Чего мы там не натерпелись, каких бед-напастей не испытали; сторона незнакомая, чужая, и совсем как есть пустая — нигде человечья лица не увидишь, одни звери бродят по той пустыне.
Аксу (тюрк.) — белая вода, река с ледниковым питанием.
Аксу — река в провинции Синьцзян (Китай), исток: река Сарыджаз, высокий Тянь-Шань, Киргизия, впадает в реку Тарим в пустыне Такла-макан.
Первая партия староверов с Алтая отправилась на юг в поисках Беловодья в 1840 году. А еще через 20 лет на озеро Лобнор пришла самая многочисленная группа в целых 130 человек. Шли верхами, но медленно: в караване были женщины и дети. Пересекли Джунгарскую пустыню, перевалили через Тянь-Шань [китайскую часть], вышли к озеру Баграшкёль и по Кончедарье спустились в местность Лоб и к озеру Карабуран. Путники там обосновались, построили посёлок, начали пахать землю. С местными жителями пришельцы объяснялись при помощи казахского языка, который усвоили ещё на Алтае.
Но русские странники не ограничились Лобнором, а ушли ещё дальше на юг. Они перевалили через Алтынтаг, достигли высоких долин Куньлуня и Северного Тибета. В пути им встречались только дикие лошади — куланы. Дороги в Беловодье они так и не нашли. Возвратились к Лобнору. Китайские власти, узнав, что пришельцы — русские, попросили их вернуться в Россию.
П. К. Козлов в 1889 году виделся на Алтае с 76-летним старовером Е. М. Рахмановым, который тоже ходил на Лобнор в поисках Беловодья, в «тихие места из-за притеснения веры». Рахманов рассказал, что за Алтынтагом, в урочище Гас на границе Куньлуня и Цайдамской впадины, русские странники создали поселение. Стали пахать землю, сеяли привезёнными семенами, охотились на диких зверей, очень понравились им куланы, которых они называли польскими конями, связывая определение «польский» со словом «поле». Там была полная свобода, кругом ни души, никто не мешал жить, как хотелось, но, соскучившись по родным местам, собрались в обратный путь.
Позже, вплоть до конца 19 века, ещё несколько групп алтайских староверов ходило в пустыни Западного Китая в поисках желанного Беловодья. Где оно? Упорно двигались на юг — за Джунгарию и Тянь-Шань, в пустыню Такла-Макан, к Лобнору. Из Алтая в Тибет путь не короток, не лёгок, не под силу слабому человеку. Какой волшебный край, живший в фантазии народа, искали эти мужественные люди? Искали, но так и не нашли.
С детства, узнав со слов дедов о далёкой обетованной стране, лежащей где-то на юге, верили алтайские мужики в её реальность, верили, что настанет день осуществления их прекрасной мечты о мифических землях, находящихся где-то в безвестности, за солнцем, за горами, за долами, за пустынями. И текут там беловодные реки.
1. Мурзаев Э.М. Годы исканий в Азии, М. Мысль, 1973.
2. Два наших похода в верховьях Аксу (Сарыджаз) и его притока Энильчек.
Класс, спасибо — о таких людях надо знать...
Предполагаю, что история не менее интересная, чем со Звонцовым.
Отличная статья спасибо вам.
Русский народ всегда предпочитают путешествовать здесь и там. Я хотел бы также России, потому что она находится в прекрасном месте, откуда многие туристические места находятся на меньшем расстоянии. Ну, хорошая статья написана, это полезно для россиян, выезжающих в Китай.
Рекламу вашу удалил.
Текст ваш по-моему сгенерирован роботом.
Меня всегда в этом отношении поражала Азия: труднодоступные, практически незаселенные земли манили и манят к себе людей, словно магнит. И сколько вырастало мифов, легенд вокруг этого края. И тут же — беспощадные политические игры. Поиски Беловодья — это чистый зов души, или его удалось оседлать российским правителям и попробовать откусить кусок центральноазиатского и тибетского пирога?
Насколько мне известно, «экспедиции» в Беловодье были группами по большому счету беглецов, притесняемых староверов, искавших себе лучшей жизни.
Путь в Центральную Азию через Алтай видимо настолько мудрен, нелогичен и не представлял военной ценности, что выбрать его могли лишь резиденты Алтая, для которых более простые пути представляли собой солидный обход, чреватый к тому же столкновением с властями как на нашей стороне, так и за рубежом.
А про т.н. Таримские мумии слышали? Народ все гадает: мол откуда на территории Такламакана белые высокие люди? Видимо, туда задолго до 19 века туда наши далекие пращуры наведывались