Начало: От Меконга к Салуину. Часть 1: по коре вокруг горы Кавакарпо
День 3
Первые голоса паломников мы услышали сквозь сон около пяти утра, это означает, что они вышли из базового лагеря в четыре. Героические люди, но шли медленно, почти всех мы за день обогнали. Сами мы покинули стоянку около десяти, услышав за утро, как произносит слово hello примерно сотня тибетцев.
Периодически тибетцы оставляют на маршруте свои вещи, но это явно не за ненадобностью: многие в хорошем состоянии, часто новые. Иногда выкидывают развалившуюся обувь, но это другая история, не имеющая отношения к миру буддийских божеств.
Тропа на перевал Дацзя (4510 м). Прямо под перевальной седловиной плелись паломники.
Бонцы шли навстречу. Вернее, сидели))
В Китае часто носят такие маски, особенно, если едут на мотоцикле по пыльной дороге. Но зачем они в горах?
Очень приятные, дружелюбные люди. Подталкивали нас, мол, пора, ребята, идите скорее, а то не успеете.
На подъеме, совсем близко к перевалу — огромный тур, полностью покрытый ритуальными белыми шарфиками (хадаками), четками, деньгами, солнечными очками, конфетами, кусками одежды, шапками, перчатками.
Перевальная седловина завешана флажками. Красиво, но немного мешает увидеть головокружительные склоны окрестных хребтов.
Отроги хребта
В эту лазейку под флажками нужно просочиться, чтобы пройти перевал Дацзя (4510 м). Когда мы поднялись, на гребне был лед, и я, пролезая под флажками, поскользнулась. Держаться за флажки не стоит, они закреплены ненадежно, да и веревочка не выдержит сильного рывка. Тибетцы ходят здесь в кедах.
Руссо туристо
Еще одна группа бонцев поднималась нам навстречу.
Тибетцы вплетают в волосы цветные нити, камни, монеты (что-то вроде оберегов). Иногда украшения выглядят очень массивно.
Погода начинала портиться, горы смотрели все недружелюбнее. Эдакие егеря в заповедном лесу.
Но Паша не пропускал на своем пути ничего живого.
Звери стали попадаться только ночью, поэтому приличных фотографий без эротики нет. Есть только птички.
Ну и вот, один грызун все-таки нашелся.
Первый приют для паломников появился через 3 часа после перевала. Одна группа остановилась там — до следующего приюта еще два-три часа.
«Барная стойка» в дальнем конце навеса — это магазин. Алкоголь есть. В кастрюле варилась растворимая лапша и искусственные сосиски (они хранятся без холодильников).
Паломники уже устали и легли спать.
Для остановки было еще рановато, да и грязно в приюте, мы решили идти дальше и искать чистое место у реки (чтобы поставить палатку). Но дорога, вопреки нашим ожиданиям, поднялась высоко на склон, и воды нигде не было. Уже на закате мы пересекли перевал, на котором тибетцы делают подношения в виде цампы. Каждый высыпает на землю по большой пиале этой муки, некоторые оставляют и сами пиалы. Весь перевал засыпан глубоким слоем цампы и завален пиалками.
После цампа-перевала — крутой спуск на дно ущелья, там мост через приток реки и за ним снова «базовый лагерь». Мы ночевали в стороне от тропы, у реки — ни мусора, ни людей уже в сотне метров от главного пути паломников. Цампа с перевала прилипла к мокрым носкам и замесилась — пришлось отстирывать носки от получившегося теста.
День 4
Тропа «вниз» по течению реки, вместо того, чтобы спускаться к Салуину, стала подниматься на борт долины. Вдоль реки не пройти из-за скальных прижимов, которые тропа обходит высоко по склону. Периодически отпуская едкие замечания по поводу качества тропы и ее направления, мы наблюдали за паломниками, а они — за нами.
Пожилые люди шли с улыбками на лицах, хоть и было видно, что им тяжело.
Самый главный паломник.
Алтарь 16-го и 17-го Кармап (Оргьен Тринле Дордже — китайский кандидат на звание 17-го Кармапы, я описывала ситуацию здесь)
Продукты для «магазинов» доставляют на лошадях. Мусор обратно никто не вывозит.
После длительного подъема тропа наконец-то пересекла еще один перевал. На нем тибетцы развешивали новые молитвенные флажки, хором пели мантры и фотографировались (в том числе, с нами).
После перевала — резкий спуск по парковому сосняку (около двух часов) до первой большой деревни. Мы ночевали чуть не доходя, на берегу канала, который снабжает жителей водой. Тибетцы спали в деревне.
Читайте продолжение:
От Меконга к Салуину. Часть 3: вдоль Салуина
Отличный репортаж. Очень красиво с флажками...
Бытовой «народный» буддизм поражает. Вера этих людей, которые идут в такие непростые паломничества, но при этом пьют алкоголь. Удивительные сочетания, не перестаю удивляться.
Или все-таки это для бон паломников?
На маршруте были и бонцы, и буддисты. В любом случае, это выбор каждого конкретного человека.
Еще поражает то, что даже пожилые люди делают коры. Потрясающе просто. Им бы носочки для внуков вязать, а они по перевалам шатаются. И с улыбками на лицах! Удивительно стойкие люди.
Какие красивые фотографии! Порадовала «зеленая» птичка, руссо туристо и грызун, конечно))) а еще на четвертой фотографии какой-то очень харизматичный тибетец (тот, который без маски, конечно)))
Тибетцы, кстати, очень красивые. Особенно мужчины. Не все, конечно, но некоторых можно на обложки женских журналов снимать. Правда!
Очень интересный репортаж! Большое спасибо, Тоня. А симпатичного тибетца я тоже приметила) На индейца похож.
Пожалуйста! Еще третья часть будет)
красота то какая!! и сколько сил у пожилых!!
Отроги хребта – очень красивая фото. И вообще красивые места.
Поразительно и горы и люди и женские украшения по которым я бесконечный фанат.
И у вас лица такие светлые и хорошие).
За тибетскими украшениями — в Лхасу!) Я нигде больше не видела такого разнообразия.
ребята как же я рада за вас!!! это потрясающе – Тибет, флажки, позитивные люди!! глядя на эти фотки понимаешь что всё будет хорошо, потому что иначе и быть не может) паломничество – это великолепная практика – очень много хороших впечатлений в ум приносит. даже посмотреть эти фотки – это уже хорошее впечатление в уме :) спасибо вам огромное за репортаж. тибетцы очень клевые – какие-то полудикие и очень аутентичные – как из фильмов про Тибет))) они там что за спиной вместо рюкзаков матрацы носят? на фотке очень похоже на матрац)) жаль что мусор не вывозят – может со временем придет понимание того что нельзя так.. хорошие они люди, тибетцы)) – пусть у них всё будет хорошо. и у вас пусть всё будет хорошо :) и миллион КАРМАПА ЧЕННО!
Тибетцы аутентичные почти везде, разве что в совсем крупных городах стали больше похожи на китайцев по одежде, но все равно они гораздо больше тибетцы, чем китайцы))
За спиной матрасы, ага. Одеяла такие плотные) Никаких спальников у них нет, конечно, тащат матрасы. Не знаю, что они делают, если вдруг дождь...
У нас это паломничество, правда, было неполным. Потому что по сути мы шли не в паломничество, а просто пересекали хребет, и прошли половину коры, а не всю. Но все равно классно)
здОрово! прямо погрузилась
) спасибо, Маша!
Скажите, а какие были сроки проведения похода?
16 — 20 ноября 2010
Вы тоже собираетесь в те края?
Ух ты, очень вдохновляюще! И горы, и люди! Повезло вам в таких местах побывать)
Не то слово как повезло)
Очень интересно! Классные фотографии, спасибо! Несколько вопростов по ходу: кроме вас встречались еще туристы? Ощущалась горная болезнь, все таки уже 4500 серьезная высота? Прохождение коры это явление круглогодичное или это происходит в определенное время? хотелось бы знать, будут ли там паломники в июле?
Туристов больше не было.
Горной болезни тоже не было. К этому походу мы провели в горах около двух месяцев, причем, частично на еще больших высотах. То есть, мы были хорошо акклиматизированы.
По поводу круглогодичности коры я не в курсе, к сожалению. Думаю, что есть сезонность (не идут, когда много дождей и когда перевал закрывает снегом), но точно сказать не могу.
Просто нет слов…
У меня такое ощущение, что я как раз в ноябре мимо этих самых мест автостопом проезжал..
Красота! Я вот думаю сделать визу в Китай на длительный период и походить там по разным местам..
А у тебя на сколько виза была? У нас на 3 месяца. В Куала-Лумпуре сделали: gingertea.ru/chinese-visa-in-kuala-lumpur/
у меня на месяц была виза. делал во Вьентьяне.
у меня горы ассоциируются с одиночеством, а тут народа как в час пик... но все равно ооочень красиво.
вы весь провиант с собой несете? на сколько дней у вас запас еды в этот раз был?
Народа дофига, да. Но нам было интересно посмотреть на тибетцев-паломников. Своего рода cultural experience.
А ты часто в горах бываешь? Вообще любишь горы?
Еду с собой несем, да. В этот раз раскладка была на 5 дней. Там, где с лесом напряженка, готовим на бензиновой горелке. Естественно, всегда с собой кастрюля, пластмассовые кружки и миски, а также ложки и нож. А еще экран от ветра для горелки.
На самом деле народа не так уж много было. Это на фотографиях их много — уж очень колоритные.
Если не стоять на тех же стоянках, что и тибетцы, вполне спокойно можно идти и спать. Но, конечно, на многих других горных тропах народу почти совсем нету — по сравнению с теми, здесь да, многовато.
про горелки помню вы писали, кстати здесь, в России, пользуюсь газовой. никак не могу найти компактную бензиновую... горы люблю, но от мотоцикла не ухожу дальше 500 метров, так, что высоко не поднимался ни разу. а Тибет манит... когда-нить обязательно там побываю. может даже пройду по Вашим тропам
Компактную — это какую?
Мы тоже раньше газовой пользовались, пока не ездили так высоко, как сейчас. Газ на холоде плохо испаряется, а бензину — пофиг.
>> горы люблю, но от мотоцикла не ухожу дальше 500 метров, так, что высоко не поднимался ни разу. а Тибет манит
Тогда тебе на север Индии. Мне кажется, это идеальное место для мотоцикла. Народу мало, тибетский ландшафт и культура. Ну и сам Тибет был бы хорошей страной для мотоциклизма, если бы не китайские менты.
китайские менты-это вообще отдельная тема...
в самый рассвет мото туризма в лихие 90-е у меня была горелка советского производства. места занимала как четыре пачки сигарет.
а про север Индии я думаю, если визу получиться сделать месяца на три, то проеду по маршруту Аджея и Маши.
Мы тоже скоро в Индию, летим 6 апреля в Дели. Визу будем делать в Таиланде, потом отпишемся. И тоже собираемся купить байк и ехать на север.
я до Индии доберусь в ноябре, наверно... а про визу обязательно напишите
>> может даже пройду по Вашим тропам
C каких пор мы на «вы»?)
Вы- это ты и Паша.
) просто «Ваши» с большой буквы было написано
Тоня, когда продолжение?
Завтра.