Глава 11
в которой мы заполняем белое пятно в атласе, дорога обваливается в пропасть, и мы разоблачаем тибетскую антигравитацию.
После села Нимму мы свернули на строящуюся дорогу вдоль реки Занскар — она обещала быть безлюдной и очень красивой. Этот путь когда-нибудь соединит Падум и Лех, и мы уже видели ту его часть, которая начинается в Занскаре. Теперь нам хотелось проехать до конца дороги со стороны Ладакха. Практически у самого ее начала на широкой террасе над рекой устроена плантация деревьев, и мы расположились в ней на ночлег. Ровные ряды тонких стволов аккуратно обведены оросительными каналами. Темнело, мы пили чай в ожидании основного блюда — макаронов с цветной капустой, купленной в Нимму. В темноте загорелись глаза: Паша уже обрадовался возможности посмотреть на животное, но скоро оказалось, что это машина. Она остановилась рядом с нами. Мужчина в белой рубашке и брюках стал менять на ночь систему орошения, передвигая заслонки из камней. «Будете здесь ночевать? Нет проблем. Только по каналам не ходите», — напутствовал он нас и быстро уехал, а мы остались в компании с приятным шумом листвы и непроницаемой чернотой неба.
5 августа
Едем по узкому ущелью с кремовыми и фиолетовыми скалами. Когда налетает ветер, на дорогу падают мелкие камешки — пожалуй, нам нужно проявлять осторожность, ведь кое-где валяются и серьезные глыбы. В отличие от нас дорожные рабочие страхов не знают: без касок и без страховок, они стояли на утесе над рекой и в полуметре друг от друга ломами откалывали валуны. Падая, булыжники поднимали пыль, а потом шумно плюхались в мутную воду. Из спецодежды на работягах — только громоздкие белые сапоги. На сайте BRO пишут о том, что при строительстве дорог используется современное оборудование, но мы, честно говоря, в основном видели лопаты и кувалды.
BRO трудится не зря: асфальтированная дорога идеальна. Мимо проехало не меньше двадцати микроавтобусов с привязанными на крышах каяками и рафтами: лехские турфирмы везут иностранцев к началу сплава по реке Занскар. В селе, состоящем из четырех-пяти домов, есть две чайных, магазин, кемпинг и ресторан, в котором подают печенье и быстрорастворимую лапшу магги. За околицей у родника монах надраивает новый блестящий мотоцикл Ямаха. Следующая деревня — Чилинг. В тени единственного кафе девушки в маечках на бретельках и юноши в шортах и бейсболках пьют манговый сок, дожидаясь, пока рафты будут спущены на воду. Гулять и фотографировать они ленятся — слишком жарко. На всем протяжении реки ниже Чилинга мы заметили только одно стоящее препятствие; остальное — плесы, шиверы, мелкие порожки.
В нескольких километрах выше Чилинга — лагерь дорожных рабочих и подвесная переправа на противоположный берег реки Занскар. Полтора десятка лошадей дожидаются, когда с помощью утлой корзины-люльки перевезут все, что нужно для трекинга в долину реки Марха (приток реки Занскар): жестяные сундуки с едой, тюки с палатками и спальниками, баулы с одеждой. Дорога продолжается, и сначала кажется, что кроме нас по ней вообще никто не ездит — настолько пустынно. Но уже через 5 километров — еще один лагерь BRO, самый близкий к тому месту, до куда сейчас доходит дорога на Падум. Дальше едем уже без асфальта. Внезапно вырастает огромное облако пыли — как будто разом обвалился весь склон. Грузовик, выплывший из ада, убеждает нас дальше не ехать: там то ли обвал, то ли взрывные работы, одним словом, «очень опасно». Офицер BRO так сильно хочет, чтобы мы повернули назад, что настойчиво просит забраться вместе с велосипедами в кузов, «мои ребята помогут поднять велосипеды».
На базе BRO нас пригласили на обед и, увидев наши воодушевленные лица, тут же отвели в «казарму» для офицеров. В большой бытовке стоят ряды кроватей: они сделаны из железных уголков, а сверху накрыты листами фанеры. В изголовьях аккуратно уложены скатанные спальники темно-оливкового цвета, на тумбочках — мыло, бритвы, шампуни и маленькие зеркальца. В углу кто-то заливает в горелку керосин, затем поджигает — и комната освещается 30-сантиметровым факелом, хорошо хоть, что не загорелась лужа вокруг. Висит плакат с умиротворенными Шивой и Парвати, а на другой стене — постеры с индийскими женщинами, жеманно поправляющими волосы и томно подмигивающими фотографу. Нас усадили на свободную кровать, используемую как топчан. Налили воды и, хитро улыбаясь, предложили пригубить местного рома, но на отказ совсем не обиделись и настаивать не стали. Потом поставили два огромных блюда с рисом, лепешками, неострым далом и огненными тушеными овощами. Для себя же достали из большой картонной коробки и заварили лапшу магги — это простая альтернатива ежедневному рису. Долго искали вторую ложку: сами едят руками.
В тот же день мы вернулись обратно и ночевали в боковом ущелье рядом с лесопосадкой, набрав воды из прозрачной речки. На десерт — абрикосовый компот: днем мы нашли бесхозное абрикосовое дерево и набрали огромное количество сочных плодов.
6 августа
На подъеме на последний небольшой перевал перед Лехом поперек дороги нарисована специальная полоса. «Магнитный холм. Чтобы ощутить, припаркуйте машину на линии», — прочитали мы на плакате. Что же это может быть? Неужели магнитная аномалия, которая может перемещать целый автомобиль? Велосипеды у нас алюминиевые, но в ремкомплекте нашлось две одинаковые спицы: одна — немагнитная нержавеющая, вторая — из обыкновенной оцинкованной стали. Паша: Я подвесил обе спицы рядом и стал ходить с ними по указанному пятачку, чтобы проследить отклонение магнитной спицы относительно нержавеющей, и, конечно же, ничего не произошло. Некоторую аномалию обнаружил магнитный компас gps, но глыба магнетита где-нибудь в двух метрах под полотном дороги — вещь обычная. Позднее я прочитал, что ожидаемое «магнитное» действие холма должно было вызвать якобы самопроизвольное движение автомобиля вверх по склону, а на самом деле там, где линия горизонта заслонена наклонным хребтом, восприятие человеком горизонтали иногда искажается из-за этого, и небольшой спуск воспринимается как слабый подъем, что и приводит к ощущению движения против гравитации. Не знаю, как из окна машины, но с велосипеда и пешком подъем воспринимался как подъем, и никаких искажений восприятия мы не заметили".
Через несколько часов мы уже были в Лехе.
Книга «Гималаи, Ладакх, Каракорум»
Глава 1. С низкого старта из Манали в Лахул,
в которой мы собираем чемоданы, сгибаем в бараний рог велосипедную спицу по колено в грязи под перевалом Ротанг, беседуем в Лахуле с пьяным индусом и доезжаем до конца асфальтовой дороги.
Глава 2. Акробатика и тяжелая атлетика: с велосипедом через Шинго-Ла,
в которой мы чудом избегаем возвращения в Манали, индийский сварщик приобретает абсолютно новый опыт, в которой мы заносим велосипеды на Гималайский хребет, а нас обгоняют лошади с навьюченными сундуками.
Глава 3. Человек с железным конем,
в которой мы приносим велосипеды в Занскар, знакомимся с феодальными обычаями и совершаем визит в ассоциацию женщин села Каргьяк.
Глава 4. Самое отдаленное княжество в Индии,
в которой мы изо всех сил стараемся охладиться, перестаем катить велосипеды и снова едем на них, показываем юным монахам, как ставить заплатку на колесо, попадаем в центральный город Занскара и находим новый путь в Лех.
Приложение 1. Буддийский монастырь Бардан-гомпа в Занскаре
Глава 5. Новая дорога в никуда,
в которой инженеры рискуют жизнью, из долины реки Занскар исчезают люди, мы находим погребенный под скалой бульдозер и узнаем, какая в Индии система мер и весов.
Приложение 2. Деревня Сани: 1000 лет в тибетской глуши
Глава 6. Выбираясь из песков Занскара, или Вверх, на Пенси-Ла,
в которой мы боремся с песком и ветром, покупаем походные продукты там, где их нет, идем в гости к тибетцам и гималайским суркам и забрасываем велосипеды на крышу пастушьего дома.
Глава 7. Массив Кун-Нун: на четырех ногах, на четырех колесах,
в которой мы лезем в ледяную воду, испытываем сандалии для хождения по леднику и оставляем следы снежного человека в цветочной долине.
Глава 8. Вода, разделяющая мировые религии,
в которой мы выезжаем из Тибета, разгрызаем мягкие булочки, а на нашу единственную ручку для записей появляется огромное количество претендентов.
Глава 9. Неспокойный Каргил,
в которой мы попадаем в область международного конфликта, ищем подходящий караван-сарай и знакомимся с чеширским тандыром.
Глава 10. Пыль военных дорог,
в которой мы не пересекаем границу с Пакистаном, но заглядываем туда, в которой нам приходится побывать в музее боевой славы, в которой мы встречаем истинных ариев и выясняем, сколько абрикосов в состоянии съесть человек.
Глава 11. Наперегонки со строителями, или Снова по закрытой дороге из Леха в Падум,
в которой мы заполняем белое пятно в атласе, дорога обваливается в пропасть, и мы разоблачаем тибетскую антигравитацию.
Приложение 3. Лех: город на перекрестке
Глава 12. На хвосте у верблюда,
в которой велосипеды скачут по Шелковому пути, а мы поднимаемся на хребет Ладакх, разоблачаем индийских топографов и зарываем еду в песок.
Глава 13. Река государственной важности,
в которой мы разгадываем бюрократические загадки, находим пустыню в горах, встречаем военного альпиниста-австопощика и снова не попадаем в Пакистан.
Всегда мечтал туда поехать! Спасибо за интересную статью!
Как всегда круто, спасибо.
Про то что «идти по льду проще» — это серьезно? Все ЭТО замерзает зимой?
И тебе спасибо! Я после выхода каждой статьи жду, когда ты напишешь:)
Ты фильм «Быть женщиной в Занскаре» не смотрел? Там они как раз выбираются зимой по замерзшей реке Занскар.
Нет, фильма не видел. Полез искать — нашел вот это:www.youtube.com/watch?v=ezffWUJlSHQ
Фильм я скачала с торрентов. Думаю, он и ныне там))
Полыньи обходят натуральным лазанием :)
Да, Занскар замерзает
>>>По противоположному берегу гуляли горные козлы.
Кто угодно, но это не козлы)
Месте красивые. Даешь больше слов в главах!)
Известный зоолог утверждает, что это козлы. А по твоему мнению кто?
Большебукоф?))) Это не интернетный формат, сам понимаешь.
Зато интересный и правильный! Большебукофф!)
Стадо из одних самок и молодняка? Хм...
Стадо сильно растянутое было, не помню, замечали ли мы в нем самцов.
А в Чангтанге бывают именно массовые миграции самок чиру с молодняком, так что и у баранов такое вполне могло быть
Замечательные фотографии! Сразу захотелось там побывать! Спасибо.
Через пару-тройку лет там уже колонны грузовиков будут ездить. Так что сейчас самое время.
Спасибо очень интересно было почитать и посмотреть, вижу вы там стали популярны :) вас снимали на мобильные :) прям звезды :)))
А та подрубленая гора это там дорога будет под карнизом??
Индийцы всех подряд снимают на мобильные :) Так что мы не больше популярны, чем любые белые туристы :))
Прорубленная скала — ага, дорога. А что вас смущает?)))
Ах какая же красота. Очень люблю путешествовать. особенно с палаткой дикарем. Возможно побываю в данных местах.