Глава 2
в которой мы чудом избегаем возвращения в Манали, индийский сварщик приобретает абсолютно новый опыт, в которой мы заносим велосипеды на Гималайский хребет, а нас обгоняют лошади с навьюченными сундуками.
17 июля
«Хорошим местом» оказалась большая база дорожных рабочих. Здесь есть гараж, небольшой магазинчик, родник с чистой водой и много рабочих, которые живут и готовят в самодельных палатках из пленки. Индийцам с их коллективным характером, похоже, нравится жить большими лагерями даже на природе, нам же уединенная палатка кажется более комфортной. Иностранцы с лошадьми и погонщиками кажутся немного растерянными после ночи в этом цыганском таборе. Тем временем приехала машина с овощами, и я иду за покупками. В этом походе мы решили, что при возможности будем днем покупать овощи на ужин вдобавок к нашей раскладке.
Дорога с крупными камнями, а рюкзаки у нас забиты едой на 8 дней. Одна из алюминиевых ног багажника не выдерживает и лопается в самом уязвимом месте: там, где она делает изгиб для обхода машинки дискового тормоза. Тоня остается с рюкзаками и одним велосипедом, а я возвращаюсь на базу рабочих и пытаюсь объяснить, что нужно сделать. Автомеханики окружили меня:
— Сварка по алюминию? Невозможно!
— Что, если выпрямить и сделать новое отверстие?
— Дрели нет.
— А где ближайшая дрель?
— В Манали... впрочем... сейчас. Там щебеночный аппарат ремонтируют, у них есть сварка, есть сталь!
Сваркой разрезали вдоль стальной уголок и проплавили три отверстия для винтов. Запустили генератор, от него — точило. Обточили неровный край.
— Крепко получилось! До Леха доедешь!! Денег? Не надо. Удачной дороги!
На поляне Занскар Сумдо — одна хижина-чайная в конце автомобильной дороги. Сразу после моста через речку тропа взбирается на крутой склон в долину левого (орографечески) притока, вытекающего из-под перевала. Несколько часов мы тащим вверх велосипеды. Катить вдвоем каждый велосипед с рюкзаком по очереди оказалось эффективнее, чем развьючивать и транспортировать в одиночку велосипеды и рюкзаки отдельно.
Мы достигли дна долины и остановились на травянистом лугу у реки. Тропа дальше снова взбирается на наклонную каменистую осыпь. Вокруг ни одного огня и ни одного звука. Млечный путь — будто кто-то кисточкой провел по небу. Потрясающе разноцветные звезды. Вдалеке над горами — всполохи зарниц.
18 июля
Десять часов мы толкали велосипеды по каменистой и неровной конной тропе, преимущественно вверх. Тропа часто спускается вниз к реке, а затем взбирается на очередную моренную террасу, но так и не взобравшись до конца, по какой-то неизвестной причине снова спускается. Она пересекает очередной ручей, идет по крутому склону так, что сброшенные с тропы камни скатываются прямо в реку. Мы били свои ноги, спотыкаясь о камни, а сзади, чуть только задержись и не убери ногу, укусит через штанину педаль своими стальными зубьями. Надо было бы взять с собой ключ и снять им педали, тогда, может быть, к вечеру икры сзади не были полностью синими и в царапинах. В самых сложных местах, а они встречались каждые полкилометра, мы налегали на каждый велосипед вдвоем. Мы почти ничего не видели, кроме валунов на тропе и ненавистных педалей. Нас удивленно обгоняли иностранцы, с целыми караванами в пять-восемь лошадей, на которых навьючены просторные палатки для погонщиков и туристов, керосиновые горелки размером чуть меньше микроволновки, жестяные сундуки с продуктами, мешки с картофелем, личные вещи и прочее снаряжение.
В одном месте, там где тропа шла по плоскому дну долины, мы поехали на велосипедах. Когда медленно перетаскиваешь велосипед через один камень за другим, то кажется, что пейзаж вокруг совсем не меняется, здесь же наоборот чувствуешь, что летишь как молния.
Вечером мы остановились на большой поляне Чумик Накпо перед подъемом на перевал. Неподалеку стояли две палатки. Погонщик, повар и гид пригласили нас в свою большую палатку попить чаю и согреться. Чай нам сделали черный, какой пьют европейцы, в то время как и тибетцы, и индийцы варят его на молоке. Молодой повар открыл сундук, достал помидоры и стал резать их на деревянной доске, чтобы добавить в сковороду с жарящимся луком. На другой горелке стоял автоклав со спагетти. Повар отставил его и заменил блюдом с маслом и поп-корном, который немедленно начал лопаться. Ужин для «сагибов» обещал быть разнообразным. На лошадях переносят даже яйца, сложив их в сундук. Мы поблагодарили ладакхцев за чай и пошли на свою стоянку готовить блюдо из сушеной моркови, сухих шариков соевого мяса, риса, молотого кумина, приправы «гарам масала» и сушеных листиков греческого пажитника (это распространенная в Индии приправа — kasoori methi, в России используется редко). А погонщик — пожилой занскарец — стал взбираться на склон, куда забрела их шестерка лошадей.
19 июля
Впереди маячит наша цель — Главный Гималайский хребет и перевал Шинго-Ла (5040 м), через который мы должны его пересечь. До перевала по прямой — всего два километра. Тропа плавно поднимается по долине, еще немного камней, педальных укусов за икры и бродов. Дальше тропа резко набирает высоту, взбираясь на правый борт долины. Мы толкаем каждый велосипед вдвоем, но все равно каждые 30 метров останавливаемся отдышаться. Навстречу — группа пожилых иностранцев налегке с лошадьми. Они недоумевают, как и зачем мы затащили сюда два велосипеда.
Под перевалом — плоское как стол плато, по которому из озерца течет небольшая речка. Земля песчаная и вязкая, но прямо по дну речки можно легко ехать на велосипеде по камешкам. Ноги, конечно, и так мокрые после бродов. Главная часть перевального взлета уже пройдена, осталась только небольшая гряда, сверху которой трепещут на ветру буддийские молитвенные флажки. Тропа пересекает до сих пор не растаявший снежник. Ехать по круглому вытоптанному желобу из мокрого снега не получается, катить велосипед тоже неудобно — скользят ноги. Наилучший способ — сидя в седле, отталкиваться ногами от обеих стен желоба, как делают дети, которые учатся балансировать на велосипеде.
Холодный ветер не дает нам засиживаться на перевале, а тучи закрывают вид на долины в обе стороны. К северу от перевала — гораздо больше снежников. Со спуска мы оглядываемся назад на перевал и видим отвесный ледовый обрыв высотой более 10 метров. Ледники в Гималаях сейчас отступают, и этот заканчивается обрывом, едва успев начаться. Ниже вся долина в старых его моренах. Один из снежников — довольно высокий и крутой, но есть тропа по раскисшему снегу по границе снега и скал, узко сжимающих его в этом месте. Мы используем велосипеды как третью точку опоры, зажимая тормоза, и устрашающий спуск оказывается вполне безопасным. А вот затащить велосипеды вверх при движении в противоположную сторону было бы нелегко без «кошек» даже вдвоем.
Технические фото: Перевал Шинго-Ла с севера, Снежник под выходом в северный цирк перевала Шинго-Ла
Книга «Гималаи, Ладакх, Каракорум»
Глава 1. С низкого старта из Манали в Лахул,
в которой мы собираем чемоданы, сгибаем в бараний рог велосипедную спицу по колено в грязи под перевалом Ротанг, беседуем в Лахуле с пьяным индусом и доезжаем до конца асфальтовой дороги.
Глава 3. Человек с железным конем,
в которой мы приносим велосипеды в Занскар, знакомимся с феодальными обычаями и совершаем визит в ассоциацию женщин села Каргьяк.
Глава 4. Самое отдаленное княжество в Индии,
в которой мы изо всех сил стараемся охладиться, перестаем катить велосипеды и снова едем на них, показываем юным монахам, как ставить заплатку на колесо, попадаем в центральный город Занскара и находим новый путь в Лех.
Приложение 1. Буддийский монастырь Бардан-гомпа в Занскаре
Глава 5. Новая дорога в никуда,
в которой инженеры рискуют жизнью, из долины реки Занскар исчезают люди, мы находим погребенный под скалой бульдозер и узнаем, какая в Индии система мер и весов.
Приложение 2. Деревня Сани: 1000 лет в тибетской глуши
Глава 6. Выбираясь из песков Занскара, или Вверх, на Пенси-Ла,
в которой мы боремся с песком и ветром, покупаем походные продукты там, где их нет, идем в гости к тибетцам и гималайским суркам и забрасываем велосипеды на крышу пастушьего дома.
Глава 7. Массив Кун-Нун: на четырех ногах, на четырех колесах,
в которой мы лезем в ледяную воду, испытываем сандалии для хождения по леднику и оставляем следы снежного человека в цветочной долине.
Глава 8. Вода, разделяющая мировые религии,
в которой мы выезжаем из Тибета, разгрызаем мягкие булочки, а на нашу единственную ручку для записей появляется огромное количество претендентов.
Глава 9. Неспокойный Каргил,
в которой мы попадаем в область международного конфликта, ищем подходящий караван-сарай и знакомимся с чеширским тандыром.
Глава 10. Пыль военных дорог,
в которой мы не пересекаем границу с Пакистаном, но заглядываем туда, в которой нам приходится побывать в музее боевой славы, в которой мы встречаем истинных ариев и выясняем, сколько абрикосов в состоянии съесть человек.
Глава 11. Наперегонки со строителями, или Снова по закрытой дороге из Леха в Падум,
в которой мы заполняем белое пятно в атласе, дорога обваливается в пропасть, и мы разоблачаем тибетскую антигравитацию.
Приложение 3. Лех: город на перекрестке
Глава 12. На хвосте у верблюда,
в которой велосипеды скачут по Шелковому пути, а мы поднимаемся на хребет Ладакх, разоблачаем индийских топографов и зарываем еду в песок.
Глава 13. Река государственной важности,
в которой мы разгадываем бюрократические загадки, находим пустыню в горах, встречаем военного альпиниста-австопощика и снова не попадаем в Пакистан.
Ну вы маньяки!...)))
на великах по таким местам! Сколько у вас получалось в день проезжать (проходить) по маршруту?
Маста конечно сногшибательные
Тропа до перевала от конца дороги — 15 км. Прошли ее за конец одного дня + целый следующий + еще полдня.
Дневной переход по дороге, конечно другой. Он зависит от пересеченности местности, покрытия дороги, абсолютной высоты и других параметров. Приблизительно он соответствует описанному в требованиях к категорийным велопоходам 4-5 категорий сложности. А подробно вопросы категорирования и расстояния будут в этой книге также описаны далее.
Жесть! Тут лучше пешком, конечно, вы действительно маньяки. :-)
А что это за лиловые цветочки вам попадались на пути?
Мы не маньяки! Этот пеший участок был нужен, чтобы получился логичный кольцевой маршрут. Иначе нам бы пришлось заезжать в Ладакх по дороге Манали-Лех и по ней же возвращаться обратно (что неинтересно). И дорогу в Занскар тоже пришлось бы проезжать два раза. А в нашем маршруте мы два дня потаскали велосипеды, зато сделали хороший интересный поход, без повторений.
Ух класс! Читаем — словно смотрим приключенческое кино :) Молодцы вы! Мы бы пока даже пешком туда не решились пойти, не то что на лясиках. Ждем-с продолжения.
Спасибо! Пешком там несложно, даже пенсионеры справляются:)
Спасибо
100% захватывающее безумие, даже с учетом вашей цели сделать кольцевой маршрут!
Всего лишь пара сложных дней, что ж тут такого безумного? Зато как потом было приятно снова поехать. Сразу чувствуешь, что велосипед как вид транспорта гораздо лучше, чем как тележка.
Обалдеть, какой маршрут. Мой знакомый часто бывает в Занскаре, я видела его фильмы и даже от одной картинки учащается дыхание... Ребята, да вы титаны!!!
Мария, а что за фильмы про Занскар?
Титаны — это те, кто пересекают на велосипедах все (!) тибетское плато с севера на юг:) В прошлом году был такой вело (хотя скорее пеший) поход, невероятно сложный. Прошла его русская команда, из Перми. Больше месяца автономии и около 100 перевалов, большинство из которых — первопрохождения. Вот это точно на грани или даже за гранью человеческих возможностей.
Ну, мне кажется, при таком раскладе у вас все впереди :)
Вот ссылка на профиль Артура:www.facebook.com/JampelDorje , там есть ссылки на его фильмы. Вообще, думаю, вам будет интересно пообщаться с этим человеком.
Я пока что предпочитаю больше ехать на велосипеде, чем вести его в поводу. Но кто знает.
Спасибо за ссылку!
отлично!
Виктория, спасибо!
однако! Вы, ребята, молодцы! какие у вас ремкомплекты были в этом походе на велосипеды? сломалось что-нибудь кроме багажника еще?
Велопоход в Занскар и Ладакх: ремонт и обслуживание велосипедов, запасные части, инструменты, материалы
Как подготовиться к велопоходу в Гималаях и содержимое велорюкзака
вы вегетарианцы ребята или соевое мясо сохраняется долго в сушеном виде и поэтомы его удобнее брать с собой в горы?
Мы не строгие вегетарианцы, в путешествии это создало бы нам множество затруднений. Но мы стараемся не есть мясо и сами его не готовим.
какие велосипеды Вы используете в таких поездках?
Писали уже про велосипеды по тегу «Снаряжение»
технические фотки (ссылки в конце) — не рабоатют
Спасибо, починим!
уже
Прекрасная поездка!
Вопрос 1: А какая погода была, особенно на перевалах? Бывает ли там минус летом и\или снег серьёзный из-за которого застрять можно?
Вопрос 2: Я так понял там дров совсем не встречалось? Вы только бензиновой горелкой пользовались?
А топать с великом и даже тащить на себе мы в этом году поощущали как бывает прикольно в путешествии по Камчатке))). Хотя после пройденного уже кажется, что как-то почти легко всё было). Если интересно, заходите к нам на сайт zapriezd.ru
Удачи вам в ваших приключениях!
Днем было даже жарко. Ночью сильно плюсовая температура. Снег летом, если не повезет, может быть, но вряд ли. Скорее дождь.
Кое-где, наверное, можно надрать сухих кустиков. Но расчитывать я бы не стала. Мы готовили на горелке.
Кстати, в индийских Гималаях комаров нет;)
Здравствуйте!
Спасибо за сайт — очень много интересного! Но есть принципиальный вопрос — 29 мая — дата похода или дата написания заметки?
Всегда пожалуйста. Даты похода указаны в тексте, они не совпадают с временем написания.