Глава 8
в которой мы выезжаем из Тибета, разгрызаем мягкие булочки, а на нашу единственную ручку для записей появляется огромное количество претендентов.
Мы сидим в низком пастушьем балагане. Стены сложены из камней, а изнутри обмазаны глиной. На глиняной печке стоит чайник и огромный чан со свежим молоком. Хозяин в ватнике постоянно регулирует пламя, то подбрасывая кизяк в печь, то вытаскивая из огня. Временная крыша из жердей и прочной пленки так низко, что в полный рост не разогнешься. Полки из камней. На одной — мыло и сливочное масло, которое используют как крем для рук, на другой — огарок свечи, рядом — специи, соль. В углу стоит автомобильный аккумулятор, который заряжается от солнечной батареи, лежащей прямо на жердях крыши. Пастухи пришли со стадами из Занскара и живут в этом временном домике до холодов. Здесь на летнем пастбище — много воды, зеленая трава. Яки с телятами уже разошлись по склонам. Нам предложили молочный чай и печенье, а мы поделились дефицитным здесь шоколадом, который остался у нас из-за сокращения пешей части маршрута.
У входа в летовку привязан только родившийся теленок яка. Хозяин помог спустить с жердяной крыши оба велосипеда. Оказалось, в наше отсутствие он заботливо прикрыл их второй пленкой от росы. Вся семья собралась и с интересом наблюдала, как мы пакуем свои рюкзаки и приторочиваем их к велосипедам.
Вскоре долина расширилась. Дорога идет в двух вариантах — постоянная, в скалах по границе долины с заездами в боковые ущелья и мостами через притоки, и короткая летняя каменистая колея прямо по дну долины с прозрачными бродами, всего их около 20. Каждый раз мы поднимаем фонтаны кристальных брызг — все равно ноги мокрые. По этой дороге теоретически ходит ежедневный автобус Каргил-Падум, но сегодня мы увидели его в первый раз. У подножия холма, на котором построен буддийский монастырь Рангдум, стоит индийский автобус-динозавр, а вокруг — все его пассажиры. Под днищем ржавого монстра лежит шофер, а юноша-кондуктор подает ему инструменты. Пара французов изучает путеводитель «Лонли Плэнет», монах спит на земле, дети возятся в пыли, женщины что-то громко обсуждают.
Рингдом-Сангпо стала типично равнинной рекой и течет среди заливных зеленых лугов, где пасется армия сурков. Увидев приближающегося человека, те сурки, что поближе к норам, становятся на задние лапы и свистят, оповещая остальных. Другие сломя голову бегут к своей норе. Некоторым приходится бежать так далеко, что они пересекают дорогу буквально в десятке метров перед велосипедом. Неопытные сурчата уютно-неловкого и слегка растрепанного вида более любопытны, чем тревожные взрослые. Если подкрасться к ним, они рассматривают тебя, дают себя фотографировать, к неподвижному могут даже подойти. Но стоит двинуться, или если засвистит какой-нибудь взрослый сурок — разом в нору. А через минуту снова любопытно выглядывают.
С семитысячного массива Кун-Нун к реке стекает огромный ледник Шафат. В этом месте долина сужается. Она вся в зеленых холмистых террасах древних морен, с разбросанными монолитными каменными глыбами, вероятно, свалившимися со склонов позднее. В одном месте приток снес мост, оставив непроходимое ущелье с глинисто-каменистыми отвесными стенками, и дорогу проложили бульдозером несколькими сотнями метров выше.
Долина резко сужается. На реке появлются серьезные пороги, а затем и водопады. Узкий мощный фонтан пенистой, как будто из бутылки с шампанским, воды ударяет в скалу, отлетая вверх мутными брызгами. Вокруг стоит туман. Отсюда индийские рабочие строят оросительный канал к полям над селом Паркачик. Шум, мусор, много техники. Земляные работы выполняют с помощью тракторов и даже мотоблоков с бортовыми прицепами. Сверху работает экскаватор, но глыбы пока не долетают до дороги.
На левом берегу — ледовые вершины Кун-Нун, а чуть ниже прямо к реке стекает черный ледник Паркачик, похожий на замерзшую перемолотую кашу из ледяных глыб. Напротив него прямо на берегу песчаные пляжи. Мы перебираемся через гряду каменных глыб и останавливаемся здесь. Питьевая вода чуть выше по дороге в роднике.
Панорама массива Кун-Нун и ледника Шафат
Еще одна техническая фотография
30 июля
Пройденные нами вчера пороги долгое время были серьезным препятствием. Дорога здесь появилась совсем недавно. До этого в верховьях долины жили пришедшие из Занскара тибетцы, а ниже порогов — мусульмане-дарды как и ниже, в Каргиле. Даже река имеет разные названия: Сангпо в тибетской части и Суру в мусульманской. Большое мусульманское село Паркачик, первое после порогов, стоит в том месте, где река Суру делает поворот на 180 градусов. Примерно отсюда по долине начинаются чахлые деревца. По склонам разбросаны села, архитектура которых гораздо ближе к центрально-азиатской, чем к тибетской. Очень много каналов для орошения всего и вся, вокруг них зелено — поля и рощи из ивы. Все остальное безжизненно и пустынно. На фоне бежевых склонов видны купола мечетей — одна большая и множество маленьких. Мусульманские девушки народа балти, ничуть не стесняясь, здороваются с нами и совсем не украдкой рассматривают пронзительными взглядами, улыбаются. Дарды похожи на жителей Центральной Азии, мужчины у них очень статные.
Чуть за поворотом начинается асфальт, ниже долина густо заселена. Ивовые рощи, у реки — зеленые пятна зарослей кустов, в селах, одно больше другого, начинаются абрикосовые деревья. Ехать вниз легко, асфальт прекрасный. Встречаются магазины. Тоня зашла в один из них. В ящике — целая гора булочек.
— Булочки? Мягкие?
— Мягкие, — со знанием дела подтвердил продавец.
Приносит четыре булочки, они гремят а пакете, как будто им уже месяц — натуральные сухари. Но все равно после похода мы от них не откажемся.
Чуть ниже дорога снова становится грунтовкой, километра через два — идеальный новый асфальт, еще через пару-тройку — снова 500 метров грейдера. Кое-где дорога разбита, и тракторы вываливают на нее кучи грунта. Долина широкая и местами красивая. В большом селе Санку — магазины, кафе, две мусульманских пекарни с лавашами из тандыра, похожими на среднеазиатские чуреки, но маленькие. Начинают продаваться фрукты: нектарины, персики, виноград. Мы сразу накупили их, хотя в Каргиле, наверное, будут еще лучше.
Неожиданно въехали в участок, где дети и подростки настойчиво выпрашивают ручку: «уан пен» и бегут за велосипедами. Все сотни километров до этого, хоть бы кто чего попросил, а тут даже некоторые 30-40-летние мужики и женщины, идущие в школу забирать своих чад, тоже, завидев нас, кричат: «ручку, ручку дай». Похоже, даже не понимают , что кричат.
Сегодня какой-то важный день, связанный с Рамаданом. Из большой мечети выходят празднично одетые мусульмане. Многие выносят пакеты с ярко-желтым рисом. Мечеть стоит на отшибе, и несколько тысяч людей бурной рекой втекают на обычную двухполосную дорогу. Через полкилометра демонстрация редеет, и даже можно ехать на велосипеде среди криков внимания, которые исходят чуть ли не от каждого третьего. А сколько народу собралось вокруг, когда мы стали ремонтировать проколотое колесо!
За 31 километр до Каргила — ровный новый асфальт, по которому мы к вечеру уже добрались до города.
Технические снимки:
Ледник Паркачик
Долина реки Суру
Книга «Гималаи, Ладакх, Каракорум»
Глава 1. С низкого старта из Манали в Лахул,
в которой мы собираем чемоданы, сгибаем в бараний рог велосипедную спицу по колено в грязи под перевалом Ротанг, беседуем в Лахуле с пьяным индусом и доезжаем до конца асфальтовой дороги.
Глава 2. Акробатика и тяжелая атлетика: с велосипедом через Шинго-Ла,
в которой мы чудом избегаем возвращения в Манали, индийский сварщик приобретает абсолютно новый опыт, в которой мы заносим велосипеды на Гималайский хребет, а нас обгоняют лошади с навьюченными сундуками.
Глава 3. Человек с железным конем,
в которой мы приносим велосипеды в Занскар, знакомимся с феодальными обычаями и совершаем визит в ассоциацию женщин села Каргьяк.
Глава 4. Самое отдаленное княжество в Индии,
в которой мы изо всех сил стараемся охладиться, перестаем катить велосипеды и снова едем на них, показываем юным монахам, как ставить заплатку на колесо, попадаем в центральный город Занскара и находим новый путь в Лех.
Приложение 1. Буддийский монастырь Бардан-гомпа в Занскаре
Глава 5. Новая дорога в никуда,
в которой инженеры рискуют жизнью, из долины реки Занскар исчезают люди, мы находим погребенный под скалой бульдозер и узнаем, какая в Индии система мер и весов.
Приложение 2. Деревня Сани: 1000 лет в тибетской глуши
Глава 6. Выбираясь из песков Занскара, или Вверх, на Пенси-Ла,
в которой мы боремся с песком и ветром, покупаем походные продукты там, где их нет, идем в гости к тибетцам и гималайским суркам и забрасываем велосипеды на крышу пастушьего дома.
Глава 7. Массив Кун-Нун: на четырех ногах, на четырех колесах,
в которой мы лезем в ледяную воду, испытываем сандалии для хождения по леднику и оставляем следы снежного человека в цветочной долине.
Глава 9. Неспокойный Каргил,
в которой мы попадаем в область международного конфликта, ищем подходящий караван-сарай и знакомимся с чеширским тандыром.
Глава 10. Пыль военных дорог,
в которой мы не пересекаем границу с Пакистаном, но заглядываем туда, в которой нам приходится побывать в музее боевой славы, в которой мы встречаем истинных ариев и выясняем, сколько абрикосов в состоянии съесть человек.
Глава 11. Наперегонки со строителями, или Снова по закрытой дороге из Леха в Падум,
в которой мы заполняем белое пятно в атласе, дорога обваливается в пропасть, и мы разоблачаем тибетскую антигравитацию.
Приложение 3. Лех: город на перекрестке
Глава 12. На хвосте у верблюда,
в которой велосипеды скачут по Шелковому пути, а мы поднимаемся на хребет Ладакх, разоблачаем индийских топографов и зарываем еду в песок.
Глава 13. Река государственной важности,
в которой мы разгадываем бюрократические загадки, находим пустыню в горах, встречаем военного альпиниста-австопощика и снова не попадаем в Пакистан.
а для чего им ручки, детям и взрослым?
От фотографий не оторваться :) Особенно впечатляют снимки с махонькими строениями на фоне громадных гор. Сразу чувствуется насколько они действительно большие. Впечатляет — не то слово! Оо
Фотографии просто шикарные. Горы с крымскими просто не сравнить :)
Фотографии очень красивые ! С удовольствием там бы побывал !
Туда не так сложно попасть. Даже на велосипеде ехать не обязательно:) Ходит автобус, вытрясающий всю душу. А туристы обычно на джипах ездят — так немножко комфортнее.
две последних технических фотографии по ссылкам — одна и та же фотография
это не так
IMGP6050panfull.jpg vs IMGP6060panfull.jpg