Первая часть рассказа: Из Батанга в горы Дашошань
Вторая часть: Вверх по Розовой долине
После разведки Розовой долины и заснеженного перевала мы спустились к месту слияния долин и теперь поднимаемся по правому по ходу движения притоку. Яками набита хорошая лесная тропа, но выше на лугах караван разбредается. То и дело идем по знакомым нам сухим кочкам. Дрова закончились, налетает ветер. Мы все же нашли немного хвороста и развели костер. Перевал Рати на карте, вероятно, обозначен неправильно. Слабая тропа идет к более восточной седловине, которая ниже на 130 метров и по-видимому представляет собой логичный проход между долинами рек Динцюй и Сицюй. Один из пастухов также показал нам на эту седловину. Мы назвали этот перевал Рати Восточный (4974 м). Подъем по крутому травянистому склону (тропы практически нет), от долины, идущей к перевалу Рати в долину маленького ручейка, далее по пологой караванной тропе прямо на перевал. Внизу с перевала виден отличный сосновый лес. Дальше широкая долина теряется вдали. Начинается снегопад и даже близкой вершины горы Гьеньен не различить, хотя в ясную погоду на перевале было бы отличное наблюдательное место.
Спуск по очень крутому ручью по тропе, которая вскоре неожиданно теряется. Здесь бьют и растекаются по склону горячие источники, образуя широкое теплое болотистое место. У дырочек в земле, откуда, пузырясь, вытекает кипяток, расположились яки. Хотя шкуры их совершенно мокрые, они даже в снегопад чувствуют себя комфортно, лежа в теплой грязи. Но подходящей для человека ванночки нет, и мы ограничиваемся согреванием ног, шлепая в сандалиях по горячему болоту.
(увеличить)
Технические панорамы: Перевал Рати (как обозначен на генштабе), Перевал Рати Восточный
Пойма реки вся в травяных холмах. Кое-где клочки леса. На этой стороне перевала гораздо больше жителей, особенно снизу, где долина настолько широка, что стойбища могут расположены на разных сторонах реки практически напротив (обычно у тибетцев стойбища разделены немалым расстоянием, и вокруг каждого — свое пастбище).
Мы уже привыкли к благотворному действию костра по вечерам, так что хотим дойти до ближайшего леса. Но тропы путаются: одни соединяют соседние стойбища, другие вытоптали яки. Где-то должна быть главная тропа, но мы даже не знаем, на какой она стороне реки, а ширина долины — не меньше трех километров. Плутаем по яковым дорожкам, упираемся в излучины реки глубиной по пояс, обходим топкие участки и ищем брод на северную, более лесистую сторону. И вот наконец — плохая автомобильная колея, брод глубиной выше колена, а за холмами — долгожданный еловый лес. Вечером еще долго ходим среди редких елок и взбираемся на холмы, выискивая дрова. Опять начинается снег. Под огромной еловой веткой разводим костер из немногих найденных дров, шишек и сухой хвои. За водой приходится ходить через три холма.
Утром нашу палатку заметили тибетские женщины, перегонявшие яков. Подойдя, они сразу принялись рвать можжевельник и подбрасывать его в костер. После таких массированных усилий занимаются даже мокрые дрова. Реанимировав костер, они поспешили по делам, не оставшись на чай. А когда мы, спустя еще час, уходили, на холме уже знали о нас и махали издалека всем стойбищем. Особенный энтузиазм проявляли дети.
(увеличить)
Ниже по долине — лес и хорошая грунтовая дорога. В лиственных лесах водятся кабаны. Сзади через пожелтевшие березы и ели видна снежная гора Гьеньен. Появляются села, в каждом из которых — огромное строительство. Увидев первый джип с китайцами-туристами, мы поняли: цивилизация. Еще несколько километров по грунтовке, и мы на реке Сицюй. Здесь поселок еще больше, в нем даже есть полицейский участок, где нам предложили заполнить стандартную китайскую форму регистрации: кто, откуда, куда, с какой турфирмой приехали, в какой гостинице остановились (гостиницы в селе ни одной), номер телефона (сотовых вышек нет). Мы ответили только на половину вопросов, что ничуть не удивило энтузиастов в синей форме. Потом мы пошли по дороге в сторону города Сянчен. Мы надеялись в тот же день поймать попутку и уже размышляли о том, какие пирожные купим в кондитерской, когда доберемся до города.
Как оказалось, мечты были преждевременны. Нас еще ждало недельное приключение на реке Сицюй: Три последних доширака.
(увеличить)
Первая часть рассказа: Из Батанга в горы Дашошань
Вторая часть: Вверх по Розовой долине
красота!
а есть там такое, чтоб не сильно далеко от населенных пунктов (город, мимо которого проезжает транспорт) — день пути, скажем? чтоб просто радиально выйти, поставить палатку и понаслаждаться пару дней?
Конечно! Таких мест там полно, да и рейсовый транспорт зачастую ездит в такие глухие места, куда в других странах может и не быть регулярного сообщения. Куча мест, где уже в полукилометре от автодороги полная глушь.
Единственно, лучше место наметить заранее, например по гугл-картам, а то даже из городка с парой десятков тысяч жителей, полдня будешь выходить из предместий.
О, здорово! С регионом в общих чертах я уже определилась — северо-запад Юньнани — Децин, Шангрила, а как доберусь, буду уже конкретно местность выбирать неподалеку.)
Вы, кстати, будете проезжать через какие городки в Юньнани? Вы же будете через нее ехать?
Предположительно Куньмин, Паньжихуа, Литанг, Гарзе
Бесподобные пейзажи!
Тронуло, что тибетские женщины, увидев костер, реанимировали его.
Видимо, им показалось, что мы очень долго не можем его развести, а они каждый день им пользуются и для них это как плиту газовую в кухне зажечь — каждый автоматически это умеет.
И снова здОрово. И снова воспринимается как провокация ;) и хочется все бросить... Спасибо.
Интересно, а этот Гьеньен хоженый? На фото, где он в снегах в принципе проглядывается путь подъема — долгий и муторный, но технически доступный...
Кроме наших фото есть еще северная сторона и по картам у меня сложилось впечатление, что оттуда как-то проще рельеф. Скорее всего кто-то когда-то ходил, но точно не знаю.
друзья, оч круто!!! красота, космос)))
Я раньше не любил в походы ходить, в горы,, а теперь горю желанием!! И все благодаря вам.Спасибо, за ваш сайт!
Значит, самое время начинать ходить в горы:)
Изучаю Китай на предмет небольшого путешествия. Зачиталась вашими отчетами. :)
На какой месяц пришелся этот поход? Как в Юннани-Сычуани в ноябре, как думаете?
Именно этот участок был в конце октября. В целом Цинхай — сентябрь, Сычуань — октябрь, Юньнань — ноябрь и это было оптимально по погоде.
Можно попробовать Сычуань в ноябре, но если планируются четырех-пятитысячные перевалы, лучше иметь запасной вариант обхода пониже.