Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул

31 January 2012 // Автор:

Места: Банджар, Батал, Гью, Джалори, Индия, Кальпа, Киннаур, Киннаур-Кайлас, Куллу, Кунзум, Лахул, Лео, Лухри, Нако, Рампур, Реконг Пео, Ротанг, Сангла, Сатледж, Спити, Ханго, Химачал-Прадеш, Чатру

Tags: , , ,

В мае-июне 2011 года состоялось первое из наших путешествий на велосипеде по северу Индии. За 30 дней мы преодолели больше 1000 километров горных дорог, часть из которых была закрыта снегом. Мы уже подробно описали все этапы этого путешествия, а сейчас пора рассказать то, что относится к маршруту в целом: почему мы выбрали именно этот регион; чем руководствовались при планировании похода; какой в точности путь удалось проехать; с какими бытовыми и техническими моментами мы столкнулись; о раскладке и снаряжении. Также мы приводим подробную карту района и описание категорийных препятствий.

Логика маршрутаОписание районаБытовые и технические детали (пропуск в погранзону, раскладка и питание, ночлег и питьевая вода, погода, снаряжение и подготовка велосипедов) → Спортивная сложность маршрутаКарта маршрута и полное описание по частям

Район: Индия, штат Химачал-Прадеш, районы Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
Сроки: 15 мая — 13 июня 2011
Протяженность маршрута (с учетом локальных препятствий): 1066 км
Категория сложности: 4
Маршрут: с. Нагар — д.р. Беас — пер. Джалори (3134 м) — д.р. Сатледж — д.р. Баспа до с. Сангла (радиально) — с. Кальпа (радиально) — д.р. Сатледж — д.р. Спити — с. Ханго (радиально) — с. Гью (радиально) — оз. Сопона (радиально) — д.р. Спити — с. Данкар и долина реки Лингти до с. Лалунг (радиально) — долина реки Пин до с. Мад (радиально) — с. Ки, пер. Лагударси — д.р. Спити — пер. Кунзум (4551 м) — д.р. Чандра — оз. Чандра Тал (радиально) — пер. Ротанг (3978 м) — д.р. Беас до с. Нагар

Логика маршрута

Масштабный горный узел, где от Большого Гималайского хребта отходит хребет Пир-Панджал, находится в Индии в штате Химачал-Прадеш. Этот горный район размером примерно 150×150 км окружен глубокими долинами, по которым сейчас есть автомобильная дорога — она огибает эти горы кольцом длиной немного менее 1000 км. Мы проехали полное кольцо вокруг массива, заезжая радиально в интересующие нас места в боковых долинах, на второстепенных дорогах и тропах.

Спити, Лахул и Верхний Киннаур — малонаселенные районы на границе буддийского Тибета и индуистских предгорий северной Индии, и долгое время они были в большой степени изолированы. Традиционная культура живущих там горных народов: тибетцев, киннаурцев, лахульцев — хорошо сохранилась. Нижний Киннаур и Куллу подверглись большему влиянию извне, но и они не утратили культурной самобытности. Это касается и художественной культуры, образцы которой можно увидеть в храмах и монастырях, и бытовой: традиций, жизненного уклада, одежды, украшений, праздников, обычаев и т.п.

Тибетская культура сегодня в разном виде существует в нескольких обособленных районах. В оккупированном Китаем Тибете в сельских районах бытовой уклад и традиции сохранились почти в неизменном виде, но большая часть художественной культуры была утрачена во время культурной революции 1965-76 гг., а религиозные вопросы находятся под политическим контролем Китая и сейчас. В Непале и Индии в общинах тибетских беженцев сохранились ремесла и наблюдается художественная преемственность, очень активно действуют монастыри, но бытовой уклад, как нам кажется, сильно изменился при переезде в более низкие, плотно населенные и урбанизированные места. Очень интересные образцы тибетской культуры на востоке Тибетского нагорья в провинциях Цинхай и Сычуань (которая, однако, отличалась от центрально-тибетской с давних времен). Отдельные районы Пакистана также населены тибетцами-буддистами, с их жизнью нам еще предстоит познакомиться.

У Спити также древняя и очень насыщенная тибетско-буддийская история. Этот район долгое время находился под серьезным влиянием соседних западно-тибетских княжеств, а также правителей из Центрального Тибета. В Спити встречаются буддийские монастыри, основанные 1000—1200 лет назад, где можно увидеть древние артефакты (сами здания частично перестраивались).

После наших предыдущих путешествий мы частично описали жизнь тибетцев в Тибетском автономном районе Китая и в китайских провинциях Цинхай и Сычуань. Этот поход посвящен тибетской культуре Северной Индии, а также и культуре других народностей Куллу и Киннаура.

Со спортивной точки зрения это путешествие соответствует походу 4 категории сложности. Большая часть пути проходит по асфальту (кое-где разбитому), но из-за отдаленности района и невысокой плотности населения машин на дорогах мало, поэтому ехать безопасно и приятно, очень большой выбор мест для кемпинга, которые порой неимоверно красивы, как и вообще горные пейзажи вокруг. Несмотря на отдаленность здесь не требуется везти продукты более чем на 7 дней автономии. Два крупных определяющих маршрут перевала открыты лишь несколько месяцев в году. Перевал Ротанг (3978 м) обычно расчищают от снега в середине-конце мая, а перевал Кунзум (4551 м) — в середине-конце июня. За неделю или две до официального открытия местные жители уже пересекают их пешком по снежной тропе. В конце октября — начале ноября оба они закрываются снегом.

В середине мая 2011, когда мы начинали поход, дороги через Ротанг и Кунзум были еще завалены снегом (а дорога между этими перевалами все еще не была расчищена и в середине июня, когда мы там оказались). Мы сочли, что идти через заснеженный Кунзум не стоит (возможно, потребовались бы кошки и веревки), и решили, что поедем по маршруту против часовой стрелки. В этом направлении практически весь путь едешь вверх: так лучше для постепенной акклиматизации, и завершающие перевалы не доставляют серьезных физических трудностей. Если же ехать кольцо по часовой стрелке, то на первые дни приходится резкий набор высоты на перевалы Ротанг и Кунзум (общий набор порядка 2500 метров), а дальнейший маршрут идет с легким спуском из Спити в Киннаур и далее через перевал Джалори обратно в долину Куллу.

российские велосипедисты Павел Борисов и Антонина Захарова в Индии
В Верхнем Киннауре

Описание района: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул

Гималаи — молодые горы, образовавшиеся в месте столкновения Евразийской и Индо-Австралийской плит. Процесс горообразования продолжается до сих пор: каждый год Гималаи становятся выше в среднем на 5 мм, периодически бывают землетрясения. Район, по которому мы путешествовали, находится на границе Малых Гималаев и Большого Гималайского хребта. Главные вершины достигают высот около 6500 м, и с них стекают протяженные ледники (один из самых крупных — ледник Шигри в Лахуле). Мы смотрели на пустынные долины, поднимающиеся до зоны снега, на ледники, доходящие почти до дороги, и снежные пики и думали о том, чтобы в будущем вернуться сюда с альпинистским снаряжением и сделать интересный горный поход.

1) В долине Куллу (долине р. Беас и притоков) растут густые хвойные леса. Виды снежного гималайского хребта Пир-Панджал очень красивы. Перевалы и хребты зимой покрыты большим слоем снега, а летом представляют собой огромные луговые пространства. В долине расположены колоритные деревушки. Местные жители — потомки местных племен и пришлых индо-ариев — занимаются в основном садоводством, и в конце лета здесь собирают огромные урожаи яблок. Сливы и абрикосы ценятся меньше — некоторые деревья и вовсе никто не убирает. В деревнях распространены культы локальных богов-гуру, сопровождающиеся частыми церемониями, связанными с «жизнью» почитаемого персонажа. В долине Куллу, в деревне Нагар, долгое время жил Николай Рерих.

Долина Куллу — удобное место для старта и финиша: можно собрать полноценную раскладку (в поселке Манали и городке Куллу), отремонтировать или даже купить велосипед (в Куллу), обзавестись снаряжением (в Манали продаются флисовые свитера, пуховки, спальники, палатки, треккинговая обувь и тд). Также почти в любом городке долины есть возможность комфортно жить и отдыхать между походами. По долине Куллу проходит хорошего качества асфальтовая дорога. Возможно множество радиальных выходов различной сложности на окружaющие долину высокие хребты, а также велосипедные выезды в боковые долины.

На перевале Ротанг, разделяющем долины реки Беас (Куллу) и Чандра (Лахул) специфические абразивные породы, входящие в состав грязи, которой покрыта часть дороги, приводят к очень быстрому стиранию колодок ободных тормозов (до 2 пар на спуск с перевала). С дисковыми тормозами износ обычный, так как диск остается чистым от этой грязи.

коллаж фотографий из долины Куллу
Долина Куллу

2) Киннаур протянулся вдоль реки Сатледж и ее притока Спити вблизи от границы с Тибетским автономным районом Китая.

Нижняя часть Киннаура (долина реки Сатледж) — лесистый район с сохранившейся до сих пор традиционной культурой: индуистскими храмами, внушительными старыми крепостями из камня и дерева, приветливыми жителями в традиционных зеленых шапках. По долине реки Сатледж некогда проходил индо-тибетский караванный путь через перевал Шипки-Ла, а в XX веке построили шоссе, идущее параллельно ему. В некоторых местах дорога вырублена в монолитной скале почти как туннель и очень живописна. Нижний Киннаур густо населен: любой пологий участок обрабатывается, и это доставляет неудобства при выборе места для бивака.

Верхний Киннаур (нижнее течение реки Спити) населен гораздо меньше. Он находится близко к границе с Тибетом и районом Спити, и там хорошо ощущается влияние буддийской культуры. Раньше в Верхнем Киннауре были населены только боковые долины: река Спити течет здесь в узком и глубоком каньоне, который долгое время был непроходим (жители более пологих боковых долин ходили к Сатледжу по тропам через несложные перевалы). Автомобильную дорогу по реке построили после индо-китайского конфликта 1962 года в целях обороны и для круглогодичной связи Спити с остальной Индией.

Доступ в верховья боковых долин, идущих в сторону китайской границы, запрещен пограничниками (но на дороге нет запрещающих указателей, так что, возможно, узнать об этом удастся только на погранзаставе). Исключением является р. Баспа, куда, обладая пограничным пропуском, можно пройти на много десятков километров. Горный массив внутри кольца посещается свободно и может представлять интерес для альпинистов как интересный, сложный, но компактный горный район.

коллаж фотографий из Киннаура
Киннаур

3) В долине реки Спити — около 3500 метров над уровнем моря — сухой и ветреный климат, напоминающий тибетский. Исторически сюда со стороны Индии можно было попасть только через перевалы Кунзум (4551 м) и Ротанг (3978 м), которые закрыты снегом не менее 5 месяцев в году. Даже сообщение с Тибетом было проще, поэтому Спити оставался уединенным районом, тибетская культура которого испытывала мало влияния извне. Хорошо сохранился бытовой уклад, и есть несколько впечатляющих древних монастырей. Стены построек обмазаны глиной и сохранились из-за очень сухого климата. Сегодня на волне интереса к тибетской культуре и в связи с недавним открытием многих приграничных районов Индии для иностранцев в Спити часто бывают туристы, однако их гораздо меньше, чем в курортной долине Куллу и других популярных местах.

Спити с долиной Куллу соединяет пешая тропа через перевал Пин-Парвати (некатегорийный летом) в верховьях реки Пин.

коллаж фотографий из Спити
Спити

4) Пустынные верховья реки Чандра в районе Лахул — это самое малонаселенное место маршрута. Большую часть года оно изолировано от «большой земли» перевалом Ротанг с одной стороны и перевалом Кунзум с другой. Между перевалами находится только три небольших села, больше похожих на стойбища. Дорога по долине Чандра здесь проходит по крутым берегам над рекой и очищается от снега позднее всего остального маршрута.

Пешком отсюда можно попасть сразу в три интересных горных массива: Пир-Панджал на юге, большой массив Гималаев между реками Чандра и Бхага и хребет, разделяющий верховья р. Чандра и верховья Спити. Автомобильных дорог ни в какие боковые ущелья нет. Лахул гораздо более влажный и зеленый, чем Спити. Склоны долины — очень крутые и красивые.

Ниже по долине есть несколько поселков и два городка — Удайпур и Кейлонг, которые тоже зимой оказываются изолированными от остальной Индии. Жители Лахула — потомки тибетцев, пришлых индо-арийских племен, а также народности мунда (коренных жителей Бихара и Западной Бенгалии).

коллаж фотографий из Лахула
Лахул

Бытовые и технические детали

Пропуск в погранзону
Для проезда по участку Верхнего Киннаура между селами Чамдо и Сумдо нужен пограничный пропуск (пермит). Его можно сделать в любом райцентре штата Химачал-Прадеш, в том числе в городах Реконг Пео, Каза, Шимла, Куллу. Выдачей занимается глава района — заместитель комиссара (deputy comissioner). Цена пропуска в 2011 году — 200 рупий на человека (ранее было бесплатно). В городке Реконг Пео из вредности пропуск выдают только по ходатайству турфирмы, находящейся в соседнем здании (+150 рупий турфирме). Весь процесс занимает не более 1-2 часов. Нужна только копия паспорта. Пропуск действует 15 дней, в течение этого времени можно пересечь приграничный участок туда и обратно. В пропуске по-старинке написано, что участок от с. Джанги до с. Сумдо должен быть преодолен за один день и без съездов с главной дороги. В реальности проверяют пропуск и ставят на него печать для контроля даты проезда только в Чамдо и Сумдо. Расстояние между ними — около 10 км. Ездить на некоторые боковые дороги (точный список их, похоже, не знают ни военные, ни гражданские чиновники, ни полиция, но туда точно входят дороги к пограничному перевалу Шипки-Ла и к деревне Кауирик) нельзя даже и с этим пропуском, хотя надписей об этом на этих дорогах нет. В остальном ни съезд, ни остановка в стороне от главной дороги никем не ограничена и не проверяется.

Раскладка и питание
Мы возили с собой автономную раскладку, пополняя ее в крупных поселках раз в 5-7 дней. Теоретически можно питаться в придорожных столовых. В Куллу и Нижнем Киннауре они встречаются часто. В Верхнем Киннауре, Спити и Лахуле — редко. Рацион при этом будет однообразным, с перекосом в сторону углеводов, недостатком белков и жиров, и нерегулярным. Кроме того, часть светлого времени будет истрачена на сидение в кафе, пока готовят заказанное блюдо (часто это происходит медленно, иногда даже продукты еще не куплены). Для активного движения на велосипеде полезнее есть по чуть-чуть, но часто. Эти проблемы легко решаются самостоятельным приготовлением еды утром и вечером на биваке, а также увеличенным относительно пешеходной нормы долей перекуса в раскладке. В придорожных чайных там, где они есть, можно без долгого ожидания попить сладкого чаю.

Подробно про раскладку: Раскладка в велопоход по Куллу, Киннауру, Спити и Лахулу.

Во многих селах вне главной дороги нет ни кафе, ни магазинов, но при этом иногда есть гостиница со столовой (где готовят еще медленнее, чем в придорожных местах). Иногда единственный магазин закрыт — можно попробовать найти владельца, чтобы открыл.

Ночлег и питьевая вода
В северной Индии развит авто и мототуризм, и во многих поселках вдоль главной дороги есть гостиницы (гестхаусы). Если задаться такой целью, то можно ехать так, чтобы каждый день в них останавливаться. Нам такой вариант кажется неудобным: если ночевать только в запланированных местах, то из-за неравномерного их расположения уменьшается ходовой день. В случае промедлений при поломках, возможно, придется часть пути доезжать по темноте, что неинтересно и небезопасно.

Путь вдоль реки Сатледж ниже города Реконг Пео проходит по плотно населенным местам, и у нас были трудности при поиске площадки для ночлега. Можно поставить палатку на невспаханном поле, но если индийцы заметят, то будут уговаривать «сагибов» (то есть иностранцев) ночевать в селе. Платы за установку палатки у нас не просили, и агрессии местные жители ни разу не проявляли — наоборот, были очень дружелюбны. Питьевой воды в этом районе в избытке: прямо на обочину дороги выведены трубы от многочисленных родников. Вода из колонок в селах как правило хуже по качеству.

В Верхнем Киннауре, Спити и Лахуле за пределами сел множество безлюдных мест для комфортной стоянки. Питьевая вода встречается реже, в основном это ручьи, хотя попадаются и родники. Иногда мы просили питьевую воду в деревнях. Если приходишь с пустыми бутылками, то даже не знающие английский сразу понимают, что мы ищем источник, а не магазин с бутилированной водой, возможно не существующий в этой деревне. 7 литров воды хватает на двоих на вечер и на утро, если бивак без источника воды. Мыться или стирать комфортнее днем, когда проезжаешь источник или реку — теплее и сохнет быстро.

Погода
Главные особенности климата — прохладная зима, относительно теплые и ясные осень и весна, и сезон дождей в июле-августе. Последний хорошо ощущается в Куллу, Киннауре и Лахуле, но не затрагивает Спити (там очень сухо круглый год). С декабря по март выше 3000 м выпадает снег, а от 4500 м лежит круглый год. При этом в долинах на высоте около 2000 метров холодно ночью, а днем на солнце тепло. Зимой особенно много снега на хребтах и на южных и западных склонах, это приводит к тому, что перевалы сложны даже для прохождения пешком из-за серьезной лавинной опасности. Таким образом, выбор времени похода больше определяется снеговым покровом на высоких перевалах, чем погодными условиями в остальных частях маршрута.

На всем протяжении нашего похода серьезный дождь был только два раза. Выше 4000 метров несколько раз шел снег, но ночная температура не опускалась ниже нуля даже в самых высокогорных участках маршрута.

Снаряжение и подготовка велосипедов
Подробно снаряжение и велосипед описаны здесь: Как подготовиться к велопоходу в Гималаях и содержимое велорюкзака.

В велосипедном магазине Trek в городке Куллу можно купить приличный фирменный горный велосипед (от 18000 рупий). Хозяева хорошо разбираются в ремонте, у них есть необходимые инструменты. Выбор запчастей небольшой, доставить недостающее могут из Дели примерно за неделю.

В другом велосипедном магазине «Rama and Rana» есть мастер по сборке колес. Там же можно купить разную мелочь: тросики, рубашки, колпачки, спицы, нипели, болты, шарики и т.п.

В Манали, несмотря на развитую туристскую инфраструктуру, велосипедных магазинов и мастерских нет. Отдельные запчасти (самые простые) бывают в магазине Quechua.

Спортивная сложность маршрута


Спортивная сложность похода рассчитывалась по стандартному классификатору ЕВСКТМ.

Протяженные препятствия


для РПП для РПП для ГПП для ГПП
Начало Конец Км Покр-
ытие
Подъ-
ем
Кпр Кпер Кпк Кв СГ Кнв Ккр КТ Кате-
гория
с. Нагар туннель у села Аут Спуск по ущелью р. Беас, РПП 55,4 асфальт, каменист. грунтовая -770 1,55 1 1,05 1,15 1 1 1 1,88 2
туннель с. Банджар Подъм по долине р. Тиртхин, ГПП 20,3 асфальт 525 1 1 0,8 1,1 1 1,15 1 1,01 0
с. Банджар пер. Джалори (3134 м) Подъем на перевал, ГПП 18,4 асфальт, грейдер 1664 1 1 0,9 1,35 1,1 2,1 1,3 3,65 3
пер. Джалори мост в с. Лухри Спуск по д.р. Кхуддигад, РПП 60 асфальт, каменист. горная -2348 1,6 1 1,2 1,25 1,1 1 1 2,64 3
мост в с. Лухри ущ. ниже с. Нитер Подъем в ущ, ГПП 13 асфальт 457 1 1 0,8 1,1 1 1,15 1 1,01 0
ущ. ниже с. Нитер мост в с. Лухри Спуск к мосту в с. Лухри, РПП 13 асфальт -457 1,13 0,8 0,8 1,1 1 1 1 0,8 0
мост в с. Лухри г. Рампур Подъем по ущелью, ГПП 36,3 асфальт 190 1 1 0,8 1 1 1 1 0,8 0
г. Рампур Дамба Карчам (слияние р. Сатледж и Баспа) Подъем по ущелью, ГПП 78,9 асфальт, грейдер 1100 1 1 0,9 1,2 1 1,5 1 1,62 2
Карчам с. Сангла Подъем по ущелью, ГПП 14,9 асфальт, грейдер 604 1 1 0,9 1,35 1,1 1,2 1 1,6 2
с. Сангла поворот на Реконг Пео с главного шоссе Спуск по ущелью, РПП 29 асфальт, грейдер -706 1,29 0,8 0,9 1,35 1,1 1 1 1,38 1
поворот на Реконг Пео с. Кальпа Подъем на крутой борт долины, ГПП 11,4 асфальт 848 1 1 0,8 1,35 1,1 1,35 1,2 1,92 2
с. Кальпа поворот на Реконг Пео Спуск, РПП 11,4 асфальт -848 1,11 0,8 0,8 1,35 1,1 1 1 1,06 0
поворот на Реконг Пео слияние р. Сатледж и Спити Подъем по ущелью, ГПП 67,9 грейдер, асфальт 506 1 1 0,9 1,35 1 1,15 1 1,4 1
слияние р. Сатледж и Спити поворот на Лео-Ханго Подъем по ущелью, ГПП 14,4 асфальт 619 1 1 0,8 1,45 1,1 1,2 1 1,53 2
поворот на Лео-Ханго мост через Спити у с. Лео Спуск по ущелью, РПП 6 асфальт -303 1,06 0,8 0,8 1,45 1,1 1 1 1,08 0
мост через Спити у с. Лео с. Ханго Подъем по ущелью, ГПП 15 каменист. грунтовая и горная 590 1 1 1,45 1,45 1,1 1,2 1 2,78 3
с. Ханго мост через Спити у с. Лео Спуск по ущелью, РПП 15 каменист. грунтовая и горная -590 1,15 0,8 1,45 1,45 1,1 1 1 2,13 2
мост через Спити у с. Лео высшая точка серпантина после с. Нако (3870 м) Подъем на крутой борт долины, ГПП 22 асфальт 1074 1 1 0,8 1,55 1,1 1,5 1,05 2,15 2
высшая точка серпантина после с. Нако хут. Ганфа Спуск, РПП 18,1 асфальт, каменист. горная -910 1,18 0,8 1,2 1,55 1,1 1 1 1,93 2
хут. Ганфа с. Гью Подъем по ущелью, ГПП 25,7 грейдер, асфальт 660 1 1 1 1,55 1,1 1,2 1,2 2,46 3
с. Гью слияние с главным шоссе Сумдо-Каза Спуск, РПП 8 грейдер -507 1,08 0,8 1 1,55 1,1 1 1 1,47 1
слияние с главным шоссе Сумдо-Каза пешеходный мост ниже села Манейогма Подъем по ущелью, ГПП 46 грейдер, асфальт 283 1 1 0,9 1,55 1,1 1,05 1 1,61 2
пешеходный мост ниже с. Манейогма с.Манейогма Подъем челноком, ЛП 2 вьючная тропа
с. Мане Йонгма автомобильн. мост через Спити Спуск, РПП 7,2 грейдер -140 1,07 0,8 1 1,55 1,1 1 1 1,46 1
автомобильн. мост через Спити начало серпантина к селу Дханкар Подъем по ущелью, РПП 7 грейдер, асфальт 0 1,07 0,8 0,9 1,6 1,1 1 1 1,36 1
начало серпантина к селу Данкар с. Данкар Подъем на крутой борт долины, ГПП 9 асфальт 460 1 1 0,8 1,7 1,1 1,15 1,05 1,81 2
с. Данкар с. Литанг Спуск, РПП 25 каменист. грунтовая -410 1,21 0,8 1,3 1,7 1,1 1 1 2,35 3
с. Литанг с. Мад (Мут) Подъем по ущелью, ГПП 40 асфальт, грейдер, каменист. грунтовая 330 1 1 1,3 1,7 1,1 1,05 1 2,55 3
с. Мад (Мут) мост через Спити между Лингти и Лидангом Спуск, РПП 32 асфальт, грейдер, каменист. грунтовая -320 1,32 0,8 1,3 1,7 1,1 1 1 2,57 3
мост через Спити между Лингти и Лидангом Подвесная переправа у c. Кибер Подъем по ущелью, ГПП 42 асфальт, грейдер, каменист. грунтовая 520 1 1 1 1,7 1,1 1,15 1 2,15 2
Подвесная переправа у c. Кибер пер. Лагударси (4215 м) Подъем по ущелью, ГПП 12 каменист. грунтовая 215 1 1 1,3 1,9 1,1 1 1 2,72 3
пер. Лагударси Мост около с. Киато Спуск к реке Спити, РПП 13 каменист. горная -285 1,13 0,8 1,6 1,85 1,1 1 1 2,94 3
Мост около с. Киато с. Лосар Подъем по ущелью, РПП 18 асфальт 20 1,18 0,8 0,8 1,8 1,1 1 1 1,5 2
с. Лосар пер. Кунзум (4551 м) Подъем по ущелью, ГПП 18 каменист. грунтовая 601 1 1 1,6 1,95 1,1 1,2 1 4,12 4
пер. Кунзум развилка дороги к оз. Чандра Тал Спуск, РПП 9 каменист. горная -436 1,09 0,8 1,6 1,9 1,1 1 1 2,92 3
развилка дороги к оз. Чандра Тал оз. Чандра Тал Подъем по ущелью, ГПП 15 тракторная с завалами 161 1 1 2 1,85 1,1 1 1 4,07 4
оз. Чандра Тал с. Чатру Спуск, РПП 51 тракторная с завалами, снежные завалы -1076 1,51 0,8 2 1,7 1,1 1 1 4,52 4
с. Чатру с. Грамфу Подъем в ущ, ГПП 18 каменист. горная 50 1 1 1,6 1,55 1,1 1 1 2,73 3
с. Грамфу пер. Ротанг (3978 м) Перевальный взлет, ГПП 14 асфальт, каменист. грунтовая 728 1 1 1,05 1,65 1,1 1,25 1,05 2,5 3
пер. Ротанг с. Нагар Спуск, РПП 72 асфальт, грунтовые участки -2263 1,75 0,8 0,85 1,5 1,1 1 1 1,96 2

Локальные препятствия

Вид препятствия Категория Характеристика Э.П.
радиальный пешеходный участок пер. Джалори — оз. Саролсар. 4,5 км
брод через ручей в верхней точке серпантина после села Нако Ширина 5 метров, глубина 0,3 м 0,5
радиальный выход к озеру Сопона 1A Травянисто-осыпной взлет без тропы, подъем 250 метров, крутизна 30 градусов 5
участки осыпи на старой дороге ниже с. Кибер н/к два участка в руслах сухих ручьев 4
переправа через каньон реки Парилунгби по стационарной навесной переправе
брод через ручей выше села Лосар 0,5
радиальный пешеходный участок пер. Кунзум — пер. Балама. 2 км
броды через ручьи на спуске с пер Кунзум Около 10 ручьев 5
переправа через реку с перевала Кунзум н/к Ширина 5 метров, глубина 0,3 м, скорость 3 м/с 2
переправа через реку из озера Чандра Тал н/к Ширина 5 метров, глубина 0,3 м, скорость 3 м/с 2
два снежника, закрывающие дорогу в сторону оз. Чандра Тал н/к фирн, сверху раскисший, длина 10 метров, крутизна 20 градусов, движение челноком 4
осыпи на дороге к оз. Чандра Тал н/к 5 штук, камни небольшие, движение челноком 10
броды через ручьи на участке Батал-Грамфу 15 штук, шир 5 метров, глубина 0,3 метра 7,5
крутой снежник на участке Батал-Грамфу над прижимом реки длина 30 метров, крутизна 30 градусов, движение челноком с вырубанием ступеней 1
снежники на участке Батал-Грамфу н/к 10 снежников по 30 метров, уклон 15 градусов, челноком и одновременное 6
участки осыпи на участке Батал-Грамфу н/к общая длина 200 метров 4
Жидкая грязь на спуске с пер Ротанг н/к Глубина 20 см, длина 1 км 20
61,5

Фактическая протяженность маршрута составила 1004 км, полная протяженность (с учетом локальных препятствий) — 1066 км. Показатель автономности — 1, интенсивность — 0,92.
Общая сложность препятствий, идущих в зачет: 2 категории — 5 единиц, 3 категории — 10 единиц, 4 категории — 12,71 единиц. Общий показатель сложности — 25,22 единицы.
Таким образом, велосипедный маршрут, согласно ЕВСКТМ, соответствует 4 категории сложности.

Карта маршрута и полное описание по частям

Топографическая карта (Генштаб двухкилометровка).
Топографическая карта велосипедного похода по Лахулу, Спити, Куллу и Киннауру
Увеличить

Цифры на карте соответствуют номерам частей описания ниже.

Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
1. Из Куллу в Киннаур через пер. Джалори
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
2. Вверх по Сатледжу: из Рампура до Санглы
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
3. Две киннаурские деревни: Сангла и Кальпа
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
4. В гостях у деревенских учителей в Ханго
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
5. Тибетская деревня Нако высоко в горах
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
6. По следам тибетских караванов
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
7. Долина Спити — настоящий индийский Тибет
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
8. (интермедия) Ярмарка овощей в селе Гью в Спити
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
9. Монастырь Табо: тибетский буддизм 1000 лет назад
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
10. Озеро Сопона, волк и две тибетские деревни
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
11. Данкар — монастырь под облаками
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
12. Долина Пин – к снежным Гималаям
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
13. Монастырь Ки и переправа с велосипедами через пропасть
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
14. Верховья Спити и перевал Кунзум (4551 м)
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
15. На лунное озеро Чандра Тал по заваленной дороге
Велопоход 4 категории сложности в Индийских Гималаях: Куллу, Киннаур, Спити, Лахул
16. По закрытой дороге из Казы на перевал Ротанг

31 January 2012 // Автор:

Места: Банджар, Батал, Гью, Джалори, Индия, Кальпа, Киннаур, Киннаур-Кайлас, Куллу, Кунзум, Лахул, Лео, Лухри, Нако, Рампур, Реконг Пео, Ротанг, Сангла, Сатледж, Спити, Ханго, Химачал-Прадеш, Чатру

Tags: , , ,

26 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только собирают косточки на […]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. avatar Alexey says:

    очень полезное обобщение!

    На самом деле подумалось, человеку, который сидит в офисе за компом очень трудно оценить чего это стоит. На даже не смотря на это и маршрут, подход к планированию и работа затраченное на описание очень впеатляет.

    Спасибо, что делитесь этим просто так

    • avatar Pashkin says:

      Не за что!

      Это описание, в отличие от изложения непосредственного путешествия, которое можно читать из художественно-познавательных целей, в основном рассчитано на велосипедистов-путешественников. Понятное дело, что далеким от этого людям эти цифры, карты и информация не особенно нужна.

  2. avatar Silvar says:

    Труд монументальный!

    Только поправьте ссылку на часть 8 (она на часть 7 ведет)

  3. avatar Саша says:

    Да ребята! Молодцы, что сказать... может быть и мы когда-то захотим воспользоваться таким маршрутом... :)

    • avatar Tonic says:

      Подумываете о переходе в спортивный режим путешествия?

      • avatar Саша says:

        Да мы по своему и так в спортивном режиме, пока больше месяца нигде не задерживались :) Велики — это классно, может где и освоим, пока все мотобайки юзаем :) Завтра прощаемся с Таем, летим в Индию :)

  4. Давно вас читаю, очень познавательно. Отдельное спасибо за подведение итогов и карту маршрута (пыталась её самостоятельно по вашим отчетам создать в гугл картах :)! Пишите ещё!!

    • avatar Tonic says:

      И Вам спасибо, Александра, за то, что не стесняетесь говорить «спасибо». Это очень важно для нас. Писать будем, конечно:)

  5. avatar RF says:

    Очень занимательный поход. Хотим махуть примерно туда же в октябре. Как считаете не поздно будет?

    • avatar Pashkin says:

      Перевалы закрываются как правило в ноябре, так что при наличии теплой одежды и желания, почему бы и нет.

  6. avatar hiker says:

    Привет! Спасибо за Ваши труды и отчеты! Планирую прокатиться по аналогичному маршруту. Если не сложно, помогите с подготовкой и ответьте на вопросы:

    1. Время для похода. Что в этом регионе значит сезон дождей: каждый день льет? Сентябрь — хорошее время для похода? Когда на ваш взгляд там лучше всего?

    2. По карте полно населенных пунктов. Есть ли вообще надобность таскать с собой продукты более, чем на 1-2 дня?

    3. Какой у вас получился набор высоты за поход? По вашей раскладке в некоторые дни вы проезжали совсем мало км (при этом даже без набора высоты). чем это обосновано? Это я к тому: можно ли уложить ваше кольцо в 20 дней? (Но что бы животики не надорвать)))

    4. Есть ли вариант при форс-мажоре зафрахтовать автомобиль для эвакуации?

    5. Думаю, от Дели до места старта проблем добраться нет?

    Заранее спасибо!

    • avatar Tonic says:

      1. Куллу и Киннаур — льёт. Спити — нет.

      2. Зависит от вас. Нам удобнее купить то, что мы хотим, в городе, потому что в деревне может быть очень маленький выбор или может вообще не быть магазина (что в тех краях не редкость).

      3. Посмотрите внимательно техническую таблицу. Там охарактеризованы все препятствия. За 20 дней реально и даже быстрее, мы ехали в расслабленном темпе.

      4. Легко.

      5. Никаких. Ходят автобусы, только велосипеды грузите аккуратно и сами, без помощи делийцев.

  7. avatar Артём says:

    Приветствую. Сам недавно ездил почти по этому же маршруту, но стартовал из г. Шимла, а закончил в г. Лех. Затем из Леха поехал в Манали, и финишировал опять в Шимле. Очень хочу всё повторить, но теперь с этветвленияи в маршруте, и не торопиться так как я в прошлый раз, что не было времени осматривать посёлки.

  8. avatar Артём says:

    Собирались каждый день писать отчёт, но так уставали, что кое как ужинали и засыпали. Осталось только видео:

    1. www.youtube.com/watch?v=P_RXOe9FRqg

    2. vk.com/video33554284_166210783

    И фотки:

    vk.com/album33554284_178310163

    • avatar Tonic says:

      Спасибо! Посмотрю. Походная усталость, не позволяющая писать отчеты, — это нам знакомо!))

  9. avatar Ельник says:

    Да, здорово. А мотоциклисты там были, можно на мотоцикле в круговую прокатиться?

    • Когда мы ехали, часть кольца еще не была открыта для транспорта после зимы.

      • avatar Ельник says:

        В июне уже открывают? На велосипеде оно того стоит там путешествовать или всётаки лучше мото с заездом в Лех? Там везде есть крыша или нужно брать свою палатку, горелку, спальник и т.п. ?

        • Закрыт участок дороги был в середине июня. Но в разные годы может быть по-разному, в зависимости от того, когда в горах сходит снег.

          По поводу питания и ночлега, в статье подробно описано, если собираетесь — почитайте. Еще более подробно — по ссылкам на части нашего маршрута, которые есть в статье.

          На велосипеде там ОЧЕНЬ хорошо. На мой взгляд, гораздо лучше, чем было бы на мотоцикле.

  10. avatar Саня says:

    Эх, ребят. Пересматриваю фотографии, и такая ностальгия берет!

    Спасибо за сайт и наполнение

Leave a Reply

*