В Индийских Гималаях в хребте Пир-Панджал находится гора Део-Тибба высотой ровно 6000 метров. Мы сейчас живем в долине Куллу поблизости и в мае 2016 решили сходить к ней в трехдневный поход. Чтобы подняться на вершину, нужно альпинистское снаряжение, а к подножию на высоте 4000 метров добраться пешком. В походе мы были втроем, с Лёвой, нашим двух с половиной летним сыном. Получился фоторепортаж о походе и об этих живописных горах, а еще о нашем опыте с печкой-горелкой Solo Stove Titan.
Самый младший участник похода выходного дня садится в новый походный рюкзак-переноску.
Под громкие индийские песни мы доехали до села Джагатсух на местном автобусе, который останавливается каждые 2 минуты и не разгоняется больше 15 километров в час. В Джагатсухе от основной дороги ответвляется боковая. Она взмывает вверх по долине реки Доханган и заканчивается через 12 км у стройплощадки гидроэлектростанции. Оттуда начинается тропа в верховья долины.
Паша пытается найти в Джагатсухе машину, которая бы добросила нас до ГЭС. Но с транспортом как-то не очень. Один таксист вроде где-то есть, но, говорят, он завтракает. Другой, водитель деревенского грузовичка, сомневается, пустят ли машину через шлагбаум ГЭС, который стоит у начала дороги. Мы уже пошли было пешком, но грузовичок все-таки догнал нас и предложил попробовать. Если пустят, то довезет нас до конца дороги, если нет — только до шлагбаума, где его ждет работа. Через полчаса тряски мы были у тропы на высоте 2830 м, на 900 м выше Джагатсуха. Первое, что чувствуется на высоте, воздух — свежий и прохладный по сравнению с основной долиной.
Готовы к подъему
Река Доханган
Тропа то идет под деревьями, то выбирается на яркое солнце. Долина Куллу далеко внизу.
Долина Куллу — вроде индийской Красной Поляны. Спасаясь от майской жары, индийцы приезжают посмотреть на снег, поесть клубники и абрикосов, подышать чистым, без пыли и выхлопных газов, воздухом. А молодожены проводят в этой красивой горной долине свой медовый месяц. На вывесках гостиниц так и пишут: «комнаты для молодоженов».
Индийцам, которые не любят сидеть на месте, предлагают сходить в трекинг налегке по нескольким зрелищным маршрутам, к примеру, из Манали на озеро Бхригу и из Нагара в Малану через перевал Чхандаркхани (Chanderkhani). Ходят организованные туристы и под Део-Тиббу. Для них на маршруте организованы палаточные лагеря, вещи перевозят на вьючных лошадях. Повара варят еду для всех групп, возглавляемых несколькими гидами. Каждую такую плотную группу видно издалека. Она приближается с шумом индийского разговора, суетой с селфи-камерами и двадцатью одинаковыми вопросами подряд: «Из какой вы страны?» и «Сколько лет ребенку?» Вскоре группа остается позади, и еще полдня идешь по пустой долине. Мы запланировали сходить к Део-Тиббе и обратно за неполных три дня, а плановая продолжительность маршрута — 5-6 дней. Атлетичных участников мало, больше обеспеченных индийцев-горожан, занимающихся сидячей работой.
За весь первый день — только одна огромная группа. Все остальное время идем одни.
Это наш второй за сезон акклиматизационный выход перед летним походом в высокогорный Ладакх. На высоте 4450 м — место базового лагеря альпинистов, восходящих на Део-Тиббу. Но сейчас там еще лежит снег. Скорее всего, получится дойти до урочища Сери (Seri) на высоте 3900 м и там переночевать.
Через два часа после начала подъема — первый лагерь для организованных туристов. Двадцать больших жилых палаток. Травяной пол полностью устлан пенками как коврами. Рядом лежит на солнце целая гора спальных мешков. Отдельная палатка-кухня со свежими яйцами, томатами. Временные туалеты из пленки, с керамическими унитазами, установленными внутри над ямой.
Под ногами — красная земляника, но чтобы заметить ее надо отвлечься от фантастических видов гор
Выше зоны леса растут березы.
Где еще увидишь березы, как не в Индии?
Собираем бересту на всякий случай, чтобы удобнее было разжигать огонь. Индийцы об этом не знают, потому что ниже 3000 м березы здесь не растут.
У нас с собой новая печка-горелка Solo Stove Titan. Она «работает» на щепках и веточках. Нам казалось, что уж веточек мы найдем везде, и это гораздо удобнее, чем таскать с собой бензиновую горелку и запасы топлива. Мы готовили на ней этой зимой в Сиккиме, но там было вполне достаточно дров и для костра. А сейчас хотим протестировать ее в настоящем высокогорье.
По пути множество ручейков и водопадов высотой в десятки и сотни метров
Мы расположились на ночлег на широком и мягком лугу на высоте 3500 м
Часть луга была заболочена, и Лёва долго и с наслаждением плюхал босыми ногами по болотной жиже.
Вокруг старых костровищ мы без труда набрали мелких веточек для нашей печки-горелки. Паша принялся ломать их на мелкие части.
При разжигании горелка Solo Stove Titan сильно дымит. Потом она разгорается, и появляется чистое бездымное пламя. Но греет она гораздо слабее, чем бензиновая. К тому же ветер выдувает пламя вбок. Это не мешает горению, но кастрюля греется безумно долго. На приготовление ужина, состоящего из чая и макаронов с соевыми шариками, мы потратили 2 часа. Еще один нюанс: чтобы поддерживать огонь, постоянно нужно подбрасывать мелкие щепки. Прозеваешь — и пламя гаснет. И хотя внутри еще много горячих углей, новый огонь появляется только после щедрой порции дыма. Впечатление такое, что не горелка, а ты сам кипятишь воду, сосредоточившись на этом как монах на своей мантре.
В следующий раз мы тестировали горелку с экраном от ветра, сделанном из туристической пенки. Время закипания существенно сократилось (ветер не выдувает пламя), все остальные неудобства остались без изменений. Наверное, эту горелку можно эффективно использовать в абсолютно безветренном месте и с идеально сухими дровами. Но вряд ли такое возможно в горах.
В печку нужно все время подбрасывать дрова. Вот так:
С ветрозащитным экраном закипает быстрее, но все равно медленно.
На стоянке
Лёва и Паша исследуют местность
Наша самодельная легкая силиконовая палатка
Закат в Гималаях
На второй день тропа стала более каменистой, а иногда и вовсе шла по крупной осыпи
Долина Дохангана напоминает Кавказ, только с гораздо большим перепадом высот. На склонах выше 3500 растет березовый стланик и подушки из древовидного можжевельника.
А выше пяти тысяч лежит снег
Хребет Кханпари
Привал
Большую часть пути мы несли Лёву в рюкзаке-переноске. Но и сам он прошел удивительно много, если учесть высоту почти под 4000 метров
В сложных местах держали его за руку
Около 3800 м на нашей (правой) стороне долины появились снежники
На левой стороне они появились на пару сотен метров ниже и иногда были очень зрелищны. Снежные мосты, замерзшие водопады, обвалы — как будто и не май на дворе
Сквозь пожухлую траву пробиваюся цветы — скромный идеал высокогорья
А вот и урочище Сери — плоский заливной луг в бывшем месте слияния нескольких древних ледников. Высота 3900 м. Лёве понравилась эта огромная открытая площадка без осыпей и валунов. А нам понравилось, что Лёву видно издалека и можно спокойно отпустить его «заниматься своими делами».
Основная река здесь спокойна, но полноводна. Слева видна часть Део-Тиббы
С одной стороны луга — каменная стена Део-Тиббы
Снежники в верхней части луга тают и заболачивают его центр. Протоки собираются в небольшой ручей, на берегу которого стоит наша палатка
На следующий день мы пошли обратно. Пересекаем один из снежников
Верховья реки Доханган
Собираем землянику
Березы и рододендроны
Часть автомобильной дороги мы прошли пешком
А потом нас догнала машина с ГЭС и быстро довезла до Джагатсуха.
Лева быстро растет. Скоро уже и сам родителей в переноске будет носить.
Начнем с того, чтобы он весь маршрут шел сам :)
а где вы берете воду на пути ?
По пути на Део-Тиббу — много родников и чистейших ручьев. Они встречаются так часто, что воду с собой можно вообще не нести.
Заманиваете... Прям красота, нечего сказать
Кстати, о заманивании. А что ты делаешь в августе-сентябре? Паша придумал очередной прекрасный маршрут по Цинхаю на велосипедвх.
«Очередной прекрасный» — это хорошо ;) Кто ж удержится от прекрасного, да ещё и очередного?
Слушай, а пришлите в почту какие-нибудь подробности по точкам/датам/расстояниям/высотам.
Я смотрю, детеныш на 4000 вполне нормально акклиматизировался. Отлично! :)
Пульс у него был слегка выше нормального. Так что еще разок перед Ладакхом надо бы подняться на 4200 или около того.
А других симптомов не было? Все норм?
Просыпался ночью чаще, чем обычно. Нам показалось, что была одышка. Но в целом был вполне бодр.
Здорово!
Я эти чудесные «лохматые» берёзы помню из Непала. Теперь мечтаю подольше повисеть на такой высоте :)
На Кавказе такие сосны есть, например, в Архызе. Там не так высоко, но тоже очень красиво.
Кстати, посыплю-ка соль на раны: в результате моя печка, которая с вентилятором, на тест-драйве отработала великолепно — сидя на попе плоско в сосновом лесу я на шЫшках вскипятил 5-ти литровый котелок без особых проблем. И, кстати, там даже в первый момент особой дымовухи не наблюдается (правда, самый первый момент я все же на маленьких сухих веточках запаливал)
Михалыч, о том и речь, что в лесу (= без ветра и много мелких дров) она работает хорошо. Но среди деревьев можно и на костре готовить. А в высокогорье ты два часа собираешь дровишки, потом два часа без перерыва (!) их подбрасываешь и — вуаля! — получаешь два литра воды.
Кстати, а зачем тебе в сосновом лесу понадобилась горелка?;)
В лесу у нее был тестдрайв. Ближайшее высокогорье от меня... «Полуостров захотел — так это можно, правда Крымский далеко, так близко Кольский»
И в этом проблема таких горелок. В лесу все ок, а когда ты берешь ее в горы, оказывается, что неплохо бы и запасную бензиновую прихватить.
Добрый день и спасибо за ваш опыт походов с ребенком)
Подскажите по рюкзаку для Лёвы. На какие моменты вы обращали внимание при выборе? К каким моделям склонились? Мне показалось у вас два разных было? Где покупали? Какие минусы вылезли по итогам походов? Как думаете, до какого возраста Леву реально в нем носить?
Григорий, у нас два рюкзака:
1) Эрго-рюкзак Manduca, который мы использовали с рождения. Он хорош своим весом и компактностью, а также тем, что ребенок находится близко к телу родителя, поэтому нести его легче, чем в большом станковом рюкзаке. К тому же когда ребенок маленький, можно надеть одну большую куртку на двоих и тем самым обеспечить младенцу гарантированное тепло. Месяцев до 8 мы носили Леву спереди, потом — сзади. В этом году (Леве 3 года) мы брали эрго-рюкзак в велопоход, чтобы преодолевать броды, но он не пригодился. Максимальный вес ребенка в Мандуке — 20 кг. Единственный замеченный нами минус Мандуки — у подросшего Левы иногда после долгих переходов были натерты щеки и подбородок, особенно при ветреной погоде.
2) Станковый рюкзак Bushbaby lite. Нам казалось, что в нем будет проще носить подросшего малыша. Среди других станковых рюкзаков мы выбирали по трем параметрам: вес (~2 кг, когда мы покупали, вроде, было 1,9, сейчас на оф сайте пишут 2,2), относительная компактность, карман для вещей. На деле оказалось, что в этом рюкзаке носить гораздо тяжелее, чем в Мандуке: у Bushbaby что-то не в порядке с распределением центра тяжести. В этом году мы брали его в пеший поход в Ладакх, тк нам было важно, что в карман этого рюкзака можно запихнуть приличное количество тяжелых продуктов и тем самым разгрузить второго человека, который несет все остальные вещи на троих. Но нести его значительно тяжелее, чем наш Акме Алибек бОльшего веса. Зато у ребенка в станковом рюкзаке хороший обзор, что при длинных переходах важно (проще заговаривать зубы :)).
Мандука в 3 года актуальна на короткие дистанции, сидеть по полдня в ней уже некомфортно: плохо видно, ограничивает движения. Станковый рюкзак, думаю, будет актуален и дальше, хотя сама идея нести на себе 15+ кг ребенка кажется мне не очень привлекательной. В 3 года ребенок проходит сам совсем немного, а 3/4 дня его приходится нести. По крайней мере, у нас так. Если речь про 3-5 дней, то это еще ничего, но даже 2 недели — это серьезная нагрузка. Поэтому мы в этом году после 3-х недельного пешего похода устроили 2-х месячный велосипедный: по нагрузкам он был проще, несмотря на большую автономию.
Антонина, спасибо за подробный ответ.
Я хочу добавить, что с центр тяжести высоко и далеко сзади характерен для всех станковых рюкзаков-переносок. То есть это недостаток конструкции в целом, а не конкретной модели. Обратная сторона хорошего обзора для пассажира.