Деревня Сани находится всего в нескольких километрах от Падума — столицы древнего княжества. Ни индийское влияние, ни прогресс 20 века здесь незаметны на фоне духа сельского феодального Занскара. В Сани находится один из самых старых и интересных буддийских монастырей школы Друкпа Кагью.
Первые упоминания о ступе в Сани относятся к 2 веку. Рассказывают, что под ней медитировал Наропа, знаменитый и почитаемый йогин и учитель буддизма, живший в 11 веке. Главный храм с залом построен в начале 17 века и сохранился до сих пор. Он выглядит очень-очень древним.
Внутри идет утренняя пуджа (медитация). Деятельный пожилой лама в желтой накидке поверх бордового монашеского балахона предложил нам присоединиться. Кто-то принес две подушечки, но сконцентрироваться было сложно, потому что через минуту пришел посланник из кухни с чаем. Затем лама предложил печенье и, пока мы не начали его брать с тарелочки, оглядывался и предлагал снова и снова. Получилось чаепитие под мантры, колокольчик и низкие звуки тибетских барабанов. Монахи же не отвлекались и продолжали медитировать. Им печенье приносят после медитации.
По моим ощущениям, тибетский буддизм кое-где в Индии носит несколько показной характер по отношению к иностранцам и туристам. Но в этом монастыре мы почувствовали по-настоящему домашнее отношение. Ламе, видимо, было приятно, что мы не убежали через пять минут, лишь сделав пару снимков, и он благословил нас на выходе.
Монастырь Сани на карте
Монахи живут рядом с монастырем в обычных деревенских домах. В Тибете часто встречаются дома с яркой, детально проработанной отделкой, и внутри, и снаружи. В Занскаре дома по тибетским меркам скромные: ни красочной росписи, ни тонкой резьбы по дереву, и даже традиционные развевающиеся полотнища ткани над окнами есть далеко не на всех домах. Зато функциональные: найдется место и для людей, и для яков и коз. Строят из того, что есть под рукой: из камней, высушенных на солнце глиняных кирпичей, тонких веток кустарника. Дерево используется мало, это слишком редкий материал в безлесом Занскаре. На такой высоте сам по себе растет только можжевельник, который идет в дело целиком: ветки — для благовоний и сжигания в монастырях в качестве подношений, древесина — для строительства. Деревянные колонны для монастыря Сани, говорят, доставили из Киштвара, перетащив бревна через перевал Умаси-Ла высотой больше 5000 метров.
До недавнего времени в Занскаре не было оконных стекол, и, чтобы зимой не проникала стужа, дома строили так, чтобы окон было как можно меньше. Сейчас света в помещениях становится больше (за счет количества окон и их размера), но если вдруг стекло разбилось, а на новое нет денег, то проем заделывают пленкой. Должно быть, зимой к полиэтилену добавляется ватное одеяло: температура в Занскаре опускается до -40. Отверстия для печной трубы в старых домах тоже нет: здесь принято топить по-черному.
В Тибете очень много монахов, это такая же обычная профессия как столяр или пастух, разве что жизнь человека духовного звания более стабильна. Монахами становятся в раннем детстве по желанию родителей, и почти в каждой семье есть ребенок, отданный на обучение в монастырь.
На центральной улице Тоня пошла фотографировать, а нашими велосипедами сразу же заинтересовались мальчишки лет десяти. «Смотри, тормоз у него как у мотоцикла! Да и шины накачаны ух как!» — шепотом передавали они друг другу. Одному мы предложили проехаться, и он отлично справился, несмотря на тяжелый рюкзак. Даже смог развернуться на узкой улочке.
Книга «Гималаи, Ладакх, Каракорум»
Глава 1. С низкого старта из Манали в Лахул,
в которой мы собираем чемоданы, сгибаем в бараний рог велосипедную спицу по колено в грязи под перевалом Ротанг, беседуем в Лахуле с пьяным индусом и доезжаем до конца асфальтовой дороги.
Глава 2. Акробатика и тяжелая атлетика: с велосипедом через Шинго-Ла,
в которой мы чудом избегаем возвращения в Манали, индийский сварщик приобретает абсолютно новый опыт, в которой мы заносим велосипеды на Гималайский хребет, а нас обгоняют лошади с навьюченными сундуками.
Глава 3. Человек с железным конем,
в которой мы приносим велосипеды в Занскар, знакомимся с феодальными обычаями и совершаем визит в ассоциацию женщин села Каргьяк.
Глава 4. Самое отдаленное княжество в Индии,
в которой мы изо всех сил стараемся охладиться, перестаем катить велосипеды и снова едем на них, показываем юным монахам, как ставить заплатку на колесо, попадаем в центральный город Занскара и находим новый путь в Лех.
Приложение 1. Буддийский монастырь Бардан-гомпа в Занскаре
Глава 5. Новая дорога в никуда,
в которой инженеры рискуют жизнью, из долины реки Занскар исчезают люди, мы находим погребенный под скалой бульдозер и узнаем, какая в Индии система мер и весов.
Глава 6. Выбираясь из песков Занскара, или Вверх, на Пенси-Ла,
в которой мы боремся с песком и ветром, покупаем походные продукты там, где их нет, идем в гости к тибетцам и гималайским суркам и забрасываем велосипеды на крышу пастушьего дома.
Глава 7. Массив Кун-Нун: на четырех ногах, на четырех колесах,
в которой мы лезем в ледяную воду, испытываем сандалии для хождения по леднику и оставляем следы снежного человека в цветочной долине.
Глава 8. Вода, разделяющая мировые религии,
в которой мы выезжаем из Тибета, разгрызаем мягкие булочки, а на нашу единственную ручку для записей появляется огромное количество претендентов.
Глава 9. Неспокойный Каргил,
в которой мы попадаем в область международного конфликта, ищем подходящий караван-сарай и знакомимся с чеширским тандыром.
Глава 10. Пыль военных дорог,
в которой мы не пересекаем границу с Пакистаном, но заглядываем туда, в которой нам приходится побывать в музее боевой славы, в которой мы встречаем истинных ариев и выясняем, сколько абрикосов в состоянии съесть человек.
Глава 11. Наперегонки со строителями, или Снова по закрытой дороге из Леха в Падум,
в которой мы заполняем белое пятно в атласе, дорога обваливается в пропасть, и мы разоблачаем тибетскую антигравитацию.
Приложение 3. Лех: город на перекрестке
Глава 12. На хвосте у верблюда,
в которой велосипеды скачут по Шелковому пути, а мы поднимаемся на хребет Ладакх, разоблачаем индийских топографов и зарываем еду в песок.
Глава 13. Река государственной важности,
в которой мы разгадываем бюрократические загадки, находим пустыню в горах, встречаем военного альпиниста-австопощика и снова не попадаем в Пакистан.
Как и в России..глушь)
В России, думаю, можно в сто раз глуше найти:)) И в Китае.
для Аджея. Эти 11 предметов в сумме обошлись в 6000 песо, то есть $130. 7 Все довольно простое, грубое, без дизайнерского изыску, но при нашем бюджете и образе жизни на другое рассчитывать не приходится.