Батанг остался позади. А вместе с ним и сочные яблоки, и нежный ароматный инжир, и сладкая хрустящая морковь, и другие лакомства, от которых ломились прилавки на рынке. Еще спал портной, сшивший вчера «слоновью ногу» — утепленный синтепоном мешочек-вкладыш для ног внутрь спальника, он пригодится нам для по-тибетски холодных ночей. В полном составе храпел отряд международной полиции, призванный не пускать иностранцев, в том числе и нас, через границу Тибетского автономного района, находящуюся в нескольких километрах от Батанга. По спящим улицам мы уходили, но не в запрещенную страну буддизма, а начиная поход вдоль ее длинной, гористой, покрытой лесом и неимоверно красивой границы.
Лишь нитка шоссе, петляющая по ущелью над рекой, соединяет городок с остальным Китаем. Вокруг же бесчисленные долины, в лесах которых правят филин, леопард и волк. Мы направляемся к шеститысячнику — горе Гьеньен, попытаемся пересечь более чем пятитысячной высоты перевал в ее плече, будем шлепать километры по теплой грязи горячих источников, среди яков, греющих свою шкуру теплой водой под падающим снегом. По пути в Сянчен и Шангри-Лa пройдем непроходимое ущелье реки Сицюй (о последнем мы еще не догадывались).
Каменистая грунтовка, идущая по узкому ущелью грохочущей речки, поднимается в горы. Сколько она будет продолжаться — не известно. Сейчас самый разгар тибетской осени, самое красивое и ясное время года. Среди елок празднично желтеют перелески осины. Муссон давно закончился, и только вершины немного украшены снегом.
Тибетская деревня выглядит так, как будто и не было 20 века. Дома обмазаны глиной, крыши — из жердей, на солнце сохнут початки кукурузы и нарезанная ломтиками картошка. Дорогу построили недавно, и жители еще не обзавелись ни автомобилями, ни мотоциклами. Обгоняем трио ослов, на каждом навьючено по четыре двадцатилитровых канистры с бензином. В нескольких километрах от деревни экскаватор выедает глинистый склон. Дорога, обозначенная на советских генштабовских картах 70-х годов, на самом деле только начала строиться. Экскаватор останавливается, парень в чистых джинсах — на вид как студент инженерного института — вылезает из кабины, становится белыми кроссовками на железную гусеницу и из масленки с длинным носиком смазывает шарниры ковша. По сравнению с обычными дорожными рабочими экскаваторщик — элита, белый воротничок.
Дальше дороги нет. Вокруг тропы — по-осеннему разноцветные кусты, в ветвях прыгают птицы. На развилке ущелий тропа по корням взбирается прямо. В боковое ущелье, куда на карте обозначена дорога, она даже не сворачивает. В лесу тенисто и влажно. На противоположном склоне кто-то сорвался с места и побежал, ломая кусты и хрустя сухими листьями.
Тропа приходит к следующей развилке. Старая полуразрушенная тибетская ступа из бревен, когда-то обмазанных глиной, камни какого-то фундамента и никого вокруг. Красивая поляна, видимо, бывший выпас, а может быть, даже давно заброшенное поле. Мы притащили дров из леса и, сидя под звездным-звездным небом, развели жаркий огонь. В двух метрах от костра выпала обильная роса. За чаем увидели глаза, которые наблюдали за нами с расстояния в сотню метров. Я взял фонарик, надел пуховку и пошел выслеживать. Сижу на валуне на краю поляны, вокруг непроглядная тьма. Вскоре вышла целая семья оленей и стала пастись. Они приближались почти без опаски, но чуть шорох — убегали.
Утром еще по росе двигаемся дальше. Тропа вскоре заканчивается небольшой вырубкой, зажатой в узком ущелье. Мы пробираемся через завалы и пытаемся уже совсем без тропы идти по крутым склонам рядом с рекой. Переходим реку по метровой толщины бревну, из которого словно рукоятки торчат сухие сучья. Но на другой стороне ничем не лучше. В кустах проводим добрых два часа: пытаемся найти тропу вверх вдоль реки, но кроме звериных следов — ничего, а те идут по очень крутым склонам, постоянно поднимаясь-опускаясь, через кусты, над опасными скалами. На двух ногах мы стараемся удержаться изо всех сил — на четырех, наверное, проще. Возвращаемся к месту ночевки, я проверяю еще одну тропу, идущую в боковое ущелье. Оказывается, она сначала долго поднимается на склон, а потом из бокового тупика, запертого снежными хребтами, продолжается в нужном нам направлении. После первого подъема она полога и широка, идет в очень светлом и прозрачном лесу из остролиста, забредает в густые желтые осинники, скачет по корням вековых елей. Травоядные, у которых я вчера при свете фонарика разглядел лишь уши и глаза, оказались краснокнижными хохлатыми оленями. И вот молодая олениха размером с гончую спокойно стоит в пятнадцати метрах и смотрит на нас большими глазами с белыми кругами вокруг них.
В верховьях долины под перевалом лес заканчивается. Там стоят новые бревенчатые домики, то ли еще необжитые, то ли летние. Они построены по-тибетски и топятся по-черному: вместо трубы — метровая квадратная дыра в крыше. Дальше дорога очень проста, через перевал идут тропы яков, хотя седловина крутая. Не удивлюсь даже, если эти домики построили пастухи с той стороны перевала, а не из Батанга.
С перевала, который мы окрестили Дашошань Западный (4815 м) по названию горного массива, видно слияние двух притоков безымянной реки и небольшое озеро. В обеих долинах пасутся яки, а на озере — стойбище. Мы спускаемся к слиянию по правому притоку и хотим сразу подняться по левому, но обнаруживаем, что по всей долине нет ни капли воды, кроме одной грязной ячьей лужи. Спускаемся обратно к развилке. Вечером уже приличный мороз и ветер.
(увеличить)
Техническая панорама: Подъем на перевал Дашошань Западный
За час до рассвета послышались чьи-то шаги. В пять часов утра по нашим представлениям здесь не спят лишь уже исчезнувшие (или нет?) разбойники-кхампа. Яркий светодиодный фонарик осветил тент. Послышалась дискуссия, трое тибетцев что-то обсуждали, потом подключился четвертый голос. Без стеснения расстегнули молнию и осветили мое лицо. Этого я уже не мог стерпеть, включил свой фонарик и направил его прямо в лицо чужаку. Лицо вытянулось. «Идите, куда шли,» — раздраженно сказал я по-русски и застегнул молнию. Фонарики удалялись под звон ячьих колокольчиков. Это первые попавшиеся нам пастухи, которые выгоняют скот пастись еще потемну.
Поднимаемся по сухому левому притоку. В верховьях оказалось озеро и даже ручей, который ниже вскоре пропадает под землей. Следущий перевал — Дашошань Восточный (5044 м). Здесь мороз и днем, а при подъеме начинает лететь снежная крупа. Колючий ветер. Поднимаемся по каменистым увалам на седловину и сразу же вниз. Туча сзади белит склоны снегом, но он никак не может нас догнать. Тропа вскоре становится лучше. Судя по следам, ее используют не только пастухи, но и какая-то крупная кошка, предпочитая крутым осыпным и травяным склонам. Там, где речка совсем сужается, мы поставили палатку. Холодный ветер и морось, но в гроте под большой глыбой безветренно и относительно тепло.
(увеличить)
(увеличить)
(увеличить)
Технические панорамы: Подход от озера под перевал Дашошань Восточный, Западный хребет гор Дашошань , Подъем на перевал Дашошань Восточный, Западный цирк перевала Дашошань Восточный, Перевал Дашошань Восточный с востока.
а в самом Китае карты местности можно купить? или они там все очень-очень приблизительные?
Топографических карт не продается. Есть схемы автодорог, очень неподробные и, может быть, абрисы популярных туристических маршрутов типа порогов «Ущелье прыгающего тигра» на Янцзы, если повезет.
Непонятное слово «абрис» можно заменить на доступное «схема»;)
Красотища!
А у нас сегодня была гостья из Алматы!:) Такие вот пространственные сближения.
Земля очень маленькая, с каждым днём всё меньше, ага :)
Ага. Но такие вещи все равно не перестают удивлять.
как красиво!!! Вангдену показала, ему тоже очень понравилось!
В хорошем месте живете ;)
P.S. Подозреваю какую-то проблему с почтой, то ли некоторые мои емайлы теряются, то ли твои не доставляются (не беда, конечно)
Я получила твое последнее письмо! Это я несколько торможу с ответом! Прости, пожалуйста. На днях напишу :)
Тогда все в порядке, можно не торопиться, главное, что доходят :)
В хорошем месте живете ;)
P.S. Подозреваю какую-то проблему с почтой, то ли некоторые мои емайлы теряются, то ли твои не доставляются
Каждый раз смотрю на фотографии и восхищаюсь. Поистине. Лучше гор могут быть только горы. И лошади, разумеется :)
Бывают еще конные походы в горах!:)
Просто супер. На многих панорамах можно запахи угадать...
Западный цирк перевала Дашошань Восточный — 404
Вторая панорама сверху тоже не открывается увеличенное фото
Виды — космические.
Тонечка, запад мне больше всего понравился))) а вообще красота!!!
красивые места, хорошие фотографии, отличный текст!
Приятно слышать это от фотографа:)
Скажите, а туда нужна китайская виза, правильно?
Конечно, нужна. Это же в Китае:)
просто класс!
виды!!!!
я уже туда хочу!
Может, после Кашгара туда?:) Правда ехать придется через весь Китай.
я думала не ехать, а перелететь в Ченду....
и там посмотреть парк Желтый Дракон....
а чтобы тут походить, в какой город надо прибыть?...пока плохо ориентируюсь...увы(((
Все в порядке! Требуется время, чтобы начать ориентироваться в Китае.
Если лететь в Чэнду, то потом нужно ехать на запад по Сычуань-тибетскому шоссе через Кандинг и Литанг в Батанг. Мы начали этот поход из Батанга. Но там очень много мест, где можно походить — весь запад Сычуани. Вот карта нашего маршрута целиком (мы начали гораздо севернее Батанга, а это был один из «этапов»): gingertea.ru/map/east-tibet.jpg
А вот тут все статьи про эти походы: gingertea.ru/category/chi...expedition-2010/
Поддерживаю идею насчет лететь. Китай такой гигантский, что летать там гораздо комфортнее, чем сутками трястись в поездах и автобусах.