6 июня
Каза — монастырь Ки — Киббер — Чичам
Когда мы готовились к велопоходу, я сомневалась в своих силах. И сначала действительно было трудно: я считала каждую сотню метров, а к вечеру уставала до дрожи в коленках. К тому же из-за больших нагрузок пропал аппетит, а ехать без «дозаправки» сложнее. Но постепенно адаптировалась: научилась педалировать на горной дороге, выбрала подходящий темп движения, а Паша правильно отрегулировал мне седло (устав от моих жалоб). На вторую неделю похода я уже не трепетала при мысли о том, что впереди километровый подъем; а на третью — взлетала на него почти без остановок. Поэтому, когда ранним утром мы выехали из Казы и сразу начали взбираться по очередному серпантину, я ощущала лишь легкость — как будто меня подгонял сильный тибетский ветер.
Наши рюкзаки были нагружены деликатесами вроде сухого молока, шоколада и печенья с отрубями. Предстояла неделя велопохода по самой суровой части Спити и по долине Лахул.
Поднимаясь, мы оставляли внизу желтые квадратики полей и жемчужные нитки реки (панорама в полный размер).
У дороги сидели женщины в ожидании автобуса. «Можно вас сфотографировать?» — спросил Паша. «Чего ж нельзя? Пожалуйста!».
Показалась тибетская деревня Ки. Дома построены из бетона, а овощи выращивают в теплицах. Своей новизной эта деревня сильно отличается от остальных, что встречались на нашем пути.
В старой части деревни все по-прежнему: беленые домики с маленькими окнами, куцые деревца и многоярусный монастырь-крепость наверху.
Видимо, дом престарелых.
Тибетский монастырь Ки
Умопомрачительной красоты дорога привела нас в монастырь Ки, расположенный под облаками на высоте 4166 метров. Он был построен в XI веке Дромтонпой — учеником Атиши и основателем школы буддизма Кадам — и изначально принадлежал этой школе. Но религиозные иерархи Тибета постоянно боролись как за духовную, так и за политическую власть, и в XVI веке поддерживаемый монголами Пятый Далай-лама «конвертировал» его в Гелуг.
Монастырь Ки считается самым большим в Спити. Он много раз подвергался нападениям, в том числе в междоусобных стычках между княжествами Ладакх и Куллу, а также во время англо-сикхских войн в XIX веке. Его неоднократно восстанавливали и, возможно, даже переносили с места на место, поэтому древностей осталось мало. Последний раз он серьезно пострадал в 1975 году — от землетрясения. Все же монастырь Ки — одно из самых впечатляющих мест в долине Спити.
«Неужели это не мираж?» — только и смогла подумать я, увидев его впервые.
Храмы внутри монастыря были закрыты. На вопрос о том, кто может их открыть, тибетцы, сидевшие на ступеньках, замотали головами. В ожидании мы решили погулять среди ветхих домиков.
Заглянули в темную кухню и нашли там закопченный чайник, в котором кипел тибетский соленый масляный чай. Он отлично согревает и помогает от боли в пересохшем горле.
Большая часть монахов живет в монастыре только зимой, а летом они работают в полях вместе со своими семьями или зарабатывают другим образом.
Будда дал первое поучение в Оленьем парке в Сарнатхе рядом с Варанаси. Поэтому по обе стороны колеса дхармы (поворот которого является символом поучения) часто изображают оленей. И это один из главных символов буддизма.
Колесо дхармы («закон» на санскрите) было изображено и во внутреннем дворе монастыря Ки. В Тибете часто рисуют священные символы прямо на земле или асфальте.
В европейской мифологии трезубец ассоциируется с Нептуном. В христианском искусстве он сначала был символом триединства Отца, Сына и Святого Духа, а позже стал атрибутом Люцифера, превратившись в вилы, которыми истязают мучеников в аду. В тибетском буддизме трезубец — грозное оружие в руках божеств. Трезубцем-знаменем украшают храмы, посвященные божествам-защитникам. Пламя символизирует огонь, сжигающий неведение.
Мы вернулись во внутренний дворик. В это же время приехали двое англичан с индийским гидом. Появился бойко говорящий по-английски монах и стал открывать двери храмов. Сначала он повел в маленький храм со ступой, которая была богато украшена, выглядела старой и солидной. «Содержатся ли в ней чьи-нибудь реликвии?» — поинтересовалась я. «Нет, это просто так ступа. Но на втором этаже… Правда, я сегодня очень занят», — монах поглядывал куда-то в сторону. «Вы хотите на второй этаж?» — с надеждой спросил он у англичан. «Почему бы и нет», — ответили они. По узкой лестнице, пригибая головы, чтобы не стукнуться, мы поднялись на крышу. Монах снял замок и впустил нас внутрь. Там действительно стояла вторая ступа, правда, я не запомнила, чьи именно реликвии в ней хранятся. Если вы в курсе — пожалуйста, расскажите. Потом монах быстро выпроводил гостей и тоже ушел, а мы продолжили изучать монастырь в одиночестве.
В мешках на крыше запасен можжевельник. Его сжигают в жаровнях или специальных очагах для подношения благовоний. Даже традиционные тибетские ароматические палочки делают из можжевелового порошка, смешивая его с травами, сандалом, алоэ, мускусом и другими пахучими веществами.
По четырем углам храмов размещены «знамена победы» из кованой меди. Они обозначают «победное» просветление Будды и распространение буддизма.
С толстыми стенами и маленькими окошками Ки больше похож на крепость, чем на место, где обучаются сотни монахов.
С велосипедами через пропасть
Обычно в сторону перевала Кунзум едут по основной асфальтовой дороге по долине реки Спити. Но мы решили свернуть на второстепенную грунтовую дорогу через села Киббер и Чичам и перевал Лагударси, которая казалась нам более красивой и интересной. Она до сих пор не достроена, и поэтому транспорт по ней не ездит.
Близился вечер, и мы вернулись к велосипедам. От монастыря Ки в деревню Киббер ведет автомобильная дорога. Кроме нее мы нашли еле проезжую колею ниже по крутому склону, над краем красивого каньона. Она заканчивается там же, где автомобильная, — у подвесной переправы через реку Парилунгби в село Чичам. Колея была во многих местах засыпана камнями, но в целом можно проехать на велосипеде. Только там, где ее прорезает ручей, пришлось снимать с велосипедов багаж и перетаскивать отдельно. А в конце я так разогналась, что налетела на камень и чуть не ухнула в пропасть.
По старой автомобильной колее. На заднем плане автомобильная дорога серпантином поднимается в деревню Киббер.
Такую дорогу велосипедисты называют «каменистая горная». Здесь нам пришлось снять поклажу, чтобы отдельно перенести велосипеды и вещи через промоину. Сверху деревня Киббер.
Гигантский каньон реки Парилунгби я запишу в персональный список самых впечатляющих мест мира.
К пяти вечера приехали к переправе. По снимку Google Earth казалось, что через Парилунгби есть мост. Ничего подобного! Над глубочайшим каньоном натянут металлический трос, по нему на роликах ездит металлическая корзина. Предполагалось, что мы усядемся в эту корзину, оттолкнемся… — и рухнем на дно каньона меньше, чем за секунду свободно доедем до середины переправы, после чего будем выбирать веревку, вытягивая себя на другой берег. Я мужественно делала вид, что все в порядке. По плану я должна была переправиться первой с рюкзаком, потом Паша вытянет корзину обратно и отправит велосипеды, после чего преодолеет пропасть сам со своим рюкзаком.
К счастью, у переправы сидели индийцы-рабочие — строители будущего моста. Они нам помогли. Велосипеды решили перевозить по одному, начав с моего. Сначала пытались положить его сверху, но выходило неудобно. Поэтому привязали его снаружи корзины с помощью стропы, которую мы специально припасли для таких случаев.
Внутрь сели двое индийцев и поехали на тот свет ту сторону. В середине пути запуталась веревка, и минут десять они болтались над пропастью, воюя с узлами. А мы и остальные индийцы громко кричали, что они должны делать, но они то ли не слышали, то ли не понимали. Наконец добрались. Один вернулся обратно в той же корзине, а второй решил опробовать велосипед и забавно катался туда-сюда по противоположному склону.
Вторым номером были велосипед, я, индиец и рюкзак между нами (ради приличия). Я мысленно попросила прощения у родственников и друзей, подумала о том, какое воплощение ждет меня в следующей жизни, закрыла глаза… — и мы уже болтались в воздухе высоко-высоко над рекой. Я заранее убедила себя в том, что смотреть вниз будет жутко. Но появился лишь бодрящий холодок по коже. На желанном берегу стоял индиец и с усилием тянул к себе веревку. Мы потихоньку приближались. Прошло не больше двух минут, как я уже стояла на противоположном берегу и махала Паше рукой.
Он приехал на следующем «трамвае» с оставшимися частями нашего багажа и жителем Чичама. Потом мы помогли вытянуть следующего пассажира: оказалось, что переправа пользуется популярностью.
В километре от переправы, у каменной ограды поля, мы поставили палатку. Воду набрали из оросительного канала. Мы надеялись, что ограда спасет нас от ветра, но он дул всю ночь. Ни один любопытный чичамец к нам не заглянул, хотя несколько человек, работавших вечером в поле, нас видели и наверняка рассказали об этом всем своим соседям. Что ж, это хороший повод первым нанести визит, что мы и сделали на утро. Об этом — в следующий раз.
Все статьи из серии Гималайское велокольцо:
1. Из Куллу в Киннаур через перевал Джалори
2. Вверх по Сатледжу: из Рампура до Санглы
3. Две киннаурские деревни: Сангла и Кальпа
4. В гостях у деревенских учителей
5. Тибетская деревня Нако высоко в горах
6. По следам тибетских караванов
7. Долина Спити — индийский Тибет
8. Ярмарка овощей в селе Гью в Спити (интермедия)
9. Монастырь Табо: тибетский буддизм 1000 лет назад
10. Озеро Сопона, волк и две тибетские деревни
11. Данкар — монастырь под облаками
12. Долина Пин — к снежным Гималаям
13. Монастырь Ки и переправа с велосипедами через пропасть
14. На велосипедах через перевал Кунзум
15. Лунное озеро Чандра Тал
16. По закрытой дороге из Казы на перевал Ротанг
А также: Как подготовиться к велопоходу в Гималаях и содержимое велорюкзака
и итоговый отчет: Велопоход 4 категории сложности в индийских Гималаях (в нем обобщена полезная информация: логика маршрута, описание района, бытовые и технические детали, раскладка и снаряжение, карта маршрута).
Ну и переправа! Корзиночка такая маленькая, я б со страху умерла.
Я и умирала от страха, пока ждала своей очереди и когда садилась в корзину. Но потом оказалось, что это не так страшно. Ну и трос, на котором висит корзина, очень толстый.
Уух!! Интересно, спасибо.
Old aged home всё же скорее всего дом для престарелых. На древний он никак не тянет, со своей практически стеклянной стеной.
Точно, думаю, ты права насчет дома. Сенкс:)
про оленей не знала
Я сейчас время от времени почитываю книгу Бира про символику в тибетском буддизме. И каждый раз я как будто падаю в пропасть, где со всех сторон меня засыпает новой информацией:) Мне кажется, там символично буквально все, начиная от ручек дверей.
Да, переправа экстремальная. Прям холодок по телу пробежал.
На самом деле она надежная. По ней даже стройматериалы переправляют, не только людей.
С удовольствием посмотрела :) Как всегда-очень красивые фотографии. И как всегда, хочется большого разрешения. Чтобы совсем на наш большой экран :) Скорей бы вы уже заехали в Россию! :) Или пересеклись где, что еще лучше. Самим увидеть это все опять. (Возможно получиться чуть-чуть пожить в Ладаке-Химачале и в Непале. Месяца на 3-4 начиная с августа)
Переправа великолепная! Спасибо, повеселила и порадовала красотой. :)
Забавно, что первое фотография современной деревни Ки — невзрачно черно-белая. А фото старой части — яркое, красочное :)))
Тонь, ты когда пишешь это все, не скучаешь по тем тяжелым дням (физически тяжелым?)
Привычка к сильным ощущениям очень быстро и стойко формируется. :) Хотя вы и раньше отрывались(вспоминаю ваши отчеты о зимней Абхазии).
В августе мы планируем быть в Китае, а осенью — в Россию, правда, не факт, что сразу в Москву. В общем, разберемся ближе к делу:)
Черно-белые фотографии — пашины (не только, но эти в том числе). Так что это его «злой умысел»:)
Конечно, я скучаю. Я, кажется, уже где-то толкала речь о том, что настоящий драйв я чувствую только в горах, когда еду вверх или иду с рюкзаком или добираюсь до перевала. Когда стою на краю пропасти. Когда отдыхаю, лежа на горном лугу. Когда меня приглашают в юрту кочевники. Наверное, поэтому мы все еще не вернулись в Москву и не устроились снова на беспроблемную офисную работу, а живем так, как сейчас:)
Ощущение страха не всегда можно контролировать. Оно просто есть.
Ага, и этот каньон — как раз такое место, где страх очень трудно контролировать:)
Чудесный пост! Спасибо большое!
Пожалуйста:)
очень красивые фото:) а переправа просто вообще фантастика, я так понимаю можно испытать очень сильные ощущения. У меня тоже есть идея поехать в эти места на велосипеде, и с одной стороны, я очень хочу, а с другой — не очень уверенна в своих силах . Но когда я смотрю на такие фото, уровень уверенности повышается :)
Я тоже была не уверена, но в итоге неплохо справилась. А у тебя (мы ведь на ты?) есть опыт велопоходов в горах? У меня это был первый серьезный велопоход, но, видимо, сказался опыт пеших горных походов. Сначала на велосипеде было невыносимо трудно, а потом втянулась и стало очень хорошо.
опыта серьезного велопохода в горах нет, я пока каталась только на Алтае. Есть опыт трека в Непале и в следующем году собираюсь сходить еще один трек. А с велосипедом мне иногда бывает трудновато.... а что именно было невыносимо трудно?
У меня тоже раньше не было. Дело наживное. Только хорошо бы опытную компанию, наверное.
мне очень понравилась кухня в монастыре- такое теплое энергетическое место ! а эти надписи на стене и старенькая печь, с такой печи уголек — лучший оберег!
Какой шикарный аттракцион «катания над пропастью»! Какая же там высота ущелья?
Очень красиво! А что еще в твоем списке впечатляющих мест мира? :)
Я бы измерила высоту ущелья, но сейчас такой плохой интернет, что google earth мне такой вольности не позволит. Так что скажу по-женски — там было очень высоко:)
Из списка самых впечатляющих мест:
озеро Намцо в Тибете и хребет Ньенчен-Тангла рядом с ним,
ущелье Ойтаг на Каракорумском шоссе в Китае,
зигзаги реки Брахмапутра в Тибете,
кальдера вулкана Тамбора на Сумбаве в Индонезии,
верховья реки Спити (про это будет следующий пост),
участок между перевалами Лачулунг и Баралача на дороге Лех-Манали,
недостроенная дорога из Падума (Занскар) в Лех выше Занглы.
Наверное, не все вспомнила. Надо бы сделать отдельный пост на эту тему.
Вот это всегда было основным поводом для удивления, как вы только умудряетесь кататься на такой высоте да еще с такими перепадами! Я по себе сужу, летом активно ездил горными маршрутами. Так вот если перепад в районе 500-700 метров, то уже это очень и очень непросто проехать.
У вас, вероятно, каждодневные тренировки дают о себе знать.
Но, опять же, у меня уже на 2,5 тыс. голова начинает болеть. Интересно, кончено, было бы попробовать на больше высоте. Вот, боюсь, только надо жить где-то для начала на 2,5 тыс. с неделю, чтобы выше ехать.
Фотки безумно красивые и репортаж чудесный!
Спасибо!:)
Педалировать в горах непросто, это да. Я и не говорю, что мы совсем на крыльях на перевалы забираемся. Приходится и потрудиться. Но по-настоящему трудно только первое время, пока не войдешь в правильный темп, а потом идет легче.
Высоты, насколько я знаю, по-разному воспринимаются в разных регионах. 4000 м на Кавказе могут сильнее ощущаться, чем 4000 м на севере Индии при равной акклиматизации. А вообще — это вопрос подготовки и постепенной акклиматизации. Если сразу не лезть на 5000, то все будет в порядке.
Отчет сносит по хорошему крышу..)) Почему только в названии блога — чай?))
Почему на компьютерах яблоки рисуют?;)
да Тонька крутяк!!! и красота и дух захватывает от переправы)))
:) ага, это у нас тогда получился день, насыщенный острыми впечатлениями.
мы в таких корзинках в перу без великов в ночи переправлялись)) одно из лучших впчателений!
а с великами — ты супер. я ужасно плохо езжу на велике, сразу устаю ((
С великами — вопрос тренировки;) Но в первую очередь желания, конечно.
Ух ты, какая суперская переправа с корзинкой! Сразу захотелось там покататься :-)
Мамочка дорогая как страшно то над пропастью!
Геройское у вас путешествие. Фотографии завораживают..
Шикарное приключение в люльке). Спасибо за увлекательный рассказ, прочла на «одном дыхании».
Да, люлька была крутая :)