На мотоцикле по северо-флоресской дороге

24 Февраль 2011 // Автор: Pavel Borisov

Места: Баджава, Лабуанбаджо, Маумере, Риунг, Рутенг, Флорес

Метки: ,

Серия «Малые Зондские острова – Nusa Tenggara»:
0. На мотоцикле по Индонезии. Как подготовиться и поехать
1. На мотоцикле c Бали на Сумбаву через Ломбок
2. Черепашьи пляжи на острове Сумбава
3. «Джалан багус»: на мотоцикле по южной Сумбаве
4. Описание острова Флорес
5. Экзотические фрукты в Индонезии, Баджава: изобилие фруктов и горная прохлада, Эстетика базара в Баджаве
6. Как мы заблудились на вулкане Инелика и каков из себя вулкан Ваво Муда
7. Разноцветные озера на вулкане Келимуту
8. Нангахале – как живут те, кто пережил цунами
9. Новый год под пальмами. Репортаж с кокосовой фабрики
10. Жители острова Флорес

12. Паромы в Индонезии
13. Гест-хаусы на Сумбаве и Флоресе c фотографиями

Мы уже проехали на мотоцикле по Бали, Ломбоку и Сумбаве и дальше по главному транс-флоресскому шоссе до Маумере. Возвращаться решили по другому пути – по недостроенной северо-флоресской дороге, куда никакой приличный турист не сунет своего носа из-за ям, колейности, холмов и прибрежных обвалов. И получили не только новый оффроад-опыт, но и проехали одну из самых красивых частей острова Флорес.

Северное шоссе идет на восток от Маумере. Поначалу – асфальт, и ехать очень легко и быстро. Тем более, что в отличие от главного, транс-флоресского, пробирающегося по холмам, северное идет почти по самому берегу, по равнине. На юге встают крутые живописные склоны центрального хребта, рассеченные идиллическими безлюдными долинами. Это очень красиво!

Одно удовольствие – ночевать в пустынных широких долинах, под звездами, среди веерных пальм
долина с веерными пальмами, fan palm valley

плоды веерной пальм, fan palm fruit

северо-флоресске шоссе, Flores Trans-Northern Highway

Иностранцев здесь почти не бывает. Многие местные жители (о, чудо!) не знают даже любимого флоресского слова «хеллоу». Все очень дружелюбные, но иногда от их дружелюбия, смешанного с интересом и гостеприимством, трудно избавиться. На ночь нужно ставить палатку в таком месте, которое не просматривается с дороги, и чтобы никто не видел, куда именно ты с нее свернул. Иначе жди гостей.

северо-флоресске шоссе, Flores Trans-Northern Highway

Один раз мы ночевали у ручья в небольшом ущелье, и кто-то увидел, как мы свернули туда с дороги. Через час пришли дети и сели вокруг нас. Выпроводили – сказали, что хотим спать, да и им пора. Еще через полчаса, светя сразу десятком фонарей, пришли взрослые. Здесь, говорят, в долине, ночевать не надо – много змей (обычная присказка крестьян в Азии). Приглашали в дом в село. Мы убедили их, что в темноте не можем снять палатку и очень хотим спать. Они повторили приглашение раз пять и ушли, пожелав спокойной ночи. Потом снова пришли дети и стали невзначай ходить вокруг. Снова выпроводили их и легли спать. Ночью больше не приходили, появились только утром часов в 6. Мы бы с удовольствием погостили у кого-нибудь, но тогда оказались бы в роли главных экспонатов деревни и выступали бы часов до двух ночи.

Дети из деревни на Флоресе
дети из деревни на Флоресе, children from rural Flores

Рисовое поле с навесом
рисовое поле с навесом, a shelter on a rice field

Церковь на острове Флорес, Flores rural church

Вглядитесь внимательно в это лицо. Никого не напоминает?
Флоресский двойник Владимира Путина, Mr. Putin flores rural tween

На следующий день я, наконец, догадался, почему куры с обочины не убегают в траву, а стремятся перебежать проезжую часть прямо перед мотоциклом. Когда никаких мотоциклов и машин не было, единственные большие существа, подбегающие к курице, стремились ее съесть. Для курицы мотоцикл – это тяжелый хищник, который быстро приближается. Если он и едет по центру дороги, то вот-вот свернет к той обочине, где курица, и съест ее. Чтобы спастись, нужно в последний момент броситься наперерез: тяжелый «хищник» потеряет время на резкий поворот, и курица сможет выжить. Не задавить такую глупую птицу на шоссе очень сложно.

Первый после Маумере город – Риунг – знаменит своими снорклинговыми экскурсиями в близлежащий «парк 17 островов». Сам по себе город обыкновенный, он похож на агломерацию деревень. Вообще, города – не самое интересное и красивое на Флоресе. Они колоритны, но за их пределами лучше, спокойнее, красивее, а, если нужно что-нибудь купить, то и дешевле.

После Риунга дорога постепенно портится, кое-где асфальт похуже, где-то вообще нет асфальта. Она змеей круто взбирается на невысокие прибрежные холмы. Очень живописно и безлюдно, но управлять сложнее, и едешь гораздо медленнее. В одной из бухточек с манграми, куда спускалась дорога, я оставил мотоцикл на обочине, надел ласты с маской, нырнул и, отплыв метров десять, увидел огромное разнообразие коралловых садов: ветви, кисти, грибы в различных комбинациях занимали все дно и росли в несколько этажей друг на друге. Среди ветвей кораллов как из тумана проступали грустные загадочные силуэты рыб. Жалко, что в такой мутной воде было плохо видно – разнообразие там огромное.

Поле рядом с Риунгом
поле рядом с Риунгом, a field near Riung

Коровы в приливной полосе
Коровы в приливной полосе, the cows in a tidal area

Молодые кокосы
Паша, кокосы и мотоцикл, Pavel Borisov, two coconuts and a motorbike

Бухта с коралловыми садами. Сверху даже не подумаешь, что вода мутная
Бухта с коралловыми садами, a bay with coral gardens

Северо-флоресское шоссе идет через прибрежные холмы
северо-флоресске шоссе, Flores Trans-Northern Highway

северо-флоресске шоссе, Flores Trans-Northern Highway

Через некоторое время мы остановились у бамбукового шлагбаума. Рядом был привязан усталый теленок. На вбитой в землю жерди висела табличка на индонезийском: «дорога закрыта». Из ближайшего дома уже спускался крестьянин-сторож в помятых джинсах. Знаками он объяснил, что впереди случился обвал, и полностью засыпало узкую дорогу, до Рео здесь проехать нельзя.

Мы вернулись в предыдущее село, где предприимчивые лодочники предложили прямо с мотоциклом обплыть завал на их лодчонке. Посовещавшись на бахасе, профсоюз таксистов-лодочников пришел к выводу, что честная цена для двух иностранцев с мотоциклом никак не меньше 27 USD за три километра. Правда из-за отдаленности села от цивилизации и интернета лодочники не знали, что это соответствует цене на самолет между близкими островами. Мы решили объехать собственным ходом, хотя крюк получался большой: через Баджаву и Рутенг в Рео с двойным пересечением центрального хребта, но зато интересно.

Был вечер, и мы ехали по дороге в Баджаву. К закату поднялись на хребет (он на километр выше моря) и на перевале решили остановиться. Мотоцикл поставили в кусты, а сами расположились в высокотравье. Провести вечер на ветреном хребте было очень приятно: наконец-то долгожданная прохлада. Травы по пояс, звезды как пшено. Примятой под палаткой травы было так много, что казалось, спим на сеновале.

Мы приехали в уже знакомую нам Баджаву, и дальше по основному шоссе – в Рутенг. В Рутенге не оказалось бензина ни на одной из заправок, зато нашлось множество торговцев бензином на обочине, кто с бутылочками, кто с канистрами, кто с бочками. Вся братия торговцев, которая после прибытия очередного бензовоза быстро освобождает заправку от «излишков», занимает около полукилометра вдоль дороги. У нас кроме трех с половиной литрового в баке мотоцикла, был бензин еще в дополнительной канистре, так что их услуги нам не требовались: на остатках со дна канистры мы дотянули прямо до Рео.

Дорога из Рутенга в Рео спускалась с перевала лентой из мокрой бежево-красной глины на старом асфальте. Местные водители едут здесь очень осторожно и не зря: когда тормозишь с 10 км/ч, мотоцикл ведет по мокрой глине, а слева – обрыв.

В одном из сел по дороге мне удалось купить килограммовую гуанабану за 3 рубля (то есть, за 1000 рупий). Я не торговался: мне сразу назвали такую цену. Пока это рекорд дешевизны. И она очень вкусная! А в Рутенге на рынке, где уже привыкли к иностранцам, за такую же просят в десять раз больше.

Дорога в море – пирс около Рео
Дорога в море - пирс около Рео, a highway in the ocean - the pier near Reo

Мешки сушеной рыбы ждут погрузки на корабль на Сулавеси
Мешки сушеной рыбы ждут погрузки на корабль на Сулавеси, sacks of dry fish wait a ship heading Sulawesi

Корабль до Сулавеси
яорабль до Сулавеси, Sulawesi-bound ship

яхта около Рео, a yacht on a Reo pier

Рео, в сущности, не город, а крупный поселок в нескольких километрах от большого порта. Снабжают его только кораблями, поэтому в прибрежных городах бензин есть, в отличие от горных городов, куда его надо везти бензовозом по сложной дороге.

Из Рео в Лабуанбаджо – самый худший участок северо-флоресской дороги. Полностью размытые остатки асфальта, крупные булыжники, броды и очень крутые спуски-подъемы. На одном из бродов дно было от водорослей скользкое как каток, и мотоцикл упал на бок. Пока мы его поднимали, местные жители, вместо помощи, стали смеяться. Было неприятно.

Дальше пошли небольшие и очень крутые участки асфальта – хоть руки отдохнули. Сквозных машин по этой дороге не было, хотя села есть. Множество развилок на дороге приводят к почти непроезжим крутым спускам по песку и камням, которые ведут в очередную пару деревень (если проедешь). Местность не очень соответствует карте, так что мы несколько раз уехали не туда. Местные жители показывали нам правильный путь. В большинстве случаев, правильно было развернуться и ехать назад по тому же головокружительному склону.

Ближе к Лабуанбаджо появился пассажирский транспорт. Вместо автобусов здесь ездят грузовики Мицубиси с пассажирскими деревянными лавками, закрепленными в кузове. Они еще сильнее разбивают и без того глубокие глинисто-песчаные колеи, так что здесь нет недостатка в оффроаде. По краям дороги растет редкий лес, кое-где естественный, большей частью пальмовый. Один раз мы остановились на обочине, развели костер и стали кипятить чай. В это время из-за деревьев вышел крестьянин, посмотрел на нас и угостил половиной килограммового брикета пальмового сахара. Мы же предложили свое печенье, которое в деревнях, естественно, не продается.

Идиллическая роща для установки палатки
Идиллическая роща для установки палатки, we put our tent in an idyllic grove

Идиллическая роща для установки палатки, we put our tent in an idyllic grove

Дорога резко портится. Глубокие колеи на спуске я проезжаю один и очень осторожно, а Тоня спешивается, идет рядом и фиксирует мой пилотаж на камеру. Дальше экскаваторы копают, грузовики возят, крестьяне выравнивают, рабочие асфальтируют. И вот гладкий абсолютно новый асфальт, а вскоре и выезд на основную дорогу, десять километров не доезжая поселка Лабуанбаджо. Завтра утром паром на остров Сумбава.

оффроад на Флоресе, Flores offroad

оффроад на Флоресе, Flores offroad

оффроад на Флоресе, Flores offroad

бамбуковая хижина, bamboo hut

Пассажирский грузовик
пассажирский грузовик, passenger truck

экскаватор строит новую северо-флоресскую дорогу, building of a new trans-northern highway on Flores

Весь путь по северной дороге от Маумере до Лабуанбаджо занял у нас 6 дней. До свидания, остров Флорес – с пустыми дорогами и живописным бездорожьем. С забитыми крошечными автобусами и видом на все стороны света с мотоцикла. С толпами туристов в туристических поселках и деревнями, где ни один иностранец еще не побывал со времен миссионеров. С жаркими побережьями и прохладными хребтами. С подводным миром и правильными конусами еще не потухших вулканов.

Погрузка на паром с Флореса, we leave Flores on this ferry

Серия «Малые Зондские острова – Nusa Tenggara»:
0. На мотоцикле по Индонезии. Как подготовиться и поехать
1. На мотоцикле c Бали на Сумбаву через Ломбок
2. Черепашьи пляжи на острове Сумбава
3. «Джалан багус»: на мотоцикле по южной Сумбаве
4. Описание острова Флорес
5. Экзотические фрукты в Индонезии, Баджава: изобилие фруктов и горная прохлада, Эстетика базара в Баджаве
6. Как мы заблудились на вулкане Инелика и каков из себя вулкан Ваво Муда
7. Разноцветные озера на вулкане Келимуту
8. Нангахале – как живут те, кто пережил цунами
9. Новый год под пальмами. Репортаж с кокосовой фабрики
10. Жители острова Флорес

12. Паромы в Индонезии
13. Гест-хаусы на Сумбаве и Флоресе c фотографиями

24 Февраль 2011 // Автор: Pavel Borisov

Места: Баджава, Лабуанбаджо, Маумере, Риунг, Рутенг, Флорес

Метки: ,

18 Comments →


Наш дом окружен лесом, из которого не хочется выходить. Десять минут — и мы в Нагаре, но зачем? Cреди деодаров, елей и сосен хорошо и спокойно, и можно бесконечно гулять по тропам, каждый раз находя новые. В садах зреют яблоки и груши, вдоль дорог растут ежевика и барбарис. Дикие абрикосы кулльцы не едят, а только [...]

Также рекомендуем

Подписка


pashkin_elfe
phototon1c

Обсуждение:

  1. Лицо напоминает братца Иванушку, когда он выпил водицы =))

  2. Сергей Глухов Сергей Глухов:

    Чаго то я не понимаю красоту Флореса, Ломбок выглядел намного красивее =)

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Может, потому что Ломбок ты видел своими глазами, а Флорес – только на фотографиях.
      И Флорес однозначно более своеобразный.

  3. погодка, по всему, там выдалась исключительная. а с молодыми кокосами Паша похож на девчонку!!

    • Antonina Zakharova Tonic :

      Да-да, погодка классная была! Только днем жарковато, но на то байк и нужен, чтобы не пешкодралить по жарище.

  4. Dasha Dasha :

    А мы выдвинули теорию, что курицы бегут туда, где их дом (тобишь курятник). Они ведь не всегда именно наперерез пускаются.
    Эти курицы, это такой экстрим. Реально, чтобы не убиться, завидев курицу, лучше тормозить:)

Оставить комментарий

*