорят хозяева-соседи, то и дело поправляя молитвенные флаги, развевающиеся на ветру.

К высокому порогу одного из жилищ приставлена лестница из четырех ступенек, чтобы детям и пожилым было удобнее подниматься. Кое-где во дворах — машины не больше «оки» или мотоциклы с белыми ритуальными шарфиками «хадак» на руле. Везде со столбов тянутся провода, но почти у каждого на крыше есть и собственная солнечная батарея — видимо, здесь часто отключают свет. Деревня расположена на широкой террасе у реки, и жители максимально используют землю, пригодную для выращивания: за домами сразу начинаются поля. В глубине деревни — большой монастырь.

«Табо — крупнейший монастырь Спити, построенный в то время, когда Индия и Тибет вместе распространяли буддизм в Гималаях», — пишет Далай-Лама XIV.

В середине IX века в центральном Тибете буддизм переживал трудные времена: царь Лангдарма закрывал монастыри, уродовал ступы и статуи, уничтожал книги. Монахов он заставлял работать на скотобойнях или становиться охотниками, а несогласных обезглавливал. Гонения продолжались и после смерти Лангдармы и длились около 70 лет. Спасаясь от преследований, многие буддисты перебирались на окраины Тибетского нагорья.

На западе Тибета буддийская культура активно развивалась, а к концу X века достигла расцвета. Правителем Гуге стал Хорде (Khor-re), правнук Ньима Гона. Он не хотел заниматься политикой, войнами и другими административными делами и передал функции управления государством своему племяннику. Приняв монашество, Хорде получил имя Ешеод (Ye shes od) и прославился, развивая буддизм по всему Нгари (Западному Тибету). Его деятельность подтолкнула возрождение буддизма во всем тибетском мире.

Около 973 года Ешеод выбрал двадцать одного тибетcкого юношу с 10 до 20 лет среди послушников монастыря Толинг в Гуге и отправил их учиться в Кашмир. Девятнадцать из них умерли, и только двое вернулись. Одним из них был Ринчен Зангпо.

Ринчен Зангпо перевел с санскрита на тибетский множество буддийских текстов и, как считается, заложил 108 монастырей в Западном Тибете (в том числе и в долине Спити). Сохранились не все: некоторые были уничтожены, другие со временем оказались заброшены и разрушились от старости. Монастырь Табо был основан в 996 году. Сейчас он состоит из 9 храмов, построенных с X века по XIX-ый, а также множества ступ. Сохранился даже главный храм, возведенный в самом начале.

План монастыря Табо c официального сайта. Там есть подробная информация про все девять храмов и интерьерные фотографии.
монастырь Табо, Tabo monastery

Табо располагался на перекрестке торговых путей: один шел из Кашмира в Гуге, второй соединял равнинную Индию с Ладакхом и Средней Азией. Построенный в правильное время в удачном месте, Табо стал важным интеллектуальным центром. В монастыре работали ученые, переводчики и летописцы, жили и преподавали знаменитые буддийские учителя, собирались художники и ремесленники. 

Раньше по долине Спити ходили длинные караваны в Тибет. Сейчас там проложена дорога, с тарахтеньем ездят грузовики и автобусы. Но песчано-полосатые склоны и трюфельные скалы с ванильным снегом не поддаются воздействию времени.
дорога в Спити, road in Spiti

Когда мы зашли в монастырь, на деревянном настиле, похожем на низкую сцену, лежал тибетец лет двадцати. Его друг сидел в тени на пороге храма. В деревне нет проблемы с шумом, там достаточно тихо, но все же монастырь — самое умиротворяющее место. Я вполне понимаю ребят, проводящих время таким образом.
монастырь Табо, Tabo monastery

В Табо, как и в сухих высокогорных районах Тибетского нагорья, всегда было очень мало деревьев, поэтому дефицитный материал в традиционной архитектуре используют только там, где без него не обойтись (например, для колонн и перекрытий). Стены строят из земли, прессуя ее в каркас, сделанный из тонких жердей. Такие постройки сохранились до наших дней, потому что в этом районе редко идут дожди (после которых здания обязательно нужно снова обмазывать).
монастырь Табо, Tabo monastery

По другой технологии стены строят из кирпичей. Для их производства замешивают землю с навозом, ячменной шелухой, соломой или чем-нибудь подобным, затем лепят кирпичи и оставляют их на солнце для просушки. (Фотография из нашего отчета о походе по долине реки Брахмапутра в Тибете)
кирпичи из глины в Тибете, mud bricks in Tibet

Если внимательно присмотреться, то можно заметить следы современных технических улучшений.
монастырь Табо, Tabo monastery

Гуляя по Табо, чувствуешь контраст между действительно древним монастырем (это чувствуется, даже если не читать книжки по истории) и нововведениями вроде солнечных батарей, проводов или сотовой вышки, попадающей в кадр цифрового фотоаппарата.
монастырь Табо, Tabo monastery

На глиняных ступах — простые барельефы.
монастырь Табо, Tabo monastery

Снежный лев символизирует непобедимость буддийского учения. На цветных изображениях у него бирюзовые брови, хвост и грива. Это национальное животное Тибета, он красуется на флаге, на правительственных печатях, на монетах, на почтовых марках.
монастырь Табо, Tabo monastery

Все время, что мы провели в монастыре, велосипеды стояли у входа. К ним никто не подходил.
монастырь Табо, Tabo monastery

Рядом с древним монастырем выстроена новая яркая ступа.
монастырь Табо, Tabo monastery

Дома низкие, приземистые, по-тибетски основательные (Какими бывают тибетские дома). Они хорошо защищают от сильных ветров и берущего за душу зимнего холода.
деревня Табо в долине Спити, Tabo village in Spiti valley

Есть что-то необъяснимо странное в том, что в наше время можно ходить вокруг средневековых храмов и ступ, рассматривать росписи, вдыхать древнюю пыль и прислушиваться к ушедшим столетиям. И в том, что они до сих пор окружены домами, сделанными из глины. И даже в том, что рядом стоят машины и мотоциклы, а по вечерам обитатели деревни смотрят телевизор.

Все статьи из серии Гималайское велокольцо:
1. Из Куллу в Киннаур через перевал Джалори
2. Вверх по Сатледжу: из Рампура до Санглы
3. Две киннаурские деревни: Сангла и Кальпа
4. В гостях у деревенских учителей
5. Тибетская деревня Нако высоко в горах
6. По следам тибетских караванов
7. Долина Спити — индийский Тибет
8. Ярмарка овощей в селе Гью в Спити (интермедия)
9. Монастырь Табо: тибетский буддизм 1000 лет назад
10. Озеро Сопона, волк и две тибетские деревни
11. Данкар — монастырь под облаками
12. Долина Пин — к снежным Гималаям
13. Монастырь Ки и переправа с велосипедами через пропасть
14. На велосипедах через перевал Кунзум
15. Лунное озеро Чандра Тал
16. По закрытой дороге из Казы на перевал Ротанг

А также: Как подготовиться к велопоходу в Гималаях и содержимое велорюкзака 
и итоговый отчет: Велопоход 4 категории сложности в индийских Гималаях (в нем обобщена полезная информация: логика маршрута, описание района, бытовые и технические детали, раскладка и снаряжение, карта маршрута).

15 November 2011 // Автор:

Места: Индия, Спити, Табо, Химачал-Прадеш

Tags: , , , ,

2 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только собирают косточки на […]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. Действительно, время не властно над этими постройками. Вообще поражаюсь, сколько в Азии сохранилось мест, где практически не чувствуется время. Прямо наглядное свидетельство принципа тождества нирваны и сансары :)

    Я сейчас увлеклась старой китайской фотографией — и ощущение, что эти снимки монастыря, если их перевести в ЧБ или сепию, ничем не будут отличаться от тех, что сделаны на рубеже XIX-XX веков.

    • avatar Tonic says:

      Тут, как мне кажется, два аспекта.

      Во-первых, взгляд фотографа. Если бы я дождалась экскурсионной группы или парочки местных жителей в «китайских» куртках и сфотографировала их на фоне тех же самых ступ, впечатление было бы другим. Или если приехать туда лично в разное время: один раз в разгар туристического сезона или во время ремонта или на ярмарку пластиковой утвари; а второй раз зимой, когда Спити в изоляции от внешнего мира.

      Во-вторых, раньше строили из материалов, идеально подходящих для условий среды. Очень сухо и ветрено? Будем делать дома из глины с толстыми стенами, как крепости. И следили за ними очень тщательно, чтобы не остаться без крова. Думаю, поэтому они хорошо сохранились. К тому же, они очень далеко от цивилизации, и новые бетонные веяния туда пока слабо проникли (хотя, признаться, уже имеют место).

Leave a Reply

*